Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Валерий Ашиков,

лауреат международного педагогического конкурса,

руководитель детского и семейного клуба «Семицветик », Москва

 

1. КРУГЛЫЙ СТОЛ С ВЕЛИКИМИ

Тема:  Воспитание.

 

Ведущий: тема сегодняшнего круглого стола – «Воспитание», но прежде, чем начать наш круглый стол, позвольте представить его участников:

Е.Р. Дашкова – директор Петербургской Академии наук, президент Академии русского языка и словесности, деятель русской культуры;

А. Эйнштейн – немецкий учёный, мыслитель;

В. Гюго – французский писатель;

К.Д. Ушинский – русский педагог;

В.М. Бехтерев – русский учёный-психиатр и педагог;

В.Г. Белинский – русский литературный критик, философ;

Л.Н. Толстой – русский писатель, философ.

 

Ведущий: Екатерина Романовна, Вы воспитывались в доме Канцлера Российского государства М.И.Воронцова, получили блестящее образование, знание нескольких иностранных языков, читали в подлинниках сочинения французских просветителей. Скажите, пожалуйста, – многие современные наши молодые люди также получают блестящее образование, и за границей в том числе, знают языки и т.д., – можно ли, в этой связи, считать, что они блестяще воспитаны? И вообще, хочется понять, о чём мы сегодня говорим; известно, что в Российском законе об образовании от 1992 г. слово «воспитание» вообще отсутствует.

Е.Р. Дашкова: «Прадеды наши называли воспитанием то, когда они выучат детей своих Псалтыри и считать по счётам; после чего просвещённому своему сыну в награждение дарили киевского тиснения Часовник; но учили притом к царю верности, к закону повиновения, твёрдого наблюдения данного слова или обещания; а как сами других областей не знали, так и деток своих из отечества, кое они ценили выше других государств, не пускали.

 Сие воспитание едва воспитанием назваться может: ибо должность гражданина и право естественное юношеству было неизвестно. Они без зазору ещё могли пребывать суровыми мужьями и отцами, немилосердными господами, и отличные природные дарования невидимы исчезали; оные и нужны не были; ибо без просвещения к исполнению только того, что от них требовалось, малейшее количество ума достаточно было. Но в оном воспитании незнание, а не развращение видимо было, что, по моему мнению, предпочтительно или, по крайней мере, не столь бедственно: ибо неуча научить можно скорее, нежели развратного исправить. Путешествие же по чужим государствам невежде, не приуготовленному к тому воспитанием и не имеющему в сердце своём скоренной к отечеству и родителям любви, только к пагубе послужить удобно. Напротив того, путешествия с намерением просвещаться, перенимать хорошее, а убегать порицательного, с приуготовленными уже к тому знаниями молодому человеку, конечно, весьма полезны быть могут». (1)

Ведущий: Получается, что образование и воспитание – не одно и то же, и даже блестящее образование не заменяет воспитания? Что на этот счёт могут сказать другие участники нашего стола?

В. Гюго: «Воспитание – дело совести; образование – дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга». (2)

Л.Н.Толстой: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно». (3)

Ведущий: Лев Николаевич, при всём уважении к Вам позвольте здесь усомниться, тогда это противоречит тому, что сказала Екатерина Романовна, она говорила именно о том, что само собой знание не действует на человека как воспитание, то есть его не заменяет. Господин Пирогов, его сегодня нет с нами, говорил, что воспитание должно идти впереди образования, значит, оно есть некий фундамент для образования, ведь мы же с вами понимаем, что человек может много знать и при этом быть мерзавцем! Может, кто-то разъяснит мне этот момент?

К.Д. Ушинский: «Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой учёной, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу». (4)

В.М. Бехтерев: «Если человек с образованием получает несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей». (5)

Ведущий: Вот-вот, я об этом!

В.Г. Белинский: «Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это ещё только низшее знание; высшее объемлет собой мир нравственный, заключает в области своего ведения всё, чем высоко и свято бытие человеческое». (6)

В.М. Бехтерев: «Если образование даёт нам человека с эрудицией, то воспитание создаёт интеллигентную и деятельную личность». (7)

А. Эйнштейн: «Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение – главная задача образования». (8)

Ведущий: Полностью согласен – образование должно быть нравственным, этическим, гуманистическим! В нём должен быть стержень, то о чём все вы говорите, но мы говорим о воспитании, где и когда оно должно начинаться и когда заканчиваться, или же оно никогда не должно кончаться, и когда должно начинаться то, что мы называем образованием? Или же все-таки это одно и то же? Может быть, правильно сделали в 1992 году, что в Законе об образовании убрали слово «воспитание» и оставили только «образование»?

