Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Культурно-нравственный потенциал музея в социализации детей-сирот

Из опыта работы Вологодского детского дома имени В.А.Гаврилина

Макеева Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики

Вологодского государственного педагогического университета;

научный руководитель экспериментальной площадки

Вологодского детского дома имени В.А. Гаврилина.

 

Формирование и развитие у воспитанников Детского дома познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, повышение уровня музыкальной и общей культуры личности является необходимым условием их успешной социализации и адаптации в системе общественных отношений.

Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества, в ходе которого происходит усвоение индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Значимым итогом этого процесса является развитие у личности определенной системы качеств, которая определяется понятием «социальная зрелость» и включает в себя интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие стороны личностной зрелости.

К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации, под которыми понимается «комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью» [1]. Причины возникновения этих трудностей заключаются в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни, позитивных способов формирования социального опыта в социуме приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе достаточно ограниченной, часто искаженной и противоречивой информации [2, 3].

Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных и нравственно-эстетических ценностей.

Поэтому стратегической целью деятельности Детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, формирование социальных навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации и дальнейшей социализации в обществе.

Концептуальной основой деятельности Вологодского детского дома имени В.А.Гаврилина является реализация инновационного проекта, основанного на использовании потенциала музейной педагогики в социализации детей и подростков через создание Музейного комплекса Детского дома. В настоящее время Музейный комплекс включает ряд музеев: Музей боевой славы, Музей истории школы, Музей В.А.Гаврилина, Музей этнографии и декоративно-прикладного искусства, Музей православной культуры.

Идея проекта базируется на необходимости преобразований в деятельности образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея, через создание целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки, моделирования различных сфер жизнедеятельности человека, создание единого социализирующего пространства.

Музейно-педагогическая работа предполагает пробуждение в детях исследовательской деятельности, развитие у них воображения, творческого мышления, фантазии, привитие навыков самостоятельного приобретения знаний, способствует формированию личности ребёнка. Музей участвует в реализации важной задачи, осуществляя механизм обратной связи между человеком и обществом, между личным опытом и историческим знанием между процессами социализации и индивидуализации личности.


Появление в нашем Детском доме Музея В.А.Гаврилина не случайно. Валерий Александрович Гаврилин был воспитанником Октябрьского детского дома, правопреемником которого является наш Детский дом. Фотографии В.А.Гаврилина, афиши его концертов встречают воспитанников и гостей Детского дома уже в фойе. Музей ставит своей целью формирование основ творческой, духовной, нравственно здоровой личности на примере жизни и творчества нашего земляка композитора В.А.Гаврилина. Реализация данной цели, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников; воспитание чувства гордости за людей, посвятивших свою жизнь творчеству; уважения к прекрасному, к людям, создающим это прекрасное; формирование позитивных нравственно-эстетических ценностей.

Концептуальной основой реализации программы работы Музея В.А. Гаврилина является субъект-субъектный подход, в рамках которого ребенок рассматривается как самостоятельный, активный субъект деятельности, взаимодействия и развития. Методологической базой разработки и реализации программы являются принципы гуманизма, сотрудничества, развития творческого потенциала детей.

Музей, созданный в Детском доме, не является музейным учреждением в традиционном смысле, однако, обладает основнымипризнаками, присущими музею. К ним можно отнести следующие: наличие фонда подлинных материалов; экспозиции, необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций, а также наличие актива, способного вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, показе материалов. В условиях Детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно – с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. Кроме того, в деятельности Музея должны прослеживаться элементы социального партнерства [4].

 В содержательной части программы деятельности музея четко определены направления ее реализации: изучение истории Октябрьского детского дома и его выпускников; изучение жизни и творчества композитора; поиск и поддержание контактов с близким людьми и родственниками В.А.Гаврилина, а также виды деятельности в рамках каждого направления: поисковая, фондовая, экспозиционная работа, научно-исследовательская деятельность, работа с архивными документами, комплектование, экскурсионная практика.

Научно-исследовательская деятельность предполагает:

– обследование архивов, опрос воспитанников Октябрьского детского дома, людей, знавших В.А. Гаврилина;

– изучение материалов о жизни и творческой деятельности В.А. Гаврилина, подбор материалов для проведения экскурсий;

– разработку курса лекций, посвященных жизни и деятельности композитора, написание рефератов: «Жизнь и творчество В.А. Гаврилина», «Наличие темы Родины, Отечества, объяснение в любви к Родине в произведениях В.А. Гаврилина» и др.;

– составление плана сотрудничества с музеями имени В.А. Гаврилина в селе Кубенском и городе Кадникове Вологодской области;

– установление тесных контактов с Вологодской государственной филармонией имени В.А. Гаврилина, музыкальным училищем, факультетом музыкального образования Вологодского государственного педагогического университета;

– составление плана и организация встреч с близкими людьми и родственниками В.А. Гаврилина: Т.Д. Томашевской – первой учительницей музыки, Н.Е. Гаврилиной – женой В.А. Гаврилина;

– поиск личных вещей композитора, его рукописей, писем, записей и т.д.

Экспозиционная работа предполагает оформление стендов, папок, пополнение экспозиций документами, фотографиями, личными вещами композитора; составление экспозиции, посвященной жизни и творчеству композитора В.А. Гаврилина, организация вечеров памяти композитора.

Комплектование в деятельности музея предполагает:

– оформление папки «Валерий Гаврилин» (письма, архивные справки и другие документы),

– создание видеотеки «Этот удивительный Гаврилин»,

– создание библиотеки книг о В.А. Гаврилине;

Экскурсионное направление предполагает, во-первых, организацию экскурсий воспитанников в музеи В.А.Гаврилина, расположенные в Вологде и Вологодской области, и, во-вторых, проведение тематических экскурсий для воспитанников, гостей и выпускников Детского дома. В качестве экскурсоводов выступают воспитанники Детского дома, которые прошли обучение по программе «Экскурсоведение», разработанной нашими педагогами.

Музей В.А.Гаврилина является своеобразным культурно-эстетическим центром Детского дома, который всегда открыт для детей и педагогов. В Музее проводятся музыкальные вечера, тематические концерты: «В.А. Гаврилин детям», «Первые музыкальные произведения В.А. Гаврилина», «Камерность произведений В.А. Гаврилина», «Народность творчества В.А. Гаврилина», встречи с гостями – уже традиционными стали встречи с вдовой В.А.Гаврилина, которая передала в дар Музею личные вещи композитора.

Реализация данной программы позволяет детям и подросткам глубже изучить жизнь и творчество композитора В.А.Гаврилина; раскрыть и развить познавательные способности учащихся, активизировать личностный потенциал, помочь школьникам в приобретении навыков и умений (работа с литературой, видео- и аудио- записями, источниками, документами, выполнение различных видов творческих работ, публичные выступления, проведение экскурсий и т.д.), необходимых для получения дальнейшего образования. Следовательно, деятельность Музея способствует достижению поставленной цели – формированию творческой, духовной, нравственно-здоровой личности.

Литература:

1.Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб.пособие для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. М.: ВЛАДОС, 2000. – 253 с.

2.Дементьева И.Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования. – 1992. – № 10. – С.17-19

3.Психология подростка: учебник /Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 479 с.

4.Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: День за днем. / Электронный педагогический альманах. – 2006.

 

О Валерии Гаврилине:

http://www.cultinfo.ru/gavrilin/index.htm

 


Педагогика Культуры № 11 (2011)

Метки: Рубрика: Музейная педагогика, Макеева И.А.

Печать E-mail

Просмотров: 2910