Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Современные дети, какие они?

Из опыта работы с детьми во Дворце Детского Творчества

Грызлова Наталья Алексеевна,

педагог, г. Москва

Доклад на Международной научно – общественной

конференции «Дети нового сознания»

Москва, 8-11 октября 2006 г.

 

Новые дети приходят в мир. Они отличаются от детей прошлых поколений. Особенно это замечают бабушки. Как-то одна бабушка говорила мне про своего правнука: «Вырастила 5 детей, 9 внуков, а такого ребенка встречаю впервые». Действительно, приходят новые дети. И поэтому сейчас очень важно обращать внимание на таких детей и помогать им, оберегать их. Это наша задача.

 Чем же отличаются современные дети от своих сверстников прошлых лет?

 Одна из отличительных черт таких детей – это их уверенность в том, что они имеют право на свободу выбора, на свободную деятельность, право на принятие самостоятельных решений. Эта уверенность относится не только к детям, активно выражающим свое мнение, но и к ребятам спокойным, молчаливым. Сейчас практически нельзя заставить ребенка делать то, что ему не интересно и не нужно.

 Я работаю в системе дополнительного образования, то есть – оно не обязательное. 20-45 лет тому назад гораздо больше детей приходило в кружки. Им было все интересно, они задавали вопрос: почему? – и хотели узнать ответ. А сейчас значительно меньше детей приходит в кружки, потому что они задают другой вопрос: зачем? Зачем нужен тот или иной кружок, та или иная информация? И если ответа нет, то и дети в кружок не пойдут.

 Я работаю в отделе «Астрономии и Космонавтики» Дворца Творчества на Воробьевых горах. Астрономия – та наука, которая не сулит детям обеспеченного будущего. Это непрестижно и, с точки зрения родителей, не так необходимо, как, например, английский язык. Но все-таки дети приходят. И уже это делает их в какой-то мере необычными детьми. Я считаю, в основном своем большинстве этих детей можно назвать новыми.

 Я буду говорить о детях 7-8 лет, занимающихся в кружке «Астрономии». Это, в основном, мальчики, часто активно-агрессивные и одновременно способные и доброжелательные. Как совместить агрессивность и доброжелательность? Очень трудно, особенно – самому ребенку. Вот, например, мальчик Женя. У него очень энергичный, упрямый характер. Мама говорит, что воспитатели его считали «несадовским» ребенком, а учителя в школе считают, что ему нельзя учиться вместе с другими детьми, так как он очень агрессивен.На занятиях Женя легко схватывает материал, творческие работы выполняет быстрее всех, никогда не сидит без дела. А если видит с его точки зрения несправедливость, тут же начинает драться с таким напором, что понимаешь, почему учителя не хотят, что бы он учился в школе.И одновременно со всем этим, именно он приносит на каждое занятие что-нибудь интересное, чтобы этим поделиться. Он – единственный, кто на 1-е занятие второго года обучения принес всем детям подарки – светящиеся звездочки – и с радостью их подарил. И мне дарит много творческих подарков.

 – Когда у вас день рождения? – спрашивает.

 – Летом, – отвечаю.

 – Жалко, но я вам все равно сейчас подарю.

 И дарит красивый рисунок. И еще он готов с радостью помочь во всем, даже в уборке класса.

 Обычный или необычный Женя ребенок? Трудно сказать. Но его нельзя сделать счастливым насильно. Он имеет свое мнение и отстаивает его с кулаками. А доброе сердце позволяет ему делать подарки и радоваться этому.

 Итак, с одной стороны – доброжелательность и даже альтруизм, с другой – агрессивность и непримиримость. Я думаю, эти свойства и качества детей проявляются, благодаря времени, в котором мы живем. Переходная эпоха от эгоизма и самости к альтруизму и самоотверженности влияет на поведение и характеры детей. Поэтому они – «новые», поэтому они так часто протестуют против устоявшегося мира, против правил, навязываемых взрослыми. Это борьба со всем старым, отжившим. Ведь чтобы появилось что-то новое, часто старое должно быть разрушено. Эта борьба отражается на характерах детей, на их поведении.

