Кулакова Елена Станиславовна,

кандидат искусствоведения,

руководитель Народного музея семьи Рерихов

библиотеки им. Д.С.Лихачева,

г. Новокузнецк

СКУЛЬПТОР ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ:

портреты Николая Рериха


Скульптор Игорь Васильев начал свой путь в искусство стремительным, целеустремленным шагом. Еще студентом третьего курса он приобрел популярность портретом американского пианиста В. Клайберна, вырубленным из светлой березы. «Автор не ошибся в выборе материала, – писал о нем Янис Путят. – Не ошиблись и зрители, посвятив свое внимание и симпатии будущему художнику» [3, с. 6].

За два десятилетия самостоятельной творческой деятельности Васильев в 1960 – 1980-е годы стал одним из наиболее значительных мастеров деревянной станковой скульптуры в Латвии. Мастер психологического портрета он с увлечением воплощал в дереве образы сильных творческих личностей, призванных, по утверждению Николая Бердяева, «творить мир новый и небывалый, продолжать творенье Божье» [1, с. 100].

«Меня всегда интересовала психология творческого процесса, – говорил И.В. Васильев, – отсюда интерес к портретированию музыкантов, поэтов, художников, попытка как-то выразить средствами пластики характер их деятельности» [2, с. 7].

«Одухотворенная поэтичность Блока, бурный вулканизм Сикейроса, титанические страдания Микеланджело, глубокий трагизм Достоевского – вот проблемы, которые в пластической форме охватывает художник», – отмечается в каталоге одной из выставок ваятеля [3, с. 6].

Образ русского художника Николая Константиновича Рериха был одним из ключевых в творчестве Васильева, что связано с глубоким интересом скульптора к философии космической реальности. В этой философии, у истоков создания которой стоял Рерих, человек рассматривается как носитель духа в Космосе, способный через творчество совершить прорыв в неизведанное, в Беспредельность. Именно такой философский подход присущ мастеру при создании портретов творческих личностей.

Из четырех известных нам работ И.В. Васильева, посвященных Н.К. Рериху, три принадлежат сибирским музейным собраниям – Музею Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон Республики Алтай, Государственному художественному музею Алтайского края г. Барнаула и Новокузнецкому художественному музею. Они раскрывают разные грани богато одаренной личности портретируемого.


Первая работа – барельеф в бронзе с портретом Н.К. Рериха для мемориальной доски на дом в алтайском селе Верхний Уймон, в котором останавливался художник в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции. Барельеф выполнен Васильевым в 1974 году к 100-летию Н.К. Рериха. Ученый, мыслитель, художник, путешественник, Рерих был также и выдающимся историком. Он осмысливал исторический процесс во всем его богатстве с позиции метаистории, имеющей космический характер. Художник, по замечанию академика Л.В. Шапошниковой, смог «понять и правильно оценить закономерности и особенности развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем и познать основные направления нашего будущего» [4, с. 129]. И в бронзовом барельефе Васильева Н.К. Рерих показан именно как метаисторик, напряженно всматривающийся в грядущее будущее человечества.


В том же юбилейном для Н.К. Рериха 1974 году Васильев создает полуфигурный портрет художника из красного дерева. Его приобретает Государственный художественный музей Алтайского края г. Барнаула по инициативе алтайского живописца Л.Р. Цесюлевича. В этой работе скульптор раскрывает новые грани личности Николая Константиновича. Он показывает его как художника-мыслителя, общественного деятеля и инициатора международного движения в защиту культурных ценностей, которое увенчалось Пактом, получившим название «Пакт Рериха». Художник-мыслитель считал, что вне поля Культуры личность человека не может нормально развиваться. «Культура не модное, стильно фешенебельное понятие, – писал Рерих. – Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции» [5, с. 54].

В своей работе Васильев изображает Николая Константиновича Рериха с кистью в руке. Он внутренне собран и погружен в размышление. Фигура художника исполнена торжественности и покоя. Легкий поворот головы, свободно спадающий плащ сообщают образу живость и естественную убедительность. Этому впечатлению способствует и контраст фактур – гладкая моделировка лица и рук модели в сопоставлении с волнующейся поверхностью плаща. Глубокий тон красного дерева усиливает ощущение благородства образа художника, посвятившего жизнь служению Культуре.


После поездки в Индию в 1975 году, где скульптор встретился со Святославом Николаевичем Рерихом, И.В. Васильев создает еще два портрета Н.К. Рериха из красного дерева. Работа 1979 года находится в Латвии, а портрет, выполненный в 1985 году, принадлежит Новокузнецкому художественному музею. «Только после путешествия в Индию понял, что в моих портретах Рериха не хватало главного – непосредственного соприкосновения со страной, в которой он жил и с которой был тесно связан. Композиционное решение портрета, созданного после поездки, символизирует духовное единение Рериха с культурой Гималаев: голова художника словно выступает из массивной глыбы, напоминающей по форме скалу», – так комментировал сам автор образное решение портрета 1979 года [2, с. 26].


В работе из собрания Новокузнецкого художественного музея Васильев возвращается к форме полуфигуры и усиливает философское звучание образа Н.К. Рериха. Художник предстает перед зрителем величественным мудрым старцем, познавшим жизненную суть. Одетый в свободный, спадающий складками плащ, Рерих будто остановился на мгновение в глубоком размышлении. Весь композиционный строй и пластическое решение портрета подчинены стремлению автора раскрыть внутреннюю природу портретируемого. Художник-мыслитель, гуманист, ученый, историк культуры, писатель, отважный путешественник, выдающийся общественный деятель Рерих сродни гигантам эпохи Возрождения неустанно творил, щедро даря свой талант людям. Все виды деятельности, которыми он занимался, пронизаны космическим мышлением, вселенским видением, синтетическим подходом к решению поставленных задач. В них видится новый взгляд, новая система познания окружающего мира, связанная с философией космической реальности, раскрывающей человечеству новые возможности в различных областях науки и искусства. «Все Учения, все философии были даваемы для жизни, – писал Рерих в очерке «Живая Мудрость». – Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света» [6, с. 60].

Фигура художника в портрете И.В. Васильева наполнена внутренним спокойным ритмом, который создается вертикальным течением масс. Своим волнообразным рисунком его усиливает текстура красного дерева, передавая сердечное горение портретируемого и оживляя созданный художественный образ. Гладкая полировка поверхности помогает скульптору лучше использовать эстетические качества материала для передачи внутреннего состояния Рериха.

Так скульптор И.В. Васильев, многократно обращаясь к образу Н.К. Рериха, раскрывает перед зрителем каждый раз новые грани универсальной личности художника. Концентрируя внимание на передаче его духовного мира, ваятель призывает нас, как и Рерих, успеть «подумать о том, что для всех неизменно. Подумать о вечном» [6, с. 397].

 


Цитируемая литература:

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т.1. – М., 1994.

2. Карклинь Г.Н. Игорь Васильев. – М.: Советский художник, 1990.

3. Каталог выставки работ скульптора Игоря Васильева. – Юрмала, 1971.

4. Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. – М.: Международный Центр Рерихов, 2006.

5. Рерих Н. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

6. Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Республика, 1994.

 


Педагогика Культуры № 17 (2013)

Печать