Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Автор-составитель: Уварова Л.И.

 Словарь духовной Красоты, посвященный Женщине

 (Начало)

Введение

Что, если бы темы, которые нас интересуют, росли в саду, как цветы, как растения – на какие из них непременно обратила бы внимание Женщина? Что привлечет её?

Вот росток, имя которого Дитя – не пройти мимо! Вот Любовь, Красота, Искусство, Гармония… Как не наклониться за ними, не позаботится о них!

Кто, если не Женщина, поддержит и будет ухаживать,  будет культивировать их?

Мимо каких еще тем-растений не пройдет она? Мужчина и Счастье, Дом и СемьяЧувстваЦветыУтонченностьДуховность

Все эти темы – её,   и без её живого участия никакие правительства стран не станут заботиться о них и рассматривать на своих заседаниях, не уделят им внимания. И не будет им хода и роста, не будет и жизни у них... И все – без неё.

 Так разумно ли умалять великую роль Женщины, недооценивать влияние на жизнь той, которая сама и дает эту Жизнь?

И достойно ли сводить её роль лишь к дополнению и услаждению жизни Мужчин ?

Знания о духовных Основах, о равновесии двух Начал в мироздании, существовали всегда, и о нём - равновесии Мужского и Женского -  как непреложном Законе, указано было во всех Учениях и мудрых скрижалях древности, но до сих пор значение и роль Женщины по-настоящему не осознаны на нашей планете.

И всё потому, что темы Мысль и Наука, Космос и Эволюция, Знания, Творчество, Сотрудничество, Управление не стали ее заботой, и отданы ею самою в другие, сильные, руки, и равновесие пошатнулось, и сама жизнь уже на планете находится в опасности.

 

Пусть в жизни каждого дня утвердятся и станут привычными слова и понятия, разместившиеся на страницах нового словаря, Словаря Новой Эпохи - Эпохи Женщины.

 *     *     *

Содержание:

Дети

Женщина

Любовь

Радость

Цветы

Учитель

Принятые сокращения

 

ДЕТИ

 Когда люди вернутся к этическим Основам, осознают духовные законы бытия, в частности Закон непрерывности жизни, они многое узнают о предназначении детства, посмотрят на детей как на явление совсем другими глазами.

 С глубоким символом в древности было указано: будьте, как дети. Их чистота, простота, доверительность недосягаемы для большинства взрослых – у детей можно многому поучиться. Не зря сказано: только лучшие из нас остаются детьми до глубокой старости.

 Действительно, далеко не всем удается на всю жизнь сохранить искренность, радостность и простоту, способность открыто, с полным доверием относиться к людям – то, что так легко дается в детские годы. И совсем не многие – единицы – удерживают в себе психику ребенка, его жадное любопытство к миру, полному неизведанных и неисчерпаемых возможностей.

 Известно, что люди приходят на Землю с добрыми намерениями – это великий Закон. Однако, под влиянием различных воздействий доброе намерение часто распыляется. Из мельчайших подробностей жизни могут слагаться дурные привычки, и тогда исчезает в сознании просветление о Добре как основе бытия.

 Значение детства в нашей жизни чрезвычайно велико, и мало кто осознает его в достаточной мере. Непроста и задача взрослого по отношению к ребенку – помочь ему найти себя, реализоваться как личность и сохранить при этом свою индивидуальность, понять свое предназначение, постичь смысл жизни. Для этого наставникам, прежде всего, необходимо осознать истину о неизменной сущности ребенка – и по этому мерилу уже прилагать все остальное: ребенок приходит в мир с уже сложившимся характером.

 Поучительны наблюдения, что именно в детском возрасте проявляются некие наклонности человека, которые нельзя объяснить другими причинами, кроме прежних накоплений. Можно легко наблюдать этот истинный, унаследованный характер и собирать при этом ценные особенности.

