Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Афанасьева Алла Борисовна,

доцент кафедры педагогики начального образования

и художественного развития ребенка Института детства

Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Неаполитанские встречи

Монография «Музыкальная культура современной России»

16 сентября 2017 года в Неаполе состоялась Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура современной России», организованная Ассоциацией культуры «Максим Горький» общества российско-итальянской дружбы.

Ассоциация существует уже более 70 лет. Она была основана 1946 году после победы над нацизмом во Второй мировой войне. В прошлом Ассоциация именовалась «Неаполитанское общество дружбы Италия – СССР». Среди руководителей и членов общества были известные представители итальянской культуры: художник Ренато Гуттузо, драматург и режиссер Эдуардо де Филиппо, писатель Джанни Сконьямильо, политик Риккардо Ломбарди, историк Валдо Дзилли. Общество тесно сотрудничало с СССР. В 1991 году, после распада Советского Союза, члены организации назвали ее «Ассоциация культуры "Максим Горький"» в честь выдающегося русского писателя, около 15 лет жившего на острове Капри под Неаполем и написавшего здесь немало замечательных произведений. Здесь многие любят русское литературное и музыкальное искусство. Ассоциация является общественной организацией, существует ныне на добровольные взносы участников Ассоциации и любителей русской культуры. Вместе с тем Ассоциация предоставляет возможности для знакомства с разными видами искусства России, обладает обширной русскоязычной библиотекой из 5 тысяч экземпляров, здесь регулярно проводятся занятия для желающих изучать русский язык, устраивают просмотры российских мультипликационных и художественных фильмов. В настоящее время Ассоциацией руководит известный итальянский общественный деятель Луиджи Марино, ему помогают жена Паола дель Ре и два сына: Антонио-Владимир и Иван. Ассоциация устанавливает контакты с российскими культурными организациями, проводит встречи с деятелями культуры. Состоявшаяся конференция – важное мероприятие в деятельности организации.

Открыл конференцию президент Ассоциации Луиджи Марино. Он рассказал о взаимодействии наших стран, о просветительской роли Ассоциации, знакомящей итальянскую общественность с русской литературой, музыкой, живописью, киноискусством. Со страницами музыкальной культуры различных уголков современной России неаполитанцев познакомили представители разных вузов Российской Федерации – Санкт-Петербурга, средней полосы России, Поволжья и Сибири.

Во многих докладах, прозвучавших на конференции, демонстрировались примеры и особенности взаимосвязей культур Италии и России, имеющие давние традиции. Исторические аспекты были раскрыты в широком культурологическом срезе в совместном докладе «Италия и Россия в свете культурных связей в XVIII-XIX веках» профессоров Ленинградского областного государственного университета им. А.С. Пушкина – Татьяны Петровны Самсоновой, заведующей кафедрой музыкального искусства, и Марии Евгеньевны Харитоновой, декана факультета философии, культурологии и искусства. Философские основания музыкального искусства и образования осветила профессор Санкт-Петербургского государственного университета Ирина Николаевна Мочалова.

Профессор института музыки, театра и хореографии (ИМТиХ) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) Галина Петровна Овсянкина в докладе «"Божественная комедия" Данте в симфониях Сергея Слонимского и Бориса Тищенко» познакомила итальянскую публику с новыми музыкальными прочтениями прославленного шедевра Данте современными петербургскими композиторами. Профессор Т.П. Самсонова также представила публике произведение Г. Фиртича – мистерию «Белый. Петербург».

Доцент института детства РГПУ им. А.И. Герцена Алла Борисовна Афанасьева в докладе «Фольклорные ансамбли в современном Петербурге» рассказала об истории появления народной песни на сцене, ее роли для творчества композиторов и социокультурной жизни города, о движении молодежных фольклорных ансамблей. В докладе были затронуты и неаполитанские музыкальные впечатления в творчестве П.И. Чайковского, и дружба М. Горького с М. Пятницким – создателем первого крестьянского хора, выступавшего на сценах многих городов, и участие в наши дни фольклорных коллективов не только в концертах народной музыки, но и в исполнении профессиональной музыки, написанной композиторами с расчетом на звучание народных вокальных тембров (в произведениях И. Рогалева, Л. Десятникова и др.).

Татьяна Валерьевна Иванилова, доцент ИТМиХ, в докладе «Творчество Валерия Гаврилина: век нынешний и век минувший» раскрыла народно-песенные истоки в сочинениях крупнейшего композитора современной России, отметила и успех постановки его балета «Анюта» на сцене неаполитанского театра оперы и балета Сан-Карло. Ее коллеги по вузу рассказали о старинных жанрах пассакалии и чаконы в творчестве российских композиторов (доцент Галина Вадимовна Абдуллина), об особенностях музыкального образования в постсоветской России, в частности в РГПУ им. А.И. Герцена (доцент Елена Валерьевна Гребенюк).

С интересными докладами выступили профессора из других регионов России. Людмила Павловна Казанцева из Астраханской государственной консерватории рассказала о творчестве московского композитора А. Ларина. Ольга Владимировна Синельникова (Кемеровский государственный институт культуры) познакомила слушателей со страницами фортепианных концертов Р. Щедрина. Елена Николаевна Яковлева (Курский государственный университет) поведала о состоянии современной музыкальной культуры в Курске.

На конференции присутствовали как любители музыки, так и музыканты-профессионалы – профессора неаполитанской консерватории и солисты театра «Сан Карло». Было радостно наблюдать, что, независимо от сложности политической обстановки, современная музыка и в целом культура России вызывает огромный интерес у итальянцев. Реакция слушателей конференции на доклады была чрезвычайно доброжелательной и заинтересованной. Многие докладчики иллюстрировали свои выступления исполнением музыки «вживую»: играли на фортепиано, пели, что воспринималось итальянцами с неподдельным восторгом и яркими эмоциями. А после завершения научной программы члены общества с удовольствием музицировали вместе с профессорами из России: пели русские песни, итальянские канцоны.

 

Конференция входила в обширную программу межкультурного взаимодействия. Ее участники посетили Неаполитанскую консерваторию Сан-Пьетро-а-Майелла (Conservatorio di Musica San Pietro a Majella), обсудили проблемы современного музыкального образования с профессорами и ректором консерватории Эльзой Евангелиста (председатель Совета директоров, академик, профессор первого класса), совершили экскурсию по учебному заведению с многовековой историей. Российским музыкантам было крайне интересно побывать и в неаполитанском оперном театре «Сан-Карло» – старейшем театре Европы, здесь в те дни был показан балет «Зорба» греческого композитора Микиса Теодоракиса.

Незабываемыми стали поездки с членом Ассоциации, экскурсоводом Валентиной Олейниковой по местам, связанным с Максимом Горьким: на остров Капри, в Сорренто; также на раскопки Помпеи, в которых принимали участие русские художники, в том числе Карл и Александр Брюлловы. Посетили королевский дворец в Казерте, побывали на живописном морском побережье области Кампания в Амальфи, Ровенте, где творили многие художники, писатели, музыканты, в том числе Р.Вагнер.

В ходе мероприятий культурного форума обсуждались возможности совместных проектов, продолжение сотрудничества. Российско-итальянские встречи в Неаполе еще раз убедительно показали, что музыка не знает границ, а культура в ее высоком значении способна объединять народы и страны.

 


Педагогика Культуры № 26 (2017)

Метки: Афанасьева А.Б., Форумы, конференции, встречи

Печать E-mail

Просмотров: 1104