Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Цикл очерков «Смысл жизни человека глазами русских философов»

 

Фролов Виктор Васильевич,

доктор философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Московского государственного областного технологического университета

имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова

Познание человеческого бытия в философии Живой Этики:
жизнь, смерть, любовь и счастье

«Даем книгу “Беспредельность”.
Дельно ли говорить о Беспредельности, если она недосягаема?
Но ведь она есть: и каждое великое, если даже оно незримо, то все же оно заставляет обдумать пути к нему. Также и теперь нужно обдумывать пути к Беспредельности, ибо она есть, и она ужасна, если она не осмыслена. Но даже в жизни земли можно приближать и закалять дух к принятию бездны».

Учение Живой Этики. Беспредельность. Введение

Одна из главных проблем, стоящих перед человечеством, – взаимоотношение культуры и цивилизации. Культура, по определению выдающегося философа XX–XXI-го веков Л.В.Шапошниковой, есть самоорганизующаяся система Духа, который, благодаря своему культурному обрамлению, ведет человека по восходящему пути космической эволюции. Цивилизация представляет собой материальное обустройство жизни. Культура и цивилизация влияют друга на друга. Чем выше уровень культуры человека и общества, тем качественнее и гармоничнее цивилизация, ибо последняя одухотворяется и выводится культурой на более высокий уровень. Если же уровень культуры общества падает, то цивилизация, теряя ее энергетику, также утрачивает свои лучшие признаки.

Взаимосвязь культуры и цивилизации реализуется благодаря качествам человека, его культурному уровню. Культура человека в значительной мере проявляется через его мировоззрение. В жизни людей любое мировоззрение приобретает человеческое, а конкретнее говоря, личностное измерение, ибо воззрение на мир реально существует как мировоззрение той или иной личности. Она, как правило, представляет определенную социальную группу. Это может быть женщина или мужчина, молодой человек или человек преклонного возраста, учащийся в университете или работающий на предприятии и т.д. Внутри этих групп существует более конкретная мировоззренческая дифференциация. Однако главное в мировоззрении человека заложено в его духовном мире – нравственной позиции, культурных предпочтениях, отношении к Родине, семье и т.д. Важнейшими условиями формирования мировоззрения личности выступают ее природные задатки, а также воспитание, в процессе которого эти задатки проявляются и развиваются.

Многие люди так или иначе ощущают свою причастность к космосу. Это ощущение у каждого человека свое. Одни очаровываются звездным небом, другие задумываются о том, как возникли Вселенная и человек, а есть и такие, которых не оставляет в покое мысль о беспредельности мироздания. Многообразие связей человека с космосом в итоге отображается в пространстве космического мироощущения.

Главный вопрос эволюции современного человечества заключается в особенностях мировоззрения народов, стран, отдельных личностей, ибо мировоззрение людей непосредственным образом влияет на ход исторических событий, на жизнь каждого человека. Наиболее перспективным в плане духового развития человека является мировоззрение космическое, которое в наиболее развитой форме содержится в философии Живой Этики Рерихов. Эта философская система синтезирует все самые лучшие культурные достижения Востока, Запада и России – страны, расположенной в евразийском пространстве. Особое место здесь занимают идеи русских космистов – Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и многих других. Идеи этих мыслителей очень созвучны философии Живой Этики и играют важную роль в осознании ее положений и претворении их в жизни. Поэтому не случайно, что в современной исторической ситуации философия Живой Этики, будучи синтезом идей космизма в философии, науке, искусстве, представляет собой наивысшую форму развития отечественного и мирового космизма и, как отмечают Рерихи, на долгие времена станет духовной основой космической эволюции человечества.

Важным вопросом космического мировоззрения выступает взаимосвязь конечного и беспредельного масштабов вѝдения человеческого бытия. Особенности этих подходов к познанию раскрываются при осмыслении категорий конечности и беспредельности. Эти категории носят соотносительный характер, ибо они связаны друг с другом. Их связь обусловлена особенностями познания человеком космической реальности, которые состоят в том, что исходным шагом в понимании беспредельности космоса и самого человека как его части выступает осознание конечности явлений. Кроме того, собственно зримый, видимый мир предстает перед нами как совокупность конечных явлений, что выступает основой существования и применения конечного масштаба их восприятия. Поэтому для понимания беспредельности нужно сначала обозначить конечное существование явлений. Их понимание как конечной данности человеческого восприятия и осмысления играло и продолжает выполнять важную роль в научном познании реальности. В то же время применение только конечного масштаба их познания ограничивает этот процесс, ибо закрывает возможности субъекта в познания таких свойств и качеств явлений, которые могут обнаружиться в невидимой, духовной реальности. Это реальность – пространство духа, существование которого раскрывается в философии Живой Этики, в других трудах представителей русского космизма.

