Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

«Пылайте сердцами, творите любовью!»

Международный День Культуры в Санкт-Петербурге

Главная цель Знамени Мира – 
объединение сознаний всего мира
на понимании культурных ценностей.

Е.И. Рерих (Письма. 29.07.1931)

Благодаря установлению традиции – ежегодного празднования Международного Дня Культуры, который проводится уже 20 лет в школах Санкт-Петербурга 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, имеется возможность осуществлять на практике важнейшие просветительские задачи – усвоение и закрепление в сознании юного поколения понятия культурных ценностей, осознания и понимания того, что именно этими ценностями живо человечество.

Называя Культуру самым значительным понятием мира, Николай Константинович Рерих разъяснял, что День Культуры позволяет не только напоминать о прошлом, что соединено с Культурой, но направлять ум к будущему. Светлой вестью зажечь молодые сердца, позвать к творчеству, деловому сотрудничеству, объединив взрослых и юное поколение в мыслях о священном, прекрасном и познавательном, в делах на пользу общую. «Только подумайте, с какими малыми средствами человечество, в единении, может создать традицию высокого значения для молодых поколений!» – призывал Рерих (Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. – С. 73). 

В 2018 году, по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, Международный День Культуры в школах Санкт-Петербурга проводился под девизом «Пылайте сердцами, творите любовью!»

В преддверии Дня Культуры в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга были организованы два городских конкурса: ежегодный городской конкурс сочинений среди школьников Санкт-Петербурга ко Дню Культуры 15 апреля под общим девизом «Пылайте сердцами, творите любовью!» и смотр-конкурс оформления тематических выставок в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга по теме «Герой как создатель и защитник культуры». Организаторами конкурсов выступили СПб отделение Международного Центра Рерихов и Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке Ассоциации школьных библиотекарей Русского Мира.

Юным участникам конкурса сочинений было предложены следующие темы для размышления: «Пылайте сердцами, творите любовью!», «Без любви продвижения нет», «Лишь неравнодушные мир меняют к лучшему», «Стремление к Общему Благу в пламенном сердце живет», «Мы живем для того, чтобы творить добро» (тема для начальной школы). Целью организаторов конкурса было утверждение в сознании подрастающего поколения оптимистического мировоззрения, активной жизненной позиции в преобразовании окружающего мира на основе высоконравственных духовных принципов, к которым в первую очередь относятся такие понятия как сердечность и любовь.

Ход развития современной цивилизации с его явным уклоном в сторону техники и технологий неизбежно привел при выборе норм поведения к преобладанию прагматизма и отодвинул в сторону духовные аспекты развития общества – все это значительно усложняет эволюцию человечества. Проблема заключается в непонимании того, что истинное совершенствование общества и каждого отдельного человека может осуществляться лишь путями духа, где нравственный, моральный, духовный аспект сознания играет главенствующую роль.

И на этих путях совершенствования особое место отводится работе по воспитанию сердца. Нравственный аспект сердца – его способность сосредотачивать самые высокие человеческие чувства, наряду со способностью накапливать и распределять психическую энергию, – обеспечивает человеку иммунитет, как духовный, так и физический.

Великий смысл, который несет в себе сердце, заключается в том, что оно, являясь духовным аспектом нашего сознания, соединяет земное с небесным и приобщает человека к Источнику жизни, к Высшему Миру. Когда человек обращается в сознании своем к лучшему и прекрасному, то в этом деянии участвует человеческое сердце, но не рассудок. Без такого соединения – сердца с Высшим Миром – немыслимо человеческое существование.

Но ничто не может зажечь огонь сердца так, как любовь. В стремлении к совершенству и гармонии путь Любви – самый краткий. И на вопрос: «Где же поиски совершенства?» можно ответить: «В любви, красоте и действии». Любовь зажигает свет Красоты, и действие воплощает эту Красоту в жизнь. Без любви нет созидания.