Екатерина Романовна, хочется выслушать Вас.

Е.Р. Дашкова: «Воспитание ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще думают.

Воспитание не в одних внешних талантах состоит: украшенная наружность вкусом или действиями, кои от танцмейстера, от фехт-мейстера и пр. получаются, без приобретения красот ума и сердца есть только кукольство, кое становится с летами не нужным, и конечно, мужу зрелого ума не инако, как для редкого употребления в сообществе пригодным.

Воспитание состоит не в приобретении только чужих языков, ниже в науках одних…Почему заключить можно, что слово «воспитание» прямого, к несчастию нашему, определённого смысла у нас ещё не имеет. Разум оного обширен, пространен и содержит в себе три главные части, которых союз выполняет его существо, то есть совершенное воспитание состоит из физического воспитания, из нравственного и, наконец, из школьного, или классического. Первые две части всякому человеку необходимо нужны, третья же некоторого звания людям нужна и прилична, но притом не лишняя никому и украшает самую высшую степень знатности, в коей таковые приобретённые красоты ума с большим блеском оказываются и сияют…

Физическое воспитание выполняется, когда детям чрез простую пищу, чрез простое и покойное платье, чрез движение, привычку к воздуху и трудам попадут силы и сделают их телом крепкими и здоровыми. Польза оного ощутительна не только относительно долголетию, но и способствию, коим таковое воспитание служит соделывать так вскормленных людей способными к большим предприятиям, геройским подвигам и к непоколебимой твёрдости в предпринятом, ибо трудно себя ласкать надеждою, от истощённого и слабого тела увидеть действия великого духа, кои всегда с трудами, а нередко и с опасностью соединены бывают.

Нравственное воспитание выполняется, когда детей к терпению, к благосклонности и к благоразумному повиновению приучишь, когда вперишь им, что правила чести суть закон, коему подчиняются все степени и состояния; когда, не обременяя их память излишними предписаниями, впечатлеешь в нежные сердца их любовь к правде и к отечеству, почтение к законам церковным и гражданским, почтение и доверенность к родителям, омерзение к эгоизму, по коему всё относится только к себе и кое, отторгая члена от общества, прерывает ту цепь, которая общество с ним соединяла; и наконец, когда уверишь их о святой сей истине, что благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долгу звания своего, что никакое богатство, знать или могущество неудобны доставить внутреннее спокойствие (кое всему в жизни нашей предпочтительнее), если пред отечеством… совесть тебя нарицает виновным…». (9)

Ведущий: Спасибо большое, Екатерина Романовна, за эти слова! Наверное, каждый из нас, говоря разным языком, имеет ввиду одно и то же:  воспитание – питание ребёнка всем возвышенным и прекрасным, чем славно бытие человеческое, в этом все мы едины. И питание это должно начинаться с первых дней жизни. Что об этом думают участники нашего следующего круглого стола, мы узнаем позже, как и о том, как это питание осуществлять надо бы. А пока позвольте выразить слова благодарности всем, кто принял участие в сегодняшнем круглом столе!

 Извините, Лев Николаевич ещё что-то хочет добавить…

Л.Н. Толстой: «Всё воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их. Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети». (10)

Ведущий: Спасибо, Лев Николаевич, Ваши слова напомнили мне слова Конфуция – «если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?». Наверно, нам ещё понадобится много поразмышлять на тему воспитания, что-то ещё понять, открыть для себя, но, главное, что эта тема всех нас волнует. Она нам видится архиважной для нашего будущего, для будущего нашей страны, будущего всего человечества, и мы ещё к ней вернёмся! Может быть, не один раз!


 (1) Дашкова Е.Р. О смысле слова "воспитание" : Сочинения. Письма. Документы  – СПб. : МГИ, 2001.

(2) Разум сердца : Мир нравственности в высказываниях и афоризмах : [Сборник ] – М. : Политиздат, 1990.

 (3) Там же.

 (4) Там же.

 (5) Там же.

 (6) Там же.

 (7) Там же.

 (8) Там же.

 (9) Дашкова Е.Р. О смысле слова "воспитание": Сочинения. Письма. Документы  – СПб. : МГИ, 2001.

 (10) Разум сердца : Мир нравственности в высказываниях и афоризмах : [Сборник] – М. : Политиздат, 1990.

 

Метки: Ашиков В.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2000