Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Материалы журнала по рубрикам
Культурологические основы нового космического мышления
Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления
Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании
Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры
Лебеденко А.А. «Жизнь Сердца: Метанаука о человеке Григория Сковороды»
Чирятьев М. Н. «Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма»
Алексеева В.И. «Гражданин Мира Альберт Швейцер»
Соколов В.Г. «Теория культуры Л.В.Шапошниковой и новое космическое мышление»
Лебеденко А.А. «Философия сердца в истории русской философской мысли»
Материалы Круглого стола по актуальным проблемам развития научного мировоззрения
Соколов В.Г. «Культура как главный фактор метанаучного познания: в контексте методологии Живой Этики»
Соколов В.Г. «Человек из будущего: О неизвестном Джордано Бруно»
Шапошникова Л.В. «Энергетическая роль Культуры в эволюции человечества»
Уроженко О.А. «О "состоянии, которое вы называете культурою": Феномен культуры в свете философии космической реальности»
Словарь духовной Красоты, посвященный Женщине
Словарь духовной Красоты, посвященный Женщине (продолжение)
Соколов В.Г. «Культура и космическая эволюция человека»
Миргородский В. Н. «Слово о русском Космизме»
Соколова Б. Ю. «Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики: созвучные мотивы»
Семикина Л.А. «Космизм К.Н. Вентцеля»
Гореликова М.В. «Созидательные силы России»
Гореликова М.В. «Общее Благо»
Кулакова Е.С. «Учение Сергия Радонежского в аспекте философии космической реальности»
Святохина Г.Б. «Космическое мышление – актуальная задача современности»
Святохина Г.Б. «Ключевые принципы образования в космическом мировоззрении»
Уварова Л.И. «Педагогические аспекты подготовки восприятия эволюционной роли труда в развитии человека и строительстве культуры»
Чемодурова О.Л. «Роль космичесеого мышления в духовном развитии молодежи»
Иванов С.А. «Агрессия антикультуры и формирование ноосферного мировоззрения личности в системе образования XXI века»
Призыв к женщинам всего мира. Фрагменты главы из книги А.И. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи»
Шапошникова Л.В. «Энергетическое мировоззрение Живой Этики»
Елена Ивановна Рерих о Культуре
Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!»
Соколов В.Г. «Актуальность осмысления культуры с позиции нового космического мышления»
Соколова Б.Ю. «Метаисторическое значение памятников культуры»
Соколова Б.Ю. «Концептуальные основы творчества в философии Живой Этики»
Новиков А.А. «Концепция нового человека в учении Живой Этики»
Наука на рубеже тысячелетий
Шапошникова Л.В. «Наука и Живая Этика»
Козырев Ф.Н. «Религия и наука на рубеже тысячелетий: продолжающийся спор или путь к единству?»
Каган М.С. «Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории»
Курдюмов С.П. «Новые тенденции в научном мировоззрении»
Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П. «Энергетика наших детей»
Владленова И.В. «Принцип красоты в науке и в педагогической практике»
Чирятьев М. Н. «Эволюционная необходимость одухотворения научных знаний в свете идей мыслителей-космистов»
Паранина Г.Н. «Свет в лабиринте: время, пространство, информация»
Марсадолов Л.С. «Противостояние святилищ на горах Очаровательной и Синей» (легенды и реальность)
Сидоров В.И. «Материя Люцида и Фохат, магнитное поле и электричество: проявления на Солнце и в человеке»
Сидоров В.И. «Космогония Солнечной системы с позиции будущего»
Фурсей Г.Н. «Декларация прав науки. Проект»
Лескова Н. «Я не вступаю в споры с Книгой Бытия...» (К юбилею Чарльза Дарвина)
Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. «МЫ ЖИВЕМ В КОСМОСЕ, И КОСМОС ЖИВЕТ В НАС…»
Соколов В.Г. Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология
Соколов В.Г. «Тайны Марса. Ч.I.“Пробуждение древнего мира”. Часть II “Знаки древнего мира”» (Лекции из авторской серии «Дальние Миры»)
Соколов В.Г. «Живая Этика и современное пространство науки»
Ценности Культуры. Пакт Рериха
По ступеням человечности – к ценностям Культуры
Шапошникова Л.В. «Пакт Рериха и эволюционное значение культуры»
Кондратьева К.Л. «Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в процессе воспитания и образования современной молодежи»
Защитим Красоту!
Баркова Э.В. «Жизнеутверждение как ценность современной культуры»
Бузский М.П. «Пространство культуры в ракурсе глобализации»
Гореликова М.В. «Культура – спасительный мост в будущее»
Иванов А.В. «О необходимости твердой иерархии ценностей и законах духовной жизни»
Соколова Б.Ю. «Культурологическая сущность феномена героизма» Автореферат диссертации
Рерих Н.К. «Милосердие» (Пьеса)
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная»
Лихачев Д.С. «Декларация прав Культуры»
Соколов В.Г. «Пакт Рериха - щит Культуры и эволюции человечества»
Рерих Н.К. «Культурность»
Рерих Н.К. «Знамя»
Кулакова Е.С. «К историческим истокам знака Знамени Мира: Ю.Н. Рерих о тамге Тамерлана»
Н.К.Рерих «О КУЛЬТУРЕ И МИРЕ МОЛЕНИЕ»
Шутова Т.А. «Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно- образовательное пространство»
Флоренский П.В. «О разработке соглашения об охране природной среды во время вооруженных конфликтов – “Пакт Вернадского”»
Уварова Л.И. «Культурные ценности»
Н.К. Рерих. «Культура – почитание Света»
Елена Ивановна Рерих. О Культуре (выдержки из писем)
Гореликова М.В. «Созидательные силы России»
Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. «Культура и антикультура»
Дьяченко И.Ю. «Миротворчество как основа культуры»
Стеценко А.В. «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах»
Человек, будь человечнее!
Субетто А.И. «Воззвание "К миру без войн!"»
Рерих Н.К. «Труд»
Стеценко А.В. «Нужен ли России общественные музей имени Н.К. Рериха?!»
Кулькатова Г.Н. «К вопросу о философском аспекте массовой культуры как феномена современного общества»
Савицкая М.Т. «К вопросу о роли массовой культуры в процессе инфантилизации общества»
Кудряшова Л.В. «Общественному Музею Н. К. Рериха – быть!»
Дьяченко И. «ЗОВ О МИРЕ И КУЛЬТУРЕ»
Уварова Л.И. Не разрушай сокровища Культуры
Дьяченко И.Ю. «Никакая клевета не повлияет на следствие эволюции»
Лебеденко А.А. «Знак Триединства в архитектуре и в художественных памятниках России и зарубежья»
Стеценко А.В., Куцарова М.П. Опыт Международного Центра Рерихов в утверждении основной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру
Марга Куцарова. Наследие Рерихов в России и судьба общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Соколова Б.Ю. «Герой как создатель и защитник культуры»
Гимн общественному Музею имени Н.К. Рериха
Уроженко О.А. «Несколько слов о Культуре»
Уварова Л.И., Уваров В.И. «Россия будущего – страна Культуры»
Судьба наследия Рерихов – пример реального отношения властей к соотечественникам
Гуманная педагогика
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Искать ответ у классиков: Истоки гуманистических тенденций в истории образования и педагогики»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России: Русская философская мысль XVIII и XIX вв. о целях и задачах образования»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Педагогические концепции философов русского зарубежья XX в.»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы советской педагогики»
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни» (фрагменты книги)
Лебеденко А.А. «Философия сердца»
Манифест Гуманной педагогики (PDF)
Бак В.Ф. «Гуманная педагогика – новая философия образования»
Озолиня М.Р. «Учитель Света (о Ш.А. Амонашвили)»
Годовщина Манифеста Гуманной педагогики
Гуманная педагогика: Седьмые международные Педагогические Чтения (январь 2008)
Александрова В.Г. «Аспекты духовности образования»
Кулакова Е.С. «Подвиг учителя А.М. Топорова»
Антология Гуманной педагогики
Заметки редактора
Защитим Красоту!
Культура и интеллигенция
Слова ребенка о смысле жизни - лакмус для современников
Уварова Л.И. «Статья С. Кургиняна как пример антикультуры»
Уварова Л.И. «Главное и второстепенное»
Идеи Педагогики Культуры
