Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Формирование культуры управления в процессе обучения в экономическом вузе:

этико-эстетический подход

Уварова Лариса Ивановна,

Санкт-Петербургский государственный

Университет экономики и финансов.

 

Проблемы качества подготовки специалистов экономического профиля тесно связаны с общими проблемами образования и становления культуры общества. Согласно существующему законодательству, образование в нашей стране осуществляется в единстве культурного и образовательного пространства. По сути, образование есть не что иное, как приобщение учащегося к культуре – именно это определяет формирование личности, образование является той средой, которая взращивает личность, напитывает ее всем лучшим, что свойственно самой культуре.

Подход к культуре как совокупности достижений в различных областях общественной жизни, сокровищнице человеческих накоплений, как материальных, так и духовных, является наиболее традиционный в российской действительности. В наше время, когда многие привычные понятия пересматриваются и осмысливаются по-новому, когда истина потеряла свои четкие очертания, требуется вернуться к жизненным основам, чтобы заново их осознать.

В связи с этим важно отметить некоторые особенности, касающиеся самого понятия культура. Под культурой принято понимать лучшие достижения в той или сфере человеческой деятельности то есть культура есть понятие, характеризующее высокий, но не какой-либо иной, уровень развития человека или общества1. Это особенно необходимо подчеркнуть, так как установившийся взгляд на культуру стал в последнее время все чаще подменяться другими, не свойственными этому высокому уровню, понятиями. Например, в некоторых учебниках по науке управления можно встретить определения культуры, в которых культурой называют просто «результаты человеческой деятельности» или «общий уровень развития общества». Так «вымывается» нравственное, этическое начало из определения культуры, где сама этимология этого слова, состоящего от двух корней: «почитание»(культ) и «свет» (ур), указывает на его глубокое духовное значение. Это приводит к тому, что некоторые справочные издания содержат утверждения о том, что «любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума»2. В рамках такого воззрения на культуру не объяснить сути гуманистического характера образования, заключающегося в единстве культурного и образовательного пространства, как это записано и в Российском Законе об образовании, и в Федеральном Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Ключ к пониманию и смысловому определению культуры содержится также и в самом слове «достижение»: достичь хороших результатов, значит, взять некую высоту. Культура имеет ту отличительную особенность, что задает уровень, на который равняются – иначе говоря: ориентир высоты задается Культурой. «История в своих безличных справедливых оценках делит человечество по черте Культуры»3 – более точную формулировку трудно найти.

На качество экономического образования, как и в целом на формирование культуры в сфере экономики, влияют многие параметры, но определяющим можно считать гуманитарную составляющую, благодаря которой у будущего специалиста выстраивается цельная и образная картина мира, формируется научное мировоззрение, что и является важнейшей задачей образования. Такие научные дисциплины как философия, всемирная история, этика, педагогика, эстетика, социология, психология, культурология дают обучающемуся в вузе представление о мировой культуре, истории развития знаний и науки, искусства, о разнообразных этических и религиозных учениях мира. Кроме того, гуманистический подход может также осуществляться в процессе преподавания и специальных научных дисциплин – об этом более подробно будет сказано ниже.

Решая проблемы качества образования в экономическом вузе, нельзя обойти опыт прошлого, хранящийся в сокровищнице мировой культуры, где имеются гениальные труды мыслителей разных эпох, оставивших нам в наследство блестящие модели постановки и решения многих проблем, в том числе и образования. Так, впервые в истории мысли проблему образования поставил великий Платон, и метод, которым он пользовался в ее разрешении, как отмечают видные ученые, остается до сих пор образцовым4. Этот метод состоит в том, что проблемы отдельной личности следует отождествлять в основе своей с проблемами культуры, и, что особенно важно, – в единстве образования, этики и политики, принимая во внимание внутреннюю связь индивида и общества в части их развития и целостности. Но главное, что отмечал великий мыслитель, – отход «от животворящего высшего начала» приводит образование к вырождению.

Это высшее, духовное, начало проявляется в этическом и эстетическом отношении к миру, воспитание именно этих человеческих качеств изначально заложено в самих целях образования. Однако, в наше время особенно наблюдается отход от высшего, духовного начала, происходит весьма заметное увлечение технологическими процессами и совершенствованием алгоритмических умений, обучению которых осуществляется за счет общекультурного развития. Все это чревато серьезными последствиями: как известно, знания и новые технологии в руках малокультурного человека могут сослужить опаснейшую службу. Ученые, работающие в области педагогической науки, с тревогой отмечают, что новая, нарождающаяся «технократическая культура» – явление, зафиксированное в последней четверти двадцатого столетия, – значительно усложняет взаимоотношения между отраслями наук и ведет к разрушению понимания культуры как целостного явления.

В основании социокультурной концепции образования лежит общепризнанный нравственный императив: «человек – мера всех вещей», это составляет сущность гуманитарного подхода в образовательном процессе. Человек в процессе вузовского обучения, получая необходимые профессиональные знания, должен быть сориентирован на то, чтобы воспитывать умение совершенствовать себя, реализовать свою индивидуальность, связывать самопознание с самоопределением – в конечном счете, он должен стать личностью, способной творчески преобразовывать окружающий мир и, в первую очередь, самого себя, быть не только потребителем культуры, но и ее творцом.

