Дата публикации: .

ОКНО В ТОНКИЙ МИР:
ОПТИЧЕСКИЙ ТЕАТР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

«Оптический театр – окно в Тонкий Мир»

С.Н. Рерих (1974 г.)

«Действо в Оптическом театре – целостный светозвуковой поток,
по которому зритель может приплыть в пространство собственной души»

Андрей Тарковский (1981 г.)

«Побывав в Вашем Театре я понял, что то, что Вы создали на Земле,
на порядок выше того, что я видел из Космоса в течение семи месяцев»

Летчик-космонавт Анатолий Березовой (1997 г.)

В маленьком зале многое необычно: и раскрытый складень трех экранов, и лежащая звуковая «тарелка», и многочисленные жерла проекторов в проемах аппаратной. Это и есть, так сказать, «лицо» Оптического театра.
Медленно гаснет свет. И открываются вселенские бездны: звезды, Млечный Путь, бесконечная голубизна неба, с которого льются солнечные потоки. Из сплава слившихся световых волн – словно из воздуха – собирается золотой купол Храма…
В Оптическом театре действительно понимаешь, что магия света – не метафора, а реальность. И донести эту живую энергию света до зрителя позволяет уникальный технический инструментарий, который разработал и создал собственными руками Сергей Михайлович Зорин.

Из статьи Германа Арутюнова «Мир на кончике луча»

 

В школе рождается будущее

Зорин Сергей Михайлович,

директор Оптического театра

Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха,  Москва.

 

Ребенок отличается от взрослого своим мировосприятием. Для него мир полон тайн и чудес. Посмотрите в ясные глаза ребенка, с изумлением взирающего на мир. Непосредственность, естественность, неутолимая жажда познания, восторг и радость переполняют душу маленького человечка. Откуда же тогда берутся малолетние преступники? И откуда берутся бездушие, безразличие, коррупция, воровство, апатия, равнодушие, неверие и многие другие негативные, но столь характерные для взрослых людей, качества? Эти же взрослые совсем недавно тоже были замечательными детьми. Куда подевались их положительные качества и прекрасные порывы? Разве это не наиважнейшая проблема – понять, как и почему из замечательного ясноглазого ребенка, восхищенно взирающего на мир, в столь короткие сроки можно создать равнодушное и ленивое полуживотное или хищника, вооруженного, вместо клыков, интеллектом, что неизмеримо страшнее?!

«Мы все родом из детства», - говорил великий мечтатель Антуан де Сент Экзюпери. В ребенке дремлет и жаждет пробуждения Богочеловек. Смотреть на мир глазами ребенка призывал М.К.Чюрленис. Живой моделью Вселенной и Природы, - утверждает автор Гуманной Педагогики Ш.А. Амонашвили, – является ребенок. Замечательно это уточнение выдающегося педагога современности, ибо только ребенок в потенциале и есть истинный человек. А то, как ему дадут развернуть этот потенциал, как он с годами и десятилетиями реализует его, получится ли из него Человек – зависит от очень многих факторов: от наследственности, от семьи, от школы, от социума...

Не нужно больших усилий, чтобы осознать гигантскую разницу в формировании мировоззрения наших прадедушек и современных детей. У первых – основные впечатления о мире приносил сам божественный мир, сама удивительно разнообразная природа. Этот мир воздействовал на мозг самым щадящим образом, потому что процесс восприятия мира был естественным. Наши предки общались не только с естественным миром, но и в естественном ритме протекания природных процессов. У них вполне хватало времени спокойно осмыслить все увиденное и выработать свое отношение к миру. Современные же дети (особенно вырастающие в больших городах) вместо непосредственного контакта с природой получают информацию, в основном через экраны кино-, видео- и компьютерных систем, через которые в их мозг поступает уже не цельная естественная свето-звуковая симфония мира, а препарированная и разорванная в клочья (кадры, строки и пиксели) информация. Ритм поступления этой информации тоже стал противоестественным и все ускоряющимся. Малыши, воспринимающие огромные потоки слухо-зрительной информации, не в состоянии спокойно их осмыслить, а потому и выработать своего продуманного отношения они тоже не могут.

