К 60-летней годовщине полета в космос Ю.А. Гагарина
Русский космизм как основа научного познания Вселенной и человека
Предисловие автора
Уважаемые читатели! Предлагаю вашему вниманию текст доклада, который мне посчастливилось сделать на Сорок восьмых Международных общественно-научных чтениях, посвященных памяти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Доклад был представлен в режиме видео 10 марта 2021 г. в г. Гагарине Смоленской области и в г. Королеве Московской области. Я посвятил свой доклад первому полету в космос нашего выдающегося соотечественника летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Этот полет имеет огромное планетарно-космическое, духовно-нравственное и научно-техническое значение для человечества. Ю.А. Гагарин впервые за всю человеческую историю оказался в космическом корабле на околоземной орбите и открыл человечеству дорогу к звездам. Когда Юрий Алексеевич увидел Землю из космоса, он получил незабываемые впечатления, о которых написал в своей книге «Дорога в космос: Записки Летчика-космонавта СССР» (М.: Воениздат, 1961). Ниже приводится фрагмент из этой книги:
«В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода "Востока" из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! 9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно"».
Этой теме, красоте нашей планеты, созвучна еще одна записка Ю.А. Гагарина:
Полет Юрия Алексеевича Гагарина имеет эпохальное значение для человечества. Это событие всколыхнуло и объединило народы Земли. Во всех странах, где побывал первый космонавт Земли с визитами дружбы, он был принят с высочайшим уважением и почетом, сердечной радостью и любовью. Гагарин своим подвигом пробудил у людей самые лучшие качества и чувства. Сам Юрий Алексеевич как личность безусловно соответствовал своей высокой космической миссии и сердечной любви, восхищения и уважения, с которыми его встречали в разных странах.
В нынешнем году со дня полета Ю.А. Гагарина исполняется 60 лет. Срок немалый. За это время Россия, США, другие страны мира в освоении космоса совершили прорыв. В то же время духовные, научно-технические основы освоения космического пространства заложили главный конструктор космических кораблей, академик Сергей Павлович Королев и первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин. В памяти человечества эти два имени сохранятся навсегда. Свидетельством тому являются 48-е Международные общественно-научные чтения, посвященные памяти первопроходца космоса, которые прошли 9-12 марта 2021 года на родине Юрия Алексеевича Гагарина в городе Гагарине Смоленской области и в городе Королеве Московской области.
9 марта состоялось торжественное открытие Чтений, 10 и 12 марта – пленарные заседания, 10-11 марта – работа секций. Работе секций предшествовало пленарное заседание, на котором было сделано 7 докладов, в том числе, доклад автора настоящей статьи. Привожу названия секций: секция № 1 «История пилотируемой космонавтики и ракетно-космической техники» – 16 докладов; секция № 2 «Профессия – космонавт» – 22 доклада; секция № 3 «Космонавтика и общество» – 25 докладов; секция № 4 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы» – 24 доклада; секция № 5 «Космонавтика и молодежь» – 48 докладов.
Всего было представлено 142 доклада.
На Чтениях выступили ветераны космической отрасли, ученые, конструкторы, испытатели космической техники, а также студенты и школьники из городов: Гагарина (Смоленская область), Байконура, Воронежа, Звездного городка, Ижевска (Удмуртская Республика), Калуги, Кирова, Королева (Московская область), Краснодара, Москвы, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Саратова, Симферополя (Республика Крым), Слуцка (Республика Беларусь), Ярославля и других регионов.
Не хотелось бы эти записки превращать в отчет, но в заключение отмечу, что доклады были посвящены актуальным научно-техническим вопросам, связанным с подготовкой и осуществлением полета Ю.А. Гагарина многими коллективами нашей страны, а также вопросам настоящего и будущего развития космонавтики.
Приведу из программы Чтений названия некоторых докладов, сделанных на пленарном заседании.