Седова Е. «Аксиологические основы “педагогики культуры” С. И. Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи»
Жулина Н.В. «Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена (1887-1950)»
Щетинин М.П. «Мы работаем над человеком»
Уварова Л.И. «Идеи Педагогики Культуры и научное развитие их в современном образовании»
Гореликова М.В. «Общее Благо»
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Международный Город Мира в Подмосковье (Идея)»
Ашиков В.И. «Педагогика культурного синтеза. Школа Человека»
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик. Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет»
Ашиков В.И. «Призыв Николая Рериха: "Мир через Культуру"»
Шаехзянова М.А. «Философско-этические основы методологии педагогики»
Царенко И.В. «Педагогические чтения на Алтае-2018»
Дети нового сознания
Конференция «Дети нового сознания»
Черноземова Е.Н. «Голос, который дошел из глубин...»
Горлова Н.А. «Дети нового типа сознания и современное образование»
Каменская В.Г. «Где и как искать детей “нового сознания”? Постановка научной проблемы»
Бак В.Ф. «Предвестники Великого Перехода»
Грызлова И.А. «Современные дети, какие они?»
От редакции
Дети. Новый Словарь педагога
Лебеденко А.А. «Педагогические основы школы будущего»
Разводовская А.С. «Дети нового сознания и их роль в формировании космического мышления»
Лебеденко А.А. «Солнечные натуры “с пробужденной духовностью”»
Проблемы образования: формирование духовности и культуры
Амонашвили Ш.А. «Образ и образование»
Дудина М.Н. «Природа и история: проблема воспитания "космической сыновности"»
Лузина Л.М. «Феноменология русской духовности как педагогическая проблема»
Никитина Н.Н. «Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы»
Тягунов С.И. «Герменевтика образования»
Ежов М.Б. «Нравственно-мировоззренческий компонент образования: актуализация духовных ценностей»
Путляева Л.В. «Культура педагогики» (психология творчества)
Этико-эстетические основыформирования педагогической культуры
Путь Культуры лежит через сердце
Валицкая А.П. «Урок – событие в культуротворческой школе»
Тихомирова И. И. «Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми»
Ашиков В.И. «Музыка и дети»
Ашиков В.И. «Воспитание человека»
Ашиков В.И. «Цикл "Круглых столов с великими"»
Фурсей Г.Н. «Образование как фундаментальный фактор сохранения социальной устойчивости и формирования будущего России»
Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца
Бондаревская Е.В. «Гуманитарная методология науки о воспитании»
Попова Т.И. «Актуальность педагогических взглядов Н.К.Рериха»
Святохина Г. Б. «Философские аспекты развития современного образования»
«Русские всегда живут в завтра...». Беседа с академиком РАО Щетининым М.П.
Шаехзянова М.А. «Философско-этические основы методологии педагогики»
Лииматайнен М.-В. Ахола-Вало: «Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели – наиважнейшие люди в мире»
Ашиков В.И. «Мировую Культуру – детям!»
Ашиков В.И. «Детям о жизни замечательных людей»
Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И. XX век: цивилизационный опыт рационализации образовательного пространства
Уварова Л.И., Уваров В.И. «Россия будущего – страна Культуры»
Профессия – учитель
Никитина Н.Н. «Духовно-антропологический подход к становлению культуры профессионально-личностного самоопределения учителя»
Никитина Н.Н. «Педагогические лики и трансформации любви»
Никитина Н.Н. «Смысложизненный поиск как основа профессионально-личностного самоопределения учителя»
Никитина.Н.Н. «Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография»
Роботова А.С. «Художественный образ в педагогическом образовании»
Янушевский В.Н. «Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога»
Гореликова М.В. «Философия как фундамент педагогического образования»
Каланчина И.Н. «Педагогическая традиция в России: утверждение гуманистического идеала личности»
Роботова А.С. «Познавательная и эстетическая ценность научно-педагогического текста»
Кущёва Т.А., Топоров И.Г., Югина С.Г., «Школа без искусств – неживая школа»
Гореликова М.В. «Почитание учителя – одно из главных проявлений духовности»
Искусство и образование
Уроженко О.А. «Через искусство имеете Свет»: проблемы современного исскуствознания в свете духовного наследия семьи Рерихов
Иванова А.В. «Духовно-просветительские центры подготовки иконописцев в России в XIX-начале ХХ вв.»
Сазонов Е.Ю. «Я преподаю театр…»
Зорин С.М. «В школе рождается будущее»
Черноземова Е.Н. «Космическая судьба земного поэта»
Якута Дарья «Современное детское телевидение: созидатель или разрушитель культуры в сознании подрастающего поколения?»
Ашикова С.Г. Учебник по искусству
С.Н. Рерих «Творческая Мысль»
Леонардо Оласабаль «Энергетика искусства»
Веселова А.И. «Путь к оздоровлению»
Барышева Т. А., Котова С. А. «Личностносозидающая роль художественного образования»
К юбилею Евгения Юрьевича Сазонова «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Уварова Л.И. «Сотрудничество детей и взрослых: из опыта организации конкурсов для детей»
Музыкальное воспитание
Овсянкина Г.П. «Современное музыкальное воспитание: некоторые этические и психологичекие проблемы»
Овсянкина Г.П. «Уроки творчества и служения искусству»
Зингаренко А.А., Шистер М.И. «Хоровая студия "Исток"»
Гореликова М.В. «Из дневника учителя музыки (беседы и размышления)»
Климова Н.В. «Александр Изосимов. Лики времени»
Овсянкина Г.П. Фестиваль «Piano Duo» – «Фортепианный дуэт»
Гореликова М.В. «Музыкальное творчество в свете основных Законов Бытия»
Мысль в музыке. По страницам Педагогической Газеты «Scalæ»
Афанасьева А.Б. «Гармония космических миров в музыке»
Ашиков В.И. «Музыка и дети»
Черная М.Р. «Ференц Лист и русские композиторы»
Мошкова Н.П. «С чего начинается Родина?» (Размышления учителя музыки)
Овсянкина Г.П. «Геокосмическое влияние на человека как актуальная проблема высшего образования»
Овсянкина Г.П. «Вспоминая Германа Окунева...»
К вопросу о формировании музыкальной культуры: Громкая музыка разрушает здоровье
Решетникова Т.К. «Культурологический подход в музыкальном образовании школьников»
Казанцева Л.П. «Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес»
Овсянкина Г.П. «Композитор Борис Чайковский (к 80-летию со дня рождения)»
Народные университеты музыкальной культуры (Познание основ музыки)
Казанцева Л.П. «Образно-смысловые свойства музыкальной интонации»
Овсянкина Г.П. «Содружество музыки и науки»
Романенко Елена «Поэтические зарисовки о народных музыкальных инструментах»
Музыкальное творчество Антона Батагова
Овсянникова С.С. «Воспитание музыканта – воспитание человека»
Янковская Л.В.«Слово и музыка в творчестве князя В.Ф.Одоевского»(русский космизм) - видео
Педагогические технологии
Бак В.Ф. Уроки сердца (разработка урока по биологии) (PDF)
Берестовицкая С.Э. «Обогащение внутреннего мира школьников в процессе творческой деятельности»
Руденко С.Г., Харитонова Э.В. «Энергоинформационный обмен в природе: Вторая научно-практическая ученическая конференция»
Кучеровский В.А. «Не устану я петь красоте...»
Михайловский О.С. «Географический ренессанс и географическая культура»
Мандель Б.Р. «Исторические аспекты определения социально-культурного феномена игры»
Алехина А.М. «Интегрированный этико-эстетический курс развития личности школьника»
Амбарцумова К. Л. «Шахматная игра как средство адаптации первоклассников в школе»
Зенн Л.В. «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики»
Использование метода проектов и проектной деятельности обучающихся при реализации образовательной программы художественно-эстетической направленности
Программа элективного курса для старшеклассников «Н.К. Рерих и мировая культура»
Галицких Е.О. «Жизнь – бесконечное познанье…» (Педагогические приемы организации чтения в деятельности библиотекаря и педагога)
Алексеева В.И. «К.Э. Циолковский как популяризатор астрономии»
Гальчук О.В. «Литературно-театральная деятельность как предмет синкретического воздействия»
Красин С.А. «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание школьников в процессе знакомства с Всемирным культурным наследием»
Кулакова Е.С. «Дети Вселенной» (PDF)
Дегтярёв Е.В. «Философско-мировоззренческие аспекты педагогической системы А. С. Макаренко»
