В помощь педагогу и руководителю
Научные и практические аспекты
духовного развития человека
Изучение духовности является важной научной задачей. Представление о ней в общественном сознании размыто и искажено. Широкое распространение получили суррогаты и имитации духовности. Часто театрализованные культовые действия, обряды и ритуалы, сакральная атрибутика и символика принимаются за явления духовного порядка. Но на самом деле они, как правило, создают лишь иллюзию духовной жизни. Подлинная же духовность проявляет себя в повседневной жизни человека, в его мыслях и действиях, соответствующих высшим этическим идеалам, основанием которых являются принципы Общего Блага, Любовь, Истина, Красота.
Представление о духе и духовности было главным и основным и развивалось в учениях великих религиозных реформаторов, во многих философских системах, в трудах духовных подвижников и святых, в произведениях выдающихся деятелей культуры и науки. Центральное место оно занимает в Учении Живой Этики, в творчестве семьи Рерихов, а также их учеников и последователей.
Духовность есть свойство высокоразвитого человеческого сознания, воспринимающего и проводящего через себя явления духа. Дух есть единый, изначальный первоэлемент, проявляющийся во всех формах Мироздания – от микрочастицы до гигантских космических объектов. Он является вечным, творящим, жизненным началом.
Духовность как переживание единства с высшей первоосновой – духом – эмоционально ощущается человеком в виде
чувства радости, полноты бытия, умиротворения, душевной ясности, сердечной теплоты (в христианской традиции это состояние называется Благодатью).
Духовность проявляется целым рядом человеческих качеств:
● любовь к ближнему и всему миру,
● забота об общем благе,
● стремление к прекрасному,
● человечность, сострадание,
● терпимость (религиозная, идеологическая и т.п.),
● великодушие, бескорыстие, дружелюбие,
● самоотверженность, доброжелательность,
● справедливость, трудолюбие,
● мужество в трудных жизненных ситуациях,
● самообладание, чувство ответственности, искренность и т. п.
Явление духовности многомерно. Оно присуще различным аспектам человеческого бытия. В сфере морали оно предстаёт как высшие нравственные качества; в искусстве – это красота, в социальной сфере – бескорыстная деятельность в интересах общего блага, в религии – осуществление высших божественных принципов, в науке – искреннее, беззаветное стремление к истине.
Бездуховностью является всё, что разъединяет, разрушает, противопоставляет части целому. Например, противопоставление человека природе или другому человеку. Она имеет явные признаки:
● злобность, бесчеловечность, зависть,
● жестокость, ненависть, корыстолюбие,
● идеологическая и религиозная нетерпимость,
● властолюбие, лицемерие, ложь, насилие,
● предательство, страх, неблагодарность, насмешка, брань и т. п.
Бездуховность в социальной сфере – это
● разрушение системы образования, что ведёт к торжеству невежества, суеверий, обмана;
● унижение носителей знания и культуры – учителей, преподавателей, воспитателей, деятелей искусства и науки;
● безработица, преступность, пьянство, наркомания;
● нравственная распущенность;
● уничтожение природы;
● безразличие к здоровью людей, судьбам детей и стариков.
В бездуховном обществе, основанном на насилии, жестокости, наживе, лжи и ненависти, назревшие и рационально обоснованные реформы приносят большинству людей только разочарование и страдание.
Только Культура, по мысли Н.К. Рериха, возвышая и совершенствуя человека, борется с бездуховностью и деградацией, помогает обществу двигаться к лучшему будущему. Только духовность, проявляющаяся в Культуре, может обеспечить человеческой цивилизации возможность прогрессивного развития и всестороннего процветания.
Журнал «Мир Огненный» № 20, 1999 год, с. 129.