И молодые сердца участников конкурса сочинений отозвались на призыв утверждения в жизни этих высоких принципов мироздания. В своих творческих работах они, соглашаясь с утверждениями в предложенных темах сочинений, приводят много примеров из истории, литературы и современной жизни, которые показывают, что все самоотверженные действия на общее благо и бескорыстная помощь нуждающимся основываются на сердечности и любви.

На конкурс было представлено более 200 творческих работ школьников из 53 образовательных учреждений 15-ти административных районов Санкт-Петербурга.

По результатам работы жюри звание Лауреата было присуждено 51 участнику конкурса, которым были вручены Дипломы I степени и ценные подарки, звание Дипломанта было присуждено 58 участникам конкурса, которым были вручены Дипломы II степени.

С лучшими конкурсными работами можно ознакомиться на сайте «День Культуры» в разделе «Творчество юных».

 

Вторым общегородским мероприятием, приуроченным ко Дню Культуры 15 апреля стал смотр-конкурс оформления тематических выставок «Герой как создатель и защитник культуры» в школьных библиотеках Санкт-Петербурга.

   

  

Культура и героизм – явления глубоко и тесно взаимосвязанные. Герои – это великие творцы и мужественные защитники культуры, созидающие и охраняющие ее непреходящие ценности. Поэтому предложенная школьным библиотекарям тема для конкурса является чрезвычайно актуальной, в связи с натиском разрушительной психологии потребления и индивидуализма. И это нашло отклик среди участников данного конкурса, результатом чего стала организация глубоко продуманных книжных выставок в школьных библиотеках к Международному Дню Культуры и использование их для просветительской работы с учащимися.

По оценке жюри конкурса, в которое входили представители СПб отделения МЦР, Дипломами I степени и ценными подарками были награждены 4 победителя конкурса, а Дипломами II степени и призами – 7 дипломантов конкурса.

23 апреля в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на международной научно-практической конференции «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики», одним из соорганизаторов которой выступило Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов, прошло торжественное награждение победителей и призеров городского смотра-конкурса оформления тематических выставок в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга ко Дню Культуры 15 апреля 2018 года. Благодарностями и ценными подарками от СПб отделения МЦР были также награждены 10 педагогов, чьи воспитанники показали высокие результаты в городском конкурсе сочинений ко Дню Культуры среди школьников Санкт-Петербурга.

  

   

Сам День Культуры 15 апреля во многих образовательных учреждениях Санкт-Петербурга отмечается различными мероприятиями, в основе которых заложены духовно-нравственные принципы совершенствования человека. Учитывая добровольность участия в организации мероприятий по теме Дня Культуры и ввиду известной загруженности педагогов, в том числе составлением всевозможных отчетов, перед организаторами Дня Культуры в школах не ставится задача обязательного отчета о проведении Праздника - что дает педагогам свободу творчества и максимально исключает формализм. Но все же находятся педагоги, которые считают необходимым поделиться своим опытом в организации Дня Культуры и присылают в оргкомитет информацию о проделанной работе. Например, школа №555 «Белогорье» Санкт-Петербурга. Поэтому самоотверженный, поистине героический труд педагогов, не равнодушных к культуре, в деле духовно-нравственного воспитания юного поколения достоин уважения и восхищения.

Можно отметить, что востребованность такой формы взаимодействия и сотрудничества общественности и представителей системы образования подтверждают и активный отклик на темы Дня Культуры со стороны педагогов, и факт неоднократноого их награждения Грамотами за активное участие от Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, а также включение ежегодного конкурса сочинений, посвященного Дню Культуры, в такие правительственные программы, как «Поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге» (2009-2011 гг.) и «Культурная столица» (2012-2014 гг.).

Таким образом, практика проведения ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга подтверждает жизненную необходимость воплощения идеи Н.К. Рериха о проведении Международного Дня Культуры под Знаменем Мира, который объединит наиболее просвещенных людей в стремлении осознать и сохранить общечеловеческие культурные ценности.

 

Уваров В.И., Уварова Л.И.

 


Педагогика Культуры № 27 (2018)

Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1770