Школьный театр в патриотическом воспитании
Историческое самосознание – фундамент, на котором строится патриотизм. Патриотическое воспитание важно как составная часть сложного и многостороннего процесса формирования личности, и оно особенно важно в наши дни.
Огромную поддержку в развитии и укреплении задач патриотического воспитания может оказать школьный театр. Сложно научить ребенка любить Родину, быть патриотом, если изначально такую задачу не ставили внутри семьи, в которой он растет. Этому нельзя научить, но у нас, педагогов, есть возможность, рассказать, показать, объяснять и рассуждать вместе с учащимися о важных событиях и их понимании, таким образом, воздействуя на учащихся своим примером, примерами реальных событий истории и реальных людей, через сценическое искусство (театр).
Занятия в театральной студии развивают у школьников эмоционально-образное восприятие окружающего мира и являются одной из основ формирования их патриотизма, трепетного отношения к Родине, поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения ребёнка, способен преобразовывать его нравственный и духовный мир. Именно личностная вовлеченность детей в практическую деятельность социального или художественного творчества позволяют формировать чувство патриотизма, желание ребят участвовать в общественной жизни своего детского коллектива, учреждения, города, в жизни нашей страны.
Самое важное в современных реалиях, которые довлеют над формированием будущего пока еще юного гражданина – это методически строго выверенный образовательный материал. Репертуар, правильно подбираемый режиссером-педагогом, решает многие задачи патриотического воспитания в школе.
На примере деятельности школьной театральной студии «Образ» можно отметить некоторые моменты из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию юного поколения средствами театрального искусства.
Театральная студия организована в 2017 году, и в практике патриотической работы студии широко используются самые разнообразные формы работы. Основными направлениями деятельности театральной студии по гражданско-патриотическому воспитанию подростков являются следующие.
Формирование общественного сознания и гражданской позиции – через приобщение студийцев к участию в общественно-политической жизни школы, района, города:
– участие коллектива в концертах ко Дню Матери и Дню Учителя;
– участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека;
– участие в проекте для незрячих и слабовидящих детей «Вслух».
Наши студийцы принимали участие в рамках работы VIII Санкт-Петербургского Международного Культурного форума в акции «Дни поэзии» на Московском вокзале, где проходили публичные чтения стихотворных произведений – гости Северной столицы и спешащие по своим делам петербуржцы могли остановиться хотя бы на пару минут и насладиться красивым слогом.
Формы работы героико-патриотического направления выражаются через наше участие:
– в мероприятиях, посвященных памятным датам Великой Отечественной Войны и Дню снятия блокады Ленинграда, в митингах;
– в акциях: Общероссийской акции «Читаем детям о войне», в региональных акциях «Летопись Победы», общественно-патриотической акции литературных чтений "900 секунд", где для участия необходимо было сделать аудиозапись чтения литературного произведения, посвященного снятию блокады Ленинграда;
– в марафоне «Над Ленинградом смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой» (поэтические строки о блокаде Ленинграда);
– в конкурсах чтецов и театральных миниатюр, таких как: «Я говорю с тобой из Ленинграда», «Непокоренный Ленинград», "Память, застывшая в рифмах", «Во имя жизни на земле» и многих других.
Театральные постановки военно-патриотической направленности на основе художественных текстов. Первый наш опыт в этом направлении – литературная композиция «Маленьких у войны не бывает», поставленная по книге современной Санкт-Петербургской писательницы Татьяны Кудрявцевой. Герои книги – маленькие ленинградцы, оказавшиеся в блокаде, эвакуации, оккупации и даже на фронте. Все – реальные люди (среди них Андрей Петров, Семен Аранович, Таня Савичева и многие другие), которые во время войны были детьми и вместе со взрослыми ковали Победу. Вместе со зрителями мы как бы читали эту книгу, листая страницы…
Еще одна наша постановка – «Можно попросить Нину?» по одноименному рассказу Кира Булычева. Этот спектакль мы показывали для ребят старшей школы, выходили с ним также на конкурс «Непокоренный Ленинград», где были отмечены дипломом за лучшие роли.
К празднованию Дня Победы 9 мая со старшеклассниками был поставлен спектакль «А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева.
В этом году с новым составом студийцев мы показывали для ребят младшей школы инсценировку рассказов по книге В. Карасевой «Маленькие Ленинградцы». Это простые, короткие детские рассказы о детях блокадного Ленинграда, об их горестях и радостях, добре и дружбе.
Деятельность руководителя театральной студии, работающего в школьной библиотеке, безусловно, влияет на выбор материала; нередко постановки осуществляются по переработанным книгам. Кроме того, обязательным считается, чтобы ребята перед началом работы над спектаклем сначала внимательно прочитали книгу (пьесу); затем в группе проходит её обсуждение, сравнение с пьесой (основой спектакля).
Все наши постановки находят живой отклик у зрителей – учащихся школы.
Важно подчеркнуть, что всё это заставляет вновь и вновь обращаться к художественной литературе, способствуя развитию процесса привлечения детей к чтению литературы духовно-нравственного содержания, формированию культуры чтения.