Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Чемодурова Ольга Леонидовна -

педагог дополнительного образования,

Секция проблем Космического мышления и Живой Этики

Московского космического клуба

 

Роль космического мышления в духовном развитии молодежи

Доклад на конференции «Эволюционная роль культуры»
Таллинн, 22 августа 2014

Здравствуйте, дорогие друзья!

В этом докладе речь пойдет о космическом мышлении, которое является важной составляющей истинной культуры в наше время. Что такое Космическое мышление? Сторонникам Живой Этики этого не надо объяснять.

К сожалению, в наше время, даже в просвещенных кругах встречается явление, когда космическое мышление или космическое образование приравнивают к сектантству. Это очень печально. Идеи космизма, были посеяны в сознание человека Циолковским, Вернадским, Чижевским, Рерихами еще в прошлом столетии, однако понятие «космическое мышление» так и не вошло в обиход. Но все же постепенно эти семена начинают давать всходы.

Особенно это заметно в среде молодежи. Ведь юные часто задумываются об истинном смысле жизни, ищут ответы на вечные вопросы Бытия. Свойственная большинству подростков эта мучительная работа мысли часто превращается в борьбу с самим собой и со всем нашим обиходом. Наиболее остро проявляется эта борьба в условиях низко-культурной среды, где невозможно творческое самовыражение, ибо творчество подростка гармонизирует его жизнь. Но бывает, что и этого недостаточно. И тогда противоречия между душевными порывами и прагматичной жизнью создают подростку невыносимые условия существования. Безыдейность, отсутствие светлых высоких идеалов усугубляют эти условия. На фоне бессмысленности существования появляется безысходность. Одни смиряются, и, оставив поиски Истины, становятся обывателями. Другие ломаются, не выдержав борьбы, ища забвения во вредных привычках, некоторые кончают суицидом. И только немногие имеют силы искать дальше и, в конце концов, находят ответы на свои вопросы и достигают равновесия между духовной жизнью и физической.

Нынешняя молодежь более остро чувствует эту духовную борьбу, потому что именно ей сейчас тяжелее, чем когда бы то ни было. Нужны гигантские духовные силы, чтобы справиться с потоком противоречивых явлений жизни. Влияние антикультуры, растлевающей молодежь, бездуховность обывательского быта большинства семей, несостоятельность образовательных учреждений как воспитательной базы подрастающего поколения, все это мешает молодым быть счастливыми и чувствовать себя нужными, полноценными гражданами своей страны и своей планеты. Но будущее Земли зависит именно от них.

Сейчас правит миром идея потребительства, став смыслом существования на земле. Идея потребительства имеет корень – эгоцентризм, эгоизм или, говоря языком Живой Этики, САМОСТЬ. Люди своим потребительским отношением к жизни довели состояние мира до критического: войны, экологические и техногенные катастрофы, чудовищное социальное расслоение общества. Все это можно охарактеризовать, как антикультурная деятельность человечества. Причина одна – пренебрежение идеями гуманизма и высокой нравственности, что лежат в основе космического, планетарного мышления.

В обществе назрел мировоззренческий кризис. И выход из него только один – изменение сознания человека: от эгоистического, потребительского до планетарно-космического, иначе человечество погубит само себя.

Таким образом, воспитание космического мышления у молодежи решает сразу две задачи:

обретение молодежью смысла жизни

и построение на планете гуманного общества.

Пусть сейчас это кажется невозможным, но время идет, меняются космические условия, нарождается новое поколение детей с развитым сердцем и широким сознанием. И потому невозможное сегодня будет возможным завтра!

А мы, взрослые, те, кто принял космическое мышление за основу, должны помогать молодежи в расширении сознания. Конечно, область сознания – самая тонкая и сложная, и потому здесь необходимо действовать осторожно. Главное, чтобы развитие подростка шло гармонично, без перекосов. А потому сейчас просто необходима программа по саморазвитию, включающая в себя всестороннее развитие личности ребенка, где воспитание космического мышления стало бы одним из направлений этой программы.

Очень хорошим примером служит проект по возрождению нравственно-духовных ценностей «Самопознание», автором которого стала Сара Алпысовна Назарбаева. Благодаря ей, Министерство образования и науки Казахстана приняло решение об обязательном уроке «Самопознания» с 1 по 11 классы в общеобразовательных организациях г.Алматы.

Нельзя не вспомнить такого выдающегося деятеля, как Шалву Александровича Амонашвили, по идеям Гуманной педагогики которого работают школы, как в России, так и в других странах: Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Кыргызстане, Грузии.

Это те лидеры, которые совершили прорыв в общественном сознании. И теперь необходимо, чтобы эта работа росла и набирала силу. Просветительская работа должна развернуться во всем мире, т. к. это отвечает эволюции всего человечества. Каждый из нас может внести свою посильную лепту в работу по воспитанию космического мышления: и как педагоги, и как воспитатели, и как родители. Секция проблем космического мышления и Живой Этики (Москва), членом которой я являюсь, уже в течение пяти лет проводит семинары на метанаучные темы, куда все активнее начинает ходить молодежь.

И я тоже пытаюсь внести свой небольшой вклад в дело просвещения. В данном докладе предлагается к просмотру презентация, которая представляет собой эскиз для возможной программы по воспитанию космического мышления молодежи. (Конечно, повторю, эта программа должна стать лишь одним из направлений большого проекта по гармоничному развитию подростков.) В ней выделено три блока, каждый из которых может быть широко и подробно развернут. Цель программы – расширить сознание молодого человека, дать импульс к самостоятельному поиску Истины, зажечь устремление к Общему Благу, чтобы космическое сознание вошло в наш обиход. Т.к. молодежь очень любит рассуждать и не терпит насилия, которое особенно неприемлемо в духовной сфере, то здесь используется метод логического рассуждения, с постоянным обращением к сердцу.

Эта программа может быть использована педагогами, родителями, бабушками, дедушками; целиком или частично, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Став взрослыми, наши дети передадут своим детям знания, так постепенно будет нарождаться поколение людей с космическим мышлением.

 

«Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость и защиту Отца небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен духовный подъём, то по своему смыслу и качеству он будет иным, нежели это мерещится некоторым умам, и чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой».

(Письма Елены Рерих – Рига: Uguns, 1940. – Т. 1. – С. 354.)

 

I. БЛОК: Космос, Человек, Материя, Энергия.

В данном блоке происходит знакомство с понятиями Космос, Человек, Материя, Энергия. Определяется положение Человека в Космосе, дается представление о научном опыте землян, делаются выводы и выдвигаются

предположения о свойствах Материи и Энергии. Таким образом, очищается сознание, освобождаясь от возможных предрассудков и предубеждений.

 

II. БЛОК: Сказки, мифы, легенды, религии.

Здесь дается обзор легенд, сказания, мифов, религий. Делается акцент на допущении описываемых в них событий и явлений на основании древних описаний. Выявляется единая суть религий. Поскольку наука не в состоянии объяснить многие из этих явлений, то предлагается в качестве гипотезы взять на вооружение древние знания. Также предлагается детям самим поразмыслить, пофантазировать, каким представляется им мироустройство.

 

III. БЛОК: Настоящее и будущее человечества.

В последнем разделе делаются выводы о человеческой деятельности на Земле. Ставится вопрос, как цивилизация должна существовать дальше. Что человек может и должен делать, чтобы построить на своей планете мир без войн, полный гармонии, труда и любви.

 


Педагогика Культуры № 21 (2014)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Чемодурова О.Л.

Печать E-mail

Просмотров: 7063