Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Некрасова-Каратеева Ольга ЛеонидовнаНекрасова-Каратеева Ольга Леонидовна,

доктор искусствоведения, профессор кафедры декоративного искусства и дизайна

Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

 

Искусство и жизнь Н.К. Рериха

как источник творчества юных художников

В статье рассматривается художественно-педагогический феномен обращения школьников 7-14 лет к творчеству Н.К.Рериха; анализируются подготовка, участие и результаты конкурса юных художников.

Ключевые слова: художественное образование, искусство, живопись, композиция, исторический контекст, конкурс.

Вот уже много лет в Ленинградской области проводится международный конкурс детского творчества, посвященный памяти художника, философа, исследователя Николая Константиновича Рериха (1874-1947). И это не случайно, так как детские и юношеские годы его прошли в отцовском имении Извара, которое находилось в дачном поселке Волосово Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии*.

Цвет и звук Державы Рериха. Детский конкурс рисунков. Волосово, Ленинградская обл., 2005В 1999 году по инициативе педагогов Волосовской школы искусств имени Н.К.Рериха и при поддержке администрации Волосовского муниципального района был объявлен конкурс для детей 7-14 лет «Цвет и звук Державы Рериха», который стал ежегодным. В нем принимают участие многие художественно одаренные ребята из разных мест Ленинградской области, в которой насчитывается 46 школ искусства, где преподают талантливые и увлеченные педагоги. На заключительной выставке конкурса, подготовка к которому проходит в течение года, представляются рисунки детей по темам, связанным с жизнью и творчеством художника.

Современные школьники мало знакомы с именем Н.К.Рериха, и, чтобы подготовиться к конкурсу и создать свои рисунки, им приходится много читать, узнавать, рассматривать. С большинством произведений Рериха дети знакомятся по репродукциям в альбомах, по книжным иллюстрациям и фильмам. Условием же конкурса является не копийный повтор его произведений, а собственное претворение своих впечатлений от творчества художника и знаний о его незаурядной жизни. Интерес к конкурсу и желание участвовать в нем среди юных художников не утихает вот уже без малого 20 лет подряд. Это очень большой срок для подобных мероприятий. Данная статья и явилась результатом размышлений об уникальности этого конкурса и его значении.

Что же привлекательного для сегодняшних детей в образе художника и в его творчестве?

В первую очередь, Николай Константинович Рерих интересен детям, участвующим в конкурсе, как земляк, чье раннее детство проходило в Изваре, которую он полюбил, которая его приняла и многому научила, привила любовь к природе, к истории. Художник вспоминал: «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» [7, с. 212]. В бывшем усадебном доме Рерихов сейчас находится мемориальный музей, который дети – участники конкурса посещают, знакомятся с его экспозициями, домашней обстановкой, картинами художника. Они рисуют этот удивительный дом с мезонином и башенками, с открытой верандой и мастерской художника, пишут этюды с натуры в изварском парке.

Сам молодой художник написал много живописных пейзажей этих удивительных мест и привозил их после лета для отчета в Академию художеств, где учился живописи (среди многих работ тех лет – этюды «Курганы», 1893, «Береза», 1894, «Изварский могильник», 1895, и др.)**. Навсегда запомнились ему детские впечатления от видов северной русской природы, которые формировали его как художника, той природы, которая и сегодня близка юным рисовальщикам, является для них родной.

raznikov alekseyДетям интересно узнать о том, что еще совсем юным Николай Рерих принимал участие в археологических раскопках древних курганов, которые во множестве видны и сегодня. «Много очарования было в непосредственном прикосновении к предметам большой древности. Много непередаваемой словами прелести заключалось в бронзовых позеленелых браслетах, фибулах, перстнях, в заржавелых мечах и боевых топорах, полных трепета веков давних. Около курганов сплетались старинные легенды. Ночью там проходить страшились. Увлекательно молчали курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей», – писал Н.К.Рерих в 1935 году в очерке «Полвека» в своих воспоминаниях [8]. Он хотел как можно больше узнать об истории этих мест, а его фантазия представляла удивительные образы древних жителей. Позже он воплотил их в своих картинах на темы древних славянских поселений, в создании образов русских богатырей – героев народных былин и сказок.

Для детей оказался привлекательным широкий диапазон его дарований и видов деятельности. С интересом и удивлением узнают они о том, что любознательный Николай Рерих учился одновременно в Академии художеств и на юридическом факультете Петербургского университета, а также слушал лекции на историко-филологическом факультете и принимал участие в археологических экспедициях. «Планы и разрезы курганов, полевые зарисовки Рериха до сих пор остаются первоклассными научными источниками» [3]. Интерес к истории и конкретные научные познания питали его художественное творчество, придавая ему убедительную достоверность. В изварской мастерской Рерих написал в 1897 году картину (дипломную работу) на тему древней Руси – «Гонец» (или «Гонец. Восстал род на род»), которую прямо с выставки в Академии художеств приобрел для своей галереи П.М. Третьяков.

