Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Галицких Елена Олеговна,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения литературе

Вятского государственного университета,

педагог Вятской гуманитарной гимназии,

Кокотанова Валентина Ивановна,

студентка факультета филологии и медиакоммуникаций,

Вятский государственный университет,

г. Киров

Чтение книги Георгия Свиридова «Заветное»
как источник художественного образования ребенка

 

Аннотация: статья раскрывает роль и ресурсы книги Г.В. Свиридова «Заветное» в художественном образовании ребенка. Методическое сопровождение к этой книге – это один из вариантов стратегии читательской деятельности с целью литературного и эстетического развития.

Ключевые слова: интеграция, художественные впечатления, опыт чтения как переживания, заветное.

Смычок качается души,
Едва вы им к виолончели
Иль к скрипке прикоснётесь еле,
Священный миг – не согреши!

В. Гафт

Художественное образование ребенка обогащается яркими эмоциональными переживаниями и нравственными впечатлениями от встречи с музыкой, живописью, искусством слова. В литературном образовании учитель опирается на интеграцию этих видов искусства, создает условия для пробуждения и формирования потребности в общении с музыкой, живописью и литературой на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Перед учителем литературы встает задача гармонизации душевной жизни ребенка, включения таких книг в его читательскую деятельность, которые расширяют культурный кругозор, формируют эстетический вкус и открывают перспективы художественного образования будущего зрителя, слушателя, читателем. Особое место в воспитании восхищения миром музыкального, живописного и словесного искусства занимают такие художники, композиторы и писатели, которые в своем мировоззрении и творчестве интегрировали все возможности искусства, его неисчерпаемой палитры воздействия на ум и сердце растущего человека.

В книге Георгия Свиридова «Заветное» [1] литература и музыка, живопись и жизнь органично взаимодействуют. В этом уникальном сочетании его размышлений о культуре, литературе, живописи и музыке кроется «клад» ресурсов художественного образования детей нового века. Эту книгу можно назвать духовным завещанием композитора, источником размышлений о роли искусства в жизни человека.

Самой важной проблемой в художественном образовании остается поиск стратегий сохранения «человеческого в человеке», формирования потребности в общении с искусством через всю жизнь, выстраивание неразрывных связей между эстетическим и нравственным состоянием души ребенка, между материальным и духовным в круге его потребностей. «Духовность играет важную роль в формировании самобытности каждого человека, поскольку, соизмеряя себя с общечеловеческими ценностями, личность на собственном опыте, в общении, в совместной деятельности приходит к пониманию самоценности и ценности других людей» [2, с. 12]. Духовному развитию, художественному образованию человека способствуют пять важнейших источников: эмпирическая действительность, философия, наука, религия и искусство [2, с. 34]. Книга Г.В. Свиридова раскрывает взаимосвязь всех названных источников и ориентирована на художественное образование молодого человека, который открывает себе мир искусства как источник переживаний, впечатлений, событий его душевной жизни.

Способы связи музыки и национального сознания человека, художественного слова и образного мышления описал в своих дневниках и статьях Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998). Гениальный русский композитор, мыслитель и философ, выдающийся деятель национальной русской культуры, он размышлял над стратегиями будущего художественного образования новых поколений. Его музыкальные произведения глубоко патриотичны и востребованы до сих пор, «ему удалось соединить в своём творчестве передовые достижения музыкального языка с бесспорным национально-консервативным эстетическим настроем. Он умел заставить преломляться в своих нотах все грани бескрайнего русского художественного сознания» [4, с. 8].

Книгу «Заветное» составляют дневниковые записи композитора, его мысли о самом заветном: о Родине, о судьбе её культуры, о сохранении национальных традиций, о русской душе и её вере, о воспитании новых поколений «в служении высокому доброму». Когда читатель полностью погружается в чтение, то открывает для себя мир художественных ценностей. Каждая глава, которых в книге всего шестьдесят девять, позволяет задуматься о судьбе нашей Родины, об истории великого и могучего государства, о влиянии музыки на наше сознание и поступки, о роли искусства в нашей жизни. Главы книги небольшие, но содержательные: «Красота», «Неоценимое богатство», «О главном», «Зло в искусстве», «Душа любви», «Мы вправе гордиться». Все вместе они составляют единое целое, органичный синтез художественного слова и музыкальной мысли.