Психологи бьют тревогу, что современные дети, проводящие много часов у экранов телевизоров и возле мониторов компьютеров, не умеют концентрировать внимание, не могут сосредоточиться. Причина очевидна. Тот шквал аудио-визуальных раздражителей, который обрушивается сегодня на детей, не в состоянии вынести и взрослый. Обрывки информации, часто никак не связанные между собой, исторгаемые из всех возможных электронных СМИ, переполняют ребенка. В ХХI веке рефлексия и философское отношение к миру подменены простым созерцанием (шоу), ведущим к пресыщению и отупению.         

Человек – существо не только материальное, но и волновое. Наш мозг и наше тело излучают и принимают колебания окружающей среды в определенном диапазоне частот. И такими мы были задолго до изобретения всех радио- и теле-систем. Мы – живые генераторы и приемники сигналов окружающего мира (природы). Вспомним, что у каждого из нас есть три основных биоритма и множество других, не столь ярко выраженных. Забывать об этом нельзя было и разработчикам современных аудио-визуальных систем. Однако забыли…

Люди радуются обилию непрерывно улучшающейся по качеству и дизайну радиоэлектронной аппаратуры. Но многим и невдомек, что, кроме очевидной пользы, эти системы приносят и вред, являясь вездесущим, мощным средством, способствующим не только развитию, но и деградации личности. В своих домах мы имеем не просто системы передачи информации, а своеобразное оружие массового поражения наших умов и сердец. Имя ему – СМИ. Допустив тотальное внедрение в свою жизнь деструктивных, разрушительных по своему воздействию, аудио-визуальных АВ-систем, люди попали в сложнейшую ситуацию. Противоестественные свето-звуковые потоки убивают психику (душу), а все ухудшающаяся экологическая ситуация убивает тело. Почти сто лет назад Н.А. Бердяев понимал, что тотальное наступление техносферы – это «распятие плоти мира, вознесение на крест благоухающих цветов и поющих птиц. Это Голгофа природы»[1].

Очень важно заострить внимание воспитателей и родителей на том, что на психику ребенка негативно воздействуют не только потоки грязной информации, которыми перенасыщены и телевидение, и сеть Интернет, но и сами по себе эти АВ-системы оказывают достаточно ощутимое негативное воздействие на мозг человека, ибо они оказались не согласованы с природой нашего восприятия мира. Но не знающие этого люди воспринимают их как уже привычных помощников для отдыха, развлечения и… обучения, а  «вопросы, связанные с техникой, никем и не поминаются, и в этом, к сожалению, проявляется глубокое заблуждение относительно нейтральности техники и степени ее влияния на жизнь общества»[2].

Нужно ясно осознавать, что все современные АВ-системы устроены по одному принципу: целостная картина природного мира разрывается на фрагменты (кадры, строки, пиксели), и эти фрагменты «загоняются» в наш мозг с частотами, которые не сгармонизированы с нашими собственными частотами. Такова сегодня реальная картина.

В какой-то степени альтернативой всем существующим аудио-визуальным системам может стать Оптический театр. По сути, он является Школой-театром. Его основная идея базируется на том, что информация, облеченная в художественную форму, усваивается быстрее, глубже и остается в памяти несравненно дольше, так как «гармония форм и красок, язык музыки, рифма и ритм захватывают человеческую личность по гораздо более коротким путям, чем логика фактов и доводов»[3]. Но с помощью чего доносить облеченную в художественную форму информацию, если все существующие АВ-системы оказывают негативное влияние на мозг учащихся?

Для претворения идеи Оптического театра в жизнь пришлось разработать и создать такой технический АВ-инструментарий, который в полной мере учитывал бы духо-материальную природу человека и его многоплановые тончайшие связи с окружающим миром. Этим автор и занимается уже более сорока лет. В 1963 году был разработан и построен первый портативный инструмент для создания светодинамических композиций к музыке, а со временем и весь набор оптических инструментов.

Отличие Оптического театра от кино, телевидения и компьютеров обусловлено, прежде всего, структурой сигнала всех без исключения вновь созданных инструментов. Инструментарий Оптического театра создан на принципах, которые царствуют в природе. А видим мы все в окружающей нас природе благодаря солнцу, освещающему весь мир непрерывными (континуальными) потоками света. Непрерывность излучения и была положена в основу всех разрабатываемых мною устройств. Поэтому весь оптический инструментарий нового типа был назван солнечным.

