Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Прекрасное и нравственное неразделимы

Кудинова Ксения, 8-А класс, лицей № 95. Рук.: Вышкина Н.И.

Конкурсное сочинение

ко Дню Культуры 15 апреля 2016 г.

Санкт-Петербург

Мне очень понравилась эта тема сочинения. Можно много о чём подумать. Прекрасное и нравственное должны быть неразделимы с детства в сознании человека.

Не так давно я была в гостях, и меня просто поразила маленькая дочка маминой знакомой. Ей шесть лет, мама и папа работают, в садик не ходит, так как ей там не понравилось, поэтому сидит дома с бабушкой. У бабушки много дел, и она часто показывает внучке мультфильмы. Самый любимый – « Маша и медведь».

Только спустя некоторое время, я поняла, что поведение этой девочки очень похоже на поведение Маши из мультфильма. Во время нашей встречи она постоянно перебивала маму, шумела, привлекала к себе внимание, а если это не получалось, то начинала бегать и громко кричать. Я очень удивлялась, ведь и её папа с мамой, и бабушка очень воспитанные люди. Как же так получилось?

Придя домой, я решила посмотреть внимательно мультфильмы про Машу и медведя. Посмотрела. Очень много думала и о красоте, спасающей мир, о внимании к ближним, о семье, о том, какого бы ребёнка я хотела в будущем воспитать, о лёгкости в достижении целей, о массовом сознании и, конечно, о нравственности. Поэтому тема сочинения оказалась мне близкой, над которой я уже думала. Когда ребёнок растёт, он очень много постигает через сказку, а в наше время и через мультфильмы. Все родители хотят, чтобы дети были им подмогой в старости, чтобы они стали заботливыми и внимательными, умели держать слово. А какие мультфильмы помогают воспитать в детях нравственность и ответственность?

Когда я была маленькой, мне включали старые советские мультики: «Цветик –семицветик», «Винни-Пух», «Карлсон, который живет на крыше» и многие другие. Поэтому после просмотра «Маши и медведя» у меня было ощущение, что фильм безнравственный. Он красивый, нарядный, но я бы не хотела, чтобы мой будущий ребёнок его смотрел. Постараюсь подробнее объяснить свою точку зрения.

Маша – избалованная маленькая девочка, которой всё дозволено. Она может делать всё, что захочет, и главное, что за такое поведение ей ничего не будет. Маша не уважает старших, в данном случае – это Мишка. Почему-то она с самого начала мультфильма без родителей, без семьи. Где же её родители? Где бабушка с дедушкой, если она столько времени проводит в лесу одна? Очень странная ситуация, причём Маша даже не вспоминает про отсутствующих родителей, не скучает по ним.

И получается, что ребёнку, который смотрит этот мультфильм, внушается, что он может быть и без родителей, и это совершенно нормально. Да и родители какие-то странные – на протяжении всего мультфильма совершенно не интересуются, где их дочка. Обратим внимание на место основного действия – лес. Маша не то что не боится леса, она вообще не проявляет никаких чувств и эмоций к нему. Заметим, что раньше в сказках лес был опасным, именно в нём жили леший и кикиморы. А домашние животные девочку сильно боятся и не хотят показываться ей на глаза.

Мне сразу вспомнился Конек-горбунок из сказки Ершова, золотая рыбка Пушкина, черная курица Погорельского, сверчок из сказки «Золотой ключик» А.Толстого, а в народных сказках прежде всего домашние животные: кот, конь, пес – помогают герою или героине. Русская народная сказка «Гуси – лебеди» учит детей слушаться взрослых и не капризничать. Когда девочка помогает печке, речке и яблоньке, они тоже помогают ей. Поэтичность этого поучения в том, что за детей вступаются силы природы. Детская сказка «Гуси-лебеди» доступным языком учит ребёнка исправлять свои ошибки и принимать мужественные решения: сестрица заигралась, и ей пришлось отправиться за своим похищенным братом в тёмный лес. На пути её ждут различные испытания. Сказка «Гуси-лебеди» – своего рода работа над ошибками: девочка сначала ведет себя крайне легкомысленно, но, осознав свою оплошность, преодолевает все трудности и вызволяет брата. Эта сказка дает почувствовать ребенку, что значит ответственность и социальная значимость старшего по отношению к младшему.

