Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Ашиков Валерий Игоревич,

лауреат международного педагогического конкурса,

руководитель детского и семейного клуба «Семицветик»,

Москва

Призыв Николая Рериха: «Мир через Культуру»

Когда война приближается к твоему дому, когда погибают твои близкие, когда разрушаются памятники культуры, когда растет ненависть людей друг к другу, народа к народу, и когда дымом сомнения начинает окутываться сама вера в мирное будущее планеты, тогда многие люди на земле начинают реально задумываться о мире, тогда мысль о мире и забота о нем перестает быть отвлеченностью и прерогативой только миротворческих организаций, движений и фондов. Так сегодня, в дни безумия войны на соседней нам земле и на планете в целом особенно актуальным становится призыв Н.К.Рериха «Мир через Культуру»!

Для того, чтобы лучше понять, почему великий миротворец говорил именно о мире через Культуру, нужно уяснить, что есть истинный мир и противоположное миру состояние, так называемый «немир», а также – что есть Культура?

Николай Константинович Рерих писал: «Некоторые думают, что если еще не гремят пушки, то это значит, что существует мир. Но вовсе не гром пушек, а рычание сердец является признаком войны». (Н.К. Рерих. «Мир всему живущему»)

И это подтверждается сегодня. Что мы видим? – Советский народ совершил великий исторический подвиг, победил фашизм в ХХ веке в образе гитлеровской армии. Однако мы не победили его в самом его лоне – в сознании и сердцах людей. Подтверждением этого является ныне бодрствующие и активно действующие фашистские элементы в мире, они как змееныши в сказке, которых один за другим убивает богатырь, а они вновь плодятся, пока герой не найдет саму причину их появления и не уничтожит ее. Так фашизм и мысли о войне рождаются в умах людей и только там они могут развиваться, либо быть ликвидированы. Фашизм, как и нацизм, как и мысли о насилии, убийстве, захвате есть результат невежества, порождение рычащего сердца и тьмы сознания. Невежество, как говорил Будда, есть самое большое зло, потому основная битва со злом есть битва с невежеством. Мысли о своем личном и национальном превосходстве над другими людьми и народами, о превосходстве грубой силы, и вообще о любом насилии есть порождение ограниченности сознания, грубости сердца и чувств, узкого кругозора и крайне малого знания, то есть невежества. Подобные мысли могут рождаться только в головах невежественных людей, потому призыв Рериха «Мир через Культуру» есть призыв к просвещению, к неограниченному познанию, к красоте, к борьбе с невежеством через Культуру.

Н.К. Рерих дает определение Культуре:

«Культура есть истинное просветленное познавание, Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра – во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей, для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа». (Н.К. Рерих. «Оборона»).

Также в статье «Культура – почитание Света» Николай Константинович Рерих пишет: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Современная мировая война, а вернее сказать Битва – это уже не те войны, которые были в прошлые века, это решающая Битва между главными соперниками – Добром и злом, Битва за истинные ценности, за умы и сердца людей, за самую возможность жить и эволюционировать. Потому Культура есть Знамя этой битвы в стане Добра, и ее передовая проходит через воспитание детей! Именно воспитание детей Культурой, через Культуру есть самая насущная область борьбы со злом и «немиром». Педагогика Культуры должна взять на себя всю ответственность за мир во всем мире, другого пути нет, так как, не воспитав истинных миротворцев сегодня, мы не сможем победить зло «немира» завтра! Воспитание в детях доброты, сердечности, широкого сознания и кругозора, единства мира, восприятия красоты, любви к ближнему, к общим ценностям Культуры есть главная задача сегодняшней борьбы за мир во всем мире! В этом важнейшем деле должны объединяться все сознательные миротворческие силы планеты, разработать одну общую концепцию педагогики мира через Культуру, выступить единым фронтом просвещения! На Знамени Культуры написано: Любовь, Знание и Красота – эти общечеловеческие ценности значимые для всех стран и народов должны объединить все школы добра в мире, все детские сады и семейные очаги! Так образуется всемирный фронт воспитания нового поколения землян, несущих в себе истинный мир и способных противостать любым проявлениям «немира», где бы они ни возникали.

Николай Рерих сказал: «Культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Могут быть различные степени и методы ее выявления, но в существе своем она незыблема и прежде всего живет в сердце человеческом». («Культура Победительница») Эти слова нужно вписать во все уставы школ и культурных объединений. Культура живет в сердце и именно там ее необходимо поселить всем воспитателям, учителям и работникам Культуры. Культура не может быть чем-то формальным, чисто внешним, она есть живой огонь сердец верящих в добро и стремящихся к Свету. Так крайне важно осознать это, чтобы не подменить истинную Культуру сердца внешними проявлениями. Таких внешних проявлений уже было много, и они есть сейчас. Чисто внешние, формальные действия в области Культуры не приносят никакой пользы, наоборот, они убивают Культуру! Об этом не двусмысленно писал Н.К. Рерих:

«Если вы где-либо услышите о каких-то торжествах культуры, о праздничных днях, культуре посвященных, а затем узнаете, что на следующий день там же творилось и допускалось нечто антикультурное, то не верьте в эти торжества. Они были лишь суесловием и лжесловием. Они лишь опоганивали светлое понятие культуры. Теперь много где бывают объявленные дни культуры, на которых люди клянутся друг другу в том, что не допустят более некультурных проявлений. Торжественно свидетельствуется преданность всему культурному и отрицается все грубое, отрицательное, разлагающее. Как было бы хорошо, если бы все эти клятвы были искренними и неизменными. Но посмотрите через малое время на листы тех же газет, и вы будете потрясены, увидев, что методы выражений и устремлений не только не очистились, но как бы стали еще мерзостнее и лживее. Не значит ли это, что многие из тех, которые только что всенародно свидетельствовали свое причастие к культуре, вероятно, даже и не понимали истинного значения этого высокого понятия. Ведь клятва культурою обязывает. Нельзя зря или злоумышленно произносить большие слова. Недаром Апостол напоминал ефесянам: «Так же сквернословие, и пустословие, и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарения». «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». Он же предостерегал: «Дорожите временем, потому что дни лукавы».

