Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Интегрированный этико-эстетический курс развития личности школьника

Алехина Алина Михайловна

преподаватель Лицея международных

отношений “Украина ХХI век”, г. Киев

«Когда слагаются ступени истории,
следует действовать как можно утвержденнее».

(«Беспредельность»)

В Лицее международных отношений "Украина – XXI век" (г. Киев) в течение нескольких лет апробируется новый интегрированный курс этической культуры и синтеза науки. В основу его положены идеи семьи Рерихов. Необходимость введения подобного курса продиктована гуманитаризацией образования, направленной на формирование целостной картины мира, духовности, развитие культуры личности, космизацию ее сознания.

Курс состоит из четырех частей.

Первая часть разработана для 5-х классов. Она основана на образном восприятии детьми окружающего пространства, ориентирует учеников на самопознание, раскрывает перед ними первоосновы бытия, способствует проникновению в глубины природы и человеческой культуры.

Особенность обучения на данном этапе – это интегрирование способов познания. Не только естественнонаучные, но и гуманитарные, эмоционально-образные и даже метафизические способы познания применяются в процессе обучения. Многообразие способов расширяет границы познаваемого предмета, формирует широкий, пространственный стиль мышления и тонкость восприятия. Называется эта часть – "Миропознание". Она разворачивает спираль духовного воспитания школьника и символизирует собой этап мифологического мировоззрения, которым пользовались далекие предки. Учащиеся через творческую деятельность учатся осваивать ценности культуры, постигают сущность культурного человека, знакомятся с народными традициями.

Вторая часть курса рассчитана на учеников 6-7 классов и содержит основы нравственного воспитания. Называется эта часть – "Искусство дружить". В этом возрасте подростки большое внимание начинают уделять своей внешности, общению с друзьями. Активно развивается процесс самоутверждения. Поэтому особое значение приобретает развитие нравственных качеств, которые позволяют строить им правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В основе нравственного воспитания лежит народная мудрость, а также традиции, обычаи, вмещающие в себя высокие моральные ценности, обогащенные тысячелетним опытом народа. Книги Живой Этики дают учителю бесценный материал в нравственном воспитании учащихся. Широко используются литературные источники: сказки и притчи Н.К.Рериха, Леонардо да Винчи, Льва Толстого и др.

На уроках идет работа над развитием качеств, способствующих правильным взаимоотношениям с людьми, анализируются также те качества, которые мешают дружбе.

Третья часть курса называется "Человек и его мир" (8-9 класс). Она является продолжением и углублением предыдущей части и представляет собой первый шаг к формированию духовности учеников.

Особое место здесь уделяется мировоззренческим вопросам, проблеме смысла жизни, назначения человека, его космического бытия. На этих уроках формируется та система установок, которая и должна направлять познавательную, творческую активность, выступать тем стержнем, на котором строится жизненная позиция учащихся.

При изучении этого курса мы стремимся к тому, чтобы ученик не запоминал, а переживал знания, выступая в роли активного их творца. Моделирование ситуаций, их разыгрывание, анализ, размышление – все это помогает глубоко проникнуть в суть изучаемых мировоззренческих, этических понятий.

Формирование духовности тесно связано с религиозными воспитательными традициями. Поэтому курс включает материалы из истории мировых религий, жизни великих подвижников, народных героев. Содержание курса подводит воспитанников к раздумьям над философскими проблемами добра и зла, цели и смысла жизни, к осознанию источников страданий и др.

Эти две части являют среднюю часть витка спирали духовно-нравственного воспитания школьников и символизируют этап прохождения человечества через веру.

 Заключительный четвертый раздел курса этической культуры и синтеза наук "Человек и Космос" разработан для 10-11 классов, его цель – формирование научного мировоззрения.

Обучение на этом этапе закладывает основы для развития у старшеклассников планетарного мышления.

На уроках идет осмысление идеи единства мироздания, взаимосвязи Человека и Космоса. Доступно и увлекательно им рассказывается о мировой эволюции, о беспредельности и непрерывности жизни. Учащиеся знакомятся с результатами новейших открытий и достижениями ученых XX века в физике, медицине, биологии, астрономии, космобиологии, исторической науке и философии.

