Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

В помощь педагогу и руководителю

Научные и практические аспекты
духовного развития человека

Изучение духовности является важной научной задачей. Представление о ней в общественном сознании размыто и искажено. Широкое распространение получили суррогаты и имитации духовности. Часто театрализованные культовые действия, обряды и ритуалы, сакральная атрибутика и символика принимаются за явления духовного порядка. Но на самом деле они, как правило, создают лишь иллюзию духовной жизни. Подлинная же духовность проявляет себя в повседневной жизни человека, в его мыслях и действиях, соответствующих высшим этическим идеалам, основанием которых являются принципы Общего Блага, Любовь, Истина, Красота.

Представление о духе и духовности было главным и основным и развивалось в учениях великих религиозных реформаторов, во многих философских системах, в трудах духовных подвижников и святых, в произведениях выдающихся деятелей культуры и науки. Центральное место оно занимает в Учении Живой Этики, в творчестве семьи Рерихов, а также их учеников и последователей.

Духовность есть свойство высокоразвитого человеческого сознания, воспринимающего и проводящего через себя явления духа. Дух есть единый, изначальный первоэлемент, проявляющийся во всех формах Мироздания – от микрочастицы до гигантских космических объектов. Он является вечным, творящим, жизненным началом.

Духовность как переживание единства с высшей первоосновой – духом – эмоционально ощущается человеком в виде

чувства радости, полноты бытия,  умиротворения, душевной ясности, сердечной теплоты (в христианской традиции это состояние называется Благодатью).

Духовность проявляется целым рядом человеческих качеств:

● любовь к ближнему и всему миру,

● забота об общем благе,

● стремление к прекрасному,

● человечность, сострадание,

● терпимость (религиозная, идеологическая и т.п.),

● великодушие, бескорыстие, дружелюбие,

● самоотверженность, доброжелательность,

● справедливость, трудолюбие,

● мужество в трудных жизненных ситуациях,

● самообладание, чувство ответственности, искренность и т. п.

Явление духовности многомерно. Оно присуще различным аспектам человеческого бытия. В сфере морали оно предстаёт как высшие нравственные качества; в искусстве – это красота, в социальной сфере – бескорыстная деятельность в интересах общего блага, в религии – осуществление высших божественных принципов, в науке – искреннее, беззаветное стремление к истине.

Бездуховностью является всё, что разъединяет, разрушает, противопоставляет части целому. Например, противопоставление человека природе или другому человеку. Она имеет явные признаки:

● злобность, бесчеловечность, зависть,

● жестокость, ненависть, корыстолюбие,

● идеологическая и религиозная нетерпимость,

● властолюбие, лицемерие, ложь, насилие,

● предательство, страх, неблагодарность, насмешка, брань и т. п.

Бездуховность в социальной сфере – это

● разрушение системы образования, что ведёт к торжеству невежества, суеверий, обмана;

● унижение носителей знания и культуры – учителей, преподавателей, воспитателей, деятелей искусства и науки;

● безработица, преступность, пьянство, наркомания;

● нравственная распущенность;

● уничтожение природы;

● безразличие к здоровью людей, судьбам детей и стариков.

В бездуховном обществе, основанном на насилии, жестокости, наживе, лжи и ненависти, назревшие и рационально обоснованные реформы приносят большинству людей только разочарование и страдание.

Только Культура, по мысли Н.К. Рериха, возвышая и совершенствуя человека, борется с бездуховностью и деградацией, помогает обществу двигаться к лучшему будущему. Только духовность, проявляющаяся в Культуре, может обеспечить человеческой цивилизации возможность прогрессивного развития и всестороннего процветания.

 

Журнал «Мир Огненный»  № 20,  1999 год, с. 129.

 

 

Печать E-mail

Просмотров: 732