Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Ашиков Валерий Игоревич,

лауреат международного педагогического конкурса,

руководитель детского и семейного клуба «Семицветик»,

Москва

Детям о жизни замечательных людей

 

Заниматься собиранием, обработкой, пересказом и внесением в педагогическую практику жизней замечательных людей я начал с того, что познакомился с высказыванием Елены Ивановны Рерих: «Уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов»[1].

Уроки высокой нравственности должны стать неотъемлемой частью нашего воспитания и образования! Иначе наша педагогика не выполнит основного своего назначения – не создаст нового человека, способного быть Человеком, прежде всего, способного творить и строить новую, более совершенную жизнь.

Великий Платон сказал: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям; от красивых мыслей к красивой жизни; а от красивой жизни к абсолютной Красоте». Две с половиной тысячи лет назад люди уже знали путь преображения жизни и себя в ней. Былинные образы, во времена, когда наш народ еще был безграмотным, вдохновляли, воспитывали дух, были образцом для подражания. Во все времена у всех народов были примеры и образы героев, великих и замечательных людей, на примере которых воспитывались целые поколения. Былины, сказания, легенды, героический эпос были живым примером для детей и подростков, а также взрослых. В Великую Отечественную войну многие воины шли в бой с образом Александра Невского, прекрасно созданного актером Николаем Черкасовым в одноименном советском фильме, а также других героев фильмов и книг. Герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна» царевич Рама до сих пор является примером в воспитании индийских мальчиков, так же, как его жена Сита для индийских девочек.

Много можно привести примеров, когда образы героев и великих людей становились воспитателями целых народов. Без этих образов трудно воспитать достойную личность. Образ человека складывается под воздействием образа другого человека – так устроено человеческое сознание и психика.

Какие же образы мы даем нашим детям сегодня? Насколько эти образы способны формировать благородную, нравственную, творческую личность? Давайте честно ответим! Увы, мало хорошо написанных книг о достойных подражания людях, героях и подвигах на книжных полках наших магазинов. И мало в учебниках такого материала. Эту нишу легко заполняют всякие современные псевдо-герои, ничего не имеющие общего с нравственным поведением, которым подражают наши мальчишки и девчонки. Образ благородного человека все больше уходит из детских книг, мультфильмов, художественных фильмов, телевидения. Мы должны для себя решить: если хотим воспитать достойное нашим лучшим культурным накоплениям и традициям новое поколение, необходимо пересмотреть систему образов, которыми мы напитываем сознание детей и молодежи!

В 1890 – 1924 годах в России выходила в свет серия биографических и художественно-биографических книг «Жизнь замечательных людей», выпускавшаяся издательством Ф.Ф. Павленкова. В эту серию вошло около двухсот биографий. В 1933 году по инициативе Максима Горького серия была возобновлена и издается в настоящее время. Однако для детей подобной серии жизнеописаний великих людей, чьи жизни и подвиги были бы достойны подражания и использовались в домашнем и школьном воспитании, никогда не было. Хочу подчеркнуть, что нужны не столько книги, формально описывающие жизнь тех или иных личностей, сколько небольшие издания, в которых ярко, увлекательно, доступно будут изображены различные эпизоды жизни великих людей, способные остаться в памяти, вызвать отклик в детских сердцах, увлекая к подражанию, становясь примером поступка, поведения, жизни.

Дело не в том, что ребенок выучит, запомнит даты жизни, какие-то имена и названия, хронологию тех или иных событий, а в том, что в ребенке после прочтения такой книжечки останется чувство, живой наполненный Образ Человека, возникнет к нему почтение, уважение и желание в чем-то быть похожим, брать с него пример! Такие книги, серия книг сможет в хорошем смысле повлиять на детей, на их формирующийся образ мыслей, идеалов и ценностей.

Примеры жизней замечательных людей, взятые из всей истории мировой культуры, никогда не устареют, не потеряют своей значимости, необходимости и актуальности, будут одинаково нужны на Востоке и Западе, Севере и Юге, всей планетарной Школе будущего, которая неизбежно когда-то состоится и уже формируется в пространстве истинной всемирной планетарной Культуры!

 

Послесловие.