Часть инструментов действительно работает с использованием в них настоящего солнечного света. Помните, как Ньютон пропускал в темную комнату солнечный луч сквозь отверстие в ставне? Этот луч попадал на призму, а из нее выходил красочный веер спектра. Повторив этот опыт, я как светохудожник развил его дальше, построив несколько разнообразных инструментов, позволявших получить на экране поразительные по красоте динамические композиции. Я научился выделять любые цвета из спектра и смешивать их, если необходимо, в любых сочетаниях. После этого полученный любой оттенок цвета   направлялся через объектив на экран сквозь оптические подвижные  формообразователи. Дистанционно я мог менять и яркость цвета и его насыщенность, также мог изменять характер, скорость и направления движения форм на экране. Красочные светодинамические композиции, полученные таким способом, были не только интересными в художественном отношении. Они воистину были целебными и благодатными. Но пользоваться такими инструментами можно только в солнечные дни и не во всяком помещении. Поэтому,  наряду с ними, я разработал более десяти классов оптических инструментов, в которых используются лампы накаливания. Поток света в этих инструментах только регулируется по яркости, но не разрывается ни на кадры, ни на строки, ни на пиксели. Для получения управляемого формообразования световой поток модулируется с помощью различных оптико-механических устройств, заряженных формообразователями, но остается целостным. Некоторые типы таких инструментов описаны в книге «Светомузыкальные инструменты», вышедшей в 1987 году[4].

В кино игру актеров снимают там и тогда, а проецируют здесь и теперь. Связь между актерами и зрителями разорвана. В Оптическом театре, как и в традиционном, игра, т.е. создание светозвуковых композиций и восприятие их зрителями происходят здесь и теперь, в одном пространстве и в реальном масштабе времени. С этой точки зрения, кино является мертвой (закрытой) структурой, а Оптический театр живой (открытой) структурой.

Накоплен многолетний опыт использования солнечного инструментария при обучении взрослых иностранным языкам ускоренным методом в МГУ на кафедре педагогики, психологии и новых методов обучения в высшей школе[5].

Очень важным для Оптического театра является принцип трансформации (плавного перетекания) одного образа в другой, рождая при этом массу промежуточных образов, которых… нет на самом деле. Эти промежуточные «образы» рождаются в сознании воспринимающего, причем, у каждого будут рождаться свои ассоциации.

  Не менее значим в Оптическом театре также и ритм подачи образов. Он выбирается таким, чтобы дать воспринимающему время прочувствовать красоту и гармонию того, что он видит, дать ему возможность осмыслить, осознать увиденное и успеть сложить об этом свое мнение. В Оптическом театре зритель имеет возможность вернуться к сосредоточению, которое вымыто из нашей жизни ниагарским водопадом избыточной информации, обрушивающейся из всех видов электронных СМИ.

Оптический театр позволяет сосредоточить внимание на детали, на Образе. Композиции выстраиваются таким образом, чтобы образ, как кусочек голограммы, отражал весь мир, чтобы за ним просвечивала Вечность. В традиционных АВ-системах чрезмерная отупляющая избыточность – в Оптическом театре продуманная недосказанность, которая мощно пробуждает фантазию.

Впервые в экранных искусствах в Оптическом театре введен принцип обратной связи между создателем композиций и зрителем. По ходу создания свето-звуковой композиции автор-исполнитель чувствует и видит, как это действо воспринимают зрители. От их реакции каждый раз зависит и развитие композиции, и расстановка акцентов. Импровизация и тонкая нюансировка при каждом новом исполнении не только не противопоказаны, но и крайне желательны... В Оптическом театре происходит обмен энергиями творца-исполнителя и творца-зрителя. Именно творца, т.к. в открытой живой структуре Оптического театра происходит настоящее со-творчество, обогащающее обе стороны.

