Введение к циклу очерков
«Смысл жизни человека глазами русских философов»
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?
Вл. Соловьев
Каждый человек так или иначе задумывается над смыслом своего существования, ибо в разные периоды своей жизни сталкивается с вопросами о том, зачем он живет, откуда он пришел и в чем его предназначение. Эти вопросы в различных типах мировоззрения находят свое культурно-историческое проявление. В целом, они отражаются в научном, философском и религиозном вариантах понимания смысла жизни. Их сторонники находят достаточно много доводов в пользу своей трактовки этой вечной проблемы, и все они в известной мере оказываются правы.
Учитывая важность этой проблемы для духовного развития личности, автор предлагает читателям журнала цикл из нескольких научно-популярных очерков, в которых показывается, как понимают смысл жизни человека русские философы ХIХ–ХХ-го веков. К ним относятся П.Я.Чаадаев, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, И.А.Ильин и другие. Каждому из них будет посвящен отдельный очерк. Творчество этих мыслителей не ограничивается темой смысла жизни. В то же время этот мотив в их работах доминирует.
Идеи этих философов образуют единое мировоззренческое пространство. Духовной основой своего вúдения смысла человеческого существования русские философы избирают христианство, из которого они заимствуют его стержень – память человечества о духовном преображении Христа как идеале нравственного совершенствования человека. Это «заимствование» оказалось не простым переносом истин христианства в труды русских мыслителей, а стало результатом их глубокого философского осмысления его догматов и собственного духовного опыта. В итоге в России была создана оригинальная философская традиция, впитавшая все лучшие достижения русской культуры.
Понятие смысла жизни раскрывается этими философами в любви человека к Высшему началу и другим людям. Это начало именуется ими по-разному: Богом, Объективным разумом, Истиной и т.д. В то же время, независимо от понятийного обозначения Высшего начала, все философы подчеркивают его ведущую роль в жизни людей. Все лучшее, что есть в душе человека, не зависит от человеческого произвола, а «является в нем самом как бы излучением и энергией действительно Высшего и Совершенного Начала, которому он и предстоит на протяжении всей своей жизни. Приобщаясь этому Началу, духовный человек не может не радоваться Ему, не может не возжелать его, не может не полюбить Его» [1, с. 301]. Высшее представляет собой идеал, олицетворяющий нечто более совершенное и прекрасное. Этот идеал является своеобразным маяком для тех, кто сознательно избирает в своей жизни путь духовного совершенствования. Поэтому Высшее – это не только философское понятие. Высшее начало реально существует. Когда человек начинает веровать в Высшее, то есть более совершенное и прекрасное перед ним открываются подлинные пути духовного совершенствования.
Важное место в трудах русских философов занимает тема религиозной веры. Ее источником является любовь человека к Богу, Истине, Красоте. Но эта любовь есть не только особое состояние сердца, всей духовной организации человека. Она приходит в процессе его «пресуществления», «обожения», когда человек реально входит в жизнь Троицы. Центральная роль здесь принадлежит Христу, которого П.А.Флоренский сравнивает с Солнцем мира. Оно «взошло на земле и затем закатилось, снова стало как не с нами. Мы видели свет этого закатного Солнца в нем, в свете этого Света «узрели свет» Присносущной Троицы. Поэтому и воспеваем теперь Ее, Отца, и Сына, и Святого Духа, – Бога» [2, с. 97].
Обретение веры возможно только при условии свободного выбора человека, ибо Высшее никогда не принуждает человека хранить достоинство и честь, вообще следовать нравственным правилам, но лишь открывает перед ним такую возможность. Человек оказывается действительно свободным, если он живет в согласии с нравственными правилами, источником которых является Высшее начало. Крепость его веры и сила духа обусловливается тем, в какой степени человек освобождается от самости и эгоизма. Мера освобождения человека от этих нежелательных качеств свидетельствует об уровне его духовности, которая представляет собой проявление силы духа и культуры человека, благодаря которой дух себя проявляет и существует. Таким образом, человек может любить и веровать, молиться и мыслить, иметь убеждения и творить только свободно.
Он раскрывает свои подлинные качества, связывая свою жизнь с Высшим началом, а Высшее ведет его по пути духовного совершенствования. Высшее человеку себя не навязывает, а существует как данность, в которой он может найти «Столп», или духовную опору своего существования. Опереться на нее или пройти мимо – вопрос свободного выбора человека. Если он принимает эту духовную реальность, он ее любит и почитает как свою неотъемлемую Святыню. Для достойного предстояния Высшему человек должен духовно совершенствоваться. Именно в этом заключается смысл его существования, составляющий стержень размышлений русских философов. Обретение этого смысла возможно при вхождении человека в единое духовное пространство. Каждый из русских философов видел его по-своему, но суть оставалась одна – это пространство духа. Чаадаев понимал это пространство как нравственное целое, Вл. Соловьев сводил его к идее всеединства, а Флоренский находил его в жизни Троицы.
Со взглядами русских философов можно соглашаться или не соглашаться, ибо помимо предлагаемых ими вариантов духовного развития человека существуют и другие пути его продвижения к совершенству. В то же время этим философам не откажешь в стремлении понять смысл человеческого существования и наметить пути его обретения. Труды русских философов притягивают многих, ибо они олицетворяют в своем творчестве нравственный идеал духовного совершенствования человека, в котором важное место занимает стремление к духовности и культуре. Реализация этого идеала людьми возможна во всех сферах творчества и в самых разных областях жизни. В то же время решающая роль в этом благородном деле принадлежит самому человеку, который, опираясь на свою духовность, может направлять свои мысли, чувства и действия на Общее благо.
Идеям наших выдающихся соотечественников присущи свои особенности, которые выражают их собственные размышления и духовный опыт. В то же время в их трудах содержится такое духовное наследие, философская и нравственная ценность которого со временем будет только возрастать. Причиной такой перспективы освоения наследия этих философов являются утверждаемые ими нравственные ценности. Это любовь, красота, знание, добро и стремление к духовному совершенствованию. Такие ценности имеют общечеловеческое значение. Поэтому они будут притягивать все больше людей независимо от их мировоззренческих ориентаций, вероисповеданий и мироощущения, так как эти духовные ценности являются глубинной основой человеческого существования. Завершить это небольшое введение к данному циклу очерков хотелось бы словами И.А.Ильина, который выражает чаяния наших выдающихся философов о путях духовного совершенствования: «Человек должен понять, что привычные для него вопросы – «а какая мне от этого польза?» и «как мне использовать данное положение вещей против других?» – суть вопросы, достойные животного, а не человека и что такая установка души не может создать великую и жизнеспособную культуру. Культурное творчество требует от нас предметного служения, духовной преданности и жертвенности, т.е. сердца и любви. ˂ …˃ Она невынудима и свободна, она исходит от совести, движется вдохновением и творит» [1, с. 300]
Литература
1. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
2. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины (Кн. I) – М.: Правда, 1990.
Метки: Рубрика: Выдающиеся соотечественники, Фролов В.В. , Фролов В.В.– Цикл очерков