Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 

Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения, доцент, РГПУ им. А.И. Герцена,

ЛГУ им. А.С. Пушкина,

Санкт-Петербург

 

 

 

Нехорошкова Алёна Брониславовна,

преподаватель, Сосновоборская Детская Школа Искусств «Балтика»,

Сосновый Бор, Ленинградская обл.

 

Музыка для детей и тема детства в искусстве
как социокультурный феномен

Аннотация. В статье раскрывается феномен детства в произведениях искусства, обращенных к миру ребенка, его субкультуре. Особое внимание уделено детской музыке как музыке о детях и для детей, раскрываются связи первых «Детских альбомов» Р.Шумана и П.И.Чайковского с «Альбомами музыки для детей» композиторов ХХ века. Детская тематика в современном музыкальном искусстве сформировалась в социокультурное явление, как и в целом, отражение детства в произведениях разных видов искусства.

Ключевые слова: детская культура, мир ребенка, «Детские альбомы» для фортепиано, музыка ХХ-XXI веков., область «детского» в искусстве.

Мир ребенка, специфика его жизни, быта, интересов, взаимоотношений с людьми, с окружающей действительностью в исторической ретроспективе существовал всегда. Однако мир взрослых долгое время игнорировал специфику детства, не вычленял его в отдельную область внутри культуры. В архаические времена область детства растворялась в мире взрослых. Только период младенчества выделялся в особую сферу пристального внимания к детям, связанного с уходом за ребенком. Постепенно взрослея, ребенок в своей социализации ориентировался на взрослых, входил в семейные, трудовые отношения, подчинялся воле родителей.

В середине XVIII века в работах Ж.-Ж. Руссо был провозглашен знаменитый тезис о том, что «ребенок не есть маленький взрослый». А в XIX веке начинается исследование детства в науке. Ч.Дарвин, В.Прейер наблюдают и описывают в своих трудах ход детского развития, психологи начинают исследовать психику ребенка (З.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский и др.). Отношение к детям взрослых и общества менялось, и в ХХ веке самобытный мир детства обрел статус социокультурного феномена. В ряде энциклопедий можно встретить определение «Детской культуры» как представление о том, что «дети имеют свою собственную «культуру» со свойственными именно ей социальными правилами, играми, специальными речевыми приёмами, ритуалами, нормами поведения» (в «Оксфордском толковом словаре по психологии» под ред. А.Ребера, 2002 г., «Большой энциклопедии по психиатрии В.А.Жмурова, 2012 г. [8].

Помимо бытовых, семейных, социальных особенностей важную роль в формировании феномена детства как социокультурного явления играет искусство. В народной культуре область детского воплощена в детском фольклоре. В него входит фольклор пестования (пестушки, колыбельные, потешки) и собственно детский фольклор: считалки, дразнилки, прибаутки, загадки, страшилки и т.д. В профессиональном искусстве в средневековье и раннюю Эпоху возрождения образ ребенка в живописи был представлен только в образе младенца Христа. Но уже в позднем Возрождении дети появляются в семейных портретах. Чрезвычайно оригинальна и необычна для той эпохи картина П. Брейгеля «Игры детей» (1560). А в Новое время художники уже нередко пишут образы детей в портретах и жанровых картинах XVII-XVIII вв. Вспомним, к примеру, портреты великосветских детей: Ван Дейк «Дети Карла 1» (1637); Л.Каравакк «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» (1717), «Портрет в карнавальных костюмах внуков Петра 1» (1722); или бытовые сюжеты: Ф.Хальс «Мальчик за чтением» (1630), Б.Мурильо «Мальчик с собакой» (около 1655-1660).

С XIX века представители разных видов искусства начинают обращать более пристальное внимание на детей и их мир, вводят его в произведения литературы, живописи, музыки.

В литературе мир детства как специфическая область начал раскрываться в начале XIX века. В русской литературе область «детского», внутренний мир ребенка, его переживания и впечатления воплотили в своих сказках А.А.Погорельский («Черная курица», 1829), В.Ф.Одоевский («Городок в табакерке», 1834). В жанре романа первым известным писателем, обратившемся к миру детства, стал английский писатель Ч.Диккенс. В романах «Оливер Твист» (1838), «Дэвид Копперфильд» (1849-1850) он рассказал о трудностях жизненного пути ребенка, его переживаниях, о духе семьи в капиталистическом обществе. Важная веха в раскрытии темы детства, внутреннего мира ребенка – произведения Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

В живописи изображались дети разных социальных слоев. Вспомним картины А.Г.Венецианова, рисующего сельских детей («Спящий пастушок», «Захарка», «Крестьянские дети в поле», «Пастушок с рожком»), работы Н.П.Богданова-Бельского, являющиеся «энциклопедией» жизни крестьянских детей и подростков («В классе», «У дверей школы», «Устный счет», «Виртуоз», «Летний день», «Мальчики на рыбалке», «Дети на лугу», «В церкви») и т.д. С другой стороны раскрывается мир городских детей в портрете сына В.А.Тропинина, портретах детей В.А.Серова, его же «Девочки с персиками», картинах о детях З.Е.Серебряковой и др.

