Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

К 95-летию со дня рождения Л.В.Шапошниковой

Людмила Васильевна ШапошниковаВ год 95-летия со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой (26.07.1926 – 24.08.2015) – выдающегося ученого, философа, писателя, музейного и общественного деятеля, академика, заслуженного деятеля искусств РФ редакция предлагает читателям ознакомиться с материалами, в которых отражены основные темы творчества мыслителя.

Это сборник докладов – Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2011, – прочитанных Людмилой Васильевной Шапошниковой на международных научно-общественных конференциях, проведенных в Международном Центре Рерихов в 1992-2010 годах. В докладах дается научное осмысление основных вопросов философии Живой Этики в преломлении к прошлому, настоящему и будущему развития человечества. Особое место в докладах занимает анализ культурно-исторической эволюции России. Истинное звучание проблемы, стоящие перед человечеством, странами и народами, как считает Л.В.Шапошникова, обретают свой смысл в свете культурного наследия Рерихов, основой которого выступает философская система Живой Этики.

Научный обзор сборника докладов Л.В.Шапошниковой содержится во вводной статье к указанному изданию доктора философских наук, профессора В.В.Фролова «Можно приветствовать светлых воинов с победою», которая публикуется ниже.


Фролов Виктор Васильевич,

доктор философских наук, профессор,

Москва

«МОЖНО ПРИВЕТСТВОВАТЬ СВЕТЛЫХ ВОИНОВ С ПОБЕДОЮ»

Особое состояние сердца

Чтобы писать о Рерихах правдиво и убедительно, нужно многое. Это «многое», прежде всего, предполагает особое состояние сердца, его настроенность на «волну» Рерихов. И, конечно, дар космического мышления, помноженный на недюжинный писательский талант. Всем этим, несомненно, обладает Людмила Васильевна Шапошникова – известный мыслитель и ученый, писатель и культурный деятель, основоположник научной школы рериховедения и создатель под руководством С.Н.Рериха Музея имени Н.К.Рериха в Москве, которым в ранге Генерального директора Музея она руководит уже более двадцати лет.

Философское творчество академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Людмилы Васильевны Шапошниковой представлено в десятках книг и сотнях статей. Среди ее выдающихся работ по наследию Рерихов – трилогия «Великое путешествие»[1], посвященная жизни и творчеству Н.К.Рериха. Этот фундаментальный труд отличают новое космическое мышление, высокий научный уровень и блестящее литературно-художественное воплощение. Важнейшей особенностью этой трилогии является научное осмысление эволюционного значения творчества всей семьи Рерихов. По существу, эта тема является ведущей во всех работах Людмилы Васильевны: «Тернистый путь Красоты» (2001), в котором рассматриваются «проблемы философии искусства в свете процессов Космической эволюции человечества»[2], «Веления Космоса» (1996), где автор обосновывает качественно новый подход к историческому процессу, раскрывая его как космическое явление, и во многих других работах, которые притягивают своими необычными идеями все больше прогрессивных ученых и культурных деятелей. Разработав глубочайшие философские вопросы с позиций новой, одухотворенной науки, Л.В.Шапошникова, тем самым совершив революцию в философии, сделала самое главное - одержала победу в духовной сфере, определяющей эволюционное развитие человека и человечества. Именно о таких подвижниках духа высказался Н.К. Рерих: «Можно приветствовать светлых воинов с победою. Они знают, что эта победа лишь звено в ожерелье многих других побед за высшую правду, за красоту и Культуру» (Рерих Н.К. Победа // Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. Т. 1. С. 321).

Особое место среди работ Л.В.Шапошниковой занимают доклады, сделанные ею на международных научных конференциях, которые с 1992 г. проводятся в Москве по инициативе Международного Центра Рерихов. В этих докладах, включенных в данный сборник, в концентрированном виде представлены основные результаты научной деятельности Л.В.Шапошниковой по исследованию философии Живой Этики. Проблематика этих докладов настолько многогранна, что коснуться хотя бы главных вопросов, которые исследуются автором, в пределах данного предисловия – задача трудно выполнимая, ибо каждый из докладов Л.В.Шапошниковой представляет собой самостоятельное философское исследование на определенную тему. Например, в докладе «Космическое мышление и новая система познания» (2003) рассматриваются вопросы познавательной деятельности человека в свете философии Живой Этики, а доклад «Дети нового сознания» (2006) посвящен проблеме формирования нового энергетического вида человечества – человека духовного. Наряду с этим доклады затрагивают целый спектр совершенно новых философских проблем, как по своему содержанию, так и по методологии исследования.

Иными словами, проблематика докладов в главном сформулирована в их темах. В то же время в докладах достаточно глубоко затрагиваются и другие грани философии Космической Реальности. Это связано с необходимостью аргументации тем докладов и с одной из особенностей Живой Этики, которую, по выражению Л.В.Шапошниковой, можно было бы назвать «голографичностью», означающей, что каждое положение или категория Живой Этики высвечивает Учение в целом.

Назовем для примера несколько докладов, темы которых содержат постановку новых проблем: «Исторический процесс как космическое явление» (1994), «Новое планетарное мышление и Россия» (1996), «Героическое творчество Е.И.Рерих» (1999), «Земной маршрут космической эволюции» (2008) и другие. Указанные темы рассматриваются с позиций космического мышления, вызванного к жизни в первую очередь необходимостью научного осмысления нового этапа развития человечества, связанного с его переходом на новый эволюционный виток. Новое космическое мышление подходит к человеку как к части Космоса. Благодаря такому положению в Космосе человек несет в себе его структуру. Подчеркнем, что в философской науке в таком планетарно-космическом ракурсе указанные в докладах проблемы не рассматривались. Поэтому их постановку и разработку, безусловно, надо признать научным открытием Л.В.Шапошниковой.

В силу своей новизны поставленные автором проблемы, касающиеся философии Космической Реальности, содержат широчайшие возможности творческой разработки философии Живой Этики. Это вытекает как из особенностей самой философии Живой Этики, которая благодаря своей открытости, устремленности в будущее постоянно развивается, так и из характера самого процесса познания, шаг за шагом углубляющегося в беспредельную по своим измерениям и энергетическому своеобразию Космическую Реальность.

Подход, избранный автором предисловия к докладам данного сборника, делает акцент на основных проблемах философии Космической Реальности и выявлении возможностей их дальнейшей разработки.