Развитие мышления и расширение сознания подводит учеников выпускных классов к творческому включению в реальную жизнь.

Последняя часть курса завершает виток спирали школьного духовного образования и символизирует эволюционный выход человечества на научное мировоззрение.

 

5 класс. Введение: ЦЕЛЬ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНТЕГРАЛЬНОГО КУРСА

(1 час в неделю, всего 34 часа)

1. Природа. Человек. Культура (5 часов)

Что такое мировоззрение? Мировоззрение далеких предков и современное мировоззрение. Понятие культуры. Культурный и некультурный человек. Три "с": скромность, совесть, стыд. Три "т":  труд, творчество, терпение.

Кодекс чести лицеиста: патриотизм, уважение старших, честность, вежливость, трудолюбие, тяга к знаниям, скромность, умение владеть собой, дружелюбие.

Культурно-исторический календарь и его влияние на культуру народа.

Основная цель – приобщение детей к познанию природы, себя и других людей, к постижению культуры своего народа.

Изучение темы начинается с введения понятия “мировоззрение”. Природа, человек, культура –смыслообразующее ядро каждого занятия. Пятиклассники в творческих тетрадях зарисовывают символы природы, человека, культуры. Разрабатывают единый символ природы.

Через человека познается целостность мира, а также и он сам. Вводится критерий культурного человека (бережно относящийся к природе и другим людям).

Изучение темы завершается знакомством с культурно-историческим календарем. Учащиеся познают естественные ритмы природы и культуры. Обращение к праздникам и памятным датам происходит на протяжении всего учебного года. Проживание культурно-исторических дат календаря включает в себя, как правило, следующее: выяснение причин появления праздника; рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник; знакомство с приметами и поговорками; рисование наиболее интересных сюжетов праздника; сочинение собственных текстов.

2. Пространство и время (5 часов)

Что такое  время? Что мы знаем о нем? Время в природе, культуре, человеке. Время года, суток. Измерение времени. Время в художественных и литературных произведениях. Конкурс “Чувство времени”. Прошлое, настоящее, будущее. Рисование времени. Путешествие во времени.

Что такое  пространство? Единицы измерения и приборы. Объемная музыка – орган, электроинструменты. Связь пространства и времени.

Основная цель – ознакомление учащихся с понятиями “пространство”, “время” доступными и нетрадиционными методами.

В данной теме содержатся начальные сведения о знакомых понятиях времени и пространства. Учащимся предлагаются вопросы. Используется интуитивное понимание важности времени. Фиксируется внимание на пословице “Лучший день – это сегодня, лучший час – это сейчас”. Возникающая дискуссия по теме: “Существует ли настоящее?” – дает возможность внутренне почувствовать свое движение во времени, ощутить неуловимость, настоящего, подойти к математическому понятию предела. Выполнение рисунков на тему “Время” позволяет детям найти способы к построению образа, формы и цвета, передающих смысл понятия "время". Осмысление этого понятия подводит учащихся к пониманию ценности настоящего как условия успешного будущего.

Музыкальный "выход" в пространство и обсуждение вопроса о том, что такое пространство, побуждают учащихся сформировать свое личное мнение. В данной теме они знакомятся с разными типами определений, расширяют сферу понятия “пространство”. Развивается умение сравнивать различные подходы к определениям, например, бытовое (“просторное место”) и универсальное ("пространство есть везде").

Учащиеся не изучают готовые научные результаты, а сами рождают их, становясь в позицию исследователя. Тема завершается творческой работой по связи пространства и времени.

3. Происхождение мира (3 часа)

Начало. Откуда возникло все. Мир, Земля, Жизнь, Человек. Откуда появились числа, слова, цвета, фигуры. Знакомство с культурно-историческими памятниками о происхождении мира: Мифы Древней Греции, Библия, Риг-Веда, Книга Дзиан, Велесова Книга.

Основная цель – дать некоторые основы познания сути различных вещей окружающего мира, развивать умение выразить собственный взгляд на них.

Изучение темы начинается с рассмотрения самого понятия “начало” (С чего начинается школа, дом, театр? Бывает ли вообще начало?).

