Дата публикации: .

Дьяченко Ирина Юрьевна

кандидат культурологии,

руководитель Объединенного научного Центра проблем космического мышления,

Международный Центр Рерихов

 

Принципы культуры в космическом мышлении

Доклад на Международной научно-общественной конференции

«Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия»,

Москва, Международный Центр Рерихов, 9–10 октября 2021 г.

Видеозапись доклада

Цивилизация еще не культура.

Н.К.Рерих

Состояние мира свидетельствует о кризисе современной цивилизации. Девальвируются общечеловеческие ценности, которые были уважаемы и ценимы всеми народами, рушатся этические нормы, утверждающие высокое звание человека. Развитие техники подчиняет себе человеческое сознание. Цивилизация угрожает культуре. Это можно наблюдать повсеместно: в искусстве, образовании, воспитании, общественной жизни и т.д. Для науки становится неинтересным поиск истины. А для человека становится проблемой остаться человеком. Подобные тенденции возникли не вчера. Еще сто лет назад, в 1921 году, Н.К.Рерих писал в очерке «Пути благословения» об идущей «смертельной борьбе между механической цивилизацией и грядущей культурой духа» [1, с. 4] и предлагал выход из всех насущных проблем человечества на путях культуры.

Понятие культуры является фундаментальным в системе человеческого знания. Уже много веков человечество пытается дать ему определение. По некоторым оценкам, этих определений уже более 500. Однако в них культуру часто отождествляют с цивилизацией, хотя этимология понятий указывает на их различия. Множество определений культуры связано с тем, что ученые придерживаются разных методологий и методов исследований, другими словами, точек отсчета. Разнообразие определений, освещая лишь некоторые аспекты культуры, не дает ее целостного видения.

Под культурой понимают знания, язык, искусство, мифы, религии, моральные и правовые нормы, мировоззрение, эстетические образцы. Но возникает вопрос, откуда берутся все эти образцы, знания, язык, искусство, мифы, эстетика? В чем их источник? Если в сознании, то что влияло на сознание, каким образом, чтобы оно отражало в себе все это? Наконец, какова достоверность этого отражения, а также понимание того, какую информацию оно несет? Официальная теория культуры, если и дает ответы на эти вопросы, то они мало удовлетворяют, потому что сама причина возникновения культуры, ее генезис все-таки остается неизвестным. И это неудивительно, так как современная теория культуры базируется, главным образом, на достижениях и выводах западноевропейской и американской социологической мысли (Т.Парсонс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и др.), что заведомо сужает область исследования культуры.

Культура – понятие настолько уникальное, что может быть осмыслено только с помощью высокой философии, причем, с учетом как западного, так восточного и российского опыта. И в синтезе этого опыта надо искать «точку отсчета», связанную с культурой. Пока отечественные ученые относят ее или к биологии, или к социологии (А.Я.Флиер, И.В.Кондаков, М.С.Каган, Э.С.Маркарян и др.), или, что намного реже, к духовной сфере, или, что еще реже, к космизму. Как правило, эта последняя сфера исследований не принимается во внимание, и в стороне остается неиспользованным огромный пласт знаний, интуитивных прозрений и открытий, которые связаны с человеком и культурой.

Если обратиться к историческим истокам понимания культуры, к античности, то изначально она воспринималась, как «возделывание», «обрабатывание» во имя улучшения. Это прилагалось к природе, затем – к человеку. Серебряный век, заново открывая наследие прошлого, опираясь на западную и восточную мысль, тесно связал культуру с духовной природой человека, ее «возделыванием», улучшением и преображением. Серебряный век стал тем временем, когда философская, научная и художественная мысль расширяли свои границы, утверждая новое направление человеческого мышления – космизм и более глубокое понимание того, в каком мире мы живем. Космизм – это не отрицание того, что уже достигнуто наукой о культуре, но совершенно другой уровень понимания реальности, это вертикаль и глубина в исследованиях человека и его культуры.

И в мысли Серебряного века человек предстает микрокосмом, подобным величественному макрокосму с его многомерностью материи, огромным потенциалом природной энергии и неисчерпаемыми возможностями познания. Наследие В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, Н.К.Рериха, других выдающихся мыслителей, оставивших в своих трудах примеры космичности мысли, формирует представление о человеке и культуре в наивысших смыслах. Например, Н.А.Бердяев считал, что всякая культура, даже материальная, имеет духовную основу, она есть «продукт творческой работы духа над природными стихиями» [2, с. 256], в ней даны «знаки и подобия иной, духовной действительности» [2, с. 255], а цивилизация порождается техническим мышлением. Лишь культура может дать цивилизации «выход в вечность», указать ей высокую цель. У П.А.Флоренского культура имеет абсолютную ценность. Он писал: «Если нет абсолютной ценности, то… невозможно самое понятие культуры; если жизнь, как среда, насквозь чужда божественности, то… снова уничтожается понятие культуры» [3, с. 357]. В.И.Вернадский указывал на энергетическую основу культуры, позволяющую ей участвовать в создании ноосферы [см.: 4, с. 126]. И в целом, у мыслителей того времени культура – это глубоко внутреннее состояние человеческого бытия, его духовная основа, но все-таки и они невольно подменяли понимание истинной культуры ее материальным выражением. Этого не происходит у Н.К.Рериха. И не случайно, так как семья Рерихов была связана с созданием философского учения Живой Этики, посвященного проблемам космической эволюции человечества и роли культуры в этой эволюции. Живая Этика венчает Серебряный век, разворачивая энергетическую картину мироздания, говорит о множественности миров во вселенной, иерархии этих миров, которые развиваются согласно космическим законам, об иерархии знания и Тех, кто этими знаниями обладает, направляя эволюционный процесс.