В Чтениях участвовали разные поколения. Особенно хотелось бы сказать о сделанных на секции № 5 «Космонавтика и молодежь» докладах студентов и школьников, олицетворяющих будущее нашей Родины. На этой секции было прочитано 48 докладов. Каждый из них по-своему интересен >>>примеры нескольких докладов.
Когда видишь такие темы, охватывает радость и гордость за наших ребят. В их устремлениях ощущается желание понять смысл подвига Юрия Алексеевича Гагарина и стремление соотнести свои мечты и планы с тем, что он сделал для человечества в науке, технике и развитии отношений взаимопонимания между людьми, народами нашей планеты. Освоение космоса олицетворяет выдающиеся достижения нашей эпохи, в которых участвуют Россия, США и другие страны мира. В России стремление осваивать космос укоренено в ее культуре, основой которой в этом плане является философия русского космизма. Именно идеи русских мыслителей-космистов о единстве человека и Вселенной, о стремлении человека к познанию космической реальности и самого себя как ее части представляют собой научную и духовно-нравственную основу продвижения России, всего человечества к познанию и освоению космического пространства.
Это небольшое вступление к своей статье я хочу завершить словами песни «Нежность» (1965). Они, как мне представляется, очень созвучны чувствам и мыслям многих людей. Ее авторы – композитор Александра Пахмутова и поэты Сергей Гребенников и Николай Добронравов.
Нежность
Опустела без тебя Земля.
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси.
Только пусто на Земле одной без тебя,
А ты, ты летишь,
И тебе дарят звёзды
Свою нежность.
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах.
И придумать не могла Земля,
Как прожить ей без него,
Пока он летал, летал,
И все звезды ему отдавали
Свою нежность.
Опустела без тебя Земля.
Если можешь, прилетай скорей!
Русский космизм как основа научного познания Вселенной и человека
(Текст доклада)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Позвольте мне поздравить вас с 48-ми общественно-научными чтениями, посвященными памяти нашего великого соотечественника летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Полет Юрия Алексеевича Гагарина, подготовленный Генеральным конструктором космических кораблей Сергеем Павловичем Королевым, открыл человечеству дорогу в космос. Этот подвиг в памяти человеческой цивилизации сохранится навсегда.
Особенности философии русского космизма
Космизм выражает тот объективный факт, что человек есть часть Вселенной. Идеи и образы космического миропонимания обнаруживаются в мифологии, религиозном опыте духовных подвижников, искусстве, философии, науке – во всех cферах культуры. Ядром русского космизма являются философские идеи и теории, раскрывающие единство человека и Вселенной.
Философия русского космизма – явление уникальное, ибо в творчестве его представителей идеи о космической природе человека даны в форме целостного мировоззрения. К блестящей плеяде русских философов и ученых, внесших в разработку космического мировоззрения огромный вклад, относятся Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Федорович Федоров, Павел Александрович Флоренский, Владимир Иванович Вернадский, Константин Эдуардович Циолковский, Александр Леонидович Чижевский, семья Рерихов, Людмила Васильевна Шапошникова и многие другие.
Наиболее развитой исторической формой русского космизма является философская система Живой Этики Рерихов. Перечисленные философы и ученые являются русскими мыслителями. Поэтому философское направление, которое они представляют, называется «философия русского космизма». В то же время идеи и теории этих мыслителей раскрывают универсальные черты космического мировоззрения, так как отражают объективные законы эволюции Вселенной и человека. Поэтому философия русского космизма – явление целостное. В таком виде его можно рассматривать, опираясь на общие черты, присущие творчеству русских космистов. К этим чертам относятся:
1. Признание существования иной, незримой реальности, о которой, к примеру, высказывался в своих дневниках В.И. Вернадский. Он их составил после трехнедельной болезни тифом, во время которой ученый прожил в пространстве духа свою будущую жизнь, соприкасаясь с чем-то более Высоким.
2. Понимание философами и учеными того принципиального факта, что источником их духовных прозрений и интуиций является Высшая реальность. К примеру, у П.А. Флоренского – это «Божественное Триединство», в духовном пространстве которого открывается путь к Истине. Этот путь Флоренскому довелось пройти самому. Он блестяще поведал нам об этом в главном философском труде «Столп и утверждение Истины».