«Высшее в эволюции ведет низшее»

Научные доклады Л.В.Шапошниковой, как и все ее философское творчество, культурные проекты, так или иначе связаны с подвижнической деятельностью семьи Рерихов и прежде всего с Учением Живой Этики, выступающим основой нового космического мышления. Живая Этика была передана человечеству восточными Учителями через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, для которых она стала их собственным миропониманием, жизненной позицией и внутренним смыслом всей творческой деятельности. «Святослав Николаевич Рерих, – пишет Л.В.Шапошникова о мировоззрении Рерихов, – и все остальные члены этого семейства имели четкую философскую систему взглядов. Она называлась Живой Этикой и являлась философией космической реальности» [с. 236][3].

Принятие от Учителей информации о Живой Этике, ее оформление и публикация потребовали от Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов титанических усилий и – более того – героизма. Рерихи действовали героически также в Центрально-Азиатской экспедиции, при создании института «Урусвати», в продвижении на нашей планете Пакта Рериха в защиту культурных ценностей и его символа – Знамени Мира. Не стояли в стороне от деяний своих родителей, деяний планетарно-космических по своему характеру, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич. Помимо того, что они в своем творчестве опирались на философию Живой Этики, сыновья великих родителей были самыми активными участниками всех начинаний старших Рерихов.

Святослав Николаевич Рерих – младший сын Рерихов – оставил после себя богатое культурное наследие и по праву занял одно из первых мест в ряду выдающихся художников, мыслителей и ученых двадцатого века. Святослав Николаевич создал более пяти тысяч картин. Он помогал Н.К.Рериху в осуществлении Центрально-Азиатской экспедиции. Будучи в Индии, он занимался естественнонаучными исследованиями, писал картины, находил время для философских изысканий, результаты которых отражены в его книге «Искусство и Жизнь». Она посвящена особенностям художественного творчества, целью и смыслом которого, как считал С.Н.Рерих, является Красота. Именно эту грань творчества Святослава Николаевича в одном из докладов блестяще удалось раскрыть Л.В.Шапошниковой. Методологическим ключом к этому для автора стала Живая Этика, в которой сказано: «Через искусство имеете свет»[4]. Неслучайно С.Н.Рерих, несший этот «свет» через свое художественное творчество, писал: «Наш творческий процесс – это воплощение нашего внутреннего мира, звучание нашего духа»[5]. Л.В.Шапошникова, исследуя природу творческого процесса в сфере искусства через противоположение «восхождение-нисхождение», отмечает: «Если на пути восхождения восходящий набирает энергию, то при нисхождении он ее отдает. Таков энергетический обмен в феномене “восходить-нисходить”. Отданная энергия заключена в произведениях художника, совершившего такой путь. То, что делает в этом случае художник, хорошо соотносится с энергетическим актом – “эволюция-инволюция”, через который проходит высокий дух, несущий свою миссию на землю. Он нисходит из высшего состояния материи в плотное пространство, чтобы отдать последнему свою тонкую энергетику, ускорить эволюцию этого пространства. Инволюционное действие высокого духа есть его эволюционная жертва, поэтому подлинное искусство – всегда жертвенное» [с. 139]. Далее, говоря об эволюционной роли искусства, автор подчеркивает, что «великие произведения искусства своей энергетикой способствуют восхождению земного человечества, так же как и Учения, философские системы и деятельность великих Духов» [там же].

Эти выводы Л.В.Шапошниковой не только представляют собой новые философские положения, но несут огромный эволюционный заряд Красоты иных миров, побуждающий человека если не предпринять действия, направленные на его духовное преображение, то, по меньшей мере, задуматься о духовных основах своего существования.

Для правильного понимания духовных деяний семьи Рерихов, о которых так проникновенно и убедительно пишет Л.В.Шапошникова, очень важно подходить к их грандиозным проектам как проявлению творчества Космической эволюции, субъектом которой несомненно было семейство Рерихов. В докладах Л.В.Шапошниковой, которые по философским подходам к рассматриваемым проблемам и по содержанию органично связаны с другими ее работами, жизнь и творчество членов семейства Рерихов высвечиваются как единое духовное целое. «Вся семья, – пишет о Рерихах Людмила Васильевна, – представляла собой единое духовное явление, что встречается крайне редко в нашей жизни.

<...> Вся семья представляла собой уникальную голограмму, которую нельзя было, как и реальную голограмму, разделить на отдельные части – каждая из них все равно продолжает нести изображение целого. Так и семья Рерихов: каждый их них нес в себе всех четверых – их задачи, их эволюционную миссию и их творчество» [с. 246].

Оснований для такого духовного единства у Рерихов было немало. Главным из них, как мы уже отмечали, было водительство Учителей, давших человечеству через Рерихов Живую Этику – философию Космической Реальности, ставшую мировоззрением всей семьи Рерихов. Принятие Рерихами Живой Этики, развитие положений этого учения, его реализация в их творческой деятельности позволило Рерихам внести огромный вклад в формирование нового космического мышления и претворение на планете Земля творчества Космической эволюции.

Л.В.Шапошникова доступно и убедительно, излагая сложные проблемы прекрасным литературным языком, раскрывает главное в жизни и творчестве Рерихов – «серебряную нить» творческого сотрудничества этого уникального семейства с Учителями, выступающими персонификацией одухотворенного Космоса.

К этому «главному», прежде всего, относится Космический эксперимент, в котором под руководством Учителей приняла участие Елена Ивановна Рерих, начиная с 1924 года с целью повышения своей энергетики. Это было необходимо для того, чтобы притянуть на Землю высшие энергии, в которых наша планета как никогда нуждалась для продвижения к более высокой ступени Космической эволюции. Космический эксперимент был проведен впервые в истории человечества. Он носил научный характер, так как проходил в строгом соответствии с Космическими законами и был научно описан Е.И.Рерих. «Тонкие лучи Космических Иерархов, – отмечает Л.В.Шапошникова, – как хирургические инструменты, формировали новый вид энергетики Елены Ивановны Рерих, в которой Земля сопрягалась с мирами иных, более высоких, измерений и состояний материи. И в первую очередь в число этих Миров входил Мир Огненный, Мир духотворчества, без которого невозможны были ни обновление Земли, ни новый эволюционный виток, к которому стремился одухотворенный Космос» [с. 164].