Живая Этика создавалась Рерихами совместно с Учителями Востока, которые дали синтез западной и восточной философской и научной мысли. В Учении много говорится об истоках этой мировой мысли, закономерностях ее развития и проявления, влиянии на земную историю. К таким же истокам поднимается и культура.

Культура не только надбиологична, как справедливо считают некоторые теоретики культуры, она и метаисторична. Культура и явление, и процесс. В Живой Этике можно найти следующее утверждение: «Часто вы произносите слово культ-ура, оно значит “почитание Света”» [5, § 173]. Н.К.Рерих расширил содержание этой формулы, раскрыл ее высокий смысл, исходя из понятия Света как источника жизни мировой, но также и внутренней жизни человека. Развивая мысль Живой Этики, Рерих утверждал: «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. …Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [6, с. 63]. Надо отметить, что в этих словах выражен синтез того, что определяли в культуре мыслители в разные века, дана высокая степень обобщения. «Почитание» в формуле культуры предполагает прежде всего осознание высшего плана бытия, уважение ко всему, что приносит знание, созидает красоту, творчески возвышающую человека, утверждает благо, т.е. все то, что можно выразить словом Свет. Без культуры цивилизация гибнет, потому что теряет свою духовную опору.

В определениях культуры, связанных с космическим мышлением, как правило, присутствует категория духа, которая требует своего отдельного изучения и научного обоснования. Согласно Живой Этике, все мироздание представляет собой сложную энергетическую одухотворенную систему, в которой все элементы взаимодействуют, т.е. находятся в постоянном и многоуровневом энергообмене. Человек является одной из важнейших структур этой системы, носителем космической материи, как плотной, так и тонкой, проводником природных сил, огромных энергий. Его материя, и дух, и сознание, и разум есть энергетические образования разного качества. В этом плане представляют особый интерес исследования Л.В.Шапошниковой, которые она проводила в новой методологии Живой Этики и ее системы познания. Изучая все эти процессы, в том числе, на примерах жизни и деятельности многих ученых, философов и художников-космистов, она делала заключение, что культура есть «дух творческой деятельности человека» [7, с. 3]. Культуру можно уловить через энергию творчества, которая возникает в результате глубинного энергообмена сознания человека с более высокими мирами.

Другими словами, культура имеет отношение к космической реальности, с которой взаимодействует человек. Когда-то основатель науки о культуре, американский антрополог Л.Уайт справедливо полагал, что культура есть то, что отличает человеческую деятельность, отражает ее специфику [см.: 8]. К сожалению, современные теоретические разработки предлагают рассматривать эволюцию культуры человека от инстинктов животных (А.Я.Флиер), что не дает истинного понимания культуры. Человек – далеко не животное по складу своего ума, потенциальным возможностям своей природы, уникальности внутреннего мира. Самое главное, что человека отличает способность к такому особому способу мышления, как космическому мышлению. Оно раскрывает ему связь с Высшим Сознанием, Высшей материей, более того, дает осознание этой связи, наделяет способностью ее воспринимать. Так, в Живой Этике можно найти все необходимые знания, а также научный подход для осмысления генезиса культуры.

В этой связи, хотелось бы сказать о принципах, свойственных культуре, тех теоретических положениях, которые расширяют представление о ней, ее природе и специфике. В науке известны такие принципы культуры, как преемственность, целостность, проникновение культуры во все сферы жизни, ее способность к саморазвитию, взаимодействие культур, неравномерность развития культуры и др. Живая Этика позволяет осмысливать эти принципы с точки зрения космического мышления. Так, например, принцип преемственности позволяет достигать гармоничного соотношения старого и нового, когда старое не подавляется или разрушается, а становится энергетической основой нового. Прошлое, настоящее и будущее – это временнόе единство, где одно развивается из другого. И в будущее переходят лишь те элементы старого, которые будут способны наполниться новой энергетикой, отвечающей запросам эволюции космоса, отмирать будет то, что эту энергетику не сможет воспринять. Будущее – это возрождение не отжившей материи (или формы), а вечного духа (или нравственного содержания жизни). Если суметь сохранить преемственность, переосмыслить периоды великого прошлого, или, говоря словами С.Н.Рериха, «воскресить великий дух, который двигал древними» [9, с. 25], то это приведет к новым открытиям, свершениям, и культура как саморазвивающаяся система этого духа, будет возрождаться.