Концепция образовательной системы «Диалог»
Нарулина Т.В. «Рождественские встречи на Байкале»
Андрейчук Г.Б., Жеренкова Е.В. «Источники нравственности: Работа над прояснением слова в процессе воспитания современных школьников»
Вицен С.И. «Поговорим о человечности». Сценарий урока. Презентация к сценарию.
Роботова А.С. «Очевидное и неочевидное в педагогическом молчании»
Машевская С.М. «Школа как игра»
День Культуры как метод педагогического воздействия
Юное поколение о смысле жизни: творческие работы учащихся школ
Творческие работы школьников День Культуры-2005 «По ступеням человечности – к ценностям Культуры»
Уварова Л.И. «День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации»
Суркова Л. В. «Воспитание Культурой»
«Осознание Красоты преобразит жизнь» - Методический материал
«Чудо творческого огня» – Опыт проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга
«Человек будущего – человек нравственный» – Сборник творческих работ школьников Санкт-Петербурга
День Культуры-2009 в Санкт-Петербурге
День Культуры - 2010 в школах Санкт-Петербурга - Итоги
День Культуры: сочинения школьников на тему космизма
Уварова Л.И. «День, который многому учит»
Афанасьева А.Б. «Через искусство имеем свет»
Бахтибекова М.П. «Актуальность рериховской концепции Культуры для современной школы»
Творчество педагогов и школьников ко Дню Культуры 2013
Николаева И.И. «Урок ко Дню Культуры»
Сокровищница детской мысли. Дети пишут о культуре
«Научите нас, дети…»: Школьники о мире, культуре и человечности
Международный День Культуры-2018 в Санкт-Петербурге
День Культуры-2019 в школе № 555 Санкт-Петербурга
День Культуры 2019 (обзор)
Движение Культуры: Портреты современниц
Уварова Л.И. «Преданность Новому Миру» (очерк о М.С. Бухарковой)
Портрет в интерьере Храма: Педагогическая поэзия Марианны Озолини
Уварова Л.И. «По зову сердца» (Очерк о Е. И. Ануфриевой)
Семья как начало сотрудничества. Семейная педагогика
Разводовская А.С. «Помните, что чистые мысли действуют как озон!» Е.И. Рерих о воспитании детей
Спирина Н.Д. «Семья. Дети. Воспитание. Школа»
Книжник Т.О. «Нежность и забота материнского сердца»
Роботова А.С. «Как это всё начиналось, или О союзе семьи и школы»
Евдокимова Е.С. «Взаимодействие семьи, учреждений образования и культуры в решении проблем воспитания ребенка»
Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»
Этика жизни: Ребенка бить нельзя!
Галина Шнайдер. Читать вместе – это огромный труд
Психопрофилактика. Воспитание психической энергии. Работа над собой
Психическая энергия и здоровье
Лииматайнен М.-В. «Культура личности: Звуковибрационное пение как метод самосовершенствования»
Уварова Л.И. «Оковы привычек»
Стульгинскис С. «Основы здоровой жизни»
Престижность возраста: Секреты творческого долголетия
Школяр Н.Г. «Гореть, не сгорая: Может ли учитель избежать профессионального выгорания?»
Зотова Н.Г. «Проблема обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства»
Ивин А. «Дискутировать или полемизировать?»
Клизовский А.И. «О психической энергии»
Интервью С.Н. Рериха «Литературной газете»
Компьютерная зависимость – болезнь, которую легче предотвратить, чем лечить
Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность
Из сочинений Н.А. Рубакина: О признаках образованного человека. О целях самообразования. Искусство чтения.
Тихомирова И.И. «Школа эмоциональной культуры читателя»
Галицких Е.О. «Жизнь – бесконечное познанье…» (Педагогические приемы организации чтения в деятельности библиотекаря и педагога)
Уварова Л.И. «Книга: образ и образование»
Бородина В.А. «Поэтические этюды о воспитании: "Кабус-Намэ" - работа с книгой»
Новые книги
Уварова Л.И. «Постоянная забота» (Очерк)
Тихомирова И. И. «Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми»
Якубов Э.Н. «Воспитание патриотизма и формирование толерантных отношений»
Тихомирова И.И. «Воспитательный потенциал художественной литературы»
Уварова Л.И. «Книга – душа образования»
Тихомирова И.И. «Литературные герои как модели поведения для читающего ребенка»
Тихомирова И.И. «Культура чтения: западные и российские традиции»
Владимирова Л. «Человек успешный» (очерк)
Уварова Л.И. «Преданность Новому Миру» (очерк о М.С. Бухарковой)
Тихомирова И. И. «Одаренный ребенок и библиотека»
Соболева Н.И. «Книга – свет миру». Слайд-программа. В помощь педагогу
Тихомирова И.И. «Гуманно мыслить научить»
Тихомирова И.И. «Библиотечная педагогика, или воспитание книгой» (к 80-летию автора)
Тихомирова И.И. «Детская литература о духовном мире читающего ребенка»
Воробьева Н.К. «Об изданиях тематических сборников по работам Рерихов»
Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»
Миронова Т.Л. «Русский язык как путь приобщения к культуре России в библиотечных системах»
Тихомирова И. И. «Они приближали День Победы»
Галина Шнайдер. Важность чтения в семье: «уметь летать душой»
Данилова О.В. «Равнодушие – путь к одиночеству» Из опыта организации книжных выставок
Столяров Ю.Н. «Воплощенная мечта быть читателем»
Галицких Е.О., Кокотанова В.И. Чтение книги Георгия Свиридова «Заветное»
Галицких Е.О. Книга Г. Свиридова «Заветное» как встреча с миром русской национальной культуры
Музейная педагогика
Ерешко Ю.В. «Музейное экспонирование произведений оружейного искусства как средство познания прошлого и метод эстетического воспитания»
Борисова В.Л. «Музейный клуб как форма работы музея с населением»
Гетманская Е.В. «Пространство литературного музея как образовательная среда»
Овчинникова Ж.В. «Старая, добрая сказка…» (к 120-летию балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»)
Паздерина Е. «Любимые образы Гоголя в творчестве Чайковского»
Метлякова Г.В. «Праздник вечных ценностей: День семьи в Музее-усадьбе П.И. Чайковского»
Макеева И. А. «Народная культура как средство социализации детей-сирот»
Макеева И. А. «Культурно-нравственный потенциал музея в социализации детей-сирот»
Богомаз Л.С. «Музейная практика»
Юферева П.С. «Музейная реформация, или Растем вместе с музеем»
Бровко Л.А. «Храмовое действо современного музея: Вслед за Мусагетом»
Освоение детьми народной культуры
Афанасьева А.Б. «Освоение детьми народной культуры: история и современность»
Якубовская Е.И. «Традиционный народный праздник как средство приобщения детей к культурному опыту родного народа»
Пацей Т.А. «Годовой круг традиционных русских праздников»
Янушевский В.Н. «Школа народной культуры» как форма реализации культурологического образования
Афанасьева А.Б. «Фольклоротерапия: здоровьесберегающий эффект занятий народным творчеством»
Афанасьева А.Б. «Метаметодика и ее реализация при освоении школьниками этнокультуры»
Афанасьева А.Б. «Методические разработки для цикла "Дни погружения в Культуру"»
Раткевич Т.А. «Изучение русского народного творчества на уроках русского языка»
Дорохина Л.И. «Рождественские встречи на Байкале»
Дорохина Л.И., Нарулина Т.В. «Волшебный праздник Рождества на Байкале»
Выдающиеся соотечественники
Овсянкина Г.П. «Две жизни в одной: О творческом синтезе А.П. Бородина»
Бородина В.А. «Читательская Вселенная Н.А. Рубакина»
Овсянкина Г.П. «Композитор Борис Чайковский (к 80-летию со дня рождения)»
Плашкова О.О. «Наследие педагогов-ученых прошлого: Г.И. Щукина»
Овсянкина Г.П. «По следам неопубликованных статей Д.Д. Шостаковича»
К 130-летию со дня рождения Е.И. Рерих
Рудзитис Р. «Рерих как художник»
Н.К. Рерих о школах, о Культуре, о воспитании
Рерих Н.К. «Святослав»
Рерих С.Н. Искусство и народ
Фролов В.В. «Николай Константинович Рерих ученик и учитель»
О жизненном пути Ю.Н.Рериха. Радиобеседа (19мин.)
Соколова Б.Ю. «Героическое начало в жизни и научной деятельности Ю.Н. Рериха»
Вернадский В.И. «Несколько слов о Ноосфере»
Панкрушина А.М., Веркашинская В.С. «Просветительская и педагогическая деятельность В. И. Вернадского»
Попова Т.И. «Свет во тьме сияет» (270 лет со дня рождения Г.Р. Державина)
Кулакова Е.С. «Учение Сергия Радонежского в аспекте философии космической реальности»
Рерих Н.К. «Наскоки»
Шапошникова Л.В. «Весть Красоты»
Шнайдер Г.К., Германова Н.П. «Красота в жизни и творчестве С.Н. Рериха»
Налётова И.Н. «О Чайковском в наше время»
