Дата публикации: .

Кузнецова Галина Валерьевна,

педагог-библиотекарь,

ГКБОУ «Общеобразовательная школа-интернат Пермского края»,

г. Пермь.

«Для чего живет человек?»

Книжная тематическая выставка
ко Дню Культуры – 2019
на тему «Россия будущего – страна Культуры»

«В совершенствовании человека – смысл жизни»

М.Горький.

«Во внутреннем мире человека доброта
– это солнце»

В.Гюго.

«Нет! Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»

К.Паустовский

 

Гармоничное развитие личности, формирование прочных нравственных основ – только при этом человек всегда, независимо от сложности жизненных ситуаций, остается самим собой. «При этом важно, чтобы … было усвоено важнейшее нравственное правило: "…помогать друг другу". Творить добро – нравственная норма, которая, утвердившись в сознании, становится потребностью человека» [49, с.24]. И начинать необходимо на одном из наиболее ответственном этапе становления личности – в школе. Ведь перед ребенком, переступившим порог школы, открывается интересный и сложный мир. Его необходимо научить понимать красоту человеческих отношений, воспитать любовь к своей Родине, научить ценить труд человека, привить ему навыки аккуратности и опрятности. «Культура помогает человеку совершенствоваться, познавать мир и себя. Шедевры литературы, искусства, научные труды и духовные учения всецело способствуют этому» [49, с.24].

Жизненный опыт ребенка непрерывно обогащается, расширяется круг знаний, возникают новые умения и навыки, углубляется понимание отношений и связей в природе, обществе. С развитием ребенка изменяется и совершенствуются его отношение к действительности, повышается требовательность к себе и к другим, углубляются мотивы поведения, повышается общественная активность. «Важнейшим положением, на которое опирается здание общественной жизни, является патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству,своему народу… Историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимо условие, когда вектор его развития соответствует характеру этого народа, национальной культуре и той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории» [49, с.24].

Приобщать детей к культурному наследию в литературе, живописи и других сферах искусства – задача не из простых. Тем более в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наше отделение (Бушмакина, 20) небольшое – 145 учащихся с нарушением слуха и речи. Организуя работу, необходимо учитывать реальные возможности детей. Создание психологического настроя, способствующего умственному и чувственному восприятию учениками информации. При подборе литературы для книжной выставки я опиралась на «понятность» произведений для детей нашей школы, на «наглядность» и «яркость» иллюстраций (поскольку визуальный канал – основополагающий для ребят с нарушениями слуха и речи).

     

В рамках предложенной темы мой выбор остановился на обсуждении и проработке следующих аспектов: культура родной страны (в рамках темы «Без любви к Родине продвижения нет»), великие русские художники и их произведения (в рамках темы «Совершенство – цель земных путей»), культура поведения человека («Мы живем, чтобы творить добро»).

Одним из самых эффективных способов заинтересовать ребят темой обсуждения была и остается игра. Это и стало основой в моей работе для подготовки мероприятий по теме «Россия будущего – страна культуры».

Игровые формы и методы нашли самое широкое применение в практике работы библиотек. В основном, это литературные игры (викторины, кроссворды, ребусы), поскольку они базируются на художественной литературе. Мы не стали исключением, когда разбирали понятие «культура». Каковы составляющие культуры? Решили кроссворд и ответили на вопрос!

    

Вопросы-задания были в стихах, ответы рифмовались, облегчая учащимся выбор ответа. Попадались и сложные для понимания наших ребят слова: «фольклор», «промыслы», которые тут же разбирали и обсуждали.

Со старшеклассниками мой выбор пал на настольную игру для детей МЕМО «Картины русских художников». На первом этапе мы познакомились с работами великих русских художников.

Далее, ребятам было предложено перевернуть карточки и по очереди открыть парные. Игра направлена на тренировку памяти, визуального канала, расширения кругозора.

Ребята с удовольствием включились в игру, соревновались в скорости и запоминании.

   

 

И, конечно же, мы поговорили о личной культуре поведения: «культурный человек – это какой?». Создали два портрета, которые нам помогли разобраться с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». [18]

   

Во время работы мы не раз обращались к книжной выставке, а также, благодаря информации в школьной группе «В контакте», ребята приходили просто посмотреть книги и поиграть в «Мемо» на перемене.

Книги обращают внимание детей на поступки людей, подчеркивают их притягательную силу или вызывают неприятное чувство. В беседе для меня было важно помочь детям осознать «для чего живет человек», объяснить, что учение – их первая обязанность, что оставаться добрыми и сострадающими нужно в любой ситуации, что нужно знать и ценить родные традиции.

«Для чего живет человек? Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помогать друг другу» [49, 24]

     

 

Список литературы, использованной на выставке:

1. Алексеев С.П. Рассказы о Суворове и русских солдатах / Художн. Л.Сикорский. – М.: Дет.лит., 1990. – 128 с.: ил.