3. Признание причинной роли космоса в жизни человека и развитии общества. К примеру, эта идея содержится в статье К.Э. Циолковского «Воля Вселенной» и работе А.Л. Чижевского «Земное эхо солнечных бурь».
4. Синтез метанаучных, или духовных, методов и эмпирических методов познания. Эта черта космизма проявилась в творчестве П.А. Флоренского и философии Рерихов – Елены Ивановны Рерих, Николая Константиновича Рериха и их сыновей Юрия Николаевича и Святослава Николаевича.
5. Понимание человека как космического существа, которое способно активно взаимодействовать со Вселенной благодаря своим духовно-нравственным качествам, которые проявляются в нравственной позиции и энергетике человека. Такое понимание человека обусловливает особенности его научного познания, возможности которого зависят от степени развития сознания человека, его нравственной позиции и уровня культуры.
Линию русского космизма и, в частности, идеи Рерихов продолжила разрабатывать в своем творчестве крупный ученый, мыслитель и культурный деятель Людмила Васильевна Шапошникова. Она подготовила ряд фундаментальных трудов по философии Живой Этики, творчеству Рерихов и создала под водительством младшего сына Рерихов Святослава Николаевича уникальный Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве.
Одной из главных идей Л.В. Шапошниковой является признание причинной роли космоса по отношению к человеку и человечеству. Ведущий силой реализации этой роли космоса выступает дух. Об этой важнейшей особенности духа Людмила Васильевна пишет так: «Дух ведет за собой эволюцию и Космоса и человека и сам изменяется в ходе относительности космической эволюции, ибо заключает в себе все космические энергии» [2, с. 49]. Героическая жизнь Л.В.Шапошниковой и ее вдохновенное творчество, пронизанное идеями и энергетикой Живой Этики, является связующим звеном между жизнью и творчеством семьи Рерихов и современными последователями их заветов и идей.
Научное познание Вселенной и человека
Рассмотрим в свете идей русского космизма некоторые методологические вопросы научного познания Вселенной и человека. В пределах существующей научной картины мира и узко материалистической философии ответить на эти вопросы можно примерно таким образом: научное познание Вселенной сосредоточивается на тех ее явлениях, которые поддаются наблюдению как невооруженным глазом, так и при помощи приборов. Познание человека и самое главное – поиск смысла его жизни обусловливается конечностью существования человека и Вселенной.
Между тем в философии русского космизма содержатся возможности обновления существующей методологии научного познания Вселенной и человека. Главное здесь состоит в том, что расширяется понятие объекта познания. Объект познания включает, помимо видимой, плотноматериальной стороны Вселенной и человека, также невидимые, или тонкоматериальные, их стороны. В таком контексте Вселенная и человек предстают перед ученым как целостные образования, в которых взаимодействуют стороны (или части) – видимая, плотноматериальная и невидимая, тонкоматериальная, существующая в форме невидимых энергий.
Кроме того, новым в понимании человека в космизме выступает его рассмотрение как космического существа. Это качество человека является универсальным, ибо оно присуще представителю любого народа и любой культуры. Все другие характеристики человека (пол, возраст, мировоззрение, национальность и т.д.) вторичны по отношению к его космической сущности. Делая акцент на космической природе человека, надо учитывать и земную сторону его существования, ибо человек объединяет в себе земное и небесное, духовное и материальное.
Согласно космизму, эволюция космоса регулируется универсальными законами, действующими как в видимой ее части, так и в части невидимой. Эти законы называются космическими. Их сущность, формы проявления и механизмы использования в сознательной деятельности людей наиболее полно раскрываются в философии Живой Этики, других работах Рерихов и трудах Л.В. Шапошниковой. Космические законы отличаются от законов, открытых физикой, по меньшей мере, сферой своего действия. Узкий материализм, который опирается на данные эмпирической науки, считает, что невидимая, или тонкоматериальная, реальность не существует, а космизм существование этой реальности признает. Это дает основание космизму признавать и действие космических законов не только в видимой части Вселенной, но и в невидимой ее части.