Сергеева Т.П. «Что движет Солнце и светила?» Детство выдающихся космистов
Десять вершин Петра Семенова-Тян-Шанского
Культура управления. Экономическая культура. Культура труда
Уварова Л.И. «Формирование культуры управления в процессе обучения в экономическом вузе»
Иванов В.Г. «Экономическая культура специалиста как условие его конкурентоспособности»
Лобашев В. Д. «Культура труда и обучение труду»
Уварова Л.И. «Культура и Управление» (социологический аспект)
Уварова Л.И. «Качество чтения как фактор формирования управленческой культуры руководителя»
Кремнева Н.Ю. «Формирование корпоративной культуры: инновации и стереотипы»
Уварова Л.И. «Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации»
Уварова Л.И. «Пути формирования культуры управления в процессе профессионального образования: социокультурный подход»
Форумы, конференции, встречи
«Философии все возрасты покорны»
Информация о секции «Психология и педагогика чтения» при Российском психологическом обществе
Выставка в Санкт-Петербурге: «Научные достижения древней Индии»
«Идеи космизма – педагогике и образованию: Культура – устой эволюции» - по материалам 4-й научно-педагогической конференции г. Екатеринбург
Отчетно-перевыборный конгресс Международной Лиги защиты Культуры: Новый Мир созидается через Культуру!
Международный Молодежный Форум «Культура как основа мироустройства»
Байкальские педагогические чтения «День Культуры под Знаменем Мира»
Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие»
«Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства», ХX-я международная конференция в Санкт-Петербурге. Пресс-релиз
Международный форум «Культура и экология - основы устойчивого развития России»
Конференция «Проблемы русского космизма»
Анонс научно-практической конференции «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Осознание взаимосвязи природного и культурного наследия – ключ к развитию России. II-я Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие»
«Культура и экология – основы устойчивого развития России: Приоритет Культуры в образовании и науке». Международный форум. Екатеринбург, 14-15 апреля 2014 года.
«Страна Культуры» V региональный Форум детско-юношеских инициатив и творчества г.Пенза
«Эволюционная роль Культуры» международная научно-общественная конференция 22-24 августа 2014 года, Таллинн, Эстония
«Культура – путь в будущее», II Всероссийская научно-общественная конференция, 27-29 июля 2014 г., Усть-Кокса, Республика Алтай
«Россия и наследие Рерихов» - Международная научно-общественная конференция, 8 – 11 октября 2014 г., Москва
Международная научно-общественная конференция «Мир через Культуру», Бонн, Германия, 29-30 мая 2015 г
«Учитель, укажи Путь красоты Духа!» Чтения по Гуманной Педагогике. Таллинн, Эстония, апрель 2015
«Героизм как основа эволюции человека». Пятые Байкальские педагогические чтения, г. Иркутск
90 лет российскому участку Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, г. Иркутск
Котова С.А., Афанасьева А.Б. «Художественное образование ребёнка: стратегии будущего»
Дорохина Л.И. «Пришло время Героев»
Дорохина Л.И. «Культура- Победительница». VI Байкальские педагогические чтения
Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура современной России», г. Неаполь, Италия
Нарулина Т.В. «Мы творим будущее»
«Мы творим будущее» VII межрегиональные Байкальские педагогические чтения. Иркутск, 19-22 июля 2018 г.
Зарубежный опыт в образовании
Об опыте работы одной из передовых индийских школ (школа в Бангалоре)
Страничка для молодых: Путешественнику в страну духа
Рерих Е.И. «Три ключа»
Рерих Н.К. «Небесное зодчество»
Толстой Л.Н. «Путь жизни» (отрывки из книги)
Киплинг Р. «Заповедь»
Лесков Н.С. «Сказания и легенды»
Андерсен Г.Х. «Тень»
Кришта А.Е. «Твой Путь»
Гореликова М.В. «Дорога к счастью»
Авотина М.П. «Как прекрасен этот трудный путь!» (Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри)
Встреча с интересным человеком: «Мной движет радость вдохновения...» Интервью с исследователем Вл. Сидоровым
Попова Т.И. «Сказ о Деве-воительнице Мокше»
Алексеева В.И. «Приключения Луны»
Упорный Юн Су (восточная сказка)
Великие о совершенствовании
Рерих Н. К. «Молодое движение»
Путешествие от микро- до макрокосмоса
Рерих Н.К. «Миф Атлантиды»
Что читать: Рекомендательный список литературы
Шри Ауробиндо. «Что скажет дух твой…»
Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. «Человек, познай самого себя!»
Гореликова М.В. «Душа и море»
Учение Вивекананды
Рерих Н.К. «Значительность»
Рерих Н.К. «Пламя»
Рихард Рудзитис «Мечтайте больше»
Уварова Л.И. «ЮНЫМ о ГЛАВНОМ (о значении труда)»
Поэзия
Маракулин П. «Миниатюры и стихи о природе»
Озолиня М.Р. «Если сердце мирам распахнуть...» Избранные стихи
Аудио-сборник стихов М. Озолини «... Я очень люблю вас, люди!»
Озолиня М.Р. Новые стихотворения
Елена Туркка. Стихи разных лет
«Вновь льется в мир любовь поэта». Творчество Елены Романенко.
Стихи М. Озолини - Мы живём в эпоху катаклизмов
Е. Романенко. ПОЛЫНЬ ЗЕМЛИ СЛАВЯНСКОЙ
Марианна Озолиня «ЗАВЕТНЫЙ КЛЮЧ». Новые стихи.
Орлова М. «Воин»
Романенко Е. Стихи
Марианна Озолиня. К юбилейной дате
Творчество педагогов
Гореликова М.В. Притча «Две Красоты»
Леденцова Н. Стихи
Попова Т. «Сказание о Земле Тамбовской»
Владимирова Л. «Август в деревне». «Год имени Ели».
Владимирова Л. «Осеннее утро»
Владимирова Л. «На тропинке, ведущей к Москве-реке»
Дуброва А. Стихи. Рассказ
Леденцова Н. Новые стихотворения
Попова Т.И. Сказы: «Улей Культуры». «Три Ивана».
«Тема педсовета "Что такое Море света?"»
Попова Т.И. «Сказание о Пич-аве – дочери мордовского бога Вардя-шкай»
Попова Т.И. «Интегрированное образовательное пространство как условие развития одаренности»
Попова Т.И. Волшебная сила искусства. Сказки.
Творчество юных
Юное поколение о смысле жизни: творческие работы учащихся школ
Творчество юных. Святослав Соколов, Анастасия Курицына (рассказы), Дарья Семенова.
Чутким сердцем постигаем красоту мира
Волянская Даша Стихи
Боярова И.Г. «Индия глазами детей»
Майорова Екатерина «Чужого горя не бывает»
Санников М. «Формирование духовно-нравственной культуры в условиях экологического кризиса»
Фомина Елена «Скажи, человек, ты счастлив?»
Реброва Анастасия «Мы – Государство»
Куликов Николай «Человек будущего - человек нравственный»
Тимофеева Алина «И мне теперь доступна тайна...»
Детское видеотворчество: Мультфильм о планете Земля
Осипова Ю. «Сохранить русское наследие»
«Возродим страну родную. Обращение к молодежи». Осипова Юлия, 17 лет, Санкт-Петербург
«Как заманчиво увлекательны детские сочинения…»Школьники о России, Культуре, духовности
Уварова Л.И. «Сокровищница детской мысли. Дети пишут о культуре
ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ
Притча Елены Соколовой «Сердечность – кратчайший путь к человечности»
Стихотворение Тимура Шарапова «Преобразится мир под знаком Красоты»
Негуторова А. «Дежурная по станции»
Кудряшова Ольга «Для чего живет человек?»
Школьники Санкт-Петербурга читают Николая Рериха (видео)
Космизм в рисунках детей
Архиреева Василиса. Без любви продвижения нет
Эммануилова Анастасия. Пылайте сердцами, творите любовью!
Костин А.«Основа всякой культуры прежде всего – в самом человеке»
Тепина О. «Человек культурный это… или Проект памятника человеку, который будет жить всегда»
Кулова Н. «Давай посмотрим в небеса»
Наш вернисаж
Блэк В.Б. «Творчество скульптора Л.П. Калугиной»
Олег Высоцкий – художник-космист
Художник Валентина Максимова
Афанасьева А.Б. «Художники Елена Грецкая и Алексей Фанталов»
Поляков О.Л. «Наследие великих традиций. Выставка живописи»
Верность Красоте: художник-реставратор М. Земите
Кулакова Е.С. «Скульптор Игорь Васильев: портреты Николая Рериха»
Поляков О.Л. «Наследие великих традиций» - 2014 год
Мастер акварели. Художник Август Кристиньш
Немного юмора
А. Бек «Мальчик»
Брант С. Отрывки из поэмы «Корабль дураков»
Гимн сыроедению
Самойлов Д. «Дом-Музей»
«Тема педсовета "Что такое Море света?"»
На языке улыбки молчаливой
«Осенняя скука». Радиоспектакль по пьесе Н.А.Некрасова.
Елена Туркка. Шуточные стихи
Сергеев Владимир «Вовкина былина»
Из школьных сочинений, или Немудрые мысли