И дальше:

«Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни культуры. Иначе лже-торжества могут кому-то показаться уже достаточным. Ведь одно повторение слова культура еще не значит основание и применение этого понятия.

Существует много анекдотов о смехотворном применении разных научных терминов. Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования. Если огни кинематографических вывесок ярки, если газетные отчеты изобилуют оценкою ударов, то ведь это еще не значит, что дни культуры приблизились.

Молодежь часто имеет полное право спросить старших о степени культурности их времяпрепровождения. Это не будет какой-то недозволенный бунт молодежи. Это будет просто вопрос о благообразном построении жизни. Часто именно молодой ум пытливо устремляется за пределы условной цивилизации. Часто дети неутолимо хотят знать о том, о чем они получают такие скудно формальные ответы старших. Да еще иногда будет прибавлено “ergo bibamus” – итак, выпьем. Чем подчеркивается полная несостоятельность мышления.

Жизнь во всех ее новых формах уже перерастает понятие условной цивилизации. Проблемы жизни, нарастающие с каждым днем, повелительно устремляют людей к высшим решениям, для которых уже невозможно отговориться условными, изжитыми формами. Или все вновь преображенные возможности сочетаются прекрасным истинно культурным решением, или пережитки цивилизации потянут слабовольных к одичанию. Тогда никакие лже-торжества культуры не вдохновят и не удержат ложь и разрушения.

Но, хотя бы в меньшинстве, хотя бы гонимые, как издревле принято, все же пусть некоторые соберутся и в истинных торжествах культуры, где без суемыслия, без пышного празднословия они несломимо поклянутся друг другу следовать именно путями культуры, путями духовного совершенствования. Пусть будет так в разных странах, во всех углах мира, где бьется сердце человеческое».

(«Культура Победительница»)

Все мы, кто считает себя работниками Культуры, должны искать и находить самые живые человечные формы просветительства, напрямую достигающие сердца детей и взрослых. Культура не может приносить подавленность и уныние, она свет и радость, и такие же свет и радость мы должны увидеть в глазах тех, кому мы несем Культуру. К сожалению, приходится констатировать факт, что не всегда нам это удается, но когда удается, мы чувствуем огромный прилив сил, вдохновения и желание трудиться больше и больше!

Прекрасно описывает Николай Константинович Рерих истинного работника Культуры в своем очерке «Культура – почитание Света»: «Труд работника Культуры подобен работе врача. Не одну болезнь знает истинный врач. Врач не только спасает от уже случившегося, но он мудро предусматривает на будущее. Не только изгоняет болезнь, но он работает над оздоровлением всей жизни. Сходит врач во все подвалы темнейшие, чтобы помочь осветить и отеплить их.

Не забывает врач о всех улучшениях, украшениях жизни, чтобы порадовать дух поникающий. Знает врач не только старые эпидемии, но готов распознать и симптомы новых несчастий, вызванных гниением устоев.

Имеет здоровое слово врач и к ребенку, и к старцу, для каждого готов его совет одобряющий. Не прекратит врач познавания свои, иначе он не ответит действительности. Не утеряет врач терпение и терпимость, ибо ограниченность чувств оттолкнет от него болящих.

Не устрашится врач видом язв человеческих, ибо он мыслит лишь об исцелении. Собирает врач всяческие травы и камни целебные, знает он об изыскании их благого применения. Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

Работнику Культуры присущи те же качества. Так же точно готов он на помощь во благо в любой час дня и ночи. Подобно сокольскому зову, работник Культуры доброжелательно отвечает: «Всегда готов». Он открыт сердцем ко всему, где опыт и знание его могут быть полезны. Помогая, и сам он вечно учится, ибо «в даянии мы получаем». Он не устрашается, ибо знает, что страх открывает врата тьмы.

Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество.

Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжженных. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся.

Посылая привет о Культуре, нельзя послать его без улыбки, без зова дружбы. Так и сойдемся, так и соберемся и потрудимся во Благо, во Знание, в Красоту. И сделаем это неотложно, не упустив ни дня, ни часа для строительства доброго»

 

Прекрасные одухотворяющие, возвышающие слова Рериха обращены ко всем нам – работникам Культуры для того, чтобы мы их осознали, пропустили через сердце и воплощали в жизни каждого дня. Именно тогда будет живо движение к миру через Культуру, именно тогда оно будет приносить ощутимые плоды. Как Красный крест действует на всем пространстве планеты, осуществляя свои незыблемые принципы помощи людям, так и работники Культуры должны действовать везде и всегда, помня завет великого вдохновителя и водителя Культуры – Николая Рериха!

Валерий Ашиков.

Москва. 30.09.2014.

 


Педагогика Культуры № 21 (2014)

Метки: Рубрика: Идеи Педагогики Культуры, Ашиков В.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2550