Детей в произведениях Н.К.Рериха привлекают интересные сюжеты, связанные с древней историей человечества: «Каменный век. Север» (1904, 1907), «Древняя жизнь» (1904), «Каменный век. Призыв солнца» (1910); с историей язычества: «Идолы» (1901, 1910), «Колдуны» (1905), «Славянская деревня» (1901), «Варяги» (1901), «Варяжское море» (1910); с историей Руси: «Княжья охота» (1901), «Бой» (1906), «Князья святые» (1910) и др. Персонажи, изображенные в его картинах, живут активной жизнью воинов, строителей, тружеников – воюют, обороняются, рубят лес, строят избы и поселения, охотятся: «Поход» (1899), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Славяне на Днепре» (1905), «Волокут волоком» (1915) и др. Так детям открывается возможность познавать и изображать в зримых формах историю и мифологию, научиться читать следы и знаки преемственности времени и поколений.

Н.К.Рерих много путешествовал, изучая историю и особенности культуры тех мест, которые посещал. Он объездил много русских городов: Ярославль, Кострому, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Новгород, Валдай, Тверь, Углич, Звенигород, Нижний Новгород, Казань. Его архитектурные пейзажи и картины с видами древних русских городов, написанные по следам его путешествий по России (в 1901-1904), знакомят детей с неохватным культурно-историческим богатством родины: крепостями, кремлями, соборами, усадьбами, теремами, избами. Эта его живопись не просто фиксировала памятники, но была написана живо, широко, передавала его искреннее восхищение красотой и богатством русской культуры. При знакомстве с такими произведениями Н.К.Рериха происходит пробуждение и укрепление интереса нового поколения к истории и культуре Отечества, возникает желание понять исторический контекст его развития. Виды древних городов и памятники старины часто служили фоном, на котором разворачивались сюжеты его эпических картин, а также театральные действия в декорациях к музыкальным спектаклям, которые он позже художественно оформлял.

Сюжеты исторических и былинных произведений Рериха особенно увлекают детей. Образы богатырей, о которых он ребенком читал в исторических книжках и записях народного эпоса (былинах, легендах, песнях, сказках, повериях), стали впоследствии излюбленной темой его творчества – темой богатырского величия русского народа. Образы героев народного эпоса – Илья Муромец, Садко, Микула Селянинович, Вольга, Святогор, Настасья Микулична – стали персонажами его картин («Богатырский фриз», 1910). Эти картины производят на детей сильное впечатление и вызывают у них желание тоже рисовать композиции с «богатырскими» сюжетами.

Увлечение изучением древнерусских икон повлияло на приемы живописи Н.К.Рериха, на чистые и звонкие краски, на обобщенность и монументальность его композиций. Образы святых в иконописных картинах Н.К.Рериха открывают детям страницы духовной жизни русского народа, прославляя его защитников и небесных покровителей: «Сокровище Ангелов» – «небесное воинство», крылатые ангелы с копьями и щитами у стен русских городов (1904-1905), «Святой Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904), «Святые Борис и Глеб» (1904, 1919, 1942, 1943), «Святая Ольга» (1915), «Святой Сергий Радонежский» (1932) и др. [4].

Интересны детям картины Н.К.Рериха, написанные им во время путешествий по европейским городам, с изображением природных ландшафтов, романской и готической архитектуры, руин средневековых замков: пейзажи Финляндии (1906-1907, 1914), «Рейнские этюды» (1912), пейзажи Скандинавии – Швеции, Норвегии и Дании (1919), Италии, Франции, Швейцарии – «Замок Тристана» (1921), «Руины замка» (1921), «Сент-Мориц. Швейцария» (1923), «Альпы», «Гора Монблан» (1923), пейзажи Америки и Мексики – «Каньоны Аризоны в Америке» (1921), «Нью-Мексика. Пещеры в скалах» (1921) и др. Юные зрители при знакомстве с этими произведениями художника узнают об иных странах, их природе, об особенностях европейского рыцарства, о культуре, условиях жизни и менталитете разных народов, ощущают суровую красоту и философскую драматичность этих мест.

Цвет и звук Державы Рериха. Детский конкурс рисунков. Волосово, Ленинградская обл., 2005Детей восхищает сила духа Рериха – исследователя и художника, когда они узнают о жизненных перипетиях, о труднейших экспедициях на Восток, им интересны сюжеты его картин, написанных в результате его восточных путешествий, – новые образы и краски, мотивы экзотической природы, виды иной архитектуры, скульптурные памятники, новые герои.