Назову в качестве примера несколько космических законов. Это закон двойственности, согласно которому в каждом явлении бытия есть сторона видимая, плотноматериальная, и невидимая, тонкоматериальная. Это закон Иерархии, раскрывающий структуру Вселенной таким образом, что более совершенные в духовном отношении звенья играют ведущую роль по отношению к менее совершенным звеньям этой структуры. Цепь этих звеньев по уровню совершенства предела не имеет. Закон энергоинформационного обмена, регулирующий обмен энергиями между человеком и космосом, различными системами Вселенной, всеми природными и социальными процессами на нашей планете. И, наконец, закон единства, в соответствии с которым уровень развития и жизнеспособность данной системы обусловлены степенью ее объединения или сотрудничества с системой более высокого уровня целостности, а в идеале – с беспредельной Вселенной. Ряд этих законов может быть продолжен.
Космические законы, о чем было сказано выше, действуют как в видимой, так и в невидимой Вселенной. Для того чтобы ученые и философы обратили внимание на этот момент, им нужно допустить в свое сознание понятие иной, тонкоматериальной реальности. Это понятие несет глубокий мировоззренческий смысл, ибо выводит сознание человека за границы узкого материализма и вводит в пространство материализма универсального – философию космической реальности. Допущение этого понятия снимает мировоззренческие ограничения узкого материализма и открывает перед учеными новые возможности философского объяснения и научного исследования Вселенной как единого образования. Вообще, допущение, осознание и принятие категории иной реальности меняет все представления человека о Вселенной и самом себе, наполняет человеческое существование глубоким смыслом, открывая ему двери в пространство его беспредельного самосовершенствования.
Философия русского космизма, таким образом, позволяет более полно раскрыть понятие человека. Исходным пунктом его трактовки выступает признание того, что человек есть существо космическое. Здесь космос по отношению к человеку играет причинную и ведущую роль как в материальном, так и в духовном планах. Но это только одна грань рассмотрения темы «Человек – Космос».
Другая грань анализа этой темы заключается в том, что человек есть проявление космоса и результат космического творчества. Космос создал человека для того, чтобы реализовывать свой творческий потенциал и через человека творить новую космическую реальность, ибо человек по замыслу космоса в будущем станет субъектом космического творчества.
Взятые в таких значениях категории «космос» и «человек» могут стать стержнем новой научной методологии познания Вселенной и человека. В соответствии с таким подходом человек в соотношении с космосом берется как проявление беспредельной и вечно существующей Вселенной, а Вселенная в соотношении с человеком обретает человеческое измерение, возможность творить новую космическую реальность через человека, который в процессе длительной культурной эволюции станет субъектом космического творчества.
Итак, философия русского космизма содержит новые мировоззренческие и методологические подходы к познанию Вселенной и человека. Она намечает такие пути их познания, которые приведут к формированию качественно новой научной картины мира. Главное в этой картине, как можно предположить, будет состоять в раскрытии законов развития Вселенной и выявлении места и роли человека в этом процессе. Людмила Васильевна Шапошникова пишет в связи с этим: «Мы стоим накануне планетарного перелома, когда закладывается новая система познания, объединяющая науку и метанауку, Землю и Космос, плотную материю и тонкую. Только такой синтез откроет перед экспериментальной наукой новые горизонты и неожиданные для нее пути» [1, с. 185].
Русский космизм: научные исследования и педагогическая практика
Все исследования в области философии космизма, ее популяризация сегодня обретают все большую значимость, ибо способствуют формированию космического миропонимания в сознании различных слоев общества – прежде всего в сознании самих ученых и тех, кто теснее других связан с наукой и инженерной практикой, – это студенты, аспиранты и преподаватели университетов, работники космической отрасли, космонавты. В связи с этим мне хотелось бы сказать, что на кафедре гуманитарных и социальных дисциплин нашего университета, которой заведует доктор социологических наук, профессор Т.Ю. Кирилина, уже несколько лет ведется разработка тематики, посвященной проблемам космизма. Автор данной статьи освещает эту тему как участник указанных ниже мероприятий.