Весь процесс создания аудио-визуальных композиций происходит на глазах присутствующих. Возможность менять с помощью дистанционных пультов управления (светоорганов) яркость, очертания, масштаб и цвет различных форм дает в руки тому, кто пользуется этим инструментарием, поистине волшебные, сказочные возможности. А если учесть, что одним движением руки вы еще можете заставить любую форму двигаться с любой скоростью в любом направлении, то получается гибкий инструмент, позволяющий создавать практически любую по сложности и настроению композицию. Сегодня в Оптическом театре на экран направлены 62 оптических инструмента, позволяющие создавать сложнейшие реалистичные и абстрактные светодинамические композиции. Сочетание таких композиций с музыкой и конкретными звуками обладает огромным эмоциональным воздействием и позволяет раскрывать любые темы, освещать разные проблемы. Такие композиции по красочности могут вполне поспорить с компьютерной графикой, зато воздействие их будет буквально целебным по сравнению с негативным воздействием любого видеоизображения. Психотерапевтический эффект – это еще одна из особенностей Оптического театра. Благотворно воздействующий целостный свето-звуковой поток, помогает гармонизации психологического состояния человека. «Разодранную в клочья» (подобно световому потоку в традиционных АВ-системах) душу человека континуальный световой поток исцеляет, врачует. Это отмечают многие зрители, побывавшие на наших сеансах.

Андрей Тарковский, который в 1981 году просмотрел почти все, созданные мною к тому времени, композиции, высказал замечательную мысль о том, что свето-звуковой поток в Оптическом театре помогает зрителям приплыть в пространство собственной души. Меня поразила тогда наблюдательность Мастера. Он сказал тогда, что именно в глубинах своей души человек, живущий псевдожизнью, практически никогда не бывает. Он мчится куда-то за призрачными целями, но со стороны все его усилия напоминают бег белки в колесе. Сегодня можно добавить, что отупляющие телепрограммы и особенно бесконечные тоннели компьютерной графики уводят человека все дальше от собственной души.

Средствами же Оптического театра, внедренного в практику школьной жизни, его целостным континуальным свето-звуковым потоком можно было бы не только красочно и емко преподносить новые знания, но и попутно нейтрализовать тот негатив, который уже накоплен.

Следующей особенностью Оптического театра является замена внешнего движения внутренним. Увлечение внешним движением пришло к своему апогею в клипах. Во многих клипах это безумное мелькание эпизодов, часто сжатых до одного или нескольких кадров, привело, по сути, к массовому заболеванию, к психическому расстройству огромного числа молодых людей. Разве клиповое сознание – это не болезнь? Человек ни на чем не может, не способен сосредоточиться. А в Оптическом театре важно не внешнее механическое движение, а внутреннее движение-постижение. Не безумный поток образов, а созерцание отдельных образов-символов в разных ипостасях и ситуациях, углубленное их восприятие, размышление над ними, спокойная рефлексия…

В Оптическом театре специально для детей школьного возраста проводятся сеансы, на которые дети приходят целыми классами. По субботам мы уже начали показы для детей и дошкольного возраста. Начали с оптического спектакля «Маленький принц», но постепенно будем создавать репертуар специально для самых маленьких. Для взрослых у нас  в репертуаре десятки тем: «Святая Русь», «Макрокосм и микрокосм», цикл композиций «Гималаи», «Атлантида – Египет – ХХ1 век»», «Земля фараонов», «Прикосновение к Востоку», уникальный концерт «Музыка сфер» и др.

Посмотрев в театре, как именно можно раскрыть по-новому, ярко, красочно, убедительно и кратко любую изучаемую в школе тему, одна учительница записала в книге отзывов: «Имея такую технику, такое открытие, как Оптический театр, даем знания детям черными буквами на бумаге… Скучно, тратим столько времени. Все это можно сделать красиво, точно, доступно. ( Учитель, член АСТУР, Ю.И. Журкова. 14.12.03)»  

Не менее важно, что под воздействием увиденных в Оптическом театре композиций школьники начинают буквально «фонтанировать» разными идеями, пишут короткие рассказы, стихи, создают рисунки, передающие их понимание того, что они увидели в Школе-театре на уроках Правды и Красоты. Учителя приносят нам эти рассказы и рисунки, что является прекрасной обратной связью, и это помогает мне при создании других свето-звуковых композиций. Таких рисунков и записанных словами впечатлений за последние десять лет накопилось в театре немало. Так идет взаимный обмен идеями, настоящее сотворчество.