Первым шагом в осознании беспредельного масштаба человеческого бытия считается, как отмечается в Живой Этике, допущение в сознание человека категории «беспредельность». Эта категория выражает такое понимание космической реальности и человека как ее части, в котором отсутствует представление о границах существования многообразия ее явлений. Философия Живой Этики показывает, что действительное содержание категории «беспредельность» раскрывается в соотношении с категорией «конечность». Эта категория отражает ограниченность явления, которая фиксируется числовыми показателями. В то же время, благодаря связям данного явления с другими явлениями космической реальности, многообразие которых не имеет предела, категория «конечность» выступает предпосылкой рассмотрения этого явления как момента беспредельности. Философское содержание этого понятия раскрывается в Живой Этике. 

«Часто недоумевают люди: «Что же находится за сознанием?» Конечно, в людском понимании ограничено понятие сознания. Это происходит от утверждения только видимого мира. Знание – тоже рамки, если не расширим границ видимости. Но взглянем за пределы человеческого сознания и знания, найдем маленькую крупицу космического понимания. Как прекрасен обширный горизонт! Как мощна мысль, проникающая пространство! Как общение с Беспредельностью уявляет новые пути! Ищите эти сокровища – в них залог вашего продвижения» [1,п.9].

Таким образом, диалектика категорий «конечность» и «беспредельность» выражает такую особенность познания космической реальности, когда конечность явлений бытия берется как момент беспредельности, а последняя понимается содержательной и жизненной, если человек улавливает в объектах реальности и самом себе проявление беспредельности космоса. В Живой Этике эта диалектика раскрывается в ее содержательной и жизненной конкретности, ибо на страницах книг этого учения говорится о беспредельности жизни человека, его достижений, познания и красоты, присущей космосу и всем его проявлениям. Можно сказать, эта философская система раскрывает категорию «беспредельность», отражающую культурно-исторический процесс познания человеком космической реальности и своей собственной природы, который реализуется через определенные формы культуры. Их человек осваивает и созидает в своей творческой деятельности. К этим формам культуры относятся философия, наука, религия, искусство и т.д.

Ведущую роль в понимания человеком беспредельности играют его воля и сознание. В данном случае можно говорить о законе взаимовлияния познания человеком беспредельности и его сознания, который заключается в том, что представление человека о беспредельности расширяется, конкретизируется и развивается по мере роста его сознания, а рост сознания обусловливается степенью осознания беспредельности, которая своим неугасимым светом озаряет сознание и жизненный путь человека. Диалектика конечного и беспредельного подходов познания космической реальности состоит в том, что беспредельность космической реальности осознается человеком только в ее соотношении с конечностью бытия явлений. Важное значение для вмещения человеком категории беспредельности имеет учет и понимание им момента выхода познания за границы конечного существования объектов. Явления реальности – это не застывшие данности. Они постоянно изменяются, выходят за границы определенности, развиваются, то есть находятся в состоянии становления (А.Ф.Лосев). Фиксирование факта становления явления и тем самым его выхода за границы определенной меры и как следствие слом, преодоление представления о границах, конечности его бытия – это один их шагов к осознанию беспредельности. «Значит, несложно представление явления продолжения во всем и во всех измерениях. Не ограничивайте явления!», – читаем в Живой Этике [1,п.3]. Таким образом, категория «становления» как бы объединяет представления о конечности существования явления и его бытии в пространстве беспредельности.

На основе сделанных разъяснений обозначим особенности двух масштабов познания человеческого бытия. Конечный масштаб ограничивает вѝдение его форм временными и пространственными рамками – беспредельный масштаб их рассмотрения таких границ не ставит. Конечный и беспредельный масштабы познания взаимодополняют друг друга. В то же время в этом процессе ведущую роль играет беспредельный масштаб познания. В его пространстве не только учитываются результаты применения конечного масштаба познания, но человеку предоставляется возможность укорениться в бесконечных просторах космоса. Все это открывает перед ним возможности его беспредельного духовного совершенствования и делает жизнь человека глубоко осмысленной. Таким образом, эти два подхода взаимодополняют друг друга и формируют единый процесс познания человеческого бытия.