 Но все же они просто дети. И, несмотря на агрессивность, они нуждаются в нашей защите. Наша любовь может помочь детям. Если ребенок чувствует неподдельный интерес к себе, к тому, что он делает, то агрессивность его куда-то пропадает. Если ребенок видит уважительное отношение к себе и то, что к нему относятся, как ко взрослому, он начинает чувствовать ответственность за свои поступки и готов сделать сразу много хорошего.

 Большинство детей, приходящих в кружок, – способные, интересные ребята. Но мы знаем, что очень часто талантливые дети, вырастая, уже ничем не отличаются от своих сверстников. И «помогают» им в этом родители. Даже таким, безобидным на первый взгляд, окриком: «Стой, туда нельзя!», – повторяемым довольно часто, – можно привести к тому, что ребенок вырастет недостаточно смелым человеком. То есть, несмотря на свои способности, ребенок не сможет познавать этот мир в полной мере, делать открытия, потому что для этого нужно бесстрашие.

 Поэтому необходимо всеми силами обучать родителей уважительному отношению к детям. Объяснять взрослым, что те проблемы, которые возникают в связи с необычным поведением детей – это разрешимые проблемы, только надо внимательнее к ним отнестись.

 И еще очень важно помочь талантливым, способным детям в реализации своих талантов. Необходимо, чтобы эти таланты были востребованы обществом. Тогда из талантливых детей вырастут талантливые молодые люди. Но если талантам, явно проявленным, например, в живописи, в музыке, в науке понятно, какая должна быть помощь, то талантливому вненаучному познанию мира ребенком помочь труднее. Именно с реализацией таланта помочь труднее. А ведь таких детей, у которых в равной мере развиты логические и интуитивные способности, становится все больше.

 Вот, например, Настенька. Она с самого раннего детства много мечтала и фантазировала. Маме она рассказывала, например, о планетах, где живут одни цветы. И эти цветы разговаривают друг с другом, меняя свой цвет, а цвета больше похожи на радугу, потому что они светятся. Есть планеты, говорила Настя, на которых нет тени, а люди на них прозрачные и светящиеся, легко летают. Интересно, что книг по астрономии у них не было, но планеты каким-то образом возникли в ее воображении. Она собирала камушки и потом с ними разговаривала, камни рассказывали ей разные истории, и при помощи их она тоже путешествовала по разным планетам. Разговаривала она и с цветами – для нее все было живым и могло разговаривать. В 7 лет ее отдали в художественную школу; одно из домашних заданий было нарисовать саму себя. Очень интересный рисунок получился.

 На рисунке – девочка в красивом платье, украшенном цветами и узорами. Настя ничего не знала об энергетических центрах, но нарисовала именно их. Объяснила по-своему. В центре (там, где сердце) – солнышко.

 – А что на голове?

 – Это как светлый фонтанчик.

 – Он у всех есть?

 – Нет, у некоторых людей там темно.

 – А это что за лучик? (Луч шел от солнышка к звезде)

 – А это я со звездочкой разговариваю.

 И действительно Настя разговаривала со звездой, которую она видела в окно. Этой звездой, как оказалось впоследствии, была Венера.

 Так же, как Настя нарисовала себя, она видела и других людей. Но просто об этом никому не говорила. Среди сверстников вела себя немного отстраненно, но доброжелательно. Часто болела «температурой», как говорила мама. То есть не простывала, а температура поднималась. Например, когда Настя случайно увидела отрывок из фильма «Терминатор», то температура поднялась сразу и была три дня.