В рамках статьи нет возможности подробно осветить тему детства во всех видах искусства. Сосредоточимся на том, как она воплощается в музыке. Еще в начале XVIII века И.С.Бах стал сочинять музыку для исполнения детьми («Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха» для своего 9-летнего сына, «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Инвенции») и эту линию продолжили композиторы классицизма, вспомним сонатины М.Клементи и Ф.Кулау, этюды К.Черни. Однако эта музыка писалась в учебных целях – для освоения детьми навыков игры на инструменте (прежде всего фортепиано), овладения системой музыкальных жанров, но в произведениях еще никак не раскрывался мир ребенка.

Более пристальное внимание к образам детства в музыке, как и в других видах искусства, тоже началось в XIX веке. Линия детской музыки как музыки о детях и для детей (по меткой характеристике Б.В.Асафьева [2]) сложилась в творчестве Р.Шумана. В его «Альбоме для юношества» (1848) многие пьесы выражают чувства ребенка, его рефлексию на окружающий мир. Сами названия пьес повествуют о детстве: играх ребенка («Смелый наездник»), переживаниях («Первая утрата», «Бедный сиротка»), впечатлениях («Отзвуки театра», «Дед Мороз», «Незнакомец», «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»), рефлексии на мир природы («Весенняя песнь», «Май, милый май!», «Зима», «Сбор винограда»).

Продолжил эту линию П.И.Чайковский в «Детском альбоме» (1878). Особенности этого цикла и его роль для развития детской музыки неоднократно описывались в музыковедении в отдельных статьях [2], [6], [7], [9] книгах [1], диссертациях [11], [12].

С середины XIX века и особенно с начала ХХ века область мира детства сформировалась в особую субкультуру внутри культуры человечества. Стало меняться отношение взрослых к детям, возникла ценность «детности», она стала исследоваться учеными. Постепенно формируется философско-эстетическое и культурологическое понимание сферы детства. Рассматривая взаимоотношения между культурой и миром детства, М.Мид (основатель направления «этнография детства» или, в американской научной традиции, «культурная антропология детства») разграничила три типа культуры, появляющиеся в разные периоды развития истории человечества в аспекте социализации детей [10]:

  • постфигуративный (дети прежде всего учатся у своих предшественников; тип, свойственный многовековой традиционной культуре, ориентированной на сохранность, преемственность);
  • кофигуративный (дети и взрослые учатся у сверстников, при сохранении господства старших модель поведения людей ориентирована на современников);
  • префигуративный (для ребенка жизнь родителей более не является примером, подрастая, ребенок ищет ответы на вопросы самостоятельно; взрослые могут учится у своих детей).

Свойства этих типов культуры можно наблюдать и в музыкальной сфере. В архаичные времена дети перенимали песни и наигрыши от взрослых. Их повторение из года в год в обрядовых действиях обеспечивал урожай не хуже предыдущего. В Новое время важно сохранение преемственности, но вместе с тем допускается изменчивость, развитие убыстряется. Дети, как и ранее, учатся музыке у взрослых, но осваивают современные им жанры музыки, могут импровизировать. В префигуративной культуре дети не только учатся у взрослых, но и взрослые учатся у детей. Действительно, скорость изменений крайне велика и ныне дети нередко осваивают новые технологии лучше и быстрее взрослых: сочиняют музыку на компьютере, создают музыкальные тесты, игры с гаджетами, осваивая эти навыки не только (и не столько) от взрослых, но от сверстников. И часто взрослые учатся у детей в освоении этих новых технологий.

В наши дни мы уже частично живем в префигуративной культуре, но все же свойственный ей разрыв поколений полностью пока еще не произошел. В будущем вектор движения в сторону третьего этапа культуры детства видимо будет усиливаться. Однако ныне необходимо сохранять линию преемственности в гармонии с динамикой развития для устойчивой жизни личности и общества.