Все эволюционные действия Рерихов стали возможны, прежде всего, благодаря тому, что эти действия были проявлением творчества Космической эволюции. Такой характер носила их работа над Учением Живой Этики. Таким же был, по выражению Л.В.Шапошниковой, «сверхгероический» Огненный опыт Е.И.Рерих. Не стала исключением в этом отношении и Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха, преследовавшая несколько взаимосвязанных целей, в соответствии с которыми Н.К.Рерих проводил географические и этнографические исследования, решал художественные задачи. В экспедиции Мастер создал порядка пятисот полотен, ставших ее своеобразной художественной летописью, а часть из этих полотен носила пророческий характер. Наряду с этим Н.К.Рериха интересовали особенности культурного развития народов Центральной Азии, которые выдающийся ученый сравнивал с особенностями культурного развития народов Европы и России. Это давало ему бесценный материал для выявления «метаисторических» закономерностей культурного развития человечества, которые, как считал Николай Константинович, играли важнейшую роль в его космической эволюции. Ее закономерности на нашей планете претворяли Учителя через творчество уникального семейства наших великих соотечественников. «Рерих не только исследовал метаисторический процесс, – отмечает Л.В.Шапошникова, – он творил его. И Елена Ивановна, его жена и друг, стояла рядом с ним в этом творчестве. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции было произведено важнейшее метаисторическое действие, которое является причиной земного исторического процесса и непосредственно связано с творчеством космической эволюции. В нем был заключен энергетический импульс, направленный Высшим низшему, согласно космическому закону: Высшее в эволюции ведет низшее. Действие это – закладка магнитов – было главной целью Центрально-Азиатской экспедиции» [с. 345]. Роль таких магнитов с более высокой энергетикой выполняли «три источника энергии». Первым был осколок метеорита, который, по существующей легенде, пришел на планету Земля из пространства созвездия Ориона. Камень был получен Рерихами в посылке одного из парижских банков. Роль второго источника играли огненные центры Е.И.Рерих, которые после проведенного Учителями Космического эксперимента излучали энергетику более высокого уровня. Третьим источником энергии стали высокоэнергетичные картины Н.К.Рериха, созданные им на маршруте экспедиции [с. 346-347]. На тех участках маршрута экспедиции, где были заложены магниты (предположительно это Алтай, Монголия, Тибет, Москва и некоторые другие районы планеты Земля), в будущем сформируются новые центры культуры.

Наряду с уже упомянутыми выдающимися достижениями Рерихов нельзя не сказать об организации Рерихами научного международного центра – института «Урусвати», где формировалась новая одухотворенная наука, а также о создании и продвижении на нашей планете Пакта Рериха в защиту культурных ценностей во время вооруженных конфликтов и его отличительного знака – Знамени Мира. Таким образом, то, что сделали Рерихи для мировой культуры и науки, вообще для человечества, в полной мере пока оценить весьма трудно. Понимание этого, скорее всего, придет позже, когда новое космическое мышление, раскрывающее неразрывное единство Космоса и человека, будет принято человечеством. В то же время уже сегодня понятно (и это убедительно показано в докладах Л.В.Шапошниковой), что семья Рерихов совершила духовный подвиг, значение которого трудно переоценить. Рерихи принесли человечеству переданное им Учителями Учение Живой Этики, которое жизненно необходимо человечеству и планете Земля для перехода на новый эволюционный виток. Но помимо этого очень важного эволюционного действия, а также других проектов, имеющих для эволюции человечества огромную значимость, Рерихи приняли самое непосредственное и активное участие в осуществлении на нашей планете закономерностей космической эволюции. С этими задачами они блестяще справились благодаря водительству Учителей, плодотворное сотрудничество с которыми сделало Рерихов подлинными субъектами космического творчества.

Итак, исследование Л.В.Шапошниковой творческого наследия семейства Рерихов и прежде всего философии Живой Этики представляет собой огромный научный интерес как в плане уже сделанных автором научных открытий, так и в отношении дальнейшего развития предложенных им подходов к изучению наследия Рерихов, разработки конкретных проблем и выводов из проведенных исследований.

Особую ценность разработок Л.В.Шапошниковой составляет ее опыт применения методологии Живой Этики, с позиций которой она рассматривает проблематику философии Космической Реальности.

«Живой, смелый молодой дух охватил научное мышление»

Сегодня, когда все больше ученых пытается осмысливать творческое наследие Рерихов и в, частности, философию Живой Этики и даже применять ее в своих исследованиях, возникает вопрос об эффективности используемой ими методологии. Эмпирическая наука, ограниченная в своих представлениях наблюдаемой физической реальностью и опирающаяся на экспериментальный метод познания, не в состоянии раскрыть Учение Живой Этики. Об этом свидетельствует опыт некоторых ученых, которые в рамках указанного подхода пытаются это делать. Такие шаги в лучшем случае приводят к искажению положений философии Космической Реальности (Н.Е.Самохина), а в худшем – к сознательному извращению идей Рерихов и даже клевете на наших великих соотечественников (В.А.Росов). Некоторые авторы представляют философию Космической Реальности как некое эзотерическое учение. Работы, в которых дается неверная трактовка Живой Этики, вызывают справедливую критику со стороны ученых, занимающихся изучением наследия Рерихов с позиций нового космического мышления. Не нужно доказывать, что такие, с позволения сказать, труды, за которые их авторы в Высшей аттестационной комиссии РФ получают докторские степени, не имеют ничего общего ни с Живой Этикой, ни с наукой, задача которой заключается в осмыслении эволюционного значения творческого наследия семейства Рерихов.

Л.В.Шапошникова в своих докладах и других философских работах при исследовании наследия Рерихов, философии Живой Этики исходит из качественно иных методологических предпосылок. В их основе – новое космическое мышление и прежде всего теория познания Живой Этики. Принципиально важным для автора докладов является оценка Живой Этики как одного из результатов творчества Космической эволюции. «Явление Живой Этики, – отмечает Л.В.Шапошникова, – это импульс Высшего нашей ступени космической эволюции» [с. 322]. Такой подход позволяет выявить уникальные особенности Живой Этики, которая складывалась в природном космическом потоке в процессе творчества Учителей, также вобравшего в себя все лучшее из культурных достижений человечества.

Одной из таких особенностей выступает содержащаяся в Живой Этике система Космических законов, которую автор докладов обязательно имеет в виду при исследовании проблематики Живой Этики. Осмысление и учет Космических законов в работах Л.В.Шапошниковой всегда реализуются в связи с какой-то конкретной философской проблемой или группой проблем – от понятия Нового человека до защиты имени и наследия Рерихов от искажений и прямых нападок на них. Эта особенность философского творчества Л.В.Шапошниковой показывает, что без учета Космических законов понимание того или иного вопроса Живой Этики не только не может быть плодотворным, но и приводит к искажению отдельных положений этой философской системы и Учения в целом. В данном случае речь идет о Космическом законе «Высшее в космической эволюции ведет низшее», законе Иерархии и законе двойственности. Этот момент, и мы об этом писали выше, имеет принципиальное значение для понимания методологии, которую применяет Л.В.Шапошникова в своих философских разработках, поскольку космические законы в конечном счете проявляются через внутренний мир человека, выступающий в новой теории познания важнейшим каналом получения новой научной информации. «Именно богатство внутреннего мира и энергетики самого человека, – отмечает Л.В.Шапошникова, – занимающегося научными исследованиями, и обусловливает во многих случаях отклонение от механистически-материального экспериментаторства в сторону метанаучных методик и информации» [с. 217].

