Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Наследие великих традиций

Пятая ежегодная выставка живописи
в Доме ученых им. М. Горького Российской Академии наук

Данная, уже пятая ежегодная выставка «Наследие великих традиций», как и все предыдущие, посвящена русской живописи, развитию её традиций, сложившихся в 19 веке. В искусстве существуют вершинные достижения, превзойти которые почти невозможно. Почти – потому, что среди потомков есть столь же одарённые творцы, но изменились условия, а с ними и вкусы – случились революции, войны, исчезли ценители, меценаты, целые государства. И получилось так: художники, способные поднять планку ещё выше – есть, а тех, кому понятна и нужна новая высота – нет.

Сегодня актуальны футбол, несение олимпийского огня, «современное искусство». Завтра окажется, что оно не актуально, и вообще не искусство. Но это не столь важно: средства мавроди-информации найдут что-то ещё актуальнее, ещё «современнее», ещё эффективнее уничтожающее подлинное искусство. Противостоять этой гигантской машине подавления духовности может только традиция, только великая живая традиция, у которой есть силы питать творческую энергию новых поколений художников.

Именно в России мы являемся свидетелями этого чуда (к сожалению, в весьма узкой области бытия – изобразительном искусстве). Причина, по-видимому, в архетипе русского человека, обладающего способностью тонко и глубоко чувствовать в сочетании с некой стихийностью, неподвластной всяким правилам и закономерностям. Европейскому менталитету свойственна театральность, там более ценится внешнее, чем содержательное, ищется приём, манера, способные обеспечить успех. Русскому художнику нужна правда чувств. Суметь понять и передать состояние природы и рождённые им чувства для него большая ценность, чем эффективный маркетинг. В противовес западному тяготению к узкому профессионализму, он то и дело «выходит за рамки», он и традицию понимает максимально крупно – как традицию поиска новой высоты. Искренность и сохранившаяся классическая школа – ещё два важных условия этого уникального феномена.

В своих лучших образцах (а к ним принадлежит большинство представленных на выставке работ) целью высокой живописи является изображение не видимого мира, а через его посредство – мира невидимого. Одно из свидетельств этого – удивительные пейзажи О. Теняева. Он пишет... воздух. Воздух, окутывающий предметы, отдаляющий или приближающий их, растворяющий их в дымке, излучающий сияние, своей прозрачностью превращающий «среду обитания» в драгоценность. И этот воздух больше, чем воздух – это таинственная субстанция, у которой ещё нет названия, которая всё пронизывает и объединяет, всему сообщает смысл и значение. Одно из направлений творчества А. Анненкова – это поиски золотой середины между введённым импрессионистами раздельным мазком, излишне нарочито передающим вибрацию воздуха, и его более слитными, смягчёнными вариантами, позволяющими расширить палитру чувств от тонкого лирического до монументального. В его работах воздух не столь мистическая, сколь оптическая среда, но, чтобы правильно «построить» её, необходимо большое мастерство.

       

      Anenkov3  

В картинах А. Перевышко явственно ощущается дыхание истории. Трудно понять приём, которым художник добивается этого. Возможно приём заключается как раз в том, что автор «не добивается», а мудро ограничивает себя. Об этом свидетельствует его сдержанная, несколько сумрачная палитра, и, как результат стремления к некой абсолютной правде, на его полотнах возникает мир «без эффекта», но с содержанием, которое, оказывается, не так просто постичь. Глядя же на написанные живой и свободной кистью пейзажи А. Лукаша невольно вспоминаешь пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Проданные за границу ракеты и самолёты в положенный срок превратятся в кучу металла, а эти совсем не большие кусочки полотна долго ещё будут жить в жарких и не очень жарких странах, напоминая о том, что была когда-то такая страна – нет! больше, цивилизация – Россия.

               

 

       

Особым даром живописного видения обладает И. Витюк. И от этого соборы, капеллы, детские лица обретают аромат сказочности. Сказочности, которая, как мы начинаем понимать, скрыта в окружающем нас вполне осязаемом и реальном мире. Этот мир непонятен, загадочен «и своим безобразием, и своим прекрасием». И если первое – предмет интереса моралистов и психиатров, то художников (увы! уже далеко не всех) больше интересует вторая часть загадки. По-своему пытается найти ответ на неё и автор этих строк. Возможно, в этом больше романтизма, чем требуют современные правила приличия для потребителей и телезрителей, но наверняка меньше скуки.

       

 

И, похоже, эта черта не исключение, а скорее правило для этого – можно сказать, по прихоти автора этих строк – возникшего сообщества ревнителей традиций. Так, безусловно, высоко профессиональна, но ещё более интересна сплетением истории и своеобразной красоты оставленных ею руин средиземноморская серия А. Галимова. Эти картины возвращают нас к пониманию вечных ценностей, в число которых не входят ни турнирные таблицы по футболу, ни экономическая евро-злоба дня.

Обаятельны (и, конечно, техничны – без этого обаяния в живописи нет!) работы самого молодого экспонента – А. Ягодкиной. Свежесть, непосредственность, искренность – их безусловные достоинства, очевидные даже для непрофессионала.

       

 

             

И как последний, но совершенно необходимый штрих – изысканные пастели С. Усика. В них есть мягкость, женственность, которую трудно, почти невозможно достичь маслом. Возможно, не меньшим достижением является ансамблевость, достигнутая сложением столь разных художников. Причина этого успеха очевидна: их объединил высокий профессионализм и высокое служение красоте. Как сделать, чтобы из экзотики это превратилось в реальный фактор объединения хотя бы небольшой, лучшей часта людей? Чтобы мы, объясняя свои поступки, говорили: просто это было красиво! Может быть, эта выставка хоть в небольшой степени подвигнет нас к этому.

           

 

             

 

*   *   *

Р.S. Благодарю музейно-выставочный центр «Петербургский художник» за четыре работы О. Теняева, предоставленные для этой экспозиции.

 

С 2009 по 2014 г. состоялось пять выставок.
1. НВТ – 1, ноябрь 2009, участники: Зимин А., Адгамов  Р., Кожевников В., Поляков О., Селенин А., Филимонова Г.,  Шевчук В., Шевчук С.
2. НВТ  -2, январь  2011, участники: Ежаков В., Кожевников В., Малых-Васильев А.,Николаева А., Поляков О., Усик С., Чернова Т.,.Шевчук В., Шевчук С.
3. НВТ – 3, январь 2012, участники: Витюк И., Галимов И., Зимин А., Ляпкало  В., Поляков О., Селенин А., Усик С., Филимонова Г., Шевчук В., Шевчук С.
4. НВТ – 4, январь 2013, Братанюк В., Витюк И., Ежаков В., Лукаш А., Поляков О., Рейхет П., Теняев О., Усик С., Якуничева Е.
5. НВТ – 5, январь 2014, участники: Анненков А., Витюк И., Галимов А., Лукаш А., Перевышко А., Поляков О., Теняев О., Усик С., Ягодкина А.


Поляков Олег Леонтьевич,
кандидат технических наук,
живописец,
куратор выставки «Наследие великих традиций»

 


Педагогика Культуры № 20 (2014)

Метки: Рубрика: Наш вернисаж, Поляков О.Л.

Печать E-mail

Просмотров: 4322