Основное внимание уделяется представлениям о происхождении мира у разных народов. После обсуждения версий самих учащихся им предлагаются выдержки из древних источников, которые зачитываются вслух и дискутируются, делаются рисунки наиболее ярких сюжетов из древних толкований (“Изначальный хаос”, “Рождение мира”, “Начало мира”, “Великое дыхание”, “Вечное пространство”, “Космический первочеловек” и др.).

Изучение данной темы дает возможность существенно расширить сознание учащихся, развивает альтернативное мышление.

4. Стихии мира (9 часов)

Четыре стихии: Огонь, Воздух, Вода, Земля. Стихии в природе, человеке, культуре. Земля. Суть Земли для человека, народа, его культуры. Земляк и чужеземец. Земляне. Земля в былинах. Земля в живописи, в сказках и притчах. Воздух. Воздух в природе, человеке, культуре. Воздух и проектирование в архитектуре. Огонь. Полезный и вредный огонь. Сказочный образ Огня. Стихии в явлениях природы. Стихии в пословицах.

Основная цель – дать учащимся представление о четырех стихиях мира, их свойствах как первоначалах Мира и человека.

Данная тема способствует развитию интереса к естественнонаучным знаниям, пробуждает эмоционально-образное восприятие учащимися окружающего мира. Изучение стихий в качестве первоэлементов природы подводит их к осознанию необходимости бережного отношения к окружающему миру. После общего обсуждения материала дается индивидуальное задание нарисовать свой образ для каждой стихии. Обращается внимание на выбор соответствующих цветов и формы стихий. Учащиеся письменно выполняют творческую работу "Какая стихия мне больше нравится и почему?"

Наблюдение и изучение стихий происходит практически. Исследуется комочек земли и описывается в творческой работе. Учащимся объясняется значение Земли для человека, народа и его культуры. Формы и описание Земли, звуковые, цветовые и поэтические представления о земле демонстрируются через произведения искусства и литературы.

Исследуется капля воды. Особое внимание на уроках уделяется использованию слайдов, фотоальбомов, демонстрации звуковых образов воды. Учащиеся знакомятся с "певцом" моря Айвазовским. Читают сказки и притчи о воде.

При изучении стихии воздуха учащимся предлагается определить его значение в жизни растений, животных, человека, земли. Воздух в скульптуре, архитектуре, живописи, музыке. В процессе освоения материала они глубже осознают роль воздуха в разных сферах жизнедеятельности человека. Завершается тема конкурсом проектов “воздушных конструкций”.

Уроки по теме “Огонь” начинаются с вопросов: “Что мы знаем об огне?” и “Где его можно встретить?” Поскольку огонь есть вредный и полезный, обращается внимание на то, как использовать огонь в целях мира и созидания. Учащиеся размышляют над темой “Огонь в природе, в человеке, культуре”, исследуют характер и формы огня по художественным произведениям – живописи, литературы и музыки. В завершение предлагается творческая работа: изобразить огонь любви, огонь гнева, огонь вечности, огонь жизни. Для домашнего размышления – сочинение: “Я – искра огня”.

Итак, цикл "Стихии мира" позволяет учащимся осознать, почувствовать окружающий мир в его единстве и многообразии. Языком стихии можно описывать явления природы, культуры, человеческого общества. А чем большим числом языков владеет человек, тем более полным и прекрасным видит он мир.

5. Царство природы (10 часов)

Четыре царства природы. Особенности и различия. Минеральное царство. Камни, металлы. Науки, изучающие минералы. Камень и человек. Каменный век. Исследование камня. Талисманы и обереги. Камни в пословицах и поговорках.

Царство растений. Превращение земли в цветущий сад. Целебные и лекарственные растения.

Царство животных. Дикие и домашние животные. Гуманное отношение к животным. Животные и человек.

Основная цель – познание мира через язык царств природы.

Введение в тему начинается с сопоставительного анализа всех царств природы. Выясняется то общее, что их объединяет. Обсуждается проблема – “живое-неживое”. Учащиеся рисуют своих любимых представителей каждого царства.