Георгий Васильевич Свиридов – один из образованнейших людей ХХ века. Предметом его размышлений являлись не только музыка, но и поэзия, проза, живопись, философия и политика, отечественные и мировые театральные премьеры, киноискусство. Его размышления дают интересные впечатления и образы для литературного творчества читателей. Нужно отметить, что музыка композитора вызывает в сердцах слушателей живой душевный отклик, она необычна в своих интонациях, гармонии, в невероятном переплетении голосов. Многие критики отмечают, что его творчество – это синтез простоты и новизны. Композитор следовал правилу: если есть возможность изложить одну и ту же мысль более или менее сложно – всегда нужно без колебаний выбрать второе. Именно из опоры на традиции формируются главные качества музыкального творчества Георгия Васильевича Свиридова – простота и естественность. «Традиция – нравственная идея жизни нации, смысл её существования. Оно и порождает художественную традицию, желание нации запечатлеть себя в вечности посредством искусства» [1, с. 237].

Книга Свиридова «Заветное» адресована будущему, современной молодёжи: школьникам, гимназистам, студентам. Он писал: «Россия – грандиозная страна. Бережно надо хранить наши ценности, нашу живую историю, наш след на Земле» [1, с.199].

Главная цель книги «Заветное» – беседовать с читателем, формировать внутренний диалог, способствовать рассуждению и обсуждению основных её идей. Читатель должен увидеть в авторе яркую личность, творческого человека, мыслителя и композитора Георгия Свиридова. В своих записях он рассказывает о своём детстве, говорит о современных ему композиторах и поэтах, рассуждает о добре и зле, учит правильному отношению к вечным ценностям нашей жизни. Сквозной темой книги является восхищение музыкой, преданность музыкальному творчеству: через слушание, исполнение, понимание, переживание, восприятие музыки Г.В. Свиридов рассказывает читателю пути к художественной кладовой национальной культуры.

Читательская деятельность школьника, следующего методическим рекомендациям к книге, включающим комплекс творческих заданий для читателя [3], становится осмысленным процессом, организованным как сложная творческая работа понимания текста и контекста прочитанного. Читатель вступает в сотворчество с автором, доверие к нему увеличивается, а степень открытости становится сокровенной. Г.В. Свиридов предлагает читателю яркие «творческие идеи» как откровения, как своё духовное завещание [1, с.229]:

1. Истина Мира – в синтезе Музыки и Слова.

2. Музыка несёт чувство, ощущение, душу мира.

3. Мысль художника должна быть открыта.

4. Подлинный талант содержит откровение, в нём всегда есть загадка.

5. Пение есть внутренняя потребность человеческой души.

6. Творческая идея – плод таланта, вдохновения, прозрений, наблюдений, плод мировосприятия и мировоззрения художника, плод колоссального осознанного труда и бессознательного вдохновения.

7. Творческая идея несёт в себе и черты неосознанного, бессознательного, интуитивного.

8. Инструмент для передачи мысли – слово.

9. Музыка может возбуждать человеческую мысль, пробуждать и заставлять работать фантазию. Она может рождать мысли.

10.Идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня.

 

Книгу Г.В. Свиридова «Заветное» сопровождает методическая стратегия работы с текстами, иллюстрациями книги, музыкальными фрагментами. Её чтение вдохновляет на изучение истории музыкальной, художественной культуры своего народа. Георгий Васильевич Свиридов верил в то, что музыка сохранит свою душу и останется страной простора, страной песни… Г.В. Свиридов завещал нам хранить русское национальное искусство, своё «пристрастие к слову», свои надежды и свою бессмертную музыку [1, с. 241].

«Есть люди, перед которыми раскрывается душа, расцветает, точит чувство как источник» [1, с. 189]. С уверенностью можно сказать, что книга Г.В. Свиридова предлагает педагогам интегративную стратегию художественного образования взрослеющего человека.

 

Библиографические ссылки

1. Свиридов Г. В. Заветное / Г. В. Свиридов; Учебно-методические рекомендации учителю Е. О. Галицких; авт. предисл. В. А. Костров. – М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2008. – 247 с.

2. Галицких Е. О. Духовное развитие личности: учебно-методическое пособие для классных воспитателей, учителей литературы гимназий и лицеев, студентов «педагогических мастерских» и старшеклассников. – Киров, 1997. – 128 с.

3. Галицких Е. О. Книга Г. В. Свиридова «Заветное» как встреча с миром русской национальной культуры: учебно-методические рекомендации учителю // Свиридов Г. В. Заветное. – М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2008. – С. 204 – 243.

4. Кутузов Н. Гимны Родине // Литературная газета. – 2015. – №49. – С. 8.

 

Источник: Галицких Е.О., Кокотанова В.И. Чтение книги Георгия Свиридова «Заветное» как источник художественного образования ребенка // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. IV Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Художественное образование ребенка: стратегии будущего». 2 марта 2018 г. Том 4. Выпуск 1. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2018. - С. 270-275.

 


Педагогика Культуры № 28 (2018)

Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Галицких Е.О., Кокотанова В.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2136