В музыкальном образовании нужно, чтоб дети осваивали традиционные формы музицирования: пения и игры на музыкальных инструментах, в том числе в академических стилях, так они смогут освоить прекрасное классическое наследие, шедевры музыкальной культуры, созданной великими композиторами. С другой стороны, современные средства: синтезатор, компьютер помогут в развитии импровизационных навыков, умении сочинять музыку. Хотя техника с ее замечательными возможностями не может в полной мере заменить живые звуки музыкальных инструментов,

Важное значение в музыкальном образовании и воспитании современных детей и подростков имеют «Детские альбомы» (возможны варианты названий), написанные прежде всего для фортепиано. В них гармонично воплощаются традиции и инновации в раскрытии мира ребенка, в целом, детства в соответствии с эпохой и страной сочинения. Тем самым осуществляется линия преемственности прошлого и настоящего в культуре, устремленная в будущее посредством восприятия и исполнения музыки детьми. Традиции Р.Шумана и П.И.Чайковского в ХХ-XXI вв. по-своему развили К.Дебюсси (цикл пьес для фортепиано «Детский уголок»), М.Равель («Сказки Матушки-Гусыни»), С.М.Майкапар («Бирюльки»), А.Т.Гречанинов («Детский альбом» и «Бусинки»), С.С.Прокофьев («Детская музыка. 12 пьес для фортепиано»), Д.Д.Шостакович («Детская тетрадь»), Г.В.Свиридов («Альбом пьес для детей»), В.А.Гаврилин (три «Тетради пьес для детей»), С.М.Слонимский (детские пьесы в пятитомном цикле «От пяти до пятидесяти»), Ю.А.Фалик (цикл «Детская музыка. Надины сказки», «Детский альбом»), А.Ю.Мыльников («Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано» в десяти тетрадях), А.П.Смелков («Альбом фортепианных пьес для детей и юношества»). Среди петербургских композиторов альбомы и пьесы для детей также писали Д.А.Толстой, Ю.Н.Корнаков и др.

Авторы статьи ранее подробно рассмотрели особенности «Альбомов для детей» ХХ века с точки зрения развития выделенных ими образных линий, намеченных еще в цикле П.И.Чайковского: «Образы природы», «Игры и игрушки детей», «Танцы», «Музыка моей Родины», «Музыкальные путешествия», «Мир сказки», «Портреты», «Внутренний мир ребенка», «Впечатления окружающего мира» [8]. По этим линиям авторы сравнили фортепианные циклы для детей композиторов ХХ века, преимущественно петербургской школы, с «Детским альбомом» П.И.Чайковского.

Анализ фортепианных детских альбомов выявляет стремление к большей характеристичности и заостренности образов, более явственной звукоизобразительности в музыке композиторов ХХ-XXI веков. Они наполняют новым содержанием те же сюжетно-образные линии, трансформируют их. Появляются пьесы, отражающие жизнь ребенка ХХ века (А.Т.Гречанинов «На велосипеде», «В лагере» и др.). Нередко усиливаются педагогические задачи (например, в пьесах С.М.Майкапара, А.Т.Гречанинова, Д.Д.Шостаковича). Возникает сюжетность, программные комментарии к теме названия (В.А.Гаврилин), характеристики образов (в портретных зарисовках Г.В.Свиридова «Упрямец», С.М.Слонимского «Ябедник», В.А.Гаврилина: «Капризная», «Нежная», «Беззаботная»). Путешествия по странам (у П.И.Чайковского) расширяются в погружение в историю в пьесах С.М.Майкапара («Легенда», «Баллада (Всадник в лесу)»), Г.В.Свиридова («Звонили звоны»); В.А.Гаврилина («Посиделки»), Ю.А.Фалик («Легенда», «Баллада-мужичок» и др.).

Музыкальные образы апеллируют к разным видам искусства (С.М.Слонимский «Мультфильм  с приключениями»; В.А.Гаврилин «Маленькая поэма»), его стилям (Ю.А.Фалик «Клавесин (подражание Гайдну)», А.Ю.Мыльников «Улыбка В.-А.Моцарта», «Размечтавшийся Бетховен». «Шуман Этюды 1-4, «Маленькие истории и пьесы о больших композиторах», А.П.Смелков «Новелетта «Роберт и Клара» и др.), конкретным произведениям (С.М.Слонимский «Три грации», В.А.Гаврилин «Эпитафия герою») и др. Расширяется линия знакомства с жанрами музыкального искусства (С.М.Майкапар «Менуэт», «Гавот», «Прелюдия и фугетта»; С.С.Прокофьев «Тарантелла», Г.В.Свиридов «Маленькая токката»; В.А.Гаврилин «Тарантелла», «Полонез», «Каприччио» «Токката», «Прелюд,», «Частушка»; Ю.А.Фалик «Два фагота (шуточный гавот)», «Сарабанда»); пьесы А.П.Смелкова и особенно А.Ю.Мыльникова – россыпь музыкально-исторических жанров XVIII–XX веков.