В дальнейшем, как и в теме "Стихии мира", рассматривается каждое царство природы. Изучаются реальные природные объекты, зарисовываются, исследуются их формы, цвета, структуры и свойства. Экскурсии на реку, в ботанический сад, лес, знакомство с фотоальбомами и репродукциями картин, коллекциями камней, демонстрация слайд-программ – все это стимулирует эмоционально-образное восприятие мира.

Изучаются художественные тексты, отражающие особенности природных царств, пословицы, поговорки, стихи, притчи.

Организуются познавательные дискуссии о камнях и растениях.

Практически исследуются изменения в школьной березовой роще за неделю, месяц; изучаются повадки домашних животных и птиц; исследуется внутренняя структура и свойства различных камней.

Учащимся предлагается написать итоговые работы по каждому царству природы (“Чем отличаются камни севера и юга нашей страны?”, “Какое дерево мне ближе по характеру?”, “Язык деревьев”, “Связь земли и неба через расстояние”). Дети сочиняют сказки, притчи, стихи о любимом четвероногом друге.

Изучение данной темы дает возможность учащимся увидеть мир через разнообразие царств природы, развивает умение видеть любой объект или явление во всем многообразии проявлений, учит описывать его разными языками (языком фактов, символов, стихий, поэзии и др.).

6. Невидимый мир (2 часа)

“Пятое” царство природы – невидимый мир. Сказки и фантазии ученых. Мир духов природы: гномы, феи, сирены, эльфы, саламандры. Мифы о дружбе невидимых существ природы с человеком.

Основная цель – расширить знания учащихся о невидимом окружающем мире.

Изучение этой темы направлено на развитие наблюдательности, восприимчивости, внутренней культуры, чуткого отношения к природе.

На примерах сказок разных народов о невидимых существах природы предлагается зарисовать духов земли, воды, воздуха и огня. Изучаются мифы о дружбе невидимых существ с человеком.

Приобщение к данной теме закладывает основы гуманистических отношений к природе, человеку, невидимому миру.

 

6 класс. ИСКУССТВО ДРУЖИТЬ

(1 ч. в неделю, всего 34 часа)

1. Качества характера, способствующие правильным взаимоотношениям с людьми. (24 часа)

Что посеешь, то и пожнешь. Человек сам творит свою судьбу. Понятие характера человека. Сердечность, искренность. Сила улыбки и дружелюбия. Доброжелательность и любовь к людям. Любить – значит прощать. Вред осуждения. Великодушие и снисходительность.

Помощь, взаимопомощь. Помощь оказанная незаметно.

Человеколюбие. Человечность. Любовь к человечеству, патриотизм. Сострадание и самопожертвование.

Чуткость, внимательность, забота. Доброжелательность.

Чувство справедливости. Признательность. Ободрение и поощрение. Терпимость и терпение. Глаз добрый.

Основная цель – воспитание положительных качеств личности, обучение искусству творить взаимоотношения.

Изучение данной темы способствует развитию внутренней культуры учащихся. В основу положено воспитание характера – совокупности добродетелей и недостатков. На примерах показывается, как характер и привычки определяют судьбу человека.

В дальнейшем в этой теме рассматриваются отдельные добродетели, начиная с сердечности, искренности. Подбор литературных произведений (Н. Рериха, Л. Толстого, сказок Леонардо да Винчи) позволяет учащимся глубже осознать, как развиваются различные свойства характера, формируется соответствующее отношение к собственным качествам. Предлагаются творческие работы (“Твой настоящий друг”, “Что такое человеческое сердце?”, “Радостно оказать помощь незаметно”, “Как стать справедливым и добрым?”, “Мой любимый учитель”, “Страна добра и справедливости” и др.), разыгрываются ситуации с участием нескольких учащихся.

Приобретенные знания закрепляются в повседневной жизни. В творческом дневнике ведется анализ событий и поступков.

Изучение данной темы расширяет понимание внутренней природы человека, направляет внимание на добрые поступки, стимулирует самовоспитание.

