Об изданиях тематических сборников по работам Рерихов

Воробьева Наталья Карловна,

заведующая научной библиотекой

Международного Центра Рерихов, Москва

 

В последние годы книжная индустрия развивается очень быстро, однако, качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего. Под качеством такой книжной продукции подразумевается не только и не столько хорошее полиграфическое исполнение, сколько ее содержание. А ведь именно качественная литература может оказывать влияние на уровень просвещения и образования, формировать новое мышление и мировоззрение.

Понятно, что книга сейчас находится в жесткой конкурентной среде. Появление ридеров*, возможность скачать необходимую книгу в Интернете заставляет некоторых авторов и издательства задумываться о производстве и удачном сбыте своей продукции и прибегать к некоторым уловкам, которые позволяли бы привлекать читателей к своим книгам, чтобы они раскупались. Желание вполне понятное. Такие книги «штампуются» одна за другой. Автор выполняет свои обязательства перед издательством и к указанному сроку выходит книга, подготовленная любой ценой. А цена будет немалой, за ценой не постоят. В основу положен принцип – быстро и хорошо заработать. Появляется «брэндовая» литература.

К сожалению, таким брэндом недобросовестные авторы сделали имя Рерихов. В данном случае имеются в виду книги, составителем которых является Н. Ковалева (Н. Самохина) и которые выпускаются как тематические сборники по работам Е.И. Рерих, Н.К. Рериха, Учению Живой Этики, имея привлекательные, интригующие, «коммерческие» названия. «Сакральное Знание: Агни Йога о человеке, космосе, жизни», «Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги», «Сокровенное знание Агни Йоги. Теория и практика» и т.д. – все эти книги изданы под авторством Е.И. Рерих. Однако, у Елены Ивановны работ с таким названием не было. Так оформлять книги категорически непозволительно. О качестве содержания сборников писать не будем, это отдельная тема. А вот оформление книг вводит в заблуждение читателей, дезинформирует их, тем более, что книги многократно переиздаются и немалым тиражом.

Для библиографов и библиотекарей титульный лист является паспортом издания, по нему составляются библиографические записи. Согласно ГОСТу, если автор произведения указан на титульном листе, на обороте титульного листа или на обложке, библиографы должны составлять библиографические записи на этого автора (ГОСТ 7.1-2003). В данном случае имя Е.И.Рерих дано в качестве автора, хотя на самом деле автором этих книг она не является. В результате эта дезинформация попадает во все поисковые системы: каталоги (электронные и бумажные), картотеки, библиографические списки и указатели, Интернет.

Известно, что всю свою жизнь Е.И. Рерих записям Живой Этики, положения которой человек должен изучать и претворять в жизни каждого дня, если хочет духовно совершенствоваться. К философскому наследию, которое нам оставили Рерихи для духовного развития, надо относиться с уважением, бережно, что является одним из условий его глубокого изучения. Сама Елена Ивановна к изданию своих книг относилась очень серьезно и продумывала каждую деталь. В оформлении все играло роль – и размер книги, и цвет обложки, и цена.

То, что написал и составил сам автор – это первичный материал. Все переработки первичного материала, составление тематических и рекомендательных сборников другими лицами, используя труды персоналии по своему замыслу – это вторичный материал, который не всегда бывает удачным. Но в таком случае составитель должен ставить свое имя в этом качестве, а другие имена, труды которых использует, указывать в аннотации, предисловии, списках литературы и т.д. Очень жаль, что составители сборников, о которых говорилось выше, не понимают, что таким изданием книг они дискредитируют имя Рерихов.

Также обращает на себя внимание индекс Библиотечно-библиографической классификации (ББК), проставленный в книгах Н. Ковалевой. Посредством индекса и руководствуясь принципом научной объективности, библиотекарь-библиограф должен указать на принадлежность той или иной книги к определенной отрасли знания. Таблицы ББК разработаны не только для библиотечных работников, которые по ним формируют фонд и организуют систематические каталоги. Индексы необходимы также для работников издательств, он используется в электронных библиотеках и т.д. Указанный на книге индекс дает направление в понимании и познании произведения печати. Поэтому очень важно правильно определить тематику книги и, если это сделано неквалифицированно, то книге может быть присвоен индекс, который будет создавать о ней ложное впечатление.

Индекс 86.42, проставленный на книгах, о которых идет речь, обозначает раздел оккультизма. Став доктором философских наук, Н. Ковалева должна быть в курсе, что Учение Живой Этики рассматривается как философия космической реальности и никакого отношения к оккультизму не имеет. Ей должно быть хорошо известно, как негативно Рерихи относились к оккультизму и, в частности Елена Ивановна. «Вероятно, Вы уже знаете, что я не люблю слово оккультизм, – писала она. – Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно всюду изъять его, но, где возможно, я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующему и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые прежде всего заключены в самом человеке как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к синтезу всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут нерушимую ценность» [1].

Индексировать Учение Живой Этики в раздел оккультизма – это грубая ошибка, которая показывает незнание предмета.

Около 15 лет назад Рабочая группа при Научной библиотеке и Научном отделе Международного Центра Рерихов провела большую работу по пересмотру раздела 86.42, куда относились философские труды семьи Рерихов, Учение Живой Этики. Рабочая группа в составе представителей различных направлений научного знания выработала обоснованные предложения по включению трудов Рерихов, Учения Живой Этики в раздел «Философия». Предложения были посланы в Научно-исследовательский Центр развития ББК Российской государственной библиотеки (РГБ)[2]. В результате этой работы в пятом выпуске средних таблиц ББК интересующая нас тема была помещена в раздел «Космизм» – «87.3(2)61-688».

Пришло время, как писала Е.И.Рерих, пересмотреть «терминологию вчерашнего дня» и дать понятиям новые определения. Это можно видеть на примере издания указанного выпуска ББК. Таким образом, сделан первый шаг к пониманию того, что Учение, данное Учителями Востока, записанное Рерихами является новой философской системой, отражающей законы космической эволюции человека. Оно многогранно и затрагивает важные стороны нашей жизни, дает ответы на интересующие нас вопросы, ставит задачи перед исследователями, помогает понять, в каком направлении необходимо развиваться человеку и обществу.

Любое философское учение, система или концепция воспринимается и принимается обществом не сразу. Это зависит от сознания людей и их готовности к новому мышлению. Учение Живой Этики дано не на одно столетие. