Уроки творчества и служения искусству
Студенческий Фестиваль фортепианных ансамблей
Искусство фортепианного ансамбля насчитывает свыше трех столетий. Благодаря игре в четыре, в шесть, а порой и в восемь рук, фортепиано (тем более, если оно не одно) звучит, как целый оркестр. И тогда на рояле исполняются такие сочинения, которые не под силу сыграть даже самому замечательному пианисту. В последние двадцать-тридцать лет жанр фортепианного ансамбля во всем мире переживает подлинный ренессанс. Фортепианный ансамбль пользуется широкой популярностью и у музыкантов-исполнителей, и у композиторов. К тому же для него создан замечательный репертуар как композиторами-классиками, так и нашими современниками.
В России искусству музицировать в четыре руки учат во всех музыкальных учебных заведениях. А это совсем не просто, так как игра в фортепианном ансамбле требует и творческого, и человеческого содружества. Поэтому три года назад доцент Петрозаводской консерватории имени А.К. Глазунова Светлана Володаровна Синцова, энтузиаст учебной дисциплины «Фортепианный ансамбль» – этот предмет изучают на первом курсе консерватории – решила организовать первый студенческий Фестиваль фортепианных ансамблей.
Минувшей весной в Карелии этот фестиваль прошел в третий раз, получив звучное название «Piano Duo». Сегодня уже можно сказать, что фестиваль обрел свои неповторимые черты. Его отличают не только высокий художественный уровень, но и самобытная репертуарная направленность, которую определяют девиз «Традиция и современность». В программах фестиваля явно усматривается тенденция сыграть что-то новое, малоизвестное, а это заставляет и С.В. Синцову и студентов искать это новое, изучать его и стремиться познакомить с ним любителей музыки.
В качестве «современного» в этом году было избрано творчество петербургских и петрозаводских композиторов последней трети ХХ века. Подобное соседство не случайно, так как многие музыканты из Петрозаводска учились в Северной Пальмире, а сама Петрозаводская консерватория поначалу была филиалом Ленинградской консерватории.
В рамках фестиваля прозвучали такие виртуозные произведения петербургских авторов как Сюита «На праздничной Неве» для 2-х фортепиано и ударных Г. Окунева (И. Камалова, Т. Холод – фортепиано, И. Плющай, И. Журавлева – ударные), Токката для 2-х фортепиано в шесть рук В. Успенского (А. Белявина, П. Хозяинов, И. Андриади), Концерт-фантазия для 2-х фортепиано и флейты Г. Фиртича (М. Левановская, Е. Фалинова – фортепиано, Ю. Капуста – флейта).
Из произведений петрозаводчан исполнялись Обработки финских народных песен для фортепиано в четыре руки А. Ибрагимова (В. Васильева, Н. Маврина), Концертино для 2-х фортепиано А. Репникова (Н. Гречишникова, Е. Распутин) и «Кумушки» Д. Жученко (Е. Смирнова, А. Ратникова).
Панорамно и разнообразно была представлена классика XIX и XX столетий: С. Рахманинов, Н. Черепнин, Н. Метнер, С. Прокофьев, А. Рубинштейн, Ф. Шопен, Б. Сметана, В. Лютославский и др. Многие классические сочинения также звучали в Петрозаводске впервые, как, например, «Странствующий рыцарь» для 2-х фортепиано Н. Метнера (П. Хозяинов, Е. Алексеев).
Знакомство с разнообразием фортепианных ансамблей не ограничилось только концертами. Фестиваль включал также научную студенческую конференцию, в рамках которой студенты-музыковеды теоретически осмысливали многие ракурсы звучавшей музыки, выступая с интересными докладами и сообщениями. Не исключено, что некоторые из них станут основой для масштабных научных исследований.
Праздничный облик третьему фестивалю «Piano Duo» придало и приветствие гостей – красочное художественное действо «Костюмированный бал» Театра бумажной моды из города Сегежа (руководитель художник-модельер Т.Н. Самкина) и выступление Театра поэзии «Credo» Славянского института (руководитель Н.Т. Прокопец).
Фестиваль принес не только радость концертного выступления и научного открытия студентам, профессионального удовлетворения его вдохновителю и организатору С.В. Синцовой, выполнил свою популяризаторскую миссию, познакомив петрозаводчан с неизвестными для многих произведениями. «Piano Duo» – III стал подлинным уроком творчества, испытанием на верность бескорыстному служению искусству, своей будущей профессии. Он стал и школой открытия нового.
Что заставило студентов и их педагога отдать столько времени и энергии фестивалю? Казалось бы, учебный план ребята выполнили, зачеты по предмету им поставили, педагог уже отработал необходимые учебные часы и получил свою более чем скромную (увы!) зарплату...
Взяться за сложное фестивальное дело (тем более в условиях современного безденежья в сфере образования и культуры) потребовала необходимость творить, соприкоснуться с прекрасным и поведать о нем окружающим.
Недаром выдающийся музыковед Б.В. Асафьев писал о «страстной привязанности к жизни в ее высочайших проявлениях – человеческом творчестве и человеческой любви...» (курсив автор.). А творчество невозможно без энтузиазма, самоотдачи и увлеченности.