Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Экономическая культура специалиста как условие его конкурентоспособности 

Иванов Владимир Григорьевич,

кандидат  экономических наук, доцент

Санкт-Петербургского государственного университета

экономики и финансов

 

Современный специалист живёт и действует в условиях, требующих высокого профессионализма, социальной эрудиции, значимых личностных, культурных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств и свойств. Все это в совокупности может отражать такое многомерное понятие как экономическая культура специалиста.

Важность и актуальность формирования экономической культуры непосредственно  в вузе объяснима, так как  усложнилась та социально-экономическая среда, в которой работает выпускник вуза, возросли ее конкурентность и агрессивность. С другой стороны, выпускники российских вузов, как специалисты с высшим образованием, выполняют и другую важную миссию как носители технической, экологической, медицинской, экономической культуры. Для выпускника экономического университета – это, бесспорно, экономическая культура.

В процессе трудовой деятельности возникает явление, известное под термином – «конкуренция», то есть экономическое, профессиональное, психологическое и социальное  «состязание» за получение лучших должностей, лучшей зарплаты, лучших рабочих мест в  конкретной экономической сфере (банке, коммерческой фирме, на частном или государственном предприятии).

В связи с этим повышаются требования не только к профессиональной компетентности, но и социальной (в широком смысле слова) эрудиции молодых специалистов экономического профиля, они должны обладать развитой организационной, социально-психологической и управленческой культурой, владеть навыками профессионального и личностного общения. Все это в совокупности  обуславливает довольно высокие требования к  экономической культуре выпускников высших учебных заведений, а тем более к уже сформировавшимся специалистам.

Можно создать гипотетическую модель экономической культуры молодого специалиста, приоритетное место в которой занимает уровень профессиональной культуры, т.е. система профессиональных знаний, умений и навыков. Как известно, мы живём в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять новые и более жёсткие требования к профессиональной культуре, главной детерминанте конкурентоспособности.

Как считают специалисты в области экономической психологии1, организационная и управленческая культура, а также социально-психологическая культура занимают приоритетное место в системе экономической культуры специалиста.

Каждая из составляющих экономической культуры (организационная, социально-психологическая и т.д.) «проверяются» через механизм конкуренции как только они «вступают» в  экономическую сферу. Но и каждый компонент экономической культуры имеет свой удельный вес в конкурентоспособности молодого специалиста.

Выделим  наиболее активные виды конкуренции, где, на наш взгляд, наиболее полно реализуется сформированная в вузе экономическая культура:

– профессиональная конкуренция;

– социокультурная;

– экономическая;

– социально-психологическая»

– психологическая;

– управленческая.

Проблема конкурентоспособности, а, значит, и реализации сформированной экономической культуры, стоит очень остро уже непосредственно в начале профессиональной деятельности молодого специалиста.  На этой стадии  трудовой карьеры молодого специалиста большую роль играет полученное им  образование (профессиональная культура) и навыки межличностного и делового общения (социально-психологическая культура).

С другой стороны, специалисты, закончившие одно и то же учебное заведение (например, экономическое), также имеют различные шансы при продвижении  в зависимости от качества и уровня других составляющих экономической культуры: организационной, управленческой, социальной, психологической.

 Рассматривая проблему конкурентоспособности через призму организации учебного процесса, мы считаем, что и для обучающихся студентов эта проблема также актуальна и значима. Такую гипотезу мы выдвинули в рамках социологического исследования, проведенного в СПбГУЭФ (научный руководитель исследования – профессор кафедры истории России и зарубежных стран Б.А. Старков). В структуру выборки попали студенты старших курсов.

Итак, центральная гипотеза формулируется следующим образом: экономическая культура, компоненты которой закладываются в период подготовки будущего специалиста, выступают для студента в виде ориентиров, идеального образа будущей работы. Для студента такой образ будущей работы он значим, актуален, но имеет определенное (естественное) расхождение с реальной моделью.

Безусловно, идеальная модель, создает еще оптимистический взгляд на многие процессы труда (на проблему адаптации к профессиональной среде, на проблему конкуренции). В этой идеализированной модели пока нет выраженной борьбы за рабочие места, за должности, за профессиональный рост и т.д. Однако в модели могут просматриваться система ценностей, ожиданий, трудовых ориентаций и предпочтений, которые являются продуктом сформированной экономической культуры студента.

Эмпирическим индикатором таких ожиданий и ориентаций может служить вопрос в анкете, который был предложен студентам старших курсов: «КАКИМ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВИДЕТЬ СЕБЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА?»2. Предполагалась для ответов порядковая (ранговая) 5-ти балльная шкала, где 5 баллам соответствовал выбор «в первую очередь», 1 балл – «в последнюю очередь».