Во многом решению этих задач помогают знания из области науки управления экономикой – менеджмента, обязательной учебной дисциплины для всех специальностей в экономических вузах. Наука управления помогает разобраться и более четко представлять пути формирования экономической культуры, ее взаимосвязь с культурой управления и в целом со всей культурой. При этом экономика и культура понимаются как неразрывные части единого социокультурного организма.

В справочной литературе по экономике под термином «экономическая культура» понимается совокупность достижений в сфере хозяйственной деятельности, высокий уровень ее развития; это многокомпонентное, интегрирующее явление, которое включает в себя многие составляющие, в том числе, культуру труда, культуру производства и потребления, культуру управления.

Формирование экономической культуры может осуществляться различными путями5. Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы, исходя из понимания культуры как целостного явления, понимая экономическую культуру как часть всей совокупной культурной системы, не обособляя ее и находя общее для различных видов человеческой деятельности. Выражаясь иначе, как в капле воды отображается океан, так и в культуре любой сферы, где трудится человек, отражается вся культура общества.

Известно, что, в духовном аспекте, три составляющие формируют общую совокупную культуру, которая является сокровищницей человеческих достижений: это наука (знания), искусство и философские, этические учения. В них отражаются те основные пути познания, которые ведут человека к Истине: наука, искусство, религия. Именно в этом синтезе - священного, познавательного и прекрасного – по выражению выдающегося деятеля мировой культуры Н.К. Рериха, чьим именем назван Пакт защиты культурных ценностей, – проявляется единая и неделимая Культура, и все ее компоненты находятся во взаимосвязи и взаимной обусловленности.

Рассматривая сквозь эту призму экономическую культуру и культуру управления, можно, как нам представляется, подходить к изучению путей их формирования, опираясь на синтез науки, искусства и этических учений ( см. схему 1).

Как неразделимы Добро-Красота-Истина в триединой формуле педагогики, так не могут быть разделены в сознании людей знания, красота и нравственность. Любая наука ущербна без этических основ и путей красоты, ведущих исследователей к истине; так же и искусство, которое не повышает сознания, перестает быть таковым. И такая же обусловленность в этических и философских учениях – хранителях знания духовно-нравственного и эстетического начала, без которых не может быть связи между прошлым и будущим.

Эту взаимосвязь можно проследить через осознание действия принципа Красоты – одного из древнейших методологических принципов познания; в наши дни научно установлено, что правильное понимание красоты выступает и как предпосылка объективных, истинных знаний6.

Исследуя пути формирования культуры управления в процессе экономического образования, необходимо учитывать, что в целом, в экономической сфере человеческой деятельности, культура управления характеризуется как комплексный, обобщающий показатель управленческого труда, проявляющий его качественные черты и особенности. Культура управления представляет собой совокупность достижений в области знаний и научного мировоззрения, отражает морально-этические нормы работы и отношение к труду7. В ней, как и во всей культуре, проявляется взаимосвязь материального и духовного, и она так же должна быть рассмотрена с позиций единства и целостности самой культуры.

Формирование культуры управления – процесс многосложный, и один из его аспектов может быть рассмотрен с точки зрения проблем эффективности управленческого труда и тех качественных характеристик, которые существенным образом влияют на ее уровень.

Каждый из таких показателей непосредственно оказывает влияние на общий уровень развития системы управления. Однако, решающим моментом в определении культуры управления, главным ее критерием, является соответствующее состояние сознания управленческих кадров – их личностные качества, отражающие уровень не только их профессиональной подготовки, но и нравственно-духовного развития работников системы управления (см. схему 2).

Особое значение среди факторов эффективности системы управления имеет культура управленческого решения. Можно говорить о качестве управленческого решения с различных точек зрения: результативности работы, оперативности, экономичности, оригинальности и творческого подхода в решении управленческих задач и т.п. Однако, когда речь идет о формировании культуры управленческого решения, учитывается как обязательный этический аспект, который проявляется во всех сферах управленческой деятельности – от постановки целей организации и выбора средств для их достижения, до методов оценки результативности управленческой деятельности, а также в работе с кадрами, включая функции формирования условий труда и системы стимулирования. Особенно он обнаруживает себя в части развития персонала: какие в процессе обучения, повышения квалификации преследуются цели и какие при этом используются методы – все это зависит от ценностной ориентации и сказывается на определении культуры управления данной организации.

Успешной реализации целей экономического образования и решению задач повышения качества обучения способствует конкретная система мер, содержащая методические разработки для формирования культуры личности будущего специалиста; часть этих материалов, представленная выше, используется для проведения занятий и деловых игр в учебном процессе Санкт-Петербургского государственного Университета экономики и финансов.


1 Большой экономический словарь /Под ред.А.Н. Азрилияна. – 2-е изд.– М.: Ин-т нов.экономики,1997, 864 с.

2 Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: «Центр», 1997, с. 211.

3 «Знамя Мира». – М.: МЦР, 1995, с. 100.

4. Платон / Антология гуманной педагогики. – М.: 2000, с. 26.

5 Уварова Л.И. Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации // Современные проблемы экономической психологии в России. Социокультурный аспект. Мат-лы науч.-практ. семинара. – СПб, Гос.  ун-т экономики и финансов 2001, с.175-180.

6 Котина С.В. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс...докт. филос. наук. М., 1992.

7 Большой экономический словарь. Под ред. Азрилияна – 2-е изд.– М.: Ин-т нов.экономики,1997, 864 с.

 


Педагогика Культуры № 1 (2005)

Метки: Рубрика: Культура управления. Экономическая культура. Культура труда, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2943