 Даже среди самых первых выражений ребенка можно представить себе его внутреннее сознание. Он не случайно обратил внимание на те или иные предметы; также очень значительны слова неожиданные, произнесенные в самом младенчестве.

 Нужно учесть, что дети замечают и сознают больше, чем мы предполагаем. Некоторые из них помнят прошлые жизни и подробности Тонкого мира, и мудро будет пробудить эти воспоминания для пользы его развития – обычно эти воспоминания живут в маленьком человеке до семи лет. Малое дитя утверждает: “Наконец я народился”, – и в этом утверждении Мир Тонкий со стремлением к воплощению. Можно привести множество примеров, когда не только малые дети, но новорожденные неожиданно произносили слова огромного значения. Так можно собирать самые ценные сведения — они для наблюдательного человека собираются в целое ожерелье.

 Главное, не отрицать то, что в данное время кажется необычным. Такие исследования, неминуемо, должны составлять убедительную цепь фактов. Наблюдательность и внимательность дают большие следствия.

 Так ребенок поможет приоткрыть взрослым окно в Мир Невидимый.

 И уж никак не для насмешки приводится в литературе множество сведений о детях, помнящих прежние жизни и воспринимающих мысли, создаются такие реалистические произведения, как «Синяя птица» Метерлинка. Закон потусторонний гораздо сложнее, нежели полагают – тем более он должен быть почитаем и изучаем.

 Дети не только цветы Земли – они еще и дары наши Вселенной.

 Следует бережно охранять явление детей

 ________________________________________

(Зов – 14.12.22), (Оз.–II, IV–10), (Общ. –116), (МО–I–264,338) , (МО-III–503), (Бр.–134,152, 219), (Н–328, 425).

Русский космизм: Антология философской мысли – М.: Педагогика-Пресс 1993. – С. 216

ЖЕНЩИНА

В естестве своем Мужское и Женское Начало едины, и одно

не имеет бытия без другого. Умаление одного есть умаление другого.

Пришло время, когда птица человечества уже

не может летать на одном крыле.

 

«Почитайте женщину. Она – основание всего доброго и прекрасного. Как свет отделяется от тьмы, так женщина владеет даром отделять в человеке добрые намерения от злых мыслей», – так говорили мудрые. Все древнейшие Учения всегда высоко ставили Женское Начало, и даже женские Божества рассматривались ими, как наиболее сокровенные. Лишь глубокое невежество средневековья могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Духовное развитие должно неизбежно раскрыть глаза людям на те страшные заблуждения, которые лежат в корне всякого зла. Высказывания о более сильном или более слабом Начале недопустимы – такие рассуждения ведут к несоизмеримости.

Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины. Грядущее время снова должно, как в лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной – ее вечным спутником и сотрудником. Ведь все Величие Мироздания слагается двумя Началами. Бытие основывается на равноценности двух Начал. Возможно ли умаление одного из них?

Все переживаемые бедствия и катаклизмы в значительной степени являются следствием унижения женщины. Страшное падение нравственности, болезни и дегенерация некоторых народностей имеют в основании пренебрежительное отношение к женщине. Женщина в наше время еще  не допущена в полной мере к выявлению своих способностей, не допущена к построению общественной и государственной жизни, полноправным членом которой она является в силу космического закона или права. Но женщина-раба может дать миру только рабов. Поговорка «у великой матери и великий сын» – имеет глубокое космически-научное основание.

Продвижение женщин в правительственные круги и успешное выполнение ими разнообразных общественных обязанностей во многих странах уже настолько утвердили за ними признание их равноспособности, что лишь крайне отсталые сознания могут возражать в принципе против такого утверждения и допущения. Что касается женской интеллектуальности, то она не меньше  мужской, ибо высшие качества этой способности – от духа, пола не имеющего. Известно, что интеллектуальность приобретается образованием и тренировкой, и если поставить женщину в необходимые для этого условия, результаты будут налицо. Но не утверждения первенства потребует женщина, а установления справедливости.