2. Бажов П.П. Сказы/Худ. О. Коровин. – Пермь: Кн. изд-во,1984. – 112 с.:ил.

3. Бажов П.П.Хрупкая веточка: Сказы / Автор вст.ст. Л.И.Скорино; Худ. О.Коровин . – переизд. – М.:Дет.лит.,1990. – 112 с.: ил.

4. Герои русской истории: Увлекательные рассказы о противоречивых героях русской истории: о тех,кточтил христианские заповеди, и о тех, кто отвергал их./ Рассказы Н.Алеевой. Худ. Л.Лившиц. – М.: «Белый город»,2001. – 40 с.: ил.

5. Графиня де Сегюр. Бесёнок , или Славный малый:Повесть/Пересказ с фр. Я.Булавиной и К.Гашевой. Худож. А.Амирханов. – Пермь: РИЦ «Здравствуй»,1996. – 144 с.: ил.

6. Грин А.С. Алые паруса; Блистающий мир; Золотая цепь;Рассказы. – М.:Худож.лит.,1986. – 512 с.: ил. – (Классики и современники. Сов.лит.)

7. Горбатов Б. Непокоренные / Б.Горбатов. Э.Казакевич.Звезда; – М.: Просвещение,1988. – 208 с.: ил.

8. Добрый пёс: Сказка./ил. В.Чайчука. – Минск: Книжный Дом,2011. – 16с:ил. – (Сказочный домик)

9. Добрыня Никитич и Алёша Попович : Былины. / Худ. – В. Лукьянец. – Издательство «Детская литература» (Сибирское отделение), – 1979 . – 30 с. – ил.

10. Емелино счастье: Сказка./ил. В.Чайчука. – Минск: Книжный Дом,2011. – 16с.:ил. – (Сказочный домик)

11. Есенин С.А. С добрым утром!: Стихи/ Рис. Л. Моториной. – Л.:Дет.лит., 1980. – 16с.: ил. – (Школьная б-ка)

12. Житков Б.С. Рассказы о храбрости / Рис. Ю.Тризны. – Л.: Дет.лит.,1990. – 111 с.,ил. – (Серия «Школьная библиотека»)

13. Иван-Дурак.: Сказка./ил. В.Чайчука. – Минск:Книжный Дом,2011. – 16с:ил. – (Сказочный домик)

14. Кассиль Л.А. Главное войско: Рассказы / Рис. Е.Чернятина. – М.: «Детская литература», 1987. – 32 с.: ил.

15. Китайские сказки / Рис. В.В.Федорченко. – Москва: НПО «Восток» ,1991, – 64 c.: ил.

16. Куприн А. Слон / Рис. Д.Боровского. – М.: «Дет.лит.»,1979, – 24 с.,ил.

17. Мак Рэй А., Мартелл Х.М., Марти Т., Микелетти А. Атлас XXстолетия/ Оформл. Сальниковой И.: Ил. Равалья П., Кези М., Фалескини Д-П, Стальо И. – М.: «Премьера», «Астрель», АСТ,2000. – 64 с.: ил.

18. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо: стихи/ Худ. М. Скобелев. – М.: «Малыш»,1975. – 20 с.: ил.

19. Матеос П. Герусо хочет стать человеком: Повесть / Пер. с исп. Р.Окунь; Худ. Г.Вальк. – М: Дет. Лит.,1990. – 32 с.: ил.

20. Маршак С.Я.Урок родного языка / Худ.Г.Коптелова. – М.: «Малыш»,1988. – 6 с.: ил.

21. Маршак С.Я. Рассказ о неизвестном герое: Стихи / Худож. М.Зарецкий . – Переизд. – М.: Дет.лит., 1988. – 32 с.: ил. – (Читаем сами)

22. «МЕМО. Картины русских художников»: настольная игра/Производитель: ООО «Нескучные игры». – Санкт-Петербург. – 2017.

23. Митяев А.В. Землянка: рассказы / Худож. О.Рытман. – М.: Дет.лит.,2015. – 15 с.: ил. – (Книга за книгой)

24. Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы/Рис.Д.Шмаринова. – М.:«Дет.лит.»,1969. – 16 с., ил.

25. Обручев В.А. Земля Санникова:Роман. – Мурманск:Кн.изд-во,1985. – 256 с.

26. Осеева В.А. Волшебное слово: рассказы/М.:Дет.лит.,1980. – 16 с.: ил. – (Мои первые книжки)

27. ПантелеевА.И. Честное слово:Рассказы/Рис.А.Иткина. – М.: Дет.лит.,1980. – 32 с.,ил. – (Читаем сами)

28. Пермяк Е.А.Рассказы/Рис.Соколов Г. – М.: «Стрекоза-Пресс»,2004. – 64 с., ил. – (Библиотека Школьника)

29. Пермяк Е.А. Бумажный змей/Евгений Пермяк; ил. Владимира Канивца. – М.:Эксмо,2018. – 80 с.: ил. – (Книги – мои друзья)

30. Плещеев А.Н. Сельские песни /Рис.Т.Соловьёвой. – М.: «Малыш»,1978. – 8с.:ил.