2. Качества, мешающие дружбе (10 часов)

Осуждение, умаление. Судить о человеке по делам и следствиям. Эгоизм и самомнение. Обида. Раздражение + гнев = слабоволие. Ссора. Неразумные слова. «Красота спасет от сквернословия». Жестокость и бессердечие. Равнодушие. Жадность. Как исправить свои ошибки.

Основная цель – разъяснить учащимся истоки добра и зла, научить анализировать свои поступки с этих позиций и корректировать свое поведение.

Изучение этой темы начинается с повторения и расширения понятия культуры (5 кл., тема 1). Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возможных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель прогресса. Культура есть доброе сердце.

«Осуждение, умаление, уныние и раздражение – качества, которые не приличны культуре». Учащимся разъясняется, что судить о человеке следует по его делам и по следствиям его дел, мыслей и слов. Самые большие «враги» человека – это его эгоизм и самомнение, нежелание понять другого человека. Осуждение людей, выискивание в них недостатков останавливает дружбу. Даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга. Учащиеся на личных примерах разбирают положение о том, что насмешка и издевательство не есть острота ума. Юмор заключается в мудром отношении к происходящему. В качестве домашнего задания учащимся предлагается проанализировать и оценить шутки (товарищей, одноклассников) по пятибалльной системе в течение недели.

Что такое обида? Как она возникает и каковы ее следствия?

Обида – скрытый нарыв, она привязывает человека к себе, отупляет мышление, парализует его волю и ослабляет силы. «Растить обиду – плохой сад». Идущий правильным путем по жизни не будет подвержен обидам.

«Раздражение делает наш сосуд стеклянным и хрупким». С этого афоризма начинается знакомство учащихся с такими понятиями, как раздражение и гнев. Им рекомендуется отслеживать момент возникновения раздражения. Даются рекомендации, как остановить гнев и раздражение (сделать 10 полных вдохов и выдохов, подумать о чем-то высоком и прекрасном, обратиться к народной мудрости и др.). Рекомендуется провести хотя бы один день без малейшего раздражения.

Одним из главных качеств, мешающих дружбе, является сквернословие. Учащимся разъясняется ответственность за каждое произнесенное слово. Даже неосторожное слово, сказанное не к месту, разрушает дружбу. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением. Каждое правильное, разумное слово, суждение обогащают дружбу.

Одним из самых больших препятствий в дружбе является равнодушие, легко переходящее в жестокость и бессердечие. Действительно, «можно изнемочь не столько от врагов, сколько от равнодушных друзей», гласит древняя мудрость. Учащиеся на примерах притч и коротких рассказов подводятся к выводу о том, что равнодушие есть бессердечие.

Также губительна для дружбы жестокость, которую следует искоренять всеми мерами. «Не причиняй страданий!» – таков завет истиной дружбы. Учащиеся учатся понимать, насколько легче не причинять страданий, нежели потом исцелять их.

При исследовании такого качества, препятствующего дружбе, как жадность, показывается значение щедрости. На примерах из жизни и художественной литературы дети усваивают преимущество щедрости как в материальном, так и в моральном отношении.

Завершается тема творческими работами («Умей исправить свои ошибки», «Суровость к себе и сердце, открытое другу», «Как прожить жизнь красиво, бережно, самоотверженно?» и др.)

Изученные в течение этого курса качества характера, помогут учащимся в дальнейшем контролировать свои взаимоотношения со сверстниками. Темы данного курса используются как основа для следующей ступеньки этического образования в школе.

 

8 класс. ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

(1 час в неделю, всего 34 часа)

1. Познать себя (10 часов)

Каким быть? Как стать счастливым? Счастье через осуществление желаний. Понятие материальных и нематериальных целей. В чем ценность человеческой жизни? Двойственность мира: внешняя форма и внутренний характер. Мужское и Женское Начала. Принцип взаимоотношений. Соотношение духовной и физической природы человека. Жизнь после смерти.

Основная цель – помочь учащимся осознать и принять существование как физического, материального мира, так и внутренней, духовной реальности. Показать взаимодействие этих двух сфер, влияние духовного мира на материальный.