Несомненно, что и женщина во многом сама виновата: вместо того, чтобы выявлять всю красоту, всю характерность и особенность свою, она пытается отразить в себе, прежде всего, все  отрицательные особенности противоположного пола – получается недостойная карикатура. У большинства стремление к уравновешиванию прав вначале, как обычно, выражается в подражании. Но не в подражании, а в своем индивидуальном, неповторяемом выражении лежит красота равновесия или гармонии. Разве женщинам хотелось бы, чтобы мужчина утерял свою красоту мужества? Также и мужчине, не лишенному чувства красоты, неприятно видеть подражание присущим ему привычкам и соревнование в разнузданности нравов. Подражание всегда начинается с наиболее легко достижимого.

Будем надеяться, что эта первая ступень будет быстро преодолена, и Женщина, углубляя свое познание Великой Матери Природы, найдет неповторяемое величие своего творческого выражения. Есть характерные особенности у каждого Начала, и это создает всю красоту жизни. Эти особенности выявятся во всей мощи тогда, когда снова проснется в духе спасительная красота романтизма и героизма.

Если амазонки в прошлом являли символ силы Женского Начала, то теперь необходимо показать духовную совершенную сторону женщины. Людям необходимо осознать, что Женщине изначально вручена нить связи двух миров – видимого с Невидимым, плотного и Тонкого, и только она поможет решить эту проблему.

Отчего женщины часто пробуждаются для Тонкого Мира? Потому что работа их сердца гораздо тоньше. Не забудем, что при каждом важном достижении необходимо Женское Начало как основа и сущность. Почему при научных опытах над тончайшей психической энергией участие женщины так необходимо? Почему женский уход за цветами так благотворен? Почему при болезнях прикосновения женщины так целительны? Можно назвать множество явлений, когда именно Женщина может дать особое напряжение психической энергии. Но не обращено должного внимания на такие особенности женщин.

Вечное женственное Начало не нашло еще справедливого толкования.

__________________________________

(Оз.-ч. II, V-2) ( С-106) ( Аум- 428) ( МО-3-346)

(П.-1.3.1929) (17.4.34) (18. 6. 35) (17.5.37) ( 23.06.38) (17.09.38) (НКР – «Алт.-Гим.

 ЛЮБОВЬ

Любовь – сильное сердечное чувство,
основанное на самоотверженности (Сл. рус.яз.-Ож.)

Любовь держит весь Космос.

Любовь есть величайший магнит.

 Суждено народам узнать Новое Слово Любви.

Ничто на Земле не зажжёт так огонь сердца, как Любовь.

Насколько нуждается человечество в сознании Огня Любви!

До сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения. Люди забыли о великом космическом значении любви. Материализм нашего века свел любовь на уровень физиологической функции. В лучшем случае, любовь в наше время понимается как явление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в ней стали бы искать ее высшего проявления, пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей. Именно в этом пробуждении и заключается главная цель, главный смысл любви.

Все в мире зависит от любви и держится любовью, она должна вести к высшему постижению.

Любовь есть единая творческая сила. На высших планах Бытия все созидается мыслью, но для оживотворения этих мыслеобразов необходимы два Начала, соединенные космической любовью. Много непонимания нагромоздилось вокруг основных понятий двух Начал – Мужского и Женского .

Влечение и любовь между противоположными Началами должны рассматриваться как проявление космического закона сродства душ. Случайные связи разрушают человечество и грозят гибелью всей планете. Правильное понимание Великого Таинства, уважение к Женскому Началу переродят мир.

Люди должны понять божественность Любви в ее высочайшем проявлении и также искать здесь на Земле ее отображения. И само потомство как плод любви будет много выше потомства случайных связей.

Любовь, так же, как и милосердие, и сострадание – действенные средства, соединяющие сердца человеческие с Высшими мирами.

К Высшим мирам поведет любовь торжественная. Бог есть любовь, и все существование Вселенной обязано, именно, любви.