 

 

 

«Научная мысль как планетное явление» – вершина творчества В.И. Вернадского, грандиозный по замыслу итог его раздумий о судьбах научного познания, о взаимоотношении науки и философии, о будущем человечества.

 


 

А.Л. Яншин –

председатель Комиссии АН СССР по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского,

Ф.Т. Яншина –

директор-организатор Дома-музея академика В.И. Вернадского

 

Предисловие к книге:

В.И. Вернадский «Научная мысль как планетное явление»

Полный текст книги

 

Имя Владимира Ивановича Вернадского сейчас стало в нашей стране широко известным. Нет ни одного мало-мальски образованного человека, который не читал бы, если не труды В.И. Вернадского, то, по крайней мере, многочисленные газетные и журнальные статьи о нем и о его творчестве.

В Москве существует проспект Вернадского. Его имя носит один из крупнейших в Академии наук СССР Институт геохимии и аналитической химии. При Президиуме Академии наук СССР существует Комиссия по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского, которая издает свой «Бюллетень». Отделения этой Комиссии работают в Ленинграде и Киеве. В Московском, Ленинградском, Киевском и Симферопольском университетах учреждены стипендии имени В.И. Вернадского. Общественные научные центры по изучению творчества этого выдающегося мыслителя и применению его к решению задач сегодняшнего дня существуют в Одессе, Ростове-на-Дону, Ереване, Симферополе, Иванове и в других городах СССР, а за рубежом – в Праге, Ольденбурге и Берлине [1].