В сознании человечества проблема взаимосвязи конечного и беспредельного имеет глубокие корни. К примеру, в культуре разных народов ставился вопрос об осмыслении диалектики конечной человеческой жизни и возможностей ее продолжения в иной реальности. Эта тема характерна для мифологии, религиозного миропонимания, философии, науки. Иначе говоря, информация по этой теме у человечества имеется давно. Другое дело, как люди к ней относились и относятся, то есть осмысливают и применяют эту информацию. Пути взаимодействия человека и беспредельного космоса с наибольшей полнотой раскрываются в Живой Этике, которая возникла в результате синтеза всех наилучших культурных достижений человечества. Под человеческим бытием автор этой статьи имеет ввиду такие явления природы, общества и космоса, которые входят в пространство интересов человека и осознаются им в процессе его деятельности. Представление о границах человеческого бытия и его особенностях определяется уровнем развития сознания человека и степенью осознания им явлений космической реальности.

В философской литературе вопрос о пространстве и границах человеческого бытия, формах его проявления рассматривается в работах, посвященных философской антропологии, в которой есть разные точки зрения на трактовку человека. Одни авторы исходят из узко материалистического понимания человека, другие берут за основу своих размышлений о человеке религиозные представления, третьи рассматривают эту тему в свете идей феноменологии. При этом часть авторов стремится разработать метаантропологию [2], пафос которой состоит в том, чтобы выявить предельные вопросы понимания человека. Что делает человека человеком и что отличает его от других существ – таков один из примеров подобных вопросов.

В этом плане хотелось бы также обратить внимание на высказывание В.Д. Губина: «Человек – это стремление быть человеком» [3,с.59]. В нем заложен мощный духовный потенциал. В то же время в русле данной идеи возникает вопрос – что значит быть человеком? Этот автор отвечает на него так: «В сознании бессмертия не как продолжения жизни в другом образе, а как своей укрытости в вечности, т.е. каждый человек должен сделать в своей жизни что-то такое, чтобы остаться и пребывать всегда» [3,с.61]. В сущности, это высказывание намечает понимание главного в человеческом бытии – нужно жить так, чтобы оставить след в вечности. Тогда возникают вопросы о том, что такое «вечность» и как человек вовлекается в ее пространство и может найти свое место в нем.

Ответы на подобные вопросы содержатся в философии Живой Этики. Особое значение для осознания человеком смысла своего существования имеют такие явления его бытия как жизнь и смерть, любовь и счастье.

Обратим внимание на разные подходы к их познанию. Конечный масштаб их вѝдения раскрывает проявление этих феноменов в пределах земного мира. Беспредельный масштаб рассмотрения этих явлений помимо этого обращает внимание на их невидимые, незримые стороны и раскрывает их как моменты беспредельной космической реальности. Рассмотрим в свете указанных подходов такое явление человеческого бытия, как человеческая жизнь. Этот феномен представляет собой процесс осознанного существования человека. В пределах конечного масштаба познания человеческая жизнь завершается смертью. Такое понимание человеческой жизни вытекает из узко материалистического мировоззрения, ограничивающего существование космоса и человека исключительно видимыми, зримыми пределами. Такое мировоззрение подкрепляется не только соответствующими идеями, но и ссылками на научные факты, показывающими, что Вселенная и человек конечны в своем существовании. В русле этой позиции главный вопрос человеческого бытия – вопрос о смысле жизни – может рассматриваться только в пределах конечной человеческой жизни. Такое представление о жизни проявляется в отношении человека к самому себе, другим людям, обществу, природе, Вселенной. В свете этого подхода смыслом жизни может стать самоотверженная деятельность человека ради семьи и близких, работа, направленная на улучшение природных и социальных условий существования людей и другое. Наряду с этим сегодня многие люди видят смысл своей жизни в удовлетворении материальных потребностей и обладании вещами. Таким образом, у каждого человека есть свое понимание смысла жизни, которое формирует его жизненные программы, мотивации и поведение. Возможен и такой вариант понимания человеком смысла жизни, когда человек не изучает философские доктрины, а просто живет, стремясь утверждать добро, красоту и правду. Однако раскрытие этого варианта понимания смысла жизни не входит в тему данной статьи и нуждается в специальном исследовании.