А в мультфильме с Машей – её невоспитанное отношение к Мишке никак не меняется и не наказывается. Получается, что в мультфильме всё перевёрнуто: даже волки, которые её похитили, хотят скорее вернуть её назад, а Мишка ставит ультиматум – приму обратно только за бочонок мёда. Да, именно так, злой страшный волк остался в сказке «Красная шапочка». Маленькая девочка не умеет любить, не может быть нежной, любящей, заботливой, иначе животные так быстро не разбегались бы. А какой она станет мамой, когда вырастет? Сможет ли эта мать воспитать своего ребёнка? С кого она будет брать пример? С несуществующих родителей?

Рассмотрим Мишку. Вроде добродушный, терпеливый медведь, заботой напоминающий отсутствующего отца, который, к сожалению, не воспитывает непослушную девочку. Почему он всегда делает то, что говорит ему Маша, даже если это неправильно и не нравится ему самому? А ведь это смотрят будущие мамы и папы! Каково будет их детям?! Что остаётся в голове после такого мультфильма? Мама будет слышать только себя и поступать, как капризная и никого не слушающая девочка, а отец? Делать всё, что захочет ребёнок, лишь бы его не трогали и не отвлекали.

Я считаю, что мультфильмы – это хорошо, но только в том случае, если они учат ребёнка доброте, красоте, нравственности, умению дорожить святынями Отечества как личными ценностями, богатством духовного мира. Учат потребности человека в человеке, чувству человеческого достоинства, уважению самого себя и других, умению дорожить своей честью, стремлению к нравственному совершенствованию, любви к труду. Если папа и мама найдут время обсудить с ребенком просмотренный мультик. поиграть в него, порисовать персонажей или попеть понравившиеся песенки из фильма, то польза от просмотра возрастет в несколько раз. Да и родители смогут больше узнать о собственном ребенке, что тоже немаловажно.

Нельзя оставлять такой мультфильм, как «Маша и медведь» без комментариев и обсуждения с ребёнком поступков Маши. Нельзя, чтобы Маша была примером для подражания, как в семье моих знакомых. Телевидение либо разрушает психику человека, либо созидает её. Если ребенок после просмотра мультфильмов становится более уравновешенным, ласковым, спокойным, то, становится ясно: они в душе ребенка отозвались добром. Если же после просмотра пошли препирательства, непослушание, крики, хитрость, обман – значит, он получил не те плоды, которые хотелось бы видеть. А если ребенок наблюдает искаженные, неестественно-уродливые изображения зверушек, странные отношения в сказочной семье, каких-то безобразных оскаленных людей, похожих на мутантов в мультиках типа «Симпсоны», «Покемоны», вряд ли ребенок станет добрее.

Мультфильмы моего детства – это «Аленький цветочек», «Крошка Енот», «Кот Леопольд», «Летучий корабль», «В стране невыученных уроков», «Ежик в тумане» и многие другие. В них всё прекрасно: и хороший сюжет, и качественное изображение (тщательная прорисовка деталей, реальные цвета, реалистичные животные), и красивая музыка (часто симфоническая), и правильная речь героев, они психологически здоровые, их нравственными ценностями являются доброта, верность, смелость, дружба, любовь. Получается, невольно вернулись к началу нашей темы – прекрасное от нравственного неотделимо, и это забота родителей определять, что лучше посмотреть детям, чтобы воспитать активного и неравнодушного человека.

Метки: Рубрика: Творчество юных

Печать E-mail

Просмотров: 1117