Дата публикации: .

 Провозглашенный 17 июля 2011 года в Бушети «Манифест Гуманной Педагогики»
показал, какую мощь и крепость набрало это международное движение,
показал его необратимость, его устремленность и силу.

Прекрасное руководство к жизни

Жевновак Вера Владимировна,

учитель русского языка и литературы школы № 15

г. Часов-Яра, Донецкой обл., Украина,

Артемовский Центр Гуманной педагогики

 

Основой любой жизненной практики является сознательное или бессознательное то или иное философское восприятие мира, от узко материалистического до высокого духовно-нравственного. Педагогическое мышление не является исключением. Отсюда берут начало все наши жизненные конфликты и образовательные практики.

В наше непростое время жизненно важно и необходимо обретение людьми, в первую очередь взрослыми, и через семью и школу – детьми, истинного смысла своей жизни, поиски которого начинаются с ощущения «своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере». Жизнь в вере наполняет её духовным смыслом. И только обретя веру, мы, в союзе с наукой, полностью осознаем и примем единые законы Природы как основу своего духовно-нравственного совершенствования. Через веру и разум наступит полное единство внутреннего и внешнего миров и только «Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем», потому что, по словам Л.Н.Толстого, из плохих людей нельзя сделать хорошую жизнь посредством хорошего устройства жизни. Положительный ответ в устройстве своей души, утверждает писатель-философ. Другого пути развития человечества я не вижу. Духовность, как четвертое измерение, составляет внутренне содержание человека, она питает его нравственность, от неё произрастает истинная нравственность человека, и она же является главным условием духовности, как и Любовь, и Добро.

Все эти вещи можно понять только с мировоззренческой точки зрения. Если раньше я считала себя «маленьким человеком, от которого мало что зависит» глобального в мире, и думала, что капля моей учительской деятельности бесследно растворится в океане мирского зла, не оставив сколько-нибудь существенного следа, то теперь я так не думаю. «Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личностный склад характера и нравов». Я уже много лет не только поддерживаю движение Гуманной Педагогики, но живу её идеями и наполняюсь её светом так же, как светом Веры и Любви. На моих глазах движение ГП, начинавшееся чистым, светлым ручьем, вытекающим из прекрасного источника классической педагогики, превращается в сильную полноводную реку, дающую жизнь и питающую всё вокруг. Эта река стремится в безбрежный Высший Океан, ждущий и, в свою очередь, живущий ею. Каждая капля этой реки нужна и важна. Будущее педагогического образовательного пространства только за Гуманной педагогикой, потому что она на сегодняшний день есть «высочайший уровень мысли и практики». Выше её нет в нашем образовательном пространстве.

Давно и бесповоротно основополагающие идеи ГП вошли в плоть и кровь моего педагогического сознания, стали духовно-нравственной основой моей учительской практики, они же «служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребенку».

Провозглашенный в Бушети «Манифест Гуманной Педагогики» 17 июля 2011 года показал, какую мощь и крепость набрало это международное движение, показал его необратимость, его устремленность и силу.

Мне очень хочется, чтобы Манифест стал настольной книгой каждого педагога, родителя. Стал прекрасным руководством к жизни молодого поколения. Чтобы каждый вдохновился пониманием своего высокого долга, ощутил, что «Нашему образовательному миру не хватает Света лично Вашего Сердца и Разума» и направил все свои внутренние духовные силы на преобразование своего внутреннего и нашего внешнего мира.

P.S. Цитаты курсивом взяты из «Манифеста Гуманной Педагогики».

 

Он должен был появиться!

Алексеева Елена Мухтаралиевна,

учитель русского языка и литературы,

ООШ № 15, г. Часов Яр, Украина

Артёмовский Центр Гуманной педагогики.

 

Зачастую в образовательной системе перед обычным учителем ставится бесчисленное множество задач, за которыми едва просматриваются отдалённые цели. А привлекательные идеи, ради которых возникают вышеупомянутые цели и задачи, по большому счёту мало кого интересуют. Они скорее выступают в роли свадебного генерала или дежурной ширмы госзаказа, не более того.

А тем временем первоочередные задачи, рекомендации, требования, рождённые от них телефонограммы, конкурсы и прочие акции от системы образования стальным каркасом сплетаются в крепкое многоступенчатое колесо, в котором учитель крутится как беспокойная белка, между делом успевая учить детей и видеть семью.

Как же в таких условиях не потерять самого себя?! Как в таких условиях можно вдохновляться на творчество? – Выходом из замкнутого пространства, глотком свежего воздуха для меня стали идеи Гуманной педагогики. Той педагогики, цель которой – «духовно-нравственное становление подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку». Той педагогики, для достижения благородных и возвышенных целей которой  «очень нужен Свет Лично Вашего Сердца и Разума». Той педагогики, которая освобождает и окрыляет своими идеями, целями и задачами!

Стыдно (или страшно?!) признаться в том, что за четверть века работы в школе никак не припомню ни одного документа, который вдохновлял бы на увлечённое творчество, побуждал бы к добровольному самосовершенствованию.