Усиление внимания науки к этой проблематике обозначилось еще в начале ХХ века. «Живой, смелый молодой дух, – писал В.И.Вернадский, – охватил научное мышление. Под его влиянием гнется и трясется, рушится и изменяется современное научное мировоззрение. Впереди, на далеких высотах, открываются негаданные горизонты. К ним стремится в настоящее время великий порыв человеческого творчества» [с. 219]. С тех пор прошло почти сто лет. Между тем эта мысль выдающегося ученого, являющегося, как это доказывает автор докладов, одним из предтечей Живой Этики, и сегодня остается чрезвычайно актуальной для формирования новой одухотворенной науки.

По закону энергоинформационного обмена Живая Этика, обладающая более высокой энергетикой, притягивала и синтезировала все лучшие духовные достижения человечества. Этот процесс продолжается и сегодня, когда к Живой Этике проявляют интерес прогрессивные ученые, применяющие и в определенной мере развивающие ее положения в своих исследованиях. Именно об этом пишет Л.В.Шапошникова в докладе «Живая Этика и наука». Такой подход к Живой Этике позволяет автору доклада органично входить в пространство этой философской системы, осмысливать его особенности и доносить до читателей свои интереснейшие наблюдения и размышления как о философии Реального Космоса, так и об острейших проблемах исторического развития человечества. В этом отношении философские труды Людмилы Васильевны несут в себе энергетику действенности. Они стимулируют философские размышления, побуждают к формированию более широких представлений о мире и человеке, призывают к улучшению жизни.

Проблематика докладов Л.В.Шапошниковой посвящена философии Живой Этики, раскрывающей закономерности космической эволюции человечества. Среди докладов есть такие, в которых специально исследуются те или иные положения философии Космической Реальности. К этим докладам прежде всего относятся: «Живая Этика и наука» (1997), «Основные особенности Живой Этики» (2007). В то же время и все другие доклады (а они связаны с различными аспектами творческого наследия Рерихов, вопросами космической эволюции человечества, эволюционно-культурного развития России) также пронизаны идеями Живой Этики, способствующими осмыслению с позиций нового космического сознания бесценного вклада Рерихов в культуру, науку, в эволюционное развитие человечества и нашей планеты.

Одним из выдающихся результатов изучения Живой Этики автором докладов выступает определение особенностей философии Космической Реальности, которые, с нашей точки зрения, являются открытиями в области философской науки и заслуживают самого пристального внимания научной общественности России и других стран. К этим моментам Л.В.Шапошникова относит следующие:

  • «Мироздание является целостной энергетической системой, состоящей из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене» [с. 230].
  • Творческие процессы, идущие в Космосе и управляемые энергоинформационным обменом, «обусловливают существование и развитие самых разных состояний материи с различными измерениями, которые и образуют множественность миров в Космосе.
  • Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы.
  • Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несет этот Космос в своем внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в этом человеке» [с. 230].
  • «Человек, в свою очередь, также зависит от миров более тонкого состояния материи и более высоких ее измерений» [с. 231].
  • «Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели мироздания, которую мы находим в системе познания Живой Этики» [там же].
  • «Расширение сознания обусловливает и эволюционный процесс, идущий на энергетической дистанции “объект – субъект”. Путь от объекта к субъекту эволюции – это путь совершенствования человека, включение его в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна эволюция ни Космоса, ни человечества» [с. 232].
  • «С процессом расширения сознания и проблемой “объект – субъект” тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики – “Учитель – ученик”. Этот ведущий принцип космической эволюции далеко не нов. Он возник еще с незапамятных времен в пространстве культуры и философии Востока. В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества» [с. 232-233]. Приведенные философские положения имеют принципиальное значение для понимания Живой Этики как качественно новой философской системы и в то же время могут стать важной методологической предпосылкой применения Живой Этики в современных научных исследованиях. Эти положения, безусловно, не исчерпывают всего богатства философии Космической Реальности. Более развернутые и аргументированные представления автора докладов о философии Живой Этики содержатся в текстах этих докладов, других трудах Л.В.Шапошниковой.

Важнейшим моментом понимания и применения философии Живой Этики выступает осмысление того, что Живая Этика есть «творческий импульс Высшего нашей ступени космической эволюции» [с. 322]. Такой подход к Живой Этике сразу же определяет ее как уникальную философскую систему, которая в отличие от других систем – Гегеля, Маркса, Ницше и т.д. – создана духовным Космосом, является результатом космического творчества Учителей. Ее уникальность заключается также в том, что Живая Этика вобрала в себя мудрость Востока и научное мышление Запада, древние и современные знания, впитала духовный потенциал искусства и религиозный опыт многих поколений. Именно такой универсальный диапазон духовного богатства и творческих возможностей Живой Этики позволяет говорить о ней как об основе нового космического мышления. В этой связи нельзя не подчеркнуть того важнейшего обстоятельства, что универсальной методологией научной (и мы не ошибемся, если скажем, также культурной и общественной) деятельности Людмилы Васильевны Шапошниковой выступает новое космическое мышление. Его особенности в сжатых формулировках даны в одном из докладов Людмилы Васильевны. Эти формулировки, как мы считаем, также являются открытиями в философской науке, на что мы обращаем внимание читателей предлагаемой книги. «...Уже в начале ХХ века, – пишет Л.В.Шапошникова, – в сфере космического мышления сформировались его основные идеи:

  • Новое космическое мышление требует иной системы познания и иных методологических основ, нежели те, которые существуют в современных теориях познания. Осмысление и становление новой системы есть крайняя необходимость для дальнейшего развития космического мышления.
  • Космос рассматривается в новом мышлении не только как астрономическое понятие, а во всем его энергетическом богатстве и многообразии состояний материи.
  • Целостный подход к изучению Мироздания необходим для его правильного осмысления.
  • Взаимосвязь между космическими процессами и бытием человека должна учитываться при исследовании человека и Космоса.
  • Влияние на человека и земные процессы материи более высокого состояния следует рассматривать как причинные явления.
  • Макро- и микрокосм – едины.
  • Человек – часть Космоса, несущая в себе этот Космос.
  • Дух – одно из важнейших явлений, связывающих внутренний мир человека с глубинным Космосом.
  • Человек является субъектом и сотрудником космических сил, что нашло свое отражение в теории теургии В.С.Соловьева и во введенном им понятии богочеловека.
  • Космическое мышление – это не только научная концепция, но и практическое преображение жизни и сознания человека.
  • Новая система познания, соответствующая новому мышлению, представляет собой синтез основных способов познания, научных и метанаучных, который приведет к восстановлению, на более высоком уровне, связи с Высшим.
  • Такая система познания будет теснейшим образом связана с нравственными и этическими моментами.
  • Космическое мышление содержит новый подход к исследованию проблем человека как космической структуры, в которой явление сознания составляет важнейшую эволюционную направленность» [с. 223]. Эти идеи явились результатом научного осмысления Л.В.Шапошниковой философской системы Живой Этики.