Целых пять лет, с 1923 по 1928 год длилось беспримерное путешествие Н.К Рериха по Центральной и Восточной Азии: Индия – Гималаи – Тибет – китайский Туркестан – Алтай – Монголия – опять Китай – Тибет – Трансгималаи – Индия. Это было не просто путешествие, а научно-исследовательская экспедиция, полная открытий и в то же время опасностей, трудностей, лишений, потерь. Описанные им в дневниках события этой экспедиции: переход через высочайшие горные перевалы, через раскаленные пустыни, через бурные реки, где он со спутниками подвергался опасным нападениям вооруженных банд, переживал испытания холодом (морозами) и голодом (когда без провианта гибли его спутники и животные – лошади, верблюды), – дети воспринимают с большим интересом и сочувствием.

Цвет и звук Державы Рериха. Детский конкурс рисунков. Волосово, Ленинградская обл., 2005Их восхищает, что при этом он напряженно работал как ученый: собирал этнографический, фольклорный и лингвистический материал, изучал лекарственные растения и секреты традиционной медицины, собрал исключительно интересные коллекции по искусству, археологии, геологии, ботанике, древние рукописи и др., делал зарисовки, записывал в дневнике свои наблюдения, научные размышления, а главное – постоянно и много рисовал и писал картины. Через свое научное и художественное творчество он познакомил мир с неисчерпаемым богатством этого «края Земли», «открыл Восток Западу». У детей же усилилось внимание к собственной природе, появились рисунки родной фауны и флоры. В рисунках для конкурса дети создавали многочисленные композиции на темы этих путешествий, изображая самого Н.К.Рериха, его спутницу-жену Елену Ивановну и сыновей (Юрия и Святослава) в горах, странах и городах Востока.

В 1934-1935 годах Рерих снова осуществил научную экспедицию в Северный Китай и Внутреннюю Монголию. Сделанные научные и дневниковые записи были изложены и опубликованы им в многочисленных научных и литературных трудах [5]. Собранные в экспедициях коллекции огромной научной и художественной ценности были предоставлены им в университеты, музеи и библиотеки Европы и США. Для детей этот факт явился поводом к размышлениям о подвиге и щедрости художника-ученого.

С увлеченным интересом читают они записанные и изученные Рерихом легенды и предания, отражающие древние верования народов Востока (Индии, Монголии, Синцзяну, Тибета). Легенды о борьбе Героев восточного эпоса с Духами и грозными силами природы за справедливую и счастливую жизнь творчески интерпретируются современными детьми в их рисунках [6].

В 2013 году юным художникам была предложена тема «Николай Рерих и театр». Они подготовили к конкурсу свои произведения, в которых отразили усвоенные знания о театральной деятельности художника, о его эскизах, живописных занавесах, декорациях и костюмах к многочисленным спектаклям, покорившим зрителей многих театров мира. Культурный кругозор детей еще больше расширился за счет знакомства с содержанием театральных постановок на разные исторические сюжеты, с национально-культурными особенностями и характерами персонажей: музыкальный спектакль Э.Грига «Пер Гюнт» (1911); оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (1907, 1912), А.П.Бородина «Князь Игорь» (1909, 1914); балет И.Ф.Стравинского «Весна священная» (1913).

Цвет и звук Державы Рериха. Детский конкурс рисунков. Волосово, Ленинградская обл., 2005Живопись Н.К.Рериха близка детям яркими красками, удивительным разноцветием, напряженными контрастами. Он подмечал в природе почти фантастическую красоту, особенно в горных пейзажах. Цвет у Рериха – главный элемент композиции, определяет ее художественно-образную выразительность в передаче идей. Детям нравится живопись этого художника, близко им образно-декоративное колористическое решение композиций его картин – залитое светом солнца желтое небо («Приказ учителя», 1947) или красное небо, пылающее огнем заката или отсветом костров («Майтрейя-победитель», 1925; «Гасэрхан», 1941), освещенные красным лучом горы («Тибет. Горящая вершина», 1933), сверкающие белизной ледяные вершины гор («Красные кони», 1925) или золотые рельефы гор («Мощь пещер», 1925) и др. Юные художники знакомы с выразительной силой цвета и часто в своих рисунках применяют яркие краски для символичного выражения огня, жары, холода, тревоги, восторга и т. п.

Зрителей в пейзажах Н.К.Рериха удивляет способность художника передавать далекие пространства – огромные просторы русской земли, ее широкий размах, много неба, протяженные равнины, холмистые дали, поросшие деревьями (взгляд откуда-то сверху из поднебесья!), или зрительно удаляющиеся массивные пороги гор. Пространство в композиции его картин – это параллельно чередующиеся планы или кулисные перспективы. Такое решение близко детскому восприятию пространственных изображений, и они зачастую именно так рисуют даль.

bogdanova ekaterinaН.К.Рерих – художник, ученый, философ, поэт, учитель, общественный деятель культуры. Образ самого художника оказался загадочно-привлекательным, а жизнь – удивительной для детей, что позволяет им найти разные темы и для своего творчества. Сам художник стал героем многих детских рисунков – «Рерих в Изваре», «Рерих в мастерской», «Рерих с сыновьями», «Семья Рерихов в Гималаях», «Великий учитель», «Замысел гения», «Работа над декорациями в театре» и многих других.