В марте 1988 г. в нашей стране и за рубежом (в Праге и Берлине) отмечалось 125-летие со дня рождения В.И. Вернадского.

Торжества развернулись очень широко. 15 января 1988 г. открылась посвященная его творчеству выставка на ВДНХ СССР. С 3 по 11 марта проводились научные симпозиумы с участием зарубежных ученых по различным направлениям исследований В.И. Вернадского последовательно в Ленинграде, Киеве и Москве. В день его рождения 12 марта в Москве в Большом театре состоялось торжественное заседание с участием общественных организаций. В те же дни отдельные заседания и научные сессии состоялись в Иванове, Одессе, Симферополе, Ростове-на-Дону. Ереване, Баку, Алма-Ате, Новосибирске, Иркутске и во многих других научных центрах страны. По инициативе иностранных и советских ученых было принято решение о создании Международного фонда В.И. Вернадского для субсидирования переводов его работ на другие языки, поисков материалов о нем в зарубежных архивах и приглашения в СССР ученых из других стран для докладов и лекций по современной разработке научных проблем. намеченных В.И. Вернадским [2]. Почти во всех советских и международных газетах и журналах появились статьи о нем и его многогранном научном творчестве.

Перед самым юбилеем в феврале 1988 г. издательство «Наука» выпустило 4 тома произведений В.И. Вернадского и его «Письма Н.Е. Вернадской», в том числе книгу «Философские мысли натуралиста», в которой в качестве первой части вторично была опубликована работа «Научная мысль как планетное явление», но теперь уже с восстановлением по хранящемуся в архиве оригиналу всех тех купюр, которые были сделаны при первом издании ее в 1977 г. Книга была издана тиражом 20000 экземпляров. Весь тираж был раскуплен в первые же дни после ее появления на прилавках книжных магазинов. В издательство «Наука» и Научно-издательский совет АН СССР поступили многочисленные письма с просьбами выпустить дополнительный тираж «Философских мыслей натуралиста» или хотя бы их первой части.

Появление в 1988 г. «Философских мыслей натуралиста» нашло широкий положительный отклик в печати. В газете «Известия» от 29 сентября 1988 г., например, была опубликована статья «Неизвестный Вернадский», в которой ее автор Ф. Лукьянов писал:

«Имя академика Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) неизвестным советскому читателю не назовешь. Только вот известен-то он до сих пор у себя на Родине главным образом как ученый-естественник, историк науки и почти неизвестен как мыслитель, философ, хотя его философское наследие давно уже стало общепризнанным явлением европейской и мировой научной мысли.

Только что вышедшая в издательстве «Наука» книга В.И. Вернадского «Философские мысли натуралиста» наконец-то представляет его и нашей читающей публике как философа и мыслителя. По сути дела, эта книга – впервые осуществленное полное, без купюр издание основополагающих работ русского мыслителя, прежде всего фундаментального труда «Научная мысль как планетное явление», созданных в период с 1880-х по начало 1940-х годов, и то ли вовсе не издававшихся, то ли давно ставших библиографической редкостью».

При подготовке к печати настоящего издания работы В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление» текст ее был вновь внимательно сверен с рукописью С.Н. Жидовиновым с помощью сотрудников Архива АН СССР, что позволило исправить некоторые мелкие неточности, незамеченные при прежних изданиях, а также по возможности восстановить авторские стиль, орфографию и пунктуацию.

Что же представляет собой предлагаемая вниманию читателя книга? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо кратко остановиться на развитии идей В.И. Вернадского, которые нашли в этом труде свое наиболее полное отражение.

Из писем к жене Наталье Егоровне и к некоторым ученым, а также из сохранившихся дневников Владимира Ивановича следует, что еще в молодые годы, т.е. еще в конце прошлого века, его внимание привлекала все возрастающая техническая мощь человечества, которая по масштабам своей деятельности становилась сопоставимой с самыми грозными естественными геологическими процессами. Эта деятельность в физико-географическом и химическом отношении необратимо изменяет весь лик Земли, всю ее природу (В.И. Вернадский тогда еще не употреблял термин «биосфера»).

Подобные мысли рождались не только у В.И. Вернадского и он со свойственной ему щепетильностью в более поздних работах упоминает своих в этом отношении предшественников и современников. В 1933 г. американский геолог Чарлз Шухерт предложил рассматривать современную эпоху как начало новой психозойской эры истории Земли, подчеркивая этим названием значение психической деятельности человечества как геологического фактора [3]. Наш русский ученый А.П. Павлов, пригласивший в 1890 г. В.И. Вернадского преподавать минералогию в Московском университете, также считал, что с появлением на Земле человека начался новый геологический период ее истории, который он предложил назвать антропогенным (от греческого слова «антропос» – человек) [4]. Были в конце прошлого и начале нынешнего века и другие высказывания подобного рода.

Однако В.И. Вернадский, не ограничиваясь общими высказываниями, начал кропотливую работу по количественной оценке масштабов человеческой деятельности. Уже в курсах «Минералогии», которые каждый раз с дополнениями издавались в годы его работы в Московском университете (с 1891 по 1912 г.), В.И. Вернадский отмечал минералы и новые химические соединения, образующиеся в результате индустриальной деятельности человечества, и давал первые оценки суммарного объема и веса таких «техногенных» минералов.

С 1908 г. он отдельными выпусками стал публиковать свой «Опыт описательной минералогии», охвативший впоследствии все самородные элементы, включая газообразные, а также их сернистые и селенистые соединения. В этих выпусках, которые потом были собраны во 2-м и 3-м томах «Избранных сочинений В.И. Вернадского» (1955 и 1959 гг.), при описании почти каждого минерала или их группы он выделяет отдельный параграф «Труд человека» или «Деятельность человека», в котором дает цифры их мировой добычи и переработки, сообщает сведения о прямом и косвенном влиянии человеческой деятельности па образование и распространение того или иного минерала или химического соединения (например, сероводорода).

В 1933 и 1934 гг. В.И. Вернадский в двух книгах опубликовал «Историю природных вод», которую он рассматривал как второй том «Истории минералов земной коры». В этой работе он немало страниц уделяет сознательному и бессознательному влиянию человеческой деятельности на географическое распределение и состав всех вод Земли. В.И. Вернадский еще тогда пришел к выводу, что «девственные реки быстро исчезают или исчезли и заменились нового типа образованиями, новыми водами, ранее не существовавшими. На огромной территории Евразии, а за последнее столетие в Америке и в Австралии – во всей биосфере идет переработка природных вод и одновременно создание новых культурных рек, озер, прудов, прибрежных морских образований, почвенных растворов». «Этот процесс идет вглубь, меняет режим пластовых вод биосферы и стратисферы. Тысячелетия идет изменение верховодок – вод грунтовых, позже началось изменение бурением и рудным делом вод пластовых напорных. Сейчас оно местами сказывается глубже двух километров от земной поверхности». «На всей биосфере исчезают и изменяются старые виды поверхностных, пластовых вод, вод почв и источников, создаются новые культурные воды» [5].