Одним из важнейших принципов, применяемым Л.В.Шапошниковой в разработке философии Космической Реальности, в исследовании творческого наследия Рерихов выступает космический закон двойственности. «Закон двойственности, – подчеркивает Л.В.Шапошникова, – заключается в том, что каждое явление и каждое творение имеет две стороны – материю и дух, плотное и тонкое, земное и небесное. Если при изучении явления или структуры не учитывается вторая сторона, то достигнуть реальной истины невозможно» [с. 317-318]. Такой подход создает качественно новые возможности познания структуры Космоса и человека, позволяет выявлять механизмы их взаимодействия и развития, ибо, во-первых, открывает возможность обнаружить двойственность явлений и, во-вторых, увидеть, что ведущей, активной стороной во взаимодействии духа и материи выступает дух, утончающий ее и делающий материю более совершенной. Это позволяет системе «дух-материя» восходить по лестнице космической эволюции. Именно под углом зрения единства духа и материи Л.В.Шапошниковой исследуются в их всесторонности, целостности и космичности эволюционные действия Рерихов, о которых мы писали выше: это Огненный опыт Е.И.Рерих, работа Е.И. и Н.К. Рерихов над Живой Этикой, Центрально-Азиатская экспедиция, создание института «Урусвати», Пакт Рериха и другие грандиозные проекты семейства Рерихов.

В процессе анализа Л.В.Шапошниковой особенностей взаимодействия духа и материи обнаруживается проявление и других космических законов, которые применяются ею в разработке философии Космической Реальности. Это закон Иерархии, закон энергоинформационного обмена, закон о противоположениях, закон «Высшее ведет в эволюции низшее», закон учительства, закон причинно-следственных связей и многие другие. «Эти законы, – отмечает Л.В.Шапошникова, – пронизывают весь Космос и действуют не только на дальних мирах и в пространствах иного состояния материи, но на планете Земля и влияют на все человечество» [с. 317]. В докладах Л.В.Шапошниковой содержится не одна страница, где специально разбирается тот или иной космический закон или группа законов. В докладе «Основные особенности философии Живой Этики» выделяются общие и частные законы Космоса [с. 317-318]. Закон двойственности рассматривается в связи с Духовной революцией в России в органическом единстве с законом энергоинформационного обмена, влияющего на изменение внутреннего мира человека [с. 315-316; с. 340-350]. «Действие космических законов, как Великих, так и частных, распространяется не только на Космос, но и на земной план, и на развитие человеческого общества. Их прони- каемость универсальна» [с. 233]. И, как бы обобщая тему Космических законов, Л.В.Шапошникова подчеркивает: «Вся методология Живой Этики тесно связана с действием законов Космоса, без учета которых не может существовать в современном мире ни одна система познания. Ибо любая система познания действует лишь в рамках таких законов» [там же].

В то же время исследование основных проблем докладов даже без специальных ссылок на Космические законы осуществляется таким образом, что представление о законах Космоса при рассмотрении тех или иных аспектов философии Космической Реальности всегда помогает автору раскрыть эти аспекты, а читателям понять ход размышлений Л.В.Шапошниковой. Нам представляется, что такой подход как раз и сделал возможным живое, всестороннее и целостное отображение граней реального Космоса в докладах Л.В.Шапошниковой.

Тексты докладов, как и сами доклады, сделанные на конференциях, посвященных наследию Рерихов, которое рассматривается в свете философии Космической Реальности, оставляют настолько сильное впечатление, что читатель как бы ощущает дыхание Космоса. Такое воздействие докладов на читателя свидетельствует не только о литературном таланте их автора, но прежде всего о его глубоком проникновении в сотканное из «противоположений» пространство философии Живой Этики. Не будет ошибкой сказать, что результатом такого «проникновения» является качественно новое и убедительное изложение философии Живой Этики.

После этих размышлений хотя бы кратко затронем вопрос об исследованиях Л.В.Шапошниковой по теории познания Живой Этики, ибо в эпистемологии эти исследования являются подлинным прорывом. Возникновение Живой Этики было подготовлено ее предтечами – В.С.Соловьевым, Н.А.Бердяевым, П.А.Флоренским, В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, другими русскими учеными и философами. Качественное отличие новой теории познания от всех других ее исторических форм состоит в том, что она объединяет эмпирические и метанаучные методы познания, служащие основой новой одухотворенной науки. «Метанаучные методы познания, – отмечается в одном из докладов Л.В.Шапошниковой, – связаны с духовным пространством человека и его внутренним миром. Через различные формы метазнание идет из миров иного, более высокого состояния материи» [с. 314]. Об особенностях раскрытия новой теории познания в работах Л.В.Шапошниковой мы будем более подробно говорить ниже в связи проблемой ее применения в науке. Здесь же мы хотим подчеркнуть, что помимо методологии осмысления самой Космической Реальности теория познания Живой Этики в исследованиях Л.В.Шапошниковой одновременно является предметом научной разработки и методологической основой этого процесса. Для автора докладов новая теория познания – одна из ключевых проблем изучения философии Космической Реальности.

Теория познания Живой Этики в силу потребности в ней современной науки нуждается в дальнейшей разработке, и без применения этой теории научное осмысление этого философского учения едва ли будет иметь перспективы. Представленные в докладах научные результаты свидетельствуют, что Л.В.Шапошникова успешно использует новую теорию познания в научном осмыслении философии Космической Реальности.

Новая теория познания, подчеркивает автор докладов, невозможна без синтеза интеллекта и сердца. «Такое их объединение в творческом познании, – пишет об этих духовных качествах человека Л.В.Шапошникова, – приведет к дальнейшему изменению традиционных методов познания и расчистит дорогу для формирования новой синтетической науки. В процессе синтеза творчества интеллекта и сердца возрастет не только сознание как таковое, но интеллектуальность перейдет в более высокую степень познания – мудрость, которая определяется умом сердца и теми космическими и иномирными связями, которыми обладает сердце» [с. 317]. Здесь автор обращает внимание на то, что энергоинформационный обмен человека с иными мирами реализуется прежде всего благодаря сердцу, в котором заложен огромный творческий потенциал человека. В таком контексте значение теории познания Живой Этики выходит далеко за границы гносеологии. Эта теория познания необходима для формирования новой одухотворенной науки, которая будет опираться на новые, метанаучные методы познания.