Разнообразными своими способностями и устремлениями Н.К.Рерих близок и сегодняшним детям – юным художникам, особенно подросткам, которые ощущают в себе стремление узнать больше о жизни (как устроен мир?) и переживают волнение и восхищение от красоты в природе и искусстве, но еще не смогли точно определить, чем будут заниматься в жизни.

Конкурс «Цвет и звук Державы Рериха» является, по сути, активной формой дополнительного образования детей в области искусства. Подготовка к конкурсу и участие в нем – это личностно-ориентированный метод педагогики искусства, в основе которой лежит художественно-творческий путь приобщения ребенка к культурно-историческому наследию через изучение опыта прошлого. Подготовка к конкурсу требует знакомства с исходными литературными, историческими и иллюстративными материалами, знакомства с жизнью и творчеством художника, узнавания о незнакомых странах и культурных особенностях народов иных стран. Жизнь Н.К.Рериха полна событий, опыт – мудрости, его художественное, литературное, научное наследие – неисчерпаемый источник для познания и творчества юных художников.

Участие школьников в этом конкурсе и умелая научно-просветительская деятельность организаторов и педагогов позволяют решать многие педагогические задачи. Происходит процесс трансляции культуры, знаний и опыта предшествующих поколений, устанавливаются междисциплинарные связи (история, география, литература, искусство). Дети делают «открытия» на каждом этапе погружения в тематику конкурса. Происходит знакомство с историей Отечества, приобщение к его культуре, а через собственное рисование – развитие чувства причастности к изображаемым событиям. Знакомство с разными странами, их историей, культурой, верованиями и знаниями иных народов усиливает для детей ценностно-смысловой контекст человеческой культуры, воспитывает толерантность в межличностных общениях. В процессе подготовки к конкурсу дети выбирают разные художественные материалы и осваивают техники рисования, совершенствуя свое композиционное умение. Участие в итоговой выставке дает возможность юным художникам увидеть свою работу в ряду других творческих решений на избранную тему и оценить свои особенности, почувствовать укрепление веры в свои творческие способности.

vistavkaКлассик советской теории художественного образования В. В. Алексеева в фундаментальном теоретическом труде «Изобразительное искусство и школа» (1968) писала: «Познавательный процесс в русле искусства совершенно особый по своей природе, ибо он воспринимается человеком как процесс удовлетворения эстетических потребностей, и приобретаемые конкретные знания закрепляются в сознании навсегда... Искусство посредством созданных им образов помогает человеку не просто узнать о тех или иных исторических и социально-экономических периодах, явлениях, событиях, но побуждает его "сопережить" их, испытать при этом глубокое волнение» [1, с. 25].

Подобные этому конкурсы могут быть посвящены ознакомлению школьников с творчеством других известных художников, например, Василия Ивановича Сурикова (1848-1916), Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927), Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900) и многих других. Каждое такое обращение к их творчеству имеет большие педагогические перспективы в культурно-историческом и художественном образовании детей, в совершенствовании их изобразительной деятельности, в активизации креативности, в интеллектуальном, эмоционально-эстетическом и коммуникативном их развитии.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

* В воспоминаниях Н.К.Рериха в его дневниках уезд многократно называется Царскосельским.

** Хронологический перечень картин Н.К.Рериха дается по публикации: Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 год) // Николай Константинович Рерих. Жизнь и творчество: сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1978.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. 288 с.

2. Алехин А.Д. Творческий метод Н.К.Рериха / Н.К.Рерих. Жизнь и творчество: сборник статей. М.: Изобразительное искусство. 1978. С. 40-62.

3. Добрынина И. Буклет «Музей в Изваре», 1986.

4. Маточкин Е.П. Святые Русской земли. Самара: Агни, 2007. 64 с.: ил. (Серия «Николай Рерих: Вестник красоты»).

5. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Путевой дневник. М.: ЭКСМО, 2009. 464 с.

6. Рерих Н.К. Легенды Азии: сборник. М.: ЭКСМО, 2013. 62 с.

7. Рерих Н. Листы дневника. М.: Правда, журнал «Октябрь». 1958. № 10 (сокращенный вариант). 8. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. 1.

 

 


Педагогика Культуры № 38 (2024)

Метки: Рубрика: Искусство и образование, Некрасова-Каратеева О.Л.

Печать E-mail

Просмотров: 137