Теперь такой документ у меня есть! Речь не о том, что обязательно нужна указка, нет! Речь о том, что у учителя появилась опора и  программа к действию одновременно:

- Манифест гуманной педагогики – гарант законности и общепризнанности гуманной педагогики и её международного общественного движения;

- основные идеи и направления Манифеста – «благодатные источники для насыщения образовательного мира Светом».

Манифест, без преувеличений, может служить настольной книгой: его читаешь и перечитываешь, ставишь вопросы и ищешь ответы, возвращаешься и сопоставляешь, задумываешься и мечтаешь, вдохновляешься и отправляешься на творческие поиски.

Манифест – замечательный собеседник, мудрый учитель. Он как бы чувствует твоё настроение, угадывает твои вопросы и открывает именно те главы, те строки, которые тебе уже известны, но нужны именно в этот момент! И ты учишься понимать и принимать живую педагогику:

- «Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребенка». – Иногда не так уж и трудно открыть сердце ребёнка – трудно определить, что после твоего появления там осталось. Поэтому необходимо заботиться о внутреннем мире воспитанника и беречь чистоту своего!

- «Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения». – Порой создаётся впечатление, что ставка делается только на профессиональные качества учителя, а качества его личности могут учитываться, а могут – нет, личное дело каждого! Но нельзя согласиться с таким разделением. Уровень профессионализма зависит от качеств личности, а не наоборот. Т.е. качества личности определяют потенциал её профессионализма. Таким образом, забота учителя о своём духовном мире – это забота и о своём мастерстве как таковом, и об успешной работе с детьми в целом.

- «Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности». – В работе со школьниками только лишь диплома о полученном образовании недостаточно. Каждый раз в общении с детьми будь то словом, будь то делом, учитель постоянно сдаёт экзамен по тем же человеческим качествам и отношениям, которым он сам обучает учеников. Взрослому никто и нигде не ставит отметок, но оценки его деятельности всегда сопровождают его в дальнейшем. И большей частью от внутреннего мира учителя зависит, будут ли те оценки способствовать или мешать взаимному общению с детьми. Таким образом, духовный мир учителя – это источник образовательного процесса. Не единственный, но один из основных. Его нельзя прятать или пренебрегать им, но нужно обогащать и делиться его светом.

- «Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование». – Решение её вижу в наполнении внутреннего мира светом «духовного гуманизма» шаг за шагом, образ за образом… Духовный гуманизм – это качество или состояние духовного мира, в котором любовь к человеку жизнедеятельна: творит и созидает, терпит и милосердствует, облагораживает и утверждает жизнь. Но какими бы смысловыми гранями не раскрылось это понятие в будущем, ясно одно – духовный гуманизм должен стать основой развивающегося педагогического сознания, да и не только педагогического…

 

«Слова, слова, слова… А же где конкретные дела?» – спросите вы. Позволю себе небольшое отступление. В начале пути по лестнице Гуманной педагогики я как целеустремлённый охотник высматривала на семинарах, Педагогических Чтениях какие-то особые формы, методы и приёмы. При этом никак не могла поверить и принять, что притчевый, метафоричный язык Ш.А.Амонашвили может быть руководством к действию в таком серьёзном деле как педагогика!) Спустя время понимаю, что за каждой такой фразой скрыта философская глубина и мудрый опыт. Ведь именно в этой живой речи (каким написан и «Манифест»), а не в приказах и распоряжениях, мне как учителю открывается свобода педагогических интерпретаций и вдохновение творческого полёта! И вот уже сами приходят нужные формы и просятся нужные методы и приёмы – лишь успевай работать над собой, чтобы это состояние вновь к тебе возвращалось!) Именно это состояние нашего духовного мира, в котором любовь к человеку жизнедеятельна, очень важно! Более того – оно должно стать естественным состоянием учителя Гуманной педагогики. Ведь тысячи учителей проводят современные уроки на высоконравственном материале, при этом никак не соотносят себя ни с Гуманной педагогикой, ни с её идеями. Мы же, наполненные и ведомые светом духовного гуманизма, даём не менее прекрасные уроки. Их нельзя измерить, но их можно определить: по излучению улыбок, по духовной общности, по радости и усталости, испытанных на уроке, по желанию встретиться ещё и по многим ещё «по»… И если такие уроки – норма для учителя, то это и есть те конкретные дела, какими утверждается Гуманная педагогика! Ну а всё начинается с осознания «педагогического созвездия слов», с приобщения к мудрости «живого творения»...

Самому документу только год, но в основу его легли бесценные плоды многолетнего творческого труда, духовного опыта сторонников гуманной педагогики. «Манифест» должен был появиться и появился! – Истинно: дорогу осилит идущий!

Верю – жизнеутверждающее продолжение следует!

Всем Радости, Добра и Света!

 http://art-roerich.org.ua/humaneped/articles.html

 


Педагогика Культуры № 15 (2012)

Метки: Рубрика: Гуманная педагогика

Печать

Просмотров: 2185