Обращение в научном познании к духовному миру человека и метанаучным методам исследования также показывает ведущую роль духовной структуры человека в раскрытии им особенностей бытия и своих собственных качеств. И если новую теорию познания рассмотреть в более широком контексте, то откроются захватывающие перспективы ее применения в осмыслении взаимодействия человека и иных планов Космической Реальности, ибо в этом взаимодействии Космоса и человека обнаруживается ключевая роль духовной структуры человека, посредством которой он осуществляет свое восхождение по ступеням космической эволюции.

«Новый мир идет новыми путями»

Проблематика докладов Л.В.Шапошниковой, как мы уже отмечали, настолько взаимосвязана, что при их прочтении возникает ощущение, будто в докладах отображено некое духовное целое. И этому есть объяснение. Космическая Реальность, которая раскрывается в философии Живой Этики, есть Реальность целостная, ибо она объединяется универсальными Космическими законами, которые проникают во все сферы бытия. Соответственно философия Живой Этики не может не быть целостным отображением Космической Реальности. И еще одно важное обстоятельство: мера освоения этой целостности обусловлена степенью расширения сознания человека. В данном случае можно без сомнения утверждать, что автору докладов, обладающему даром космического мышления, удалось проникнуть в пространство философии Живой Этики и представить основные положения этой философии в их системном единстве и синтетической целостности. Это составляет одну из особенностей исследовательского подхода Л.В.Шапошниковой. В связи с этим еще один комплекс вопросов, поставленных и разработанных в докладах Людмилы Васильевны, является как бы продолжением и развитием уже рассмотренных автором докладов проблем философии Космической Реальности, но под новым углом зрения, который раскрывается через категории «Новая эпоха» и «Новый человек».

Рассматривая проблемы, связанные с этими категориями, автор остается верен методологии Живой Этики, согласно которой главное направление Космической эволюции человечества проходит через духовный мир человека. Это положение многими представителями науки и философии еще в полной мере не осознано и почти не применяется. Между тем в докладах Л.В.Шапошниковой оно блестяще используется. Это подтверждается соответствующими научными результатами.

«Планета, – отмечается в Учении, – совершает круг, который приводит все к завершению. Приходит время, когда каждое начало должно выявить весь свой потенциал. Эти круги рассматриваются в истории как падение и расцвет. Но нужно принять эти ритмы именно как торжество Света или тьмы. Настало время, когда планета приближается к такому кругу завершения, и лишь самое насыщенное напряжение потенциала даст победу. Круг завершения пробуждает все энергии, ибо в окончательной битве будут принимать участие все силы Света и тьмы, от самого высшего до отбросов. Чуткие духи знают, почему проявляется столько высшего наряду с преступным и косным. В бою перед кругом завершения будут состязания всех пространственных, земных и надземных сил»[6]. В этом фрагменте Живой Этики содержится прямое указание на то, что в глубинах космической эволюции вызрели предпосылки формирования Нового мира и Нового человека. Этот совершенно новый подход к объяснению человеческой истории и, в частности, истории России, позволяющий раскрыть подлинные, то есть коренящиеся в метаистории, причины общественных изменений и потрясений, реализуется в докладах Л.В.Шапошниковой.

Автор в своем анализе непростых общественных изменений, происшедших в ХХ веке в России, не идет по историческим фактам, что присуще традиционной истории, а углубляется в пространство космической эволюции, где ведущую роль играют духовные причины исторических изменений, коренящиеся в мирах более высоких измерений и иного, более тонкого состояния материи. В них бьют «родники» космической Красоты, преображающей нашу планету и духовный мир человека.

«Такое важнейшее эволюционное явление, как Красота, – пишет Л.В.Шапошникова, – имеет своим истоком Высшие Миры и Высшее творчество» [с. 178]. И в этом же докладе чуть ниже она продолжает: «Красота не только спасает человека, но своей высокой энергетикой она преображает этого человека в ту новую одухотворенную и творческую личность, которую Соловьев назвал Богочеловеком. Но преображение не может произойти внезапно, оно не может состояться, если человек не несет в себе соответствующих для этого условий» [с. 181].

Важнейшую роль в этом процессе играла и продолжает выполнять Духовная революция в России Х1Х-ХХ веков, принесшая на нашу планету новую, более высокую энергетику. Ее аккумулировали в своем творчестве многие представители философии и культуры Серебряного века, а также русские ученые-космисты. Выдающуюся роль в Духовной революции сыграла семья Рерихов. Их творческое наследие продолжает оказывать огромное влияние на эволюцию человечества, неся энергетику начавшейся в России Духовной революции.

Сама по себе сформулированная Л.В.Шапошниковой концепция Духовной революции представляет собой философское открытие, имеющее огромное методологическое значение и обнаруживающее новые возможности осмысления философии Живой Этики и человеческой истории. Но на этом ряд открытий Л.В.Шапошниковой не заканчивается.

Еще одно открытие Л.В.Шапошниковой в области философии истории, мимо которого невозможно пройти, касается совершенно нового понимания духовного подвига Христа и влияния этого подвига на эволюционное развитие человечества.

«И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды сделались белыми, как Свет»[7]. «Преображение Христа, – пишет Л.В.Шапошникова, – несло в себе глубочайший смысл, связанный с Важнейшими проявлениями космической эволюции человечества. Это был прорыв в иную действительность, который до сих пор не оценен по своему высокому значению ни христианскими богословами, ни светской философией. Христос на горе Фавор показал возможность преображения в физических условиях нашего плотного мира. Преображение Великого Учителя с помощью Высшей энергии было апогеем той Духовной революции, которая началась в Палестине две тысячи лет назад» [с. 182]. Прорыв Христа «в иную действительность» человечество из-за недостаточно высокого уровня сознания, к сожалению, не может понять и оценить уже две тысячи лет.

В связи с этим Л.В.Шапошникова пишет: «Стал ли тот Путь, на который через Христа Высшее Космическое Начало призвало человечество две тысячи лет тому назад, путем большинства? Определенно можно сказать, что нет. Двух тысяч лет почитания Христа человечеству не хватило, чтобы от поклонения перейти к действию и осознать эволюционный смысл таких, казалось бы, простых слов – «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» [с. 184-185]. И вот уже в наше время, в конце прошлого – начале нынешнего тысячелетия, в России появляется выдающийся философ, который оказывается способным осмыслить и оценить истинное значение подвига Христа.