Рассмотрим распределение среднего балла (по 5-ти балльной шкале) в рамках предложенных вариантов ответов (см. таблицу).

Таблица.

Проективный набор ожиданий студентов применительно к будущей работе

Показатели
Средний балл
Ранг важности, место

Иметь высокий заработок

4,6

1

Реализовать свои личные качества

4,6

1

Быть независимым

4,5

2

Иметь высокую деловую репутацию

4,5

2

Реализовать свои профессиональные качества

4,4

3

Иметь близких по духу людей

4,3

4

Работать с профессионалами-коллегами

4,3

4

Работать над сложными и интересными проблемами

3,9

5

Решать важные для общества проблемы

3,6

6

 

Итак, перед нами несколько срезов профессиональных ориентаций студентов. Классифицируем их следующим образом:

материальная, где приоритетной является  установка на получение высоких заработков;

профессиональная  (реализация профессиональной культуры будущего специалиста);

деловая, где реализуется деловой потенциал специалиста;

социальная, где реализуются не интересы личности, а общественные интересы);

личностная, где приоритетным  является обретение личной  независимости.

Из анализа предложенных моделей ориентаций(установок) можно сделать ряд  выводов об особенностях личности  будущего специалиста. Во-первых, выделение личных, а не общественных интересов в своей будущей трудовой карьере, при  этом обязательным условием реализации личного интереса должна быть хорошая заработная плата.

Во-вторых, наблюдается относительно высокий уровень профессионально-деловых установок студента при ориентации на будущую работу. Их значимость достаточно высока и составляет 4,4 -4.5 балла,  причем она незначительно ниже личных интересов и, следовательно, личное взаимодействует с профессиональным.

Существует, возможно, и третий вариант, когда специалист стремится к получению личной независимости, определенного материального благополучия, но при этом ориентируется на свои профессиональные качества, на свой профессионально-деловой потенциал, сформированный в вузе, что позволяет ему широко использовать в дальнейшем различные компоненты  экономической культуры в профессиональной деятельности. Однако такое переплетение факторов ожиданий и их тесное взаимодействие еще требует дополнительного анализа.

При реализации всех моделей ориентаций ожиданий, бесспорно, повышается  конкурентоспособность данного специалиста. Однако важно в исследовательском аспекте дифференцировать результативность всех каналов реализации экономической культуры,  выявить (измерить)  результативность и удельный вес каждого канала  в повышение конкурентоспособности.

Для примера можно рассмотреть достаточно традиционную ситуацию, при которой старший экономист, выпускник экономического вуза, через  год своей успешной работы в банке  поднимается на более высшую должностную ступень служебной карьеры, например, заместителем начальника отдела ценных бумаг Центробанка. При этом он сразу же сталкивается с проблемами, совершенно новыми по содержанию труда, например, управлением персоналом на уровне отдела,  мотивацией сотрудников, проблемами управления социально-психологическим климатом коллектива, что в совокупности представляет собой управленческую и социально-психологическую (коммуникативную) культуру специалиста.

Итак, формирование экономической культуры и, как следствие, конкурентоспособности, т.е. способности конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду вышеназванных причин приобретает  особую актуальность.  Современная экономическая сфера труда предъявляет всё более жёсткие требования к профессиональным качествам специалистов, к их социальной эрудиции, к коммуникативному  «набору качеств» специалиста.

Этому есть реальные основания. Во-первых, идёт сокращение численности рабочих мест специалистов с высшим образованием, в том числе и экономистов.

Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов (в экономических службах и отделах). Идёт объективный процесс отторжения персонала с низкими деловыми и профессиональными качествами, с низкой экономической культурой.

В-третьих, высшее профессиональное образование экономиста, отражением которого  является экономическая культура, в персональном плане не просто  выступают интегральной характеристикой того или иного специалиста, но и становятся для него гарантией социального благополучия, профессиональной карьеры,  фактором его конкурентоспособности как специалиста на рынке труда.


1 Уварова Л.И. Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации. – Современные проблемы экономической психологии в России. Социокультурный аспект. Мат-лы науч.-практ. семинара. – СПб, Гос. ун-т экономики и финансов, 2001, с.175-180.

2 Выборка анкетного опроса студентов 4 курса репрезентативна по отношению к генеральной совокупности по признакам: пол, материальное положение студентов («высокообеспеченные», «среднеобеспеченные», «низкообеспеченные»); общее число опрошенных – около 250, в выборку попали основные факультеты вуза.

 


Педагогика Культуры № 1 (2005)

Метки: Рубрика: Культура управления. Экономическая культура. Культура труда, Иванов В.Г.

Печать E-mail

Просмотров: 2716