Ред.: Всецело поддерживаем идею привлечения внимания общественности к необходимости публикации материалов для детей о жизнях героев всех веков и народов, и, в связи с этим, приведем еще одну выдержку из книг рериховского наследия:

«Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана» (Озарение. Ч.3-V-19)

В.А. (Валерий Ашиков) : Да, книга эта еще не написана. Но когда она будет написана, кто ее напишет, кто издаст? Должны ли мы ждать этого, когда кто-то когда-то это сделает, или же лучше сегодня задуматься – почему это до сих пор не сделано (слова, приведенные выше из книги Учения Живой Этики, были опубликованы в 1925 году!), и постараться сделать это здесь и сейчас?

Книга для детей о подвижниках Общего Блага необходима! Как воспитывать детей, если не будет примеров для подражания, конкретных жизненных человеческих примеров, содержащихся в специально для детей написанных книгах, написанных талантливо, просто и в то же время увлекательно, убедительно! Здесь уместно вспомнить и такие слова из Учения: «То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, не унижайте детей» (Община. 102).

Ред.: Кого можно назвать подвижниками Общего Блага?

В.А.: Это те, кто своей жизнью показал и доказал служение Общему Благу, кто совершил свой подвиг во имя этого Блага, кто жил не для себя и ради себя, кто оставил свой прекрасный след на пути движения человечества к лучшему будущему. Таких подвижников много в истории мировой Культуры, они были на разных этапах истории и есть в разных странах и народах. Это те, кем по праву может и должна гордиться каждая страна, каждый народ. Среди них мыслители, ученые, воины, художники, композиторы, правители, путешественники, первооткрыватели...

Ред.: По всей видимости, необходимо обозначить некий критерий в работе по отбору кандидатур для этой будущей книги или, как было Вами отмечено выше, серии небольших книг?

В.А.: Необходимо выбрать тех, чья жизнь может быть примером для подражания, средством для воспитания и формирования сознания ребенка! К сожалению, далеко не все известные личности, даже те, кто уже попал в известную, к примеру, серию «Жизнь замечательных людей» могут претендовать на подобный статус. Не буду приводить примеры, чтобы не вызывать волну споров, – пусть каждый, кто над этим думает, сам решит, но это принципиальный вопрос! Для этого мы должны ясно понимать – что называть Общим Благом и подвижничеством, а что нет, можно ли его достигать любыми средствами или нет? Думаю, на этом пути будут споры и разномыслие, но мы всегда можем найти тех подвижников и деятелей в истории мировой Культуры, которые будут однозначно вызывать одобрение у большинства людей, причем в разных странах мира, независимо от их происхождения, национальности или религиозной принадлежности. Время поставит свои точки над «i», но сегодня для широкого распространения такой книги мы должны выбрать в первую очередь тех, о ком уже сложилось мнение в общественном сознании как о деятелях благих, не вызывающих противоречий и конфликтных мнений.

Ред.: И таких много.

В.А.: Для примера приведу небольшую часть своего списка, который на сегодня составил более шестидесяти имен. Это: Александр Суворов, Александр Невский, Сергий Радонежский, Николай Рерих, Ярослав Мудрый, Конфуций, Джордано Бруно, Николай Вавилов, Платон, Леонардо да Винчи, Святой Франциск, Жанна Д ҆Арк, Акбар Великий, Св. Клара Ассизская, Св. Екатерина Сиенская, Вивекананда, Рамакришна и другие.

К собиранию имен и написанию биографических очерков для этой чудной будущей книги, а может быть, серии книжечек для детей разного возраста, необходимо подойти со всей ответственностью и непременным горением. Без творческого горения, без увлеченности этой работой ничего не получится.

Ред.: Уже довольно много различных книжечек для детей по истории России и великих людях томятся на книжных полках магазинов.

В.А.: Но далеко не все они хорошо написаны и иллюстрированы! Самым главным и единственным критерием будет – захотят дети самостоятельно читать эти книги, когда вообще чтение книг значительно снизилось в обществе, или нет? Останется в их сердцах и мыслях что-то после прочтения или быстро забудется? Поэтому только личное горение авторов, их слияние с огнем тех, о ком они будут писать, сможет зажечь в душах юных читателей тайное стремление сделать что-то в своей жизни для Общего Блага!


[1] Письма Елены Рерих. 1929-1938. Т.II. – Riga: Uguns, 1940. – C.462.

 


Педагогика Культуры № 24 (2015)

Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры, Ашиков В.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2308