Людмила Васильевна Шапошникова благодаря философии Живой Этики открывает в подвиге Христа Его истинный смысл. Христос своим подвигом на горе Фавор явил эволюционные возможности энергетического преображения земного человека на планете Земля. Тем самым Он показал человечеству истинный путь жизни, который предуготован человеку Космической эволюции. Это путь духовного преображения человека через освоение культурного достояния, заложенного как в природе самого человека, так и приходящего к нему из духовного пространства Космоса.

По существу это событие, как считает Л.В.Шапошникова, знаменовало собою Духовную революцию, произошедшую в начале первого тысячелетия новой эры человечества. Энергетика этой Духовной революции, как и энергетика всякой подлинной культуры, не могла не сохраниться в веках, как бы охватывая своими тончайшими влияниями все новые и новые поколения и подготавливая Духовную революцию в России, развернувшуюся во второй половине ХIХ века.

Если сравнивать разработки и выводы Л.В.Шапошниковой, касающиеся вечных философских проблем, с существующими вариантами их постановки и решения, то нельзя не увидеть в работах выдающегося философа очевидную и поразительную новизну подходов и решений. И здесь мы не оговорились. Именно «выдающегося философа», ибо по существу в каждом философском положении, сформулированном Л.В.Шапошниковой, аккумулировано философское открытие. Но об этой стороне творчества Людмилы Васильевны мы писали выше. Здесь мы хотели бы сказать о другом.

Философское творчество автора докладов носит такой целостный характер, что очень непросто выделить в этом творчестве какие-то отдельные грани и положения в качестве новых достижений и открытий. Поэтому если говорить о философских достижениях Л.В.Шапошниковой, то эти достижения надо брать в их единстве, как развивающееся духовное целое, выступающее проявлением философии Космической Реальности и связанное с этой Реальностью.

Доклады Л.В.Шапошниковой опубликованы в данном сборнике и открыты каждому, кто стремится понять, что есть человек, откуда он пришел и куда он уходит, завершая свой земной путь. Дело за малым. Надо найти внутренние силы для правильного понимания сделанных Л.В.Шапошниковой новаторских философских выводов и разработок, которые приоткрывают подлинные закономерности космической эволюции человечества. У тех, кому волею судьбы этот сборник или другие философские труды Л.В.Шапошниковой попадут в руки, будет счастливая возможность это сделать.

Выводы и оценки эпохальных исторических событий Л.В.Шапошниковой являются не просто ее философскими открытиями. Они подтверждаются тем историческим путем, который человечество, а вместе с ним и Россия, прошли в ХХ веке и проходят сегодня. Приходится с сожалением констатировать, что вектор этого пути направлен не вверх, к Высшей Красоте и гармонии, а вниз: к культу денег.

Однако автор докладов, опираясь на знание законов космической эволюции человечества, раскрытых в философии Живой Этики, делает вывод о возможных светлых перспективах эволюционного развития современного человечества. Поэтому философское творчество Л.В.Шапошниковой несет огромный заряд исторического оптимизма и действенности. За всеобщим упадком культуры и духовности автор видит ростки Нового мира и Нового человека. Они пробиваются сквозь созданную самим человеком пустыню антикультуры и невежества. И как бы в подтверждение этому автор доклада приводит пророческие слова из Живой Этики: «Удивляются люди существованию Высшего Мира. Не хотят допустить явления его влияния на события земной жизни. Ускоряются события. Вихри событий не дают человечеству опомниться. Человек мнит себя создателем нового мира. Современные вожди считают, что строят новый мир, но никому не приходит на ум, что их новый мир есть оскал старого. Новый мир идет новыми путями»[8]. Эти «новые пути» определены в Живой Этике. «В нашу жизнь, преодолевая сопротивление старого, – отмечает автор докладов, – необратимо входят эволюционные идеи Живой Этики» [с. 193]. Мировоззренческое и методологическое значение этих идей огромно. Теоретические и практические результаты их применения автором докладов просто поражают. В каждой проблеме, взятой на разработку Л.В.Шапошниковой, ощущается прорыв, оригинальность мысли и новое содержание. Это не только вытекает из уникальных эволюционных и эвристических возможностей Живой Этики, а также обусловлено глубиной осознания автором докладов ее иномирной природы.

Одна из идей Живой Этики связана с понятием Нового человека. У этого понятия есть разные грани. В то же время надо обратить внимание на его сущность, выражающую духовное преображение человека, идущее, прежде всего, через расширение его сознания. Здесь автор докладов, применяя методологию Живой Этики, выходит на беспредельные просторы Космического творчества, что позволяет ему выявить метаисторические корни формирования Нового человека, которые обнаруживаются как в самом человеке, в его творческой деятельности, так и в духовных глубинах Космоса, в творчестве Космической эволюции.

«Живая Этика, – отмечает Л.В.Шапошникова, – в своем широчайшем диапазоне объяла и предтеч, и поток тех, кто принес на Землю новое сознание и новое знание, за которым стояла не только информация космическая, но и долгий путь земного знания, закрепленного в духовном пространстве пришедших» [с. 288].

Из докладов Л.В.Шапошниковой становится понятным, что появление на Земле первых представителей шестого энергетического вида человечества (нового по сравнению с существующим пятым видом человечества) – это процесс, включая его подготовительные стадии и подготовительные эволюционные действия, достаточно длительный и затрагивающий миры различных измерений материи. У незнакомого с Учением Живой Этики человека, возможно, вызовет удивление трактовка автора докладов важнейшего из событий человеческой истории – преображения Христа – как эволюционного действия, ставшего одним из главных условий формирования нового шестого вида человечества, или Нового человека. Такая трактовка подвига Христа является также прорывом в понимании эволюционной роли Христа в развитии человечества, ибо свидетельствует о выходе автора на качественно новый уровень осмысления истинных причин исторического развития человечества, его прошлого, настоящего и будущего. Этот подход тем более важен, что вся история человечества после Христа есть история почитания и поклонения Христу большинством человечества, а не история осуществления его заветов. Сегодня наступил момент, подчеркивает Л.В.Шапошникова, когда надо переходить от почитания Христа к действиям по претворению его заветов в жизнь.

Такое понимание духовного подвига Христа возможно только с позиций Живой Этики. Преображение Христа, как уже отмечалось автором докладов, придало мощный энергетический импульс культурно-историческому развитию человечества – импульс, который изменил, сделал более высокой энергетику планеты Земля. Это очень важное условие формирования человека Новой Эпохи. «Преображение Христа, – отмечает Л.В.Шапошникова, – показало человечеству, что космическая энергия Огня может существовать и действовать в земных условиях и определять формирование нового энергетического вида человечества» [с. 280].