Беспредельный масштаб вѝдения человеческой жизни, применяемый в единстве с конечным масштабом ее рассмотрения, качественно меняет понимание содержания и смысла жизни. Применение этого масштаба познания, во-первых, характеризует человеческую жизнь как грань беспредельности, во-вторых, показывает, что осознанное существование человека не имеет предела, в-третьих, настраивает человека на то, что реализация возможностей его сознательного существования после его ухода с физического плана бытия зависит от его духовных накоплений и что над этим ему нужно постоянно работать и, в-четвертых, раскрывает истинное, можно сказать, космическое значение повседневных проявлений жизни человека. Таким образом, применение беспредельного масштаба вѝдения человеческой жизни показывает ее истинное значение.

Понимание человеческой жизни как момента беспредельной космической реальности в наибольшей мере обнаруживает  свой смысл в соотношении с другой формой человеческого бытия – смертью. Традиционная точка зрения на смерть человека состоит в том, что ею завершается его жизнь. При достижении человеком определенного физиологического и психического состояния, качества которого фиксируются медициной, он считается мертвым, так как его сердце перестает работать, человек перестает дышать и т. д.

В то же время, с позиций философии Живой Этики, смерть есть не конец жизни человека, а лишь переход от ее земного состояния к ее проявлению в незримой, духовной реальности. В какой форме человек после ухода с земного плана бытия имеет возможность существовать в этой реальности, зависит от духовно-нравственных накоплений человека, которые ему удалось собрать, согласно закону перевоплощения в процессе его земных жизней и, в частности, в жизни последней. Возможность сознательного существования человека в иной реальности после его смерти определяется достаточно высоким уровнем духовных накоплений, присущих тому или иному человеку.

Итак, согласно философии Живой Этики, жизнь человека не имеет предела. Это выводит понимание его земной жизни в пространство беспредельного космоса и открывает перед человеком безграничные возможности его существования, смыслом которого выступает духовное совершенствование человека. Так работает беспредельный масштаб вѝдения жизни и смерти человека, который позволяет осмыслить подлинную диалектику этих феноменов. Эта диалектика состоит в том, что смерть есть завершение земной жизни человека, форма перехода к космическому этапу его существования и момент его беспредельной космической эволюции.

Теперь несколько слов о любви. В культуре, вообще в жизни людей любовь рассматривается как такое высокое, светлое и прекрасное состояние человека, которое вызывается в нем существованием и восприятием объекта любви. Им может быть человек, в частности, человек противоположного пола, культурное, природное и космическое явление. Современная наука рассматривает любовь с точки зрения нейробиологии и психологии. Первая соотносит проявления любви с наличием в мозге человека определенных химических веществ. Вторая делает акцент на эмоциональных качествах охваченного любовью человека. При всей важности научных представлений о любви ее понимание учеными не выходит за границы видимого, материального мира и его конечных проявлений, ибо в соответствии с таким подходом жизнь человека и все ее проявления конечны.

В связи с темой любви, Е.И.Рерих пишет: «Любовь в наше время в лучшем случае понимается как явление психологическое. Но если бы вновь была осознана Космичность любви, то в ней стали бы искать ее высшего проявления, пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей. Именно в этом пробуждении заключается главная цель, главный смысл любви. Любовь есть единая творческая сила» [4,с.23] .

Согласно Живой Этике, любовь изначально присуща космосу и поэтому она раскрывает перед человеком свое истинное значение в свете беспредельного масштаба ее вѝдения, дающего возможность подходить к различным формам любви как проявлению космической эволюции. Можно сказать, что истинная любовь придает жизни человека ощущение причастности к чему-то более высокому и прекрасному. Она может приходить, уходить, но всегда остается в сердце человека как некий бесценный дар. Любовь преображает человека, делает его духовно богаче. В Живой Этике читаем: «Любовь есть венец света» [5,п.281]. Чтобы обрести любовь, человеку нет нужды заниматься анализом философских доктрин, ибо любовь ему присуща изначально. В какие-то моменты жизни она пробуждается в его сердце, и тогда человек ощущает себя счастливым. «Прекрасны чувства любви, дружбы к семье и близким, – отмечает Е.И. Рерих, – именно они учат нас самому прекрасному и высокому. Они – необходимые ступени, ведущие нас к Космической Любви, которая предназначена каждому человеку, понявшему свое великое назначение» [4,с.221]. Иными словами, космическая природа любви открывается человеку в тех случаях, когда он осознает свое космическое назначение, которое с наибольшей полнотой описываются в философии Живой Этики. Главным итогом осознания взаимосвязи конечного и беспредельного является то, что человек начинает видеть в земных проявлениях любви крупицы ее космической природы. Вот как описывает любовь поэт Р.Рождественский:

«И вся планета распахнулась для меня,

И эта радость, будто солнце, не остынет!