31. Пять добрых друзей: Сказки народов мира / Сост. В.М.Важдаев; Худ. Е.Г.Монин. – Пермь: Кн. изд-во,1989. – 239 с.: ил.

32. Ремизов А.М. Докука-сказка «Заяц»: Тибетские сказки/Худ. Т.Гнисюк. – М.:Мол.гвардия, 1991. – 31 с.: ил.

33. Родари Д. Чем пахнут ремёсла? / Худ. Ж.В. Ефимовский. – Ленинград : «Художник РСФСР»,1991. – 24 с., ил.

34. Родные картинки: Стихотворения. Поэты XIXвека./Худ. П.Басманов . – Л.: «Детская литература»,1982. – 28 с.: ил.

35. РомановаН.И.Как я сделала открытие:рассказ/Рис.В.Лаповок. – М.:Дет.лит.,1987. – 24 с.,ил.

36. Русские богатыри : Былины в пересказе И.В.Каранауховой. / Худ. О.Коровин./ – Пермь: Кн. изд-во,1980 . – 140 с.: ил.

37. С добрым утром! Стихи русских поэтов./Рис.Л.Кузнецова. – М.: «Дет.лит.»,1974. – 32 c., ил. – (Школьная библиотека)

38. Сент-Экзюпери де, А. Планета людей. Маленький принц: Роман. Сказка/Предисл. М.Ваксмахера; – пер. Н.Галь – 2-ое изд. – Ф:Кыргызстан,1982. – 208 с.: ил.

39. Сергуненков Б.Н. Сердце Кутузова : Сказка./Рис. П.Алексеева. – Л.: «Детская литература», 1980. – 16 с.: ил.

40. Симонов К. Сын артиллериста: Поэма / Рис. О. Коровина. – Пермь: Кн.изд-во,1983 . – 28 с. – (Серия «Отвага, Верность, Труд – Победа!»)

41. Сказки Гаити. / Рис. Э.Васильевой. – Л.: «Дет.лит.»,1991. – 32 с., ил.

42. Сказки,живущие в Прикамье / Сост. А.В. Черных; Худ. А.Т. Амирханов. – Пермь :кн. изд-во, 2002, – 111 с. – (Сказки народов земли Пермской)

43. Смирнов С.С. Подвиг майора : Рассказ об одном герое . – Пермь : Кн. изд-во,1982 . – 30 с.– (Серия «Отвага, Верность, Труд – Победа!»)

44. Стихи о подвиге./ Сост. Н.Гашева, худож. Н.Горбунов. – Пермь: Кн. изд-во, 1985. – 30 с. – (Серия «Отвага, Верность, Труд – Победа!»)

45. Сынок с вершок: Сказка./ил. В.Чайчука. – Минск: Книжный Дом,2011. – 16с:ил. – (Сказочный домик)

46. Тихомиров О.Н. Солдатом быть – Родине служить.: Рассказы о подвиге/Худ. М.Петров. – М.: «Малыш»,1989. – 24 с.: ил.

47. Толстой Л.Н. Рассказы о детях/Рис. А.Пахомова и В.Юдина. – Переизд. – М.: Дет.лит.,1988. – 32 с.: ил. – (Читаем сами.)

48. Чудесные русские сказки / пересказ для детей Г. Джаладян, И. Котовской, Е. Площанской, К. Ушинского; ил. А. Басюбиной, Ек. Здорновой, Ел. Здорновой, Т. Фадеевой. – М.: Эксмо,2018. – 200 с.: ил.

49. Школьная библиотека: сегодня и завтра [Электронный ресурс] .–2018 .– № 12 .– 66 с. : ил. – Режим доступа: https:// rucont.ru/efd/614060

50. Шукшин В.М. Рассказы / Худ. А.Зайцев. – М.:Дет.лит.,1990. – 254 с.: ил. – (Школьная библиотека)

51.Царевна-Несмеяна.: Сказка./ил. В.Чайчука. – Минск: Книжный Дом,2011. – 16с:ил. – (Сказочный домик)

52.Яковлева Н.А. Русская историческая живопись. Детская энциклопедия/М.: Издательство «Белый город», 2001. – 64 с.,ил. – (Русское искусство)

52.100 великих событий XXвека/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М:Вече,2010. – 480 с.: ил. – (100 великих).

53.SoloviovaL.N. Matryoshka./Moscow: InterbookBusiness,1997. – 96p.

 


Педагогика Культуры № 29 (2019)

Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Кузнецова Г.В.

Печать

Просмотров: 1486