Другим таким, не менее значимым условием формирования Нового человека явился инициированный и проведенный Учителями Огненный опыт Елены Ивановны Рерих. «Этот процесс, – отмечает автор докладов, – изменил ее энергетику, которую трансформировал в более высокий вид космической энергии – Огненный. Этим самым было не только закреплено явление космического Огня на Земле, но подготовлена почва для массового явления личностей, несущих в своей структуре новую космическую энергию и соответственно и новое сознание» [там же]. И далее в докладе мы находим как бы завершение этой мысли: «...Высшее напряжение ее огненной энергетики притянуло на Землю соответствующих духов. Но они не упали на Землю с небес, а прошли через физический процесс рождения в плотной земной материи малого измерения» [с. 283]. Речь идет о детях с новым сознанием и новой энергетикой. Этот очень важный момент человеческой истории может быть правильно понят только с учетом Космических законов, которые подтверждаются приходом детей нового сознания в наш земной мир. К этим законам относятся закон противоположения эволюции и инволюции, закон реинкарнации, закон причинно-следственных связей, закон «Высшее в Космической эволюции ведет низшее» и другие законы Космоса. В качестве Высшего в этой ситуации выступают дети с новым сознанием, прошедшие в прошлом сложный эволюционный путь на Земле, а возможно, и на других планетах. Они пришли на Землю с определенной миссией. Эти дети, являясь представителями шестого энергетического вида земного человечества, призваны сформировать в сотрудничестве с духовным Космосом и современным человечеством его шестой энергетический вид, главным отличием которого будет не человек разумный, представляющий нынешнее человечество, а человек духовный.

Далее мы хотели бы привести еще один очень важный философский вывод, касающийся научного статуса Учения Живой Этики, его места в современной философии и науке. «Явление детей Света, детей нового сознания, детей индиго, представителей шестой расы – живое доказательство актуальности, действенности и необходимости философии реального космоса. Оно снимает с Живой Этики печать “верю – не верю” и открывает Учению широкую дорогу не только в мир науки, обновляя ее, но и ко многим, кто соприкоснулся с детьми Света, но еще не понял или не захотел понять, кто они такие и в чем заключается их эволюционная миссия» [с. 299].

«Мы с вами оказались на гребне великой борьбы»

Одним из важнейших условий разработки философии Космической Реальности Л.В.Шапошниковой является учет эволюционной роли культуры в развитии человека и человечества. Эта мысль проводится автором во многих докладах. Самое главное в понимании культуры Л.В.Шапошниковой, отличающее его от всех других представлений о ней, состоит в том, что Культура есть природное явление. В силу этого она неотъемлема от человека, ибо изначально дана ему природой как «глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции»[9]. И как бы в развитие этой мысли Л.В.Шапошникова пишет, что «культура <...> есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Поэтому такая система живет и развивается по Великим законам Космоса» [с. 68]. Эволюционное значение культуры Л.В.Шапошникова видит в том, что благодаря культуре, которая, раз возникнув, уже не умирает, человечество имеет возможность восходить по ступеням космической эволюции, ибо энергетика культуры связывает человека с энергетикой более высоких структур Космоса, необходимой человечеству для эволюционного развития. В силу этих особенностей культура жизненно необходима человечеству и разрушение культуры может привести его к гибели. Поэтому культура нуждается в охранении и защите.

Неслучайно Н.К.Рерих выступил с Пактом в защиту культурных ценностей, отличительным знаком которого является Знамя Мира. Применяя методологию Живой Этики, Л.В.Шапошникова раскрывает Пакт Рериха не просто как юридический документ, а показывает суть Пакта – его метаисторический смысл, исток которого коренится в сотрудничестве Н.К.Рериха с Учителем. «Известно, – отмечает Л.В.Шапошникова, – что философия космической реальности давалась Елене Ивановне Рерих параллельно с работой Николая Константиновича над Пактом. Пакт охраны памятников культуры и истории и их учреждений был результатом сотрудничества его авторов с Учителем и полностью основывался на метаисторических идеях философии космической реальности. Именно в Пакте Рериха содержалась творческая возможность продвижения человечества по ступеням космической эволюции» [с. 369]. Таким образом, доклад Л.В.Шапошниковой «Актуальность Пакта Рериха в современном мире», в котором, как набат, звучит тема защиты культуры, имеет глубокое обоснование в философии Живой Этики, показывающей, что Пакт – это символ Космической эволюции, благодаря осознанию и реализации которого человечество может подняться на новую ступень Космической эволюции.

Основываясь на таком глубоком понимании эволюционной роли Культуры и необходимости ее защиты, Л.В.Шапошникова не устает выступать в защиту имени и наследия Рерихов, ибо оно является источником нового космического мышления, формирование которого есть залог лучшего будущего человечества. Обращаясь в своем докладе к участникам международной конференции «В защиту имени и наследия Рерихов» (2001), Л.В.Шапошникова говорит:

«Мы с вами оказались на гребне великой борьбы – борьбы нового со старым, света с тьмой, добра со злом. Так будем же достойны этого труднейшего и почетного места. На такое место нет права ни у трусов, ни у предателей, ни у слабодушных. И чем дальше, тем больше поток космической эволюции будет сбрасывать вниз тех, на кого опираются силы тьмы и зла, и тем шире будет водораздел между тьмой и светом. Настало время великого отбора. И вы – те, которые так или иначе соприкоснулись с философией Живой Этики, – должны понимать, что все это не только книжные образы, но происходит в реальной жизни, и надо уметь увидеть все это собственными глазами, осознать свой долг и свое место в этой борьбе.

И еще надо понять, что защита великих имен и великого наследия есть форма нашего участия в Великой битве света и тьмы. Это сейчас наша главная, а не какая-то второстепенная или же незначительная задача» [с. 205].


[1]  Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1: Мастер. М.: МЦР, 1998. Кн. 2: По маршруту Мастера. Ч. 1, 2. М.: МЦР, 1999-2000. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005.

[2]  См.: Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: МЦР, 2001. С. 4.

[3] Здесь и далее в предисловии в квадратных скобках указывается страница книги – Шапошникова Л.В. Вестники космической эволюции. М.: МЦР, 2011.

[4] Листы Сада Мории. Книга первая: Зов. 02.01.1921.

[5] Письмо С.Н.Рериха П.Ф.Беликову от 30 июня 1966 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. II. М.: МЦР, 2005. С. 252.

[6] Мир Огненный, III, 350.

[7] Цит. по: Шапошникова Л.В. ХХ век. У порога Нового Мира // Шапошникова Л.В. Вестники космической эволюции. С. 182.

[8] Братство, 389.

[9] Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 54.

 


Педагогика Культуры № 33 (2021)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Фролов В.В.

Печать E-mail

Просмотров: 1563