Если говорить в целом, то разработка космической тематики на кафедре имеет несколько граней. Одна грань – это проведение ежегодных Всероссийских научно-практических конференций по теме: «Русский космизм: история и современность». Ее участники – преподаватели и студенты нашего университета, ученые и инженеры космической отрасли, а также ученые других вузов и организаций России. Эти конференции завершаются изданием сборника докладов, сделанных на данных научных форумах. В 2020 году была проведена пятая такая конференция. На этих конференциях рассматриваются как философские, так и прикладные вопросы формирования и развития космического миропонимания, в частности, вопросы использования разработок ученых и преподавателей в учебном процессе.
Другая грань развития темы космизма на кафедре касается нового направления в социологии, которое именуется «Социология космоса» и которое началось формироваться по инициативе профессора Т.Ю. Кирилиной. Это направление посвящено разработке специальной социологической дисциплины, направленной на изучение освоения космоса. Так, по инициативе кафедры гуманитарных и социальных дисциплин и в тесном сотрудничестве с Мемориальным музеем космонавтики в рамках выставки «Вне Земли», которая проходила в этом музее, 21 марта 2018 г. состоялся круглый стол на тему «Социология космоса». Организаторы круглого стола: Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова (г. Королев, Московская область); Объединенный научный центр проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва); Мемориальный музей космонавтики (Москва) и секция «Русский космизм» Российского философского общества (РФО, Москва).
С основным докладом «Социология космоса: методологические основы и перспективы развития» выступила заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, доктор социологических наук, профессор Технологического университета Татьяна Юрьевна Кирилина. Выступление Т.Ю. Кирилиной было посвящено рассмотрению русского космизма как методологической основы социологии космоса и обоснованию этого нового направления научных исследований как специальной социологической дисциплины. Автор отметила, что, к примеру, одна из заслуг К.Э. Циолковского заключалась в разработке ученым идеи существования саморазвивающихся систем, постоянно преодолевающих собственные пределы роста. Русский космизм стал первой научной системой, стремившейся охарактеризовать весь мир, охватывая и неисследованное космическое пространство. В докладе были сформулированы объект и предмет социологии космоса как специальной социологической теории. Содокладчиками Т.Ю. Кирилиной по данной проблеме выступили ученые, преподаватели, аспиранты, студенты Технологического университета, а также ученые Международного Центра Рерихов.
В связи с темой по русскому космизму меня как педагога заинтересовало мнение студентов Технологического университета, с которыми я общался на лекциях и семинарах по философии в первом семестре 2020/2021 учебного года. На итоговых занятиях всем студентам я задал такой вопрос: как они понимают суждение о том, что человек есть часть космоса?
Привожу высказывания студентов с сохранением их стилистики.
Анастасия:
«Я считаю, что все мы часть космоса. Ведь мы живем на планете Земля, которая находится естественно в космосе, во Вселенной. Если задумываться о том, как мы появились, то я считаю, что Бог и есть Вселенная, это все одно, просто люди называют это разными словами. Ведь, если посмотреть два примера: взять то, что люди читают молитвы, просят Бога о помощи и чаще люди говорят, что им это действительно помогает. И взять такую версию, что наши просьбы и желания, когда мы их проговариваем, преобразуются в энергию и направляются во Вселенную и нам это возвращается тем, что они исполняются. Если эти версии сравнить, – это же одно и то же. При молитвах люди так же посылают энергию во Вселенную. Таким образом, я считаю, что мы неотъемлемая часть космоса. Маленькие частички, созданные Вселенной».
Алина:
«Есть теория, что мы появились на Земле благодаря тому, что, когда упал метеорит на нашу планету, он мог занести нашу ДНК, так что можно сказать, что мы не только часть космоса, но и то, что мы произошли, благодаря ему».
Александр:
«Космос – это целая система, существующая по строгим законам, а человек, пусть и не осознавая этого, также подвержен этим законам».