 Конечно, таким утонченным детям совсем непросто жить в нашем агрессивном мире, наполненным часто ужасной информацией. Но они пришли сейчас, и их надо защищать. Необходимо бережное, чуткое отношение, которое поможет им раскрыть себя. Ведь тут важно, с одной стороны, не привлекать к таким детям внимание, чтобы не было навязывания своего, «взрослого» видения и понимания того, что видят дети. А с другой стороны, необходимо направить такие способности в творческое русло – чтобы такие дети могли рисовать, заниматься музыкой, наукой, и эти способности бы им только помогали. Настя, подрастая, стала не только рисовать, но и писать сказки, в которых отчасти отражались ее детские мечты и фантазии. И хочется, что бы ее удивительный внутренний мир продолжал раскрываться и радовать людей.

Новые дети. Они знают для чего пришли в этот мир. Они могут даже формулировать свои задачи. Например, в результате общения с 7-8-летними ребятами на занятиях кружка, я узнала, что овладение психической энергией – одна из задач подрастающего поколения.

 7-8-летние дети говорят о том, что больше нельзя убивать Землю, выкачивать из нее последние газ и нефть. Нужно искать другие источники энергии.

 Из разговора на занятии кружка астрономии:

 – Откуда можно взять энергию?

 Оксана: «Из смеха!»

 – Ну да, из радости, – подтвердил Артем.

 После этого началось настоящее веселье, потому что стали представлять, как это здорово –из смеха взять энергию, и машина сама поедет.

 – Но ведь нужна очень сильная мысль, надо не просто подумать, а очень сильно подумать, – сказал Артем.

 – А для того, чтобы сдвинуть гору, нужны сердце, глаза и голова, – сказал Денис.

 – А для чего глаза?

 – Ну что бы видеть, куда двигать.

 Артем: «А мне кажется, что раньше люди меньше знали, но больше могли сделать, они уже умели двигать горы. Только не понятно, когда это было. Ведь тогда был каменный век, непонятно».

 Илья: «Если к нам прилетит инопланетянин, чтобы нам помочь, то ему на Земле будет очень плохо. Потому что ему сразу что-нибудь плохое сделают, например, в тюрьму посадят или на опыты».

 Оксана: «И поэтому они – невидимые. Они невидимо помогают людям. А ученый, когда что-нибудь открывает, может их чувствовать и сделать открытие. Они так помогают.

 Денис: «Я хочу стать ученым, придумать космический корабль без топлива и пересечь всю Галактику».

 Вот такой разговор на занятии, который я потом постаралась записать. Хотелось бы подчеркнуть: то, о чем говорили ребята, не являлось темой занятия. Видимо, возникла потребность поговорить на эти темы. Дети говорили сами, без наводящих вопросов.

 – Можно сказать? – спросил 8-летний Денис.

 – Можно, – ответила я.

 Вот что он сказал: «Вот мы – Боги. Над нами – другие Боги, и мы – внутри них. Над ними – еще Боги, а над всеми Богами – один Бог и это – Космос».

 После чего, через некоторое время, им были сделаны два вывода: 1) так как мы – часть Бога, то мы можем Ему помочь; 2) так как мы часть Бога, то Он нас понимает сразу, как только мы подумаем.

 Ощущение себя, как части Вселенной – это удивительное чувство, и оно близко детям. Только об этом им надо вспомнить. Они знают, что Вселенная – единое целое, где все взаимосвязано, где мы можем помочь Богу, а Бог знает наши мысли, и это радостно, потому что мысли – хорошие. Денис знает, как отношения с Миром выстраивать, в том числе и с Высшим Миром, судя по его высказываниям. С этими знаниями он пришел.

 Часто такие дети намного мудрее своих родителей. И дай Бог, чтобы родители это поняли и приняли.

 Просто необходимо, на мой взгляд, сейчас очень ответственно подходить к вопросу, какие дети приходят в мир; быть готовым помогать им проявлять себя. Реализация происходит в творчестве, творчество – многообразно, главное, чтобы оно было светлым. Для этого необходима обстановка любви и понимания в семье, в школе, в государстве. Но пока этого нет, будем делать сами все возможное для развития и защиты наших детей.

 


Педагогика Культуры № 5 (2006)

Метки: Рубрика: Дети нового сознания, Грызлова И.А.

Печать E-mail

Просмотров: 2944