Если П.И.Чайковский знакомил детей с языком европейского романтизма и самобытностью русской культуры, то начиная с С.С.Прокофьева, композиторы пишут пьесы для детей, языком музыки ХХ века, прививают тем самым юношеству понимание современной музыкальной лексики. Композиторы создают пьесы с необычной ритмикой, гармонией (например, «Звонили звоны» Г.В.Свиридова), проявляют фантазию, сонористическую выдумку (к примеру, инновационное звукоизвлечение ударами руки по струнам рояля в пьесе «Колокола» С.М.Слонимского), ориентируют юных пианистов в различных музыкальных формах, жанрах, стилях и направлениях (что особенно ярко проявляется в «Школе игры на фортепиано» А.Ю.Мыльникова). Порой пьесы больше подходят для слушания детьми, нежели для исполнения ими, так как некоторые пьесы требуют от музыканта сложных навыков, технической оснащенности и исполнительской зрелости.

В целом в XXI веке тема детства в искусстве и, в частности, в музыке привлекает большое внимание (хотя все еще находится на периферии композиторского творчества и искусствоведения). Этому способствовала культурная политика советского периода, в которой делалось много позитивного для образования и воспитания детей и подростков. Создание сети музыкальных школ, студий в домах и дворцах культуры и пионеров (ныне домах детского и юношеского творчества: ДДЮТ), организация секций детской музыки в Союзе композиторов (подобно секциям детской литературы в Союзе писателей), фестивалей для детей, просветительских акций, библиотек, фильмов (вплоть до создания студии детских и юношеских фильмов им. Горького), детских театров, в том числе музыкальных и т.д. Все это способствовало развитию самого феномена детства в социокультурной среде, внимания к нему, а также к детскому творчеству, особенно исполнительскому. В немалой степени эти положительные тенденции, унаследованные от советской эпохи, продолжают развиваться в современной России.

В частности, рассматривая «Детские альбомы», отметим, что их материал активно включается в образовательный процесс общеобразовательных и детских музыкальных школ. В музыкальных вузах им уделяется внимание в ходе изучения истории музыки и методики ее преподавания [1]. Порой даже возникают специальные элективные курсы, так, в ЛГУ им. А.С.Пушкина на кафедре музыкальных дисциплин многие годы читалась «История музыки для детей» [3]. Проблематика детской музыки входит в курсы по выбору, посвященные субкультуре детства и ее воплощению в искусстве, в РГПУ им. А.И.Герцена [4], [5].

Важно, что освоение современным ребенком пьес из «Детских альбомов» знакомит его с широкой картиной музыкальной жизни, разнообразием форм, образов, стилей, приобщает к культуре Отечества, обогащает духовный мир детей, тем самым расширяет их культурное поле.

 

Литература

1. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка: конец XIX начало XX в. – М.: Наука, 1969. 391 с.

2. Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей. // Избранные труды. Т. 4. М.: Музыка, 1955. С 97-109.

3. Афанасьева А.Б. История музыки для детей. /Музыкальное образование. – СПб: изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. С. 112-126.

4. Афанасьева А.Б. Элективный курс «Мир детства в художественной культуре» в подготовке современного педагога // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. Том 1. №1. СПб: изд-во ВВМ, 2015. С. 34-39.

5. Афанасьева А.Б, Курс «Социокультурный феномен детства в науке и искусстве» в подготовке современного педагога // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Ульяновск: изд-во «Зебра», 2015. С . 264-368.

6. Афанасьева А.Б., Нехорошкова А.Б. Фортепианные "детские альбомы" XX века в музыкальном воспитании школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.3. № 3. СПб.: ООО Смыслолет, 2012. С. 203-208ю

7. Ганина С.А. Музыкально-эстетический анализ феномена детства. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-esteticheskiy-analiz-fenomena-detstva Дата обращения 10.05.2023.

8. Детская культура // Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/detskaja-kultura.html Дата обращения 10.05.2023.

9. Лазанчикова А.В. Феномен детства в фортепианных циклах Р. Шумана и П. Чайковского // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 17. № 1 (5). 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-detstva-v-fortepiannyh-tsiklah-r-shuman

10. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 134 с.

11. Немировская И.А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX – первой половины ХХ веков. Автореф. дис … док.. иск. Магнитогорск, МГК им. М.И. Глинки, 2011. 50 с.

12. Сорокина Е.А. Мир детства в русской музыке XIX века. Автореф. дис. … канд. иск. Саратов, Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова, 2006. 28 с.

 

Метки: Афанасьева А.Б., Нехорошкова А.Б.

Печать E-mail

Просмотров: 911