Илья:
«Земля движется в космосе постоянно, а вместе с ней и человек движется в космическом пространстве, то есть человек является частью чего-то большего и не всегда очевидного. Думаю, что при развитии науки в далеком будущем человек начнет активно постигать космическое пространство, ибо это лишь вопрос времени… При постижении космоса, думаю, что теория космизма будет активно развиваться и обретет более крепкую основу под собой и придет к постижению чего-либо большего. Время покажет».
Далее привожу несколько высказываний аспирантов о космосе и человеке, которые они сформулировали в феврале 2021 года:
Камилла:
«Для меня человек – форма жизни в границах физического (материального и духовного=информационного=энергетического) мира нашей видимой Вселенной (для меня Вселенная – это космос)».
Алексей:
«Если Вы имеете ввиду этот вопрос по Платону, который утверждал, что космос есть живой организм, обладающий душой, то подразумевается, что человек – это сущность, составляющая этот организм и является его неотъемлемой его частью»
Элла:
«В нашем мире все взаимосвязано: как человек зависит от космоса, так и космос зависит от человечества в целом, только в меньшей степени. Человек представляет собой микрокосм и создан по тем же принципам, что и наша Вселенная. Это означает, что в человеке заключена вся материальная структура Космоса. В нас существуют все виды материи, которыми образовано многоплановое по своей структуре мироздание. По своей энергетической структуре мы многомерны, как и весь Космос».
Итак, суждения студентов и аспирантов интересны тем, что они показывают свое вúдение взаимосвязи человека и космоса. Каждый из них говорит о каких-то чертах человека как космического существа. В то же время сказанное молодыми людьми выражает обобщенный взгляд на космическую природу человека, а в их размышлениях представлен некий собирательный образ человека, представляющего часть космоса. Человек, по их мнению, исходит из того, что существует какая-то иная реальность, с которой он обменивается энергией. Этой реальностью может быть Бог или собственно Вселенная. Существование человека и Вселенной носит закономерный характер. Вселенная ставит перед человеком такие вопросы, ответы на которые он стремится отыскать, опираясь на науку. Хотя на этом пути возникают огромные трудности. В то же время идеи космизма могут открыть перед человеком светлые горизонты знания о Вселенной, его жизни в космосе и позволят человечеству подняться на более высокую ступень своего развития.
В суждениях студентов и аспирантов можно заметить интересную параллель с идеями русских космистов. Это показывает, что как русские космисты (и, я добавлю, известные продолжатели их дела в нашей стране, работавшие под руководством выдающегося ученого и главного конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева и развивающие сегодня заложенные им в космонавтике традиции), так и нынешнее молодое поколение – все они в своих высказываниях приоткрывают реальные черты человека как космического существа и механизмов его связи с космосом.
Никуда нельзя уйти от того факта, что каждый человек – носитель этих черт, ибо он реально есть часть Вселенной. Хотя человек может свою «космичность» в полной мере и не осознавать. Это также говорит о том, что идеи русских космистов и высказывания современных студентов, аспирантов представляют собой отражение космической природы человека. Иными словами, космическое миропонимание и мироощущение становится частью культуры России, культуры человечества и ориентируют сознание современного человека на понимание его космической сущности.
Мне как педагогу выпала счастливая возможность общаться со студентами и аспирантами в пространстве освоения философии, а также истории и философии науки. Работая со студентами, одну из своих задач вижу в том, чтобы помогать им осваивать философские знания и находить в них крупицы духовности. Возможно, в процессе такого сотрудничества и самостоятельных размышлений какие-то философские понятия помогут сформировать студентам и аспирантам такое миропонимание, в том числе и с элементами космизма, которое будет помогать им продвигаться по пути познания мира и человека.
Литература
1. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья: Вселенная Мастера – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005, 1088 с.
2. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Учение Живой Этики / Листы Сада Мории. Книга первая: Зов. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003. С. 5-165.
10 марта 2021 г.
Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Фролов В.В.