Когда люди научатся чтить Космические Законы, это может облагородить все человечество, может пробудить все лучшие устремления. Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека.

Любовь есть дар божественный.

Любовь есть просветитель, есть ведущее, творящее начало. Как величественно чувство взаимной любви!

Любовь создает бесстрашие.

Когда мы преисполнены любовью, разве существуют препятствия? Сама земная любовь уже творит чудеса.

Сказано: « Люби и твори, и вся радость придет ».

Кто научился радости, тот уже вступил на путь мудрости – радость есть особая мудрость.

Среди новых достижений науки будут указаны мощные эмоции радости и любви. Пусть человечество постепенно приближается к светлым двигателям и поймет, что каждая мысль о радости есть уже целебное начало. Даже среди горестей можно находить явление любви. Пусть ученые покажут, насколько ритм радости дает прилив психической энергии – жизненной силы.

Психическая энергия есть любовь и устремление. Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к свету во всех проявлениях, и будет развитием этой жизнедательной энергии Любви.

В будущем люди осознают, где находится их сокровище, и обратятся к светлой панацее. Любовь – неиссякаемый целебный родник.

Учение Любви есть Учение Сердца.

Женское сердце умеет быть в высшей степени преданным.

 _______________________________________

(Зов-7.06.21) (АЙ-424, 425) (И-280) (С-278) (МО-1-637) (Аум-80)

(Н-159, 446, 458823, 915)( П-17.10.35, 11.6.37

 РАДОСТЬ

Радость – веселое чувство, а также то,

                 что вызывает это чувство (Сл. рус. яз. – Ож.)

                 – отрада, успокоение, облегчение души,

                то, что снимает тревогу, взволнованность (Сл. рус. яз. – Даль)

Держи в себе радость с утра в течение часа,

и она будет держать тебя целый день

 

Радость дает человеку особые силы, причины которых еще не установлены наукой. Радость можно сравнить с сильным магнитом – она притягивает к себе и дает импульс жизни. Радость рождает доверие.

Кто-то скажет: не трудно радоваться, когда преуспеяния и богатство, но среди болезней, несправедливости или оскорблений где найти отраду, снять тревогу и обеспокоенность? – В той радости, которая зовется мудрой, радости сознания Красоты бытия. Она не зависит от личных обстоятельств – именно это особенно ценно и является лучшим целебным средством. Человек, полный радости бытия, обладает огромной жизненной силой и энергией, которая сейчас же передается другим. Радость есть особая мудрость.

У множества людей не различается радость от бессмысленного, буйного веселья, но различие это велико. Надо уметь понять ценность торжественного, радостного настроения. Можно жить в таком счастливом состоянии – и все земные горести получат особое значение. Но не следует думать, что настроение это легко достижимо.

Торжественность не есть напыщенность или надутость. Торжественность создает тот мост с царством Света, по которому входят в него. Торжественность будет выражением понимания величественности мироздания – творений Природы, человеческого творчества. Но ее не достичь, если жить всецело мелкими, личными интересами. Суета и сутолока погружают сознание в обыденность и делают жизнь бессветной. На обыденности не взлететь, она лишает нас крыльев. Но настроенность на ключе Красоты так же, как и торжественность, возвышает.

Качество торжественности характерно тем, что совершенно исключает многие мелкие чувства и свойства, как, например, суетливость, страх, заискивание, болтливость, легкомыслие и многое, многое другое – словом, все то, что нередко является характерной особенностью обывательского состояния сознания.

 Мыслители древности указывали, что радость заповедана счастливому искателю, но надо весело полюбить поиск и  стремление к новому – они дают радость познания. И труд принесет с собою радость и здоровье, если осознанно направлен к совершенствованию. И сотрудничество будет чашей полной солнечной радости!

Каждый самоотверженный путь не дает места недовольству. Радость рождается от стремления к совершенствованию, а скорбь – от жалкого недовольства жизнью.