Изучение данной темы направлено на углубление нравственной культуры учащихся, на осознание нравственных ценностей. Основу для этого составляет беседа о том, как жить в обществе, чтобы благо каждого человека становилось благом для всех. Предлагается дискуссия: "Трудно ли в жизни найти равновесие между тем, как сделать счастливым других и себя самого?"

Учащийся подводится к мысли о том, что необходимо опираться на определенную нравственную систему ценностей и принципов, чтобы сделать правильный выбор в различных ситуациях. В основе этой системы лежит альтруизм. Рекомендуется повторение 1-й темы за 6 класс. Вводится понятие  совести. Подробно разбирается проблема счастья, роль и место желаний в его осуществлении. Учащимся предлагается написать 20 вещей и понятий, которые делают их счастливыми. Главное внимание уделяется разъяснению и осознанию материальных и нематериальных ценностей.

Учащиеся знакомятся с философскими основами устройства мира, его дуальностью и полярностью. Глубинная дуальность – это внешняя форма и внутренний характер. С этой позиции описывается естественный мир, начиная от элементарных частиц до человека.

Горизонтальная полярность: существование мужского и женского начал, соединенных творческим взаимодействием. Раскрывается цепь взаимоотношений – непрерывность и разнообразие жизни от рождения новых атомов и молекул, минералов, растений до рождения семьи и ребенка. Объединение семей образует общество, а общества, объединенные общими взглядами и задачами, образуют нацию. Учащиеся объясняется важность уравновешивания двух целей в жизни: цели индивидуального и общего развития.

Поднимается вопрос о соотношении духовной и физической природы человека. Для обсуждения предлагается проблема жизни и смерти по работам американских медиков Р.Моуди, Ф.Росс и др.

 2. Этические Учения мира (14 часов)

Наука и религия, их цели. Буддизм и жизнь Будды. Буддийское учение о сострадании. Пророк Моисей, жизнь Моисея. Десять заповедей – основа моральных кодексов цивилизованных стран. Свобода и ответственность. Ислам. Жизнь Магомета. Уважение и терпимость. Дискриминация. Христианство. Жизнь Иисуса. Заповедь любви.

Основная цель – ознакомление учащихся с историей и этическими учениями ведущих религий мира (буддизм, ислам, христианство).

Изучение этой темы начинается с рассмотрения отношений между наукой и религией, определения их целей. Наука – это путь познания естественного мира и его законов. Религия отражает потребность людей понять внутреннюю сущность мира, это поиск вечной истины, правды, справедливости.

Основной акцент при изучении Учений мира делается на выявлении их общих черт и отличительных особенностей каждой из них. В каждом учении обращается внимание учащихся на этические вопросы. Им посвящаются специальные занятия. Так, буддизм основное внимание уделяет самосовершенствованию, самоанализу. Ислам можно назвать “нормо-центрическим” учением, т.к. его сущность – заданные нормы поведения, которые должны соблюдаться каждым, кто исповедует это учение. В основе  христианства лежит деятельная любовь к другому человеку, преобразующая самого человека и его окружение.

В заключение темы учащимся дается творческая работа: «Этический кодекс класса».

    Важность данной темы заключается в том, что она позволяет учащимся познакомиться глубже и полнее с нравами и обычаями разных народов мира, их героями и верой, осознать то общее, что соединяет все Учения Мира.

3. Стать личностью (10 часов)

Я и моя тень. Две стороны характера. Связь плохих качеств с преступлениями. Совесть. Внутренние противоречия. Честность. Самочувствие. Что такое самооценка? Быть собой. Самоутверждение. Дружба. Способность к прощению. Благородная жизнь. Цель жизни.

Основная цель – научить учащихся инициативному поведению и умению нести ответственность за принятые решения.

В этой теме рассматриваются такие этические категории, как: совесть, ответственность, честность, дружба и др. Занятия строятся на дискуссиях, различных упражнениях, обсуждении жизненных и литературных ситуаций.

Изучение темы начинается с объяснения, что характер каждого человека имеет две стороны: "светлую" и "темную". Учащиеся устанавливают отрицательные и положительные черты своего характера, выявляют, как эти качества влияют на других людей. Важно подчеркнуть, что одной из сторон человеческого счастья есть жизнь для других, во имя других людей. Учащиеся узнают, как можно изменить отрицательные черты своего характера, плохие привычки, укрепить и развить хорошие.