Параллельно с изучением влияния человеческой деятельности на изменение природы Земли В.И. Вернадский еще в 1914-1916 гг. начал разрабатывать учение о биосфере – той оболочке Земли, в которой сосредоточено «живое вещество». Он не любил излишнего словотворчества, создания новых терминов, но великолепно знал всю мировую научную литературу и широко использовал ее терминологию. Так было и с термином «биосфера». Он был впервые употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жаном Батистом Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его употребляли австрийский геолог Эдуард Зюсс и немецкий ученый Иоган Вальтер, но опять-таки в смысле, близком к пониманию Ламарка. В.И. Вернадский вложил в этот термин совершенно иной, гораздо более глубокий смысл. Для совокупности населяющих Землю организмов он ввел термин «живое вещество», а биосферой стал называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, т.е. всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой летают насекомые, птицы и люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли – литосферы, в которой живые бактерии в подземных водах встречаются до глубины порядка 2 км, а человек своими шахтами в золотоносных районах Индии, Южной Африки и Бразилии сейчас проник до еще больших глубин, превышающих 3 км. В биосфере существует «пленка жизни», в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. Кверху и книзу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает.

В.И. Вернадский подсчитал суммарное количество живого вещества в современной биосфере Земли, выяснил величину заключенной в нем энергии, внимательно исследовал процесс поглощения солнечной энергии с помощью хлорофилла зелеными растениями суши и водорослями Мирового океана, проследил пути ее преобразования и влияния ее на возникновение многих «вадозных» минералов, свойственных только биосфере, выяснил характер поступления солнечной энергии в глубины Земли при захоронении созданной ею органической материи и дал анализ всех превращений, которые происходят в живом, биокосном и косном, как он называл, веществе этой важнейшей для человека оболочки Земли.

Результаты своих исследований В.И. Вернадский изложил в многочисленных статьях, в книге «Биосфера», которая впервые была опубликована в 1926 г., а потом несколько раз переиздавалась, и в фундаментальном труде «Химический состав биосферы Земли и ее окружения», который был впервые опубликован уже после кончины ее автора, в 1965 г. 3а последнее десятилетие в связи с возросшим вниманием к задачам охраны природы в советской и зарубежной печати появились многочисленные статьи, брошюры и книги, посвященные учению В.И. Вернадского о биосфере, его подробному изложению, его комментированию и, к сожалению, только отчасти, развитию. Поэтому нет нужды в предисловии к данной книге останавливаться на нем подробнее. Однако важно подчеркнуть, что сначала В.И. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как процесс, наложенный на биосферу, чуждый ей по своему существу. Можно предполагать, что к такой мысли его подталкивал техногенный характер этой человеческой деятельности, во многом нарушавший естественный ход природных процессов, им противоречивший.

О «наложенном», чуждом природе характере индустриальной человеческой деятельности можно судить по ряду высказываний В.И. Вернадского даже в его работах начала тридцатых годов. Так, в упоминавшейся уже «Истории природных вод» он писал о техногенных твердых минералах и водах: «Эти новые химические соединения – «искусственные», т. е. созданные при участии воли и сознания человека, пока могут быть оставлены в стороне при изучении истории природных тел» [6].

Однако в последнее десятилетие своей жизни В.И. Вернадский стал приходить к неизбежному выводу об эволюции биосферы Земли, о количественном и качественном изменении ее главной составной части – живого вещества, об этапах развития биосферы. Такой ход мыслей привел его к выводу, что появление человека и влияние его деятельности на окружающую природную среду представляют собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход событий процесс, но определенный закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил называть «ноосферой» (от греческого слова «ноос» – разум). Этот термин, как и термин «биосфера», сам В.И. Вернадский не изобрел. В 1922-1926 гг. во время своей длительной зарубежной командировки он читал в Коллеж де Франс лекции по биогеохимии и развитию биосферы, а в 1927 г. слушатель этих лекций французский математик Эдуард Леруа опубликовал о них статью, в которой и употребил впервые термин «ноосфера», использованный в дальнейшем другими французскими учеными и В.И. Вернадским.

Работа «Научная мысль как планетное явление», судя по дневникам В.И. Вернадского и его письмам, в основном была написана в 1937-1938 гг., т.е. в самые трагические годы нашей истории. События тех дней были далеко не безразличны для В.И. Вернадского. Были репрессированы его друзья и ученики. Пытаясь доказать их невиновность, ошибочность их ареста, он писал письма И.В. Сталину, Н.И. Ежову, Л.П. Берии. Тяжелыми думами заполнены его дневники этих лет. Но книга, писавшаяся им для будущих поколений, проникнута оптимизмом, верой в торжество человеческого разума.

Трудно всесторонне охарактеризовать содержание книги. Оно значительно шире ее заглавия, хотя идея о мировом значении научной мысли пронизывает ее от начала до конца и связывает все ее части. По существу говоря, эта книга – введение в учение о ноосфере. В ней много места уделено анализу понятия этого термина. Вместе с тем в ней широкими мазками большого художника нарисована роль человечества в развитии биосферы, дано понятие о живом веществе и его организованности, об эволюции биосферы и неизбежности ее постепенного превращения в ноосферу, об условиях, необходимых для такого перехода, об основных этапах развития человеческой культуры и ее дальнейших судьбах, о биогеохимии как основном научном направлении изучения биосферы, о коренных различиях между живыми и косными веществами этой оболочки Земли.

Работа «Научная мысль как планетное явление» среди трудов В.И. Вернадского занимает особое место. Она отличается необычайной широтой охвата круга вопросов, затронутых в ней, и специфическим характером рассматриваемой в ней основной проблемы. Произведениям В.И. Вернадского всегда были присущи широта взглядов их автора на вещи и значительность масштаба постановки вопросов. Однако в публикуемой работе эти качества ученого представляются доведенными до наиболее яркого и мощного их выражения. Природа, человеческое общество, научная мысль рассматриваются им в их нерасторжимой целостности и окружающая нас реальность рисуется в поистине вселенской огромности.

«Научная мысль как планетное явление» – это вершина творчества В.И. Вернадского, грандиозный по замыслу итог его раздумий о судьбах научного познания, о взаимоотношении науки и философии, о будущем человечества. Ее можно охарактеризовать как пусть незаконченный, но впечатляющий синтез идей, развивавшихся ученым в последний период его жизни.

В книге содержатся глубокие мысли об эволюции человечества в геологическом и социально-историческом масштабах времени. Следует признать, что это первый во всей мировой литературе опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В работе вскрывается ведущая преобразующая роль науки и социально организованного труда человечества в настоящем и будущем планеты. Научная мысль, наука, рассматривается и анализируется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты.

Нельзя не отметить, что предлагаемая вниманию читателей книга имеет и глубокое философское содержание. В.И. Вернадский еще с юных лет не просто интересовался философией, но глубоко изучал труды философов разных школ и направлений. Он считал неотделимым сбор и обобщение научных фактов от философского осмысления полученных результатов, что особенно отчетливо видно из его дневников и его переписки.

Еще в 1902 г., приступая к работе над историей развития человеческой культуры, он писал своей жене Наталье Егоровне: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса – стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост другой. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии как корней и жизненной атмосферы научного искания» [7].