Уже давно сказано: через Красоту имеете Свет. Каждый восторг и восхищение перед Прекрасным собирает зерна психической энергии – Света. Каждое любование природой создает луч Света и укрепляет психическое здоровье.

Надо научиться вмещать радость Света, научиться радоваться каждому листку, проснувшемуся к жизни, радоваться всему прекрасному в окружающем мире. Причины для такой радости всегда можно найти и в природе, и в сфере человеческих духовных отношений, и в сокровищнице творений человечества – мировой и отечественной Культуре. Сколько радости могут дать искусство, научная и философская мысль: большое счастье – следить за мыслью гения!

Чтобы мудрая радость поселилась в душе, надо быть к ней готовым: только к тому придет такая радость, кто к ней стремится, кто знает о том, что есть особая мудрость радости.  «Будьте радостны не желанием покоя, но возмущением стихий, лишь возмущенная стихия будет служить вам», – об этой мудрости знают лишь немногие, и еще меньше тех, кто умеет эти знания применить в жизни.

Также мало кто сумеет верно понять восточную мудрость: «Если ты прожил жизнь без трудностей, ты как личность не состоялся – купи трудности за большие деньги».

Поднимаясь по ступенькам к осознанию истинной радости, не следует забывать, что радость приносят и звук, и  цвет, и аромат. Надо лишь вооружиться знаниями о жизни духа, чтобы правильно всё это применять, и всегда помнить, что в мире есть хорошая музыка и цветы, песня ручья и язык птиц, краски неба и прекрасные формы творений... А при отдыхе, как известно, хорошо и посмеяться – щитовидные железы прочищаются смехом.

И чтобы не поддаваться унынию, надо уметь в происходящих грозных событиях видеть великий смысл: в мире потеряно счастье, ибо счастье в духе, но отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, иначе не вернуться к нему.

Каждый, кто намеревается преуспеть,

пусть помнит о Радости бытия.

 ____________________________________

(Оз-ч.2-1.4)(Общ.-237) (АЙ-14, 546).(И-96)(МО-1-298) (Н-281, 750, 732, 792)

(Гр. АЙ, т.5-109, т.9 - 550, т. 10 -121).

 

 ЦВЕТЫ

В цветах оседает небо на землю.

Кто любит цветы, тот на пути сердца.

 

Цветы являют собою Лик Красоты. Каждый цветок это тайна.

Каждый цветок – необычности лик.

Если лишить землю цветов на ней исчезнет половина жизнеспособности, поскольку в создании цветочной пыльцы как бы осаждаются кристаллы жизненно важной, психической энергии. Эта эманация (излучение) цветов входит в рецепт Амриты – так назывался в индийской мифологии божественный напиток, дарующий сверхъестественную силу.

Чувствительность и взаимодействие растений и цветов на окружающий мир, поистине, изумительны. Лечение ароматами цветов восходит к глубокой древности. Сад роз у древних считался местом вдохновения. Кроме роз, так же очень полезны фризии.

Благоухание цветов благодетельно, но, срезанные, они довольно быстро подвергаются разложению, и вполне естественно желание видеть цветы не сорванными. Надо учитывать, что за физической видимостью цветка – его особая, огненная сущность – то, что связано с миром Высшим. Потомучеловек с букетом часто подобен младенцу с огнем.

Цветы, умело подобранные или однородные, могут отвечать многим нуждам нашего организма. Как может помогать человеку цветник, сознательно составленный! Но нелепы цветники смешанные – они взаимно уничтожают свое воздействие. Нужно учиться у Природы – насколько полезны составы полей, покрытых дикими растениями! Комбинации растений, соседствующих в природе, надо изучать, как инструменты оркестра.

Кто изучал жизнь цветов, знает, что цветы могут и веселиться, но могут и засыхать от взгляда. Нужно почаще беседовать с растениями.