На уроках, посвященных понятиям совести, ответственности, роли внутренних противоречий в жизни человека, дается определение этих понятий и их роль при принятии решений. Учащиеся рассматривают возможные следствия поступков по совести и против совести. Определяется основа внутренних конфликтов как результата противоречий между эгоистическими и неэгоистическими желаниями, анализируются следствия безответственных решений.

Учащимся на примерах разъясняется важность развития положительной самооценки, уверенности в себе, умения быть собой. Они подводятся к пониманию роли сердца, сердечности во взаимоотношениях с людьми.

На примерах из художественных произведений, анализа конкретных жизненных ситуаций учащиеся постигают роль и значение  дружбы в жизни человека, обучаются умению строить свои отношения с друзьями, преодолевать разногласия, обиды. В творческих работах размышляют над тем, какие преимущества дает человеку его умение прощать.

В завершение темы обсуждается проблема конфликтных ситуаций и способы выхода из них. Учащиеся подводятся к мысли, что благородная жизнь строится на основе гармонии моральных принципов и этических ценностей, позволяющих найти наилучший выход в жизненных ситуациях.

 

10 класс. ЧЕЛОВЕК И КОСМОС

(1 час в неделю, всего 34 часа)

1. История и эволюция (8 часов)

История – истоки нас самих. Необратимость исторических событий. Исторический процесс как космическое явление. Понятие культуры и цивилизации.

Человек – активная, творчески созидательная часть Космоса. Цель и смысл жизни творить, познавать, совершенствоваться и передавать свой опыт другим.

Основная цель – расширить знания учащихся об историческом процессе и роли человека в нем.

Изучение темы начинается с рассмотрения одного из важнейших законов истории необратимости исторических событий. Вводятся понятия цивилизации и культуры как материального и духовного элементов эволюции. "Цивилизация в корне своем обозначает гражданственное, общественное строение жизни". Цивилизация есть обустройство жизни человека, материя его деятельности. Культура связана с культом, имеет духовное значение, духовную основу. Она есть продукт творческой работы духа человека над природой. Культура – это философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, музыка, поэзия, мораль.

Учащиеся знакомятся с теориями ученых-космистов (Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден), с понятием исторического процесса как космического явления.

В заключение темы анализируются высказывания Пифагора, Платона, Л.Толстого, Ганди, Рерихов о смысле жизни.

2. Древние цивилизации земли и особенности современной эпохи. Роль женщины в наступающую эпоху (9 часов)

Миф об Атлантиде и Лемурии. Свидетельства древних рас. Рассказы о древних цивилизациях, запечатленных в культурно-исторических памятниках мира: мифы Древней Греции, Веды, Махабхарата, Книга Дзиан, Библия, Северные легенды Скандинавии, Зенд Авеста и др.

Особенности современной эпохи. Кризис общества. Новый виток эволюции – космизация сознания.

Женщина – мать, охранительница, мироткущая. Роль и задача женщины в Новом Мире.

Основная цель – познакомить учащихся с древними цивилизациями, раскрыть особенности развития человеческого общества в XX веке, осветить роль женщины в наступающую Эпоху.

Изучение темы начинается с повествования о древних расах, о могуществе и достижениях древних цивилизаций. Приводятся доказательства существования древних рас на основе археологических находок.

Учащиеся знакомятся с памятниками древних народов: строения Стоунхенджа, Уэст Хоадлея, Карнака, статуи о.Пасхи, статуи близ Бамьяна (Афганистан), город Тиахуанак в Андах, строения Индии и Южной Америки и др.

Вторая часть темы посвящена анализу развития человеческого общества в XX веке. Учащиеся подводятся к мысли, о том, что кризис, охвативший мир, носит, по существу, мировоззренческий характер. Результатом экономического кризиса является кризис человека (алкоголизм, наркомания, преступность, деградация и разочарованность жизнью, самоубийства). Перед человечеством XXI века стоит проблема смены психологических установок “Иметь или Быть”. Рассматривается концепция В.И.Вернадского о соединении, синтезе в единое целое всего знания и всего опыта человечества для качественно нового, расширенного представления о Мире и его законах.

