Дата публикации: .

Урок ко Дню Культуры

Тема Любви и Красоты в поэзии Марианны Озолини

Николаева Ирина Ивановна,

учитель школы № 555 «Белогорье»,

Санкт-Петербург

 

Открытия можно совершать в разном возрасте. Я сделала его достаточно поздно – в 47 лет. Как это часто бывает, совершенно случайно.

Ко Дню Культуры на сайте cultura.spb.ru были предложены темы для конкурса сочинений. Одна из них невольно «зацепила»:

«Тема Любви и Красоты в поэзии Марианны Озолини».

Откуда дискомфорт? Я вынуждена была признать, что имя поэта мне не знакомо! Я, призванная сеять разумное, доброе вечное, рассказывающая о Пушкине, Лермонтове, Достоевском, не знакома с творчеством поэта-современника!

Еще больше поразили названия сборников (спасибо организаторам конкурса – на сайте можно было ознакомиться с творчеством М.Р. Озолини): «По ступеням красоты», «Взлететь и зачарованно и смело»… И еще голос Марианны Рудольфовны, читающей свои стихи.

В общем, на следующий день я шла в школу с твердым намерением: познакомить своих учеников с поэзией Марианны Озолини, которая может «светлой вестью зажечь молодые сердца».

Я задумала провести мастерскую творческого письма. Изначально было понятно, что не все дети создадут шедевры, но то, что поэзия М. Озолини не оставит их равнодушными, тоже было ясно с самого начала.

Классы были разделены на группы.

Мастерская началась с индуктора (побудителя). Детям были предложены слова: Любовь и Красота. В течение 1,5 минут каждый ученик самостоятельно составлял ассоциативный ряд и затем еще в течение 2-3 минут на основе этих ассоциаций записывали тексты миниатюры.

Затем, используя индивидуальные наработки, составляли общую миниатюру от каждой группы. Вот одна из них: «Понятие Красота складывается из различных звеньев – ступеней: Красота природы, Красота человека, Красота того, что мы вокруг себя создаём. Процесс созидания всегда предполагает работу души, а работа души невозможна без любви к тому, что ты делаешь. Таким образом, Красота – лицо Любви. Любовь управляет нами, подчиняет себе».

На следующем этапе работы группам предлагались названия сборников М. Озолини: «Любовь – царица во Вселенной», «По ступеням красоты», «Взлететь и зачарованно и смело». Детям предлагалось определить, о чем пойдет речь в стихах, объединенных этими названиями. Группы высказывали предположения. А каким должен быть автор, которого волнуют эти темы?

После высказанных детьми предположений («Автор – мудрый человек, любящий жизнь и людей», или вот такой вариант: «"Любовь – царица во Вселенной". Название говорит само за себя. Любовь, конечно, бывает разной: любовь к близким, к Родине, к родной природе, как, например, в стихотворениях Есенина. Нетрудно догадаться о тематике стихотворений в этом сборнике. Так назвать его мог только мягкий и открытый человек, который не боится раскрыть свою душу перед окружающими») я давала короткую справку о М. Озолине, акцентируя внимание на деятельности в сфере культуры этой замечательной женщины, предлагала послушать стихотворения в авторском исполнении. После этого каждая группа выполняла анализ произведений (каждой группе было предложено по 5 стихотворений).

Итогом работы должен был стать ответ на вопрос: что значат для М. Озолини понятия Любовь и Красота?

Ниже я приведу выдержки из сочинений, написанных на уроке*.

«Улучшение душевных качеств, как полет птицы в небо. Чтобы долететь, нужно преодолевать и несчастия, и трудности. По этому пути возможно пройти, совершая щедрые, благородные дела, помогая всем ближним. Надо идти, не останавливаться. Вся жизнь, каждый день, час-испытание, преодоление, борьба с собой и своими недостатками, ошибками, трудностями. Поэтому добраться до неба, пройти по тяжелому пути, помогает связь человека с Богом, связь души с Богом. Этот путь заключается в улучшении душевных качеств, в чистоте и красоте души, мыслей, сердца, слов, дел, совести, в спасении души, в сотворении добра, любви и красоты» (Лиза Тимофеева, 9 класс).

«В понимании М. Озолини, Красота – это нечто незримое. Неописуемое и даже невероятное. Писательница пытается показать нам в первую очередь красоту духовную. Для неё не важна физическая привлекательность. Поэт пытается показать нечто большее, чем то, что мы можем увидеть глазами. Она пытается показать красоту чистого сердца. Мы можем увидеть в её стихах стремление к самосовершенствованию, идеи жизнеутверждающей Любви, всепобеждающей силы Света, великой власти Сердца» (Миша Михайлов, 9 класс)

«Основная мысль поэзии М. Озолини заключается в том, что Любовь и Красота – нечто, к чему мы должны стремиться, как мечта, которую мы можем создать. Нужно лишь собраться с силами и начать творить добро, ведущее к красоте души, которое наше поколение должно подарить следующим, тем, кто придет после нас, дабы пожинать те труды и усилия, что мы вложим в мир. И красота будет в сердцах всех тех, кто осознает цену тому, что мы сотворили» (Влад Бардуков, 9 класс).

Эти работы не победили в школьном туре конкурса – мне же важно другое: они принадлежат детям, имеющим не слишком хорошие оценки по литературе, но написаны искренне, детей затронуло творчество поэта.


* На городской конкурс сочинений ко Дню Культуры было представленно 11 работ школьников 6-9 классов, которые были написаны на уроке, среди этих работ есть победители.

 


Педагогика Культуры № 18 (2013)

Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Николаева И.И.

Печать

Просмотров: 2128