Когда человек радуется цветам, углубляется мыслью в их чудесное строение, думает о создании малого зерна, когда ценит свежий аромат – тогда он уже прикасается к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость.

Главное, не быть умершими для красоты.

 _______________________________________

(Оз. 1-4-3) (Оз. 3-2-20) (Оз. 2-4-1) (И-316,439) (С-390) (МО-1-638)

(Гр-2-479). (Гр-4-345) ( Симфония АЙ, т.1, с.133)

 

 

УЧИТЕЛЬ

Нас ведут Учителя, и мы стремимся к совершенству
в нашем почитании Учителя.

Учитель всегда у дверей ваших. Но оставьте двери открытыми.

Учитель – понятие духовное.

Понятие Учителя подобно лампаде во тьме. Многое можно простить тем, кто во тьме сохранил понятие Учителя.

Закон Учительства – закон Космоса: никакое знание или познание не может произойти без Учителя.

Вся история человечества свидетельствует о том, что все великие исторические лица имели своих Учителей, водительство которых сделало их гигантами духа и жизненного подвига.

Понятие учительства должно быть развиваемо в людях с ранних лет.

Тот, кто осознаёт целесообразность, понимает великое значение Учителя.

Не может народ успевать, если не будет спешить в познавании. Но лишь немногие могут помочь людям в познавании, и тем лицам воздадим почитание. Каждый из них не только прочел уже написанное, но вложил каплю и своего познания. Такая капля есть дар Беспредельности.

Учитель укажет путь красоты духа. Научит напряжению и ритму жизни.

Учитель научит мыслить и трудиться. Поможет развить правильное воображение, обратив сознание к Высшему.

Учитель хранит достоинство духа и поднимает это достоинство в других.

Учитель тот, кто открывает, умудряет и ободряет, кто скажет: «Благословенны препятствия – ими растем».

Учителем будет тот, кто подаст лучший совет в жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность.

Учитель идет новыми путями.

Учитель бескорыстен – он трудится не для себя, но для Общего блага. Труд учителя – подвижничество.

Кто умеет быть благодарным, не промолчит на стрелу против учителя.

Учитель распознает могущих идти быстро (развиваться), и он не хвалит их, а расчищает путь. Он не скрывает от них трудностей: для некоторых сознаний препятствия – радость.

Учитель подумает с учениками, как украсить школу и содержать ее в чистоте. Учитель, как друг, напутствует по лучшему направлению. Никакое насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении своих сил – малые любят работу «больших».

Труд учителя должен быть вознагражден и материально, и общим уважением. Учительство есть одна из высших ступеней государства.

Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Можно удивляться, что само искусство учительства

не вызывает внимания.

 

Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом

среди установлений страны.

 

Источник: из философского наследия семьи Рерихов

 

 *     *     *

(Продолжение см. № 18)

 

Принятые сокращения

Статьи Словаря составлены на основе материалов из философско-художественного наследия семьи Рерихов – текстов Учения Живой Этики, писем, книг и статей Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, а также некоторых других изданий. Ссылки на использованные материалы указаны в конце каждой статьи словаря. Принятые сокращения:

книги Учения Живой Этики –

Зов – Листы сада Мории. Зов; Оз. –  Листы сада Мории. Озарение; Общ. – Община; АЙ – Знаки Агни Йоги; Б – Беспредельность; И – Иерархия; С – Сердце; МО – Мир Огненный; Аум – Аум; Бр. – Братство; Н – Надземное.

НКР – произведения Н.К.Рериха

П. – письма Елены Ивановны Рерих

Гр. – Грани Агни Йоги. Записи Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха.

В начале статей приводятся ссылки на словари русского языка: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4 – М.: Рус. яз., 1989. Сокращенно: Сл. рус. яз. – Даль.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Росс. Академия наук. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.Сокращенно: Сл. рус. яз. – Ож.

 


Педагогика Культуры № 17 (2013)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 3550