С точки зрения космического мышления к уже известным в науке принципам культуры следует добавить принцип духовности. Он утверждает нравственную основу культуры, которая относится к высшему плану бытия, и без этой основы ни человека, ни его культуры не существует.

Еще один принцип, на который следует обратить внимание, – принцип эволюции. Он указывает на то, что культура тесно связана с эволюционным процессом, и вне культуры человек развиваться, т.е. эволюционировать, не может.

Следующий принцип – это принцип Иерархии, или принцип Учительства. Культура не формируется без влияния Высшего начала, высших идей, представлений, мыслей, образов и т.д. Все это может раскрыть человеку учитель более высокого духовного уровня, который будет для него ведущим, и такой учитель будет звеном в Иерархии знания. Здесь имеется в виду не обыденное знание, а знание законов развития вселенной.

Культура развивается по принципу высокой этики. Это не житейская этика, а та, которая предполагает формирование этического мышления, т.е. уважения ко всему, что создает культуру. Этот принцип проявит себя, в частности, в том, когда государственный музей не помыслит разгромить общественный музей, чтобы отобрать у него бесценные коллекции, чему свидетелями мы недавно были. Принцип этики актуален и для ученых, которые ответственны за использование своих знаний и изобретений на благо человечества, и для деятелей искусства, утверждающих основы нравственности, и т.д.

Культура развивается на принципе красоты (эстетический принцип) как творческой силы, способной преображать внутренний мир человека, одухотворять его. Преображать она будет потому, что подлинная Красота несет в себе космическую энергетику, воздействующую на сознание, побуждая человека к нравственному совершенствованию, творчеству и познаванию.

В культуре важен принцип безграничного познавания. Культура утверждает широту познавания без условий и ограничений. Мир не познан, но познаваем, потому границ в познании нет. Мысль человека может проникать в любые уголки вселенной, и любое знание заслуживает внимания. Самое главное – не должно быть отрицания, которое граничит с невежеством.

Культура утверждается на принципе сердца. Это связано с тем, что сердце рассматривается в системе космического мышления как духовный орган человека, познающий окружающий мир. Именно через сердце проходят космические энергии, и оно их воспринимает и трансмутирует. И эти энергии будут выявляться в человеке такими высокими качествами, как милосердие, сострадание, сопереживание, готовность помочь, пожертвовать личным для общественного и др. – это выявление той сердечности, которая творит человека внутри самого человека.

Культуре свойственен принцип созидания. Она всегда творит, создает, она не разрушает ради самого разрушения, и все истинно культурное вносит созидательный элемент в общее дело.

Будучи духовной природы, культура человека выражает себя в многообразии создаваемых форм, материальных и нематериальных. На этапе создания формы ученые зачастую делают свои заключения, сводя культуру лишь к материальной деятельности человека по созданию им культурного наследия. Но форма – это следствие.

Так, как постичь Культуру? И возможно ли это? Пусть каждый найдет для себя ответ в словах нашего выдающегося соотечественника, мыслителя, художника, ученого Н.К.Рериха. Он писал: «Культура так же высока, как Беспредельность. И когда человеческий дух осознает эту Беспредельность, она обязывает его к непрестанному совершенствованию. Так, Беспредельность становится для нас действительностью» [10, с. 146].

Более глубокий взгляд на явление культуры в позиций космического мышления, с позиций философии Живой Этики позволит внести много нового в исследования человека, его сознания, мышления, интеллекта, мозга и их способности познавать окружающий мир, чтобы человеку создать великую во всех отношениях цивилизацию.

Литература

1. Рерих Н.К. Пути благословения. Минск: Университетское. 1991.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969.

3. Флоренский П.А. Троице-Сергиева лавра и Россия // Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996.

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

5. Иерархия.

6. Рерих Н.К. Культура – почитание света // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

7. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.

8. Уайт Л. Понятие культуры // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Т. III, вып. 1 (3): Социальность и культура в изменяющемся мире. М.: Институт философии РАН; Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2009. С. 95–124.

9. Рерих С.Н. Гуманизм – состояние ума и сердца // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

10. Рерих Н.К. Здоровье духа // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.


Видеозапись
Международной научно-общественной конференции
«Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия»:

День 1-й – 9 октября 2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=RhCqIdTVRnI&t=0s

День 2-й – 10 октября 2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=yHdJ7Y5ehR8&t=17219s

 


Педагогика Культуры № 34 (2021)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Дьяченко И.Ю.

Печать

Просмотров: 1106