Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Музыка и дети

Ашиков Валерий Игоревич,

педагог, руководитель детского и семейного клуба «Семицветик»,

г.Троицк Московской области.

 

Имеет ли значение, какую музыку слышат наши дети, как воздействует та или иная музыка на ребёнка, и воздействует ли вообще, нужно ли серьёзно к этому относиться или нет? Все эти вопросы возникли, прежде всего, в умах учёных, педагогов, воспитателей, но и не только, – главы государств, как и великие мыслители также интересовались ими. Почему?

Древние египтяне уже знали тайну гармоничных звучаний. В старейших скульптурах и в резных работах найдены сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в древнеегипетских храмах для лечения нервных расстройств и подразделялась на священную, домашнюю и военную. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств – гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками.

Тайной гармоничных звучаний владел и легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку (вспомним и нашего Садко).

Великий древнегреческий философ и педагог Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Платон, последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением; основой его системы эстетического воспитания была идея, что музыка имеет определяющее значение в жизни государства. Великий мыслитель считал, что музыка наиболее пригодна для воспитания, что ритм и гармония лучше всего проникают вглубь души и сильнее всего захватывают её.

Учитель знаменитого полководца Александра Македонского Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Он же создал оригинальную систему начального воспитания детей, включавшую четыре предмета: музыку, изобразительное искусство, грамматику и гимнастику. Цель такой системы – развить в человеке высшие духовные силы, сделать его внутренне и внешне прекрасным.

История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Джон Армстронг в своём произведении «Кельтские поэты» пишет: «Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». Кельтские жрецы древней Британии придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – Барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред. Согласно легендам о друидах основа Песенных Заклинаний – это традиция, уходящая корнями в солнечную страну древних атлантов, которую продолжили Барды и древние греки. Барды были связаны обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: заклинания имели огромную силу.

 Начиная с 19-го века наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. В 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б.В.Петровский использовал музыку во время сложных операций. Согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик В.М.Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в направлениях:

– влияние музыки великих гениев человечества;

– влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

– индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

– воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке;

– а также современных направлений.

 С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа; что под воздействием определенных стилей музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток, растений и многое другое.

 Ученые из Геттингемского университета в Германии провели эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.

 Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы. Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Р. Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его Девятой симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.

  Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленное и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.

 По мнению французских ученых, «Дафнис и Хлоя» Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя стабилизирует поведение шизофреников.

 Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костей структуры плода беременных женщин. Под звуки гармоничной музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично развиваться. Слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом.

 Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал «Природа» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета доктора Ф. Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После десятиминутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц.

В научном эксперименте в г.Глазго люди погружали руки в ледяную воду. При этом треть испытуемых слушала музыку, треть решала примеры, а остальные смотрели выступление комика по телевизору. Те, кто слушал музыку, продержался в невозможно холодной воде в 5 раз дольше остальных.

 Специалисты говорят: «Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек».

 Руководство лондонского метро намерено бороться с вандализмом и хулиганскими действиями в подземке, транслируя в метро классическую музыку, сообщило Би-Би-Си. Система громкоговорителей уже распространяется на большинство станций, особенно в "проблемных" районах Лондона. Репертуар включает произведения Вивальди, Генделя, Рахманинова и Мусоргского.

 Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, рок-музыка – наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.

 Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

 Под звуки современной поп-музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями, разрушительно действующими на его здоровье. Известен случай в Индии, когда на деревню напал разъяренный слон. Жители были в панике. Тогда один крестьянин вынес из дома на улицу колонки, магнитофон и включил на полную громкость рок-музыку. Слон немедля повернул и убежал восвояси.

 Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз – «музыкальный наркоман». Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в три-пять раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.

 Общим в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверх громких звуков – подобное воздействие специалисты называют «музыкой-убийцей», «звуковым ядом».

Всё больше и больше накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергий, непосредственно влияющих на человека, и что гармоничная музыка может явиться панацеей от многих бед, ибо ее энергия, проникающая всюду, способна сделать мир прекрасней, а человека совершенней.

Так стóит задуматься над тем, какой музыкой мы, родители, педагоги окружаем наших детей?!

 


Педагогика Культуры № 13 (2011)

Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры, Ашиков В.И.

Печать E-mail

Просмотров: 4636