Культура труда и обучение труду
По выражению К.Н. Вентцеля – культура предполагает культ человека. Настоящее время может быть охарактеризовано "культом человека совершенного", но будущее должно быть ориентировано на "культ обучаемого и обучающегося".
В научной литературе приводится множество определений понятия КУЛЬТУРА. В комплексном понятии, культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Критерии культуры обладают показательной степенью инертности. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, машины, произведения искусства, науки, техники, нормы морали и права), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения и т.д. Культура – эволюционирующий во времени, многообразный в своих проявлениях, специфический способ бытия человека и бытия самого мира для человека – два нераздельных полюса. Это – форма социальной жизни, для которой характерны устойчивые способы поведения и разрешения проблем, определенные прошлым, настоящим и планируемым будущим общества. Подобная классификация приведена А.Тойнби – он исследовал 21 культурную цивилизацию [1]. Маргарет Мид выделяет следующие виды культур:
– постфигуративная – дети учатся у родителей,
– кофигуративная – дети и взрослые учатся у своих сверстников,
– префигуративная – взрослые учатся у своих детей [2].
Технологическая культура, являясь, в общем понимании, материальным выражением совершенства производительных сил, подчеркивает единство духовных и материальных начал в совершенствовании человека. Материальная и духовная культуры находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой. Воплощенная в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений, культура представляет собой, таким образом, способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, с необходимостью воспроизводимой сменяющимися поколениями.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений, явлений.
Трансляция культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Взаимодействие отдельного человека с культурой никогда не бывает полностью гармоничным и всеохватывающим. Культура всегда остается величайшим резервом опыта и ценностей. Из него непрерывно черпают живущие поколения, и его же непрерывно пополняют. Усвоение культуры – это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все основные закономерности коммуникативной деятельности. Именно культура осмысления и переживания физической или иной реальности, требующая индивидуального творческого восприятия, обусловливает становление целостной личности как носителя культуры.
Человек может быть рассмотрен как целостная сумма функциональных сущностей: природной, социальной и культурной. Основа развития человека на всех возрастных этапах лежит в плоскостях противоречий между социальным и биологическим, природным началами. Но одновременно вся история развития человека – это развитие его культуры. Между природой и социумом лежит культура! Т.е. есть нечто, соединяющее биологическое и социальное начала человека, личности, индивида. Культура человека – это форма социальной жизни, для которой характерны устойчивые способы поведения и разрешения проблем, при этом общественное сознание отстает от реальной динамики развития глобальных процессов, проявляя себя объективным критерием правоты действия личностей. Однако чаще всего это осуществляется с позиций большинства, далеко не всегда выражающего исторически верные взгляды и решения.
Противоречия между хаосом и упорядоченностью, трактуемые как противоречие между личностью (обучаемым) и педагогической системой, между традициями и новациями, проявляются и разрешаются в воспитательной системе и лежат преимущественно в личностной плоскости. Воспитательная система развивается быстрее остальных социальных сфер и в силу перманентной смены объема и вектора собственной ориентации никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. "Разрешить кризис современной системы образования можно только путем модернизации последовательной реализации ее культурологически ориентированной концепции, рассматривая не отдельно среднее, среднее специальное и высшее образование, а систему в целом" [3]. Таким образом, требуются совершенно иные формы дидактического взаимодействия, ориентированного именно на трансляцию (!) культуры и только в этом контексте – на овладение "знаниями, умениями и навыками".
Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя, созидая ее. Культурная [именно созидающая] сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. "Целостное мировосприятие зиждется на приобщении к трем способам миросозерцания: рационально-логическое (наука); эмоционально-образное (искусство); провиденциально-аксиологическое (религия) [4].
Гессен С.И. считал, что "человеческий индивид существует в четырех планах воспитания: индивид как организм психофизический; как социальная личность; как личность, включенная в культурную традицию; как член "царства духовных существ"[5].
Синтез усилий преобразований личности в этих плоскостях и должен породить “общественного” человека – практика показывает, что элитарность образования, будучи ущербно односторонней, в равной (по крайней мере, сравнимой) мере приводит к воспитанию таланта и диссидента. Необходима многосторонность, соревновательность просвещения – в особенности это касается среднего профессионального образования: будущих рабочих нельзя учить только профессиональным навыкам – требуются высоко развитые способности и склонности к умениям саморазвития, самообразования, рефлексии и т.д.
Современное общество рассматривает и принимает к анализу в составе действующей педагогической парадигмы экономические, социальные, политические и духовные детерминанты эволюции педагогических феноменов, воспринимаемых в контексте диалога эпох и культур, с учетом данных философии, истории, этнографии, социологии, культурологии, антропологии, психологии. Живым и социальным системам свойственно стремиться к сохранению КУЛЬТУРЫ – системы модулей, уже доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру. Представление деятельности человека как создателя и потребителя информации позволяет утверждать, что способ информационного производства лежит в основе человеческой деятельности и во многом определяет тип культуры.
При этом ведущим остается профессионально-техническое направление, где выделяются:
– знания как категория педагогики,
– знания о знаниях,
– знания о технологиях, методах, методиках,
– знания о производителях,
– знания об изделиях и т.д.