Уже несколько лет успешно используют солнечный инструментарий в своей работе с самыми маленькими детьми педагоги Светлана и Валерий Ашиковы в подмосковном Троицке. Пять лет назад мы создали Оптический театр для детского садика ГОУ 1775 в Москве, в котором на протяжении нескольких лет с детьми работают по системе Монтессори. Оптический театр со всеми его возможностями хорошо вписывается в эту систему и, по сути, служит дальнейшему ее развитию.

Когда же будет возможность широко применить солнечный инструментарий в школах? Это вопрос не к нам, а к министерству образования и нашим властям. Мы готовы передать всем желающим отработанные методики, весь накопленный опыт по внедрению в учебный процесс нового инструментария. Но это только в том случае, что и в школе сегодня найдутся люди, которые готовы творчески использовать новый инструментарий и тратить дополнительно время и силы на совместную творческую работу с детьми.

Как трогательно и возвышенно говорил о школе В.А. Сухомлинский: «Школа – святыня и надежда народа. В школе учатся не только читать и писать, думать, познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат жить. В школе учатся жить. Школа – это духовная колыбель народа. Без школы у народа нет будущего… В школе живет многовековая культура нации; ты не просто путник, пришедший напиться к этому вечному источнику; ты – пчела, обогащающая улей национальной культуры, твой долг – внести в этот улей свой вклад, обогатить духовное достояние народа»[6]. Изумительно точно ориентирует Сухомлинский и учителей, и учеников, призывает и нас внести свой вклад в это святое дело.

«Может, пора пришла не только совершенствовать урок, а поискать более рациональные формы и методы обучения, вместо существующей многие десятилетия классно-урочной системы?», – предлагает директор сельской школы, член-корреспондент РАО Иванов А.Ф.[7] 

Давайте искать эти средства вместе… И начнем с конкретных дел, начнем с вдумчивого и ответственного отношения ко всем АВ-системам, которые сегодня все чаще применяются в школах. Убежден, что для показа различной визуальной информации нужно использовать, прежде всего, диапроекторы, которые постепенно исчезают из обихода. Это единственный современный проекционный прибор, который можно отнести к разряду солнечных. В нем как раз и используется целостный континуальный световой поток. Спроецированный на экран слайд, является визуально (и по оказываемому воздействию на психику) наиболее близким к реальной природе. Нужно хорошо уяснить, что показ одного и того же изображения с помощью диапроектора кардинально отличается от показа того же изображения с помощью мультимедийного телепроектора. Для детской психики неизмеримо благоприятнее воспринимать изображение стабильной картины, полученной с помощью слайда, чем нестабильное теле-изображение.    

Если все же в школах начнут применять солнечный инструментарий Оптического театра, это максимально приблизит нас к ситуации контакта с живой природой, а также активизирует творческую работу и учителей, и самих учащихся. Это и будет реальной альтернативой компьютерному буму, грозящему тяжелейшими последствиями для здоровья детей.     


1 Н.А. Бердяев. Дух и машина/Судьба России. М., 1990. С. 219.

2 А.В. Дахов, В.А. Щуров. Апокалипсис технического объекта. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1992. С.17.

3 Г.К. Лозанов. Основы суггестологии. – «Материалы 1-го Международного симпозиума по проблемам суггестологии». – София, 1971. С.27.

4 Б.Галеев, С.Зорин, Р.Сайфуллин.  Светомузыкальные инструменты. М.: Радио и связь, 1987, 160 с.

5 Методику обучения разработала Г.А. Китайгородская в содружестве с болгарским ученым Г.К. Лозановым.

6 В.А. Сухомлинский. (Антология гуманной педагогики). – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,  2002.  С. 57.

7 Там же, с. 102.  

 

*  *  *

Публикации автора, дополнительно раскрывающие затронутые в статье проблемы:

 


Педагогика Культуры № 1 (2005)

Метки: Рубрика: Искусство и образование, Зорин С.М.

Печать

Просмотров: 2376