Не сможешь ты уйти от этого огня,

Не спрячешься, не скроешься –

Любовь тебя настигнет!»

Состояние любви делает человека по-настоящему счастливым. И здесь возникает вопрос: что такое счастье? Для понимания этого явления обратимся к этимологии слова счастье. Так, в праславянских языках – русском, украинском, чешском, польском и т.д. – основным корнем этого слова считается хорошая доля, судьба, часть человека. Поэтому, чтобы стать счастливым, человеку нужно обрести свою часть. В Живой Этике тоже есть аналогичное представление о главной части человека и путях ее обретения.

Согласно этому учению, каждый человек изначально обладает такой своей частью, которая роднит его с космосом. Эта его часть олицетворяется присущим ему зерном духа, или Божественной монадой, в которой аккумулирована огненная энергия космоса. Чтобы стать по-настоящему счастливым, человеку нужно быть как можно ближе к этой своей сокровенной части. Осуществить это можно только одним способом – через повышение уровня культуры и накопление духовного опыта. Их энергетика наслаивается на зерне духа и тем самым приближает человека к его заветной цели. Чем больше культуры и духовного опыта человек накапливает, тем сильнее становятся энергетические эманации зерна духа, которые оно, как бы отвечая человеку, излучает и которые он впитывает и использует в своей творческой деятельности. Это приближает человека к его главной, космической части, и он обретает свое счастье. Однако путь человека к счастью очень нелегок, так как он должен постоянно преодолевать внешние и внутренние препятствия. К внешним препятствиям относятся социальные и природные условия его бытия, которые часто противодействуют стремлению человека утверждать в своей жизни добро, красоту и любовь. К внутренним препятствиям относятся несовершенства самого человека (материальные и духовные), которые постоянно сдерживают его стремление приблизиться к своей главной части. Тем не менее каждое, пусть даже маленькое, духовное достижение человека приближает его к ней.

Изложенное вѝдение явлений жизни и смерти, любви и счастья формирует представление человека о смысле его жизни. Оно заключается в духовном совершенствовании человека. Чтобы обрести этот смысл, человек должен жить в соответствии с определенными нравственными правилами, или космическими законами, которые описаны в учении Живой Этики. Эти законы являются духовными основами его жизни. Следование им в итоге поможет человеку обрести его подлинное счастье – породниться с его Божественной монадой. Эти законы прямо или косвенно проявляются во всех формах человеческого бытия. Поэтому человек, стремящийся обрести гармонию с природой, обществом, с делом, которым он занимается, и с самим собой, находится на верном пути, ибо во всех этих сферах проявляется духовная основа его беспредельного существования. Ее человеку нужно только почувствовать и осознать. Представления о конечном и беспредельном масштабах вѝдения человеком жизни и смерти, любви и счастья находят проявление в философских доктринах, искусстве, поэзии, музыке, просто в человеческих отношениях, в жизни каждого дня.

Осваивая и созидая многообразие различных форм жизни, человек может уловить в них проявление Беспредельности. Это делает человека духовно богаче и повышает уровень его культуры. Через культуру человек, народы, страны могут благотворно влиять на цивилизацию, которая способна одухотворяться культурой и становится более гармоничной и человечной. «В конце концов, – пишет Л.В.Шапошникова, – цель эволюции в нашем плотном мире – сближение духа и материи, достижение между ними гармонии на определенном этапе и, наконец, их синтез, который приведет к созданию одухотворенной материи и повысит ее энергетический уровень. Этот синтез, как утверждал Рерих, изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, действующее уже на более высоком качественном уровне, нежели в изначальном варианте» [6,с.117] .

 


Цитируемые источники

1. Учение Живой Этики. Беспредельность. Часть 1.

2. Микитинец А.Ю. О методологическом значении метаантропологии в современном философском дискурсе // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». Том 22 (61). № 1, 2009.

3. Губин В.Д. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2009.

4. Рерих Е.И. Письма. В 9 т.Т. III (1935). – 2-е изд, испр. и доп. М.: Международный Центр Рерихов, 2016.

5. Учение Живой Этики. Иерархия.

6. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003.

 


Педагогика Культуры № 36 (2023)

 

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Фролов В.В. , Фролов В.В.– Цикл очерков

Печать E-mail

Просмотров: 1480