Учащиеся знакомятся с философскими воззрениями Рерихов на роль женщины в наступающую эпоху. Женщина, дающая жизнь, имеет право участвовать в судьбах своих детей, своего народа. Страны, в которых женщина получает широкое образование и имеет равные права, участвует в культурной жизни, являются наиболее развитыми на земле.

В заключение темы учащиеся пишут творческие работы (“Каким мне видится Новый Мир?”, “Моя новая страна”, “Школа будущего”).

3. Космические Законы (11 часов)

Причина всех несчастий – невежество. Закон непрерывности и периодичности жизни. Семь планов Космоса. Теория физического вакуума. Закон причин и следствий.

Три уровня деятельности человека: мысли, желания, поступки. Судьба человека. Борьба противоположностей.

Основная цель – дать учащимся начальные сведения о единстве мира и законах мироздания.

В данной теме рассматривается жизнь человека с точки зрения основных Законов мироздания. Изучение темы начинается с Закона непрерывности и периодичности жизни во Вселенной. Учащиеся находят действие Закона в явлениях природы (зима-лето, день-ночь, жизнь-смерть) и Космоса (рождение и угасание звезд, галактик, солнц). Уроки проводятся с участием ученых-физиков, астрономов, биологов.

Учащиеся знакомятся с теорией физического вакуума, открывающей новый взгляд на устройство мира, семиплановость Космоса.

Предлагается гипотеза о бессмертии духовной сущности человека.

Изучение этих вопросов позволяет учащимся познакомиться с новейшими достижениями науки о Космосе и Человеке.

Подробно анализируется Закон причин и следствий в приложении к Человеку и его судьбе, что позволяет осознать учащимся ответственность за каждое свое слово, мысль, поступок. Учащиеся рассматривают три уровня деятельности человека: мысли, желания, поступки; изучают последствия добрых и злых действий, мыслей и желаний. Широко используются народная мудрость и пословицы, описывающие этот Закон.

Завершается тема изучением Закона борьбы противоположностей как важнейшего закона мироздания. Учащиеся исследуют в художественных и музыкальных произведениях, сказках, преданиях и легендах вечную борьбу между силами тьмы и Света. Главный вывод делается, что возжжение Света в себе есть первое и невидимое условие для победы над злом, ибо наипервейшее зло – это наше невежество. Учащиеся используют материал 8 класса по теме 1 и 3.

Изучение данной темы дает возможность существенно расширить круг знаний учащихся о Человеке и Космосе.

4. Взаимоотношение двух Начал Космоса. Любовь и дружба (6 часов)

Два Начала Вселенной – дух и материя, мужское и женское начала. Взаимодействие, притяжение и творчество двух Начал – один из космических Законов. История взаимоотношений мужского и женского Начал на Земле. Вселенское назначение Любви. Стать достойным любви и умение дарить любовь людям.

Основная цель – сформировать осознанное отношение учащихся к гармонии двух Начал как к необходимому условию равноценного развития семьи, общества, государства, Мира.

В данной теме рассматривается один из самых важных вопросов мироздания – взаимоотношение двух Начал Вселенной. Изучение темы начинается с философских определений Начал Космоса и необходимости их творческих взаимоотношений как основы непрерывности и разнообразия жизни.

История отношений мужского и женского Начала полна трагических моментов. Всякая нация и государство достигали большего или меньшего развития в зависимости от того, насколько было сохранено равновесие Начал. При равновесии Начал возникали великие цивилизации.

Учащиеся получают доказательства того, что горение любви, стремление к единению вдохновляли на труды и подвиги, явились причиной величайших человеческих достижений.

Даются начальные сведения о том, что нужно воспитывать у себя для семейного счастья. Быть супругами – искусство. Дела домашние – радость совместного труда.

Изучение данной темы поможет учащимся понять ответственность в принятии решений, касающихся любви и дружбы между двумя Началами.

 


Педагогика Культуры № 7 (2008)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Алехина А.М.

Печать E-mail

Просмотров: 2860