Наука – часть того, что принято называть материальной и духовной культурой человечества. Однако культурологическая концепция содержания образования не сводит его к науке. Человеческая история доказала, что нужна специализация систем знаний в сочетании с глубокой их социокультурной дифференциацией. В общем случае под образованием понимается процесс взаимодействия взрослых и детей, имеющих целью создание культурных условий (как внешних, так и внутренних) для саморазвития личности.
«Необходимость образования предопределена: невозможностью культурной преемственности поколений по механизмам биологического наследования; принципиальной недостаточностью стихийного опыта [этот факт интересен в приложении к лагу (временной оси) причин перехода от семейного (кланового) образования к классно-урочной системе и далее к другим системам]; диверсифицированностью квалифицированного труда в современном обществе; сложностью передаваемых и приобретаемых в процессе образования пластов культуры» [6].
Необходимо отметить, что содержание образования по уровню подразделяют на:
субъектное – обучение приемам, методам различного вида труда с погружением до личностной оценки результата деятельности;
коммуникативное – обучение-общение в труде, совместной продуктивной (научной, практической, социальной и другой) деятельности,
проблемное – раскрытие комплексности, вложенности, многоуровневости организации человеческого бытия и передача ответственности за практическое решение раскрываемых проблем;
культурологическое – систематизация, оценивание и наследование структурированных материальных и социально-этических ценностей человечества.
При этом в свою очередь образовательный процесс включает в себя:
- культуру педагогической деятельности,
- культуру среды образования,
- преодоление препятствий научению приемам овладевания культурным наследием.
В некоторой трактовке образование – это форма и практика культуры и реальная, на уровне, планируемом самой личностью, возможность осуществления человека в культуре. В то же время, любые культурные начинания в нынешней цивилизации проходят фильтр научной рефлексии. Обществу, при объективном понимании образования как динамичного образа окружающего мира, необходимо твердо выдержать преемственность процессов и методик передачи культурных пластов знаний от поколения к поколению, создавая и постоянно совершенствуя систему подготовки соответствующих специалистов, обеспечивающих непрерывный развивающийся процесс обучения, как в средней, так и высшей школе.
Социокультурные сдвиги соответствуют эпохальным переменам, вызывающим смену образовательных парадигм. Но социокультурные перемены достаточно производны от мобильности, предрасположенности и способности к реформированию самой системы образования. Перемены в обществе вызываются радикальными экономическими переменами, изменяющими представление личности об образовании. Для профессиональной школы, прежде всего, важна изменяющаяся позиция "заказчиков": родителей, социума, самого обучаемого.
Сферой социального познания, обогащающего и раскрывающего рассматриваемый потенциал, являются, принимаемые в современной трактовке:
- синергетика – научная дисциплина о самоорганизации сложных систем,
- акмеология – система наук (при главенстве и патронаже психологии) о развитии взрослого человека,
- герменевтика – искусство (наука) дискурсивного толкования смыслов символов, знаков, текстов и др.
Развитие культуры с одной стороны предопределяется активными воздействиями вектора трансформации образования, а с другой – самой, формирующейся в качестве базисной функции, парадигмой образования.
По своей сути культуроцентрическая образовательная парадигма предполагает:
- возвышение роли воспитания как механизма формирования психической и нравственной готовности жить в быстроменяющемся, пересматривающем ведущие ориентиры, мире;
- разработку и апробацию технологий и методов воспитания человека труда, ориентирующегося в своей трудовой деятельности на ориентиры и ценности человека-творца, человека ищущего, человека созидающего;
- принятие как стратегической задачи утверждения мировоззренческих приоритетов, формирование разносторонне развитой личности;
- оптимальное сочетание профессионализма и универсализма;
- ориентацию на принципы партнерства и социальной ответственности, составляющих основу социально-культурной формулы предпринимательства; учет специфики современного предпринимательства и его основных целей: совместное достижение личностных, групповых и коллективных целей с последующим удовлетворением потребностей и заказов общества;
- развитие – как средства обучения и воспитания – созидающей, преобразующей роли индивидуально-коллективного творческого [учебного] труда в малых коллективах (что соответствует задачам современной организации труда);
- построение образовательного и воспитательного процессов на принципах диалогичности информационно-ценностного поля обучения;
- уважение и принятие ценностей в позиции обучаемого, соревновательность и доказательность при сообщении учебного материала и признание неполноты учебной истины, а равно отсутствие непогрешимости партнеров, как и признание права на пресечение агрессивности;
- понимание образования и воспитания (в том числе, производственного воспитания) как важнейших социальных институтов культурной преемственности и в первую очередь – преемственности технологий изготовления орудий труда;
- расширение гуманитарного ядра образования путем органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного потенциала российской культуры.
Литература
1. Корнетов Г.В. Всемирная история педагогики: Цивилизационный подход// Педагогика.–1995. № 3. C.23-28.
2. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства – М.:1988. – С.360
3. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России// Педагогика.–1998. № 3. C.30-38.
4. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика.–1998. №2. C.3-9.
5. Гессен С.И. Основы педагогики. Ведение в прикладную философию /Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
6. Бим-Бад Б.М. Образование для свободы России//Педагогика.–1993. № 6. C.3-9.
Метки: Рубрика: Культура управления. Экономическая культура. Культура труда, Лобашев В.Д.