Изложенным в этом письме принципам В.И. Вернадский оставался верен всю жизнь. Подобные по смыслу высказывания можно найти в ряде других его писем и работ, особенно в многочисленных публикациях по истории научных знаний. Все они проникнуты философским осмыслением излагаемого материала.

Однако в работах, письмах и дневниках тридцатых годов мы, казалось бы неожиданно, встречаем иные высказывания В.И. Вернадского, в которых он отделяет философию от научных знаний и даже упоминает о ней наряду с религией. Чтобы понять это, надо учесть, что в данном случае речь идет о господствовавшей в те годы философии вульгарного диалектического материализма, предписывавшей не только представителям общественных наук, но и ученым-естествоиспытателям какие выводы и заключения они должны делать для полного их соответствия философским «законам». Подобной философии В.И. Вернадский принять не мог, за что и был подвергнут критике А.М. Дебориным, который обвинил его в идеализме [8]. В.И. Вернадский с большим достоинством ответил на эту критику, хотя она больно задела его самолюбие [9]. Он всегда считал, что в основе каждого исследования должны лежать беспристрастный сбор возможно большего количества фактов по исследуемой теме, затем их объективное обобщение и лишь потом философское осмысление. Кстати говоря, В.И. Вернадский с глубоким уважением относился к Карлу Марксу как к ученому именно потому, что в основу «Капитала» был положен огромный тщательно и добросовестно собранный фактический материал.

Более подробно развитие философских воззрений В.И. Вернадского рассмотрено в статье «От редколлегии» в упоминавшейся книге «Философские мысли натуралиста». В этой же книге опубликованы обширные комментарии к работе «Научная мысль как планетное явление», а также, в виде приложения, написанные в разное время статьи Б.М. Кедрова, И.В. Кузнецова, С.Р. Микулинского и А.Л. Яншина, в которых рассматриваются с разных точек зрения вопросы мировоззрения В.И. Вернадского и его учения о постепенном переходе биосферы в ноосферу.

В настоящем издании, рассчитанном на самый широкий круг читателей, мы сильно сократили комментарии, перенеся необходимую их часть в подстрочные примечания. Большинство редакционных примечаний обновлено.

В виде приложения к основному тексту работы в книге помещены статьи В.И. Вернадского «О научном мировоззрении» и «Несколько слов о ноосфере», а также фрагменты рукописи (шесть параграфов) «Научная мысль как планетное явление». которые, как полагают, не были включены в текст самим автором. Читатель может быть заинтересован в содержании этих фрагментов, а разыскать малотиражный журнал (Вопросы истории естествознания и техники. 1988, N 1) довольно трудно. Поэтому мы решили в настоящем издании воспроизвести их после сверки с авторским оригиналом и устранения допущенных в журнальном варианте ошибок и искажений.

Статья «О научном мировоззрении» впервые была опубликована еще в 1902 г. в журнале «Вопросы философии и психологии», N 65, а потом несколько раз еще при жизни Вернадского переиздавалась в разных сборниках с очень небольшими исправлениями [10].

Это первая философская работа В.И. Вернадского, важная по формулировке тех взглядов, которыми проникнуто его дальнейшее творчество. Он заявляет в ней о существовании реальной, независимой от нашего сознания действительности, представление о которой является научным мировоззрением, меняющимся по мере открытия новых фактов, новых природных явлений. Интересно, что когда П.И. Новгородцев, ознакомившись с рукописью этой статьи Вернадского, предложил опубликовать ее в готовившемся к изданию сборнике «Проблемы идеализма», то Владимир Иванович отказался это сделать, заявив, что он не идеалист, а реалист [11].

Вторая статья, «Несколько слов о ноосфере», может рассматриваться как прямое продолжение и развитие взглядов, изложенных в работе «Научная мысль как планетное явление». Эта статья была опубликована в 1944 г. [12]. В ней четко сформулированы условия, обеспечивающие переход биосферы в ноосферу, а заканчивается статья высказанной автором твердой уверенностью в победе над фашизмом, поскольку «идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере».

Эта последняя прижизненная публикация В.И. Вернадского (статья написана еще в разгар войны в 1943 г.) проникнута оптимизмом. Гениальный ученый был убежден в торжестве человеческого разума и не только в разгроме фашизма, но и в устранении всего, что еще мешает превращению биосферы в ноосферу.

Сейчас его предвидения начинают сбываться.

 

__________________________________

[1] Именем В.И. Вернадского также названы: Государственный геологический музей, Всесоюзный народный университет биосферных знаний, Центральная научная библиотека АН УССР, Студенческий социологический центр «Ноосфера», пик в бассейне р. Подкаменная Тунгуска, кратер на обратной стороне Луны, полуостров в Восточной Антарктиде близ Моря космонавтов, гора на о-ве Парамушир (Курильские острова), подледные горы в Восточной Антарктиде, подводный вулкан в Атлантическом океане, рудник в районе озера Байкал, минерал «вернадит» [Mn4+, Fe3+, Ca, NaS(O, OH)2n ·H2O], диатомовая водоросль, научно-исследовательское судно АН УССР «Академик Вернадский», пароход Камского речного пароходства «Геолог Вернадский», село Вернадовка близ Симферополя, станция Вернадовка Казанской железной дороги, станция метро «Проспект Вернадского» в Москве, Музей биосферы в Ленинградском отделе Института истории естествознания и техники АН СССР. Памятник В.И. Вернадскому установлен в Киеве, памятные доски на старом здании МГУ им. М.В. Ломоносова и на проспекте Вернадского в Москве, на здании Ленинградского государственного университета, а также на здании Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. За выдающиеся научные работы в области минералогии, геохимии и космохимии Академией наук СССР и Академией наук УССР присуждаются премии им. В.И. Вернадского. Золотая медаль его имени учреждена Академией наук СССР.

[2] См. информацию в конце книги.

[3] Schuchert С. and Dunbar С. A Text Book of Geology. N. Y., 1933. P. 80.

[4] Павлов А.П. Ледниковые и межледниковые эпохи Европы в связи с историей ископаемого человека // Академическая речь, 1922. N 2.

[5] Вернадский В.И. История природных вод // Избр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 4, кн. 2. С. 85.

[6] Там же. С. 87.

[7] Микулинский С.Р., В.И. Вернадский как историк науки // В.И. Вернадский. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 21.

[8] Деборин А.М. Проблемы времени в освещении акад. В.И. Вернадского // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд-ние мат. и естеств. наук, 1932. N 7. С. 543-569.

[9] Вернадский В.И. По поводу критических замечаний акад. А.М. Деборина // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд-ние мат. и естеств. наук, 1933. N 3. С. 395-407.

[10] Мы публикуем ее по изданию: Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 42-80.

[11] Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. М.: Наука, 1982. С. 134.

[12] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. N 18, вып. 2. С. 113-120.

 

 

Источник: Электронный Архив В.И. Вернадского http://vernadsky.lib.ru/ 

 

Ссылки

            

 

             baner akademiya
 
 

Всероссийский

конкурс

logo-konkrs

Ко Дню Культуры

Мчится Земля
всё быстрей и быстрее
Через скопленья
миров и планет –
Будут бессмертны
шедевры, я верю!
Через Искусство
имеем Свет!
О. Тиккоева,
Санкт-Петербург
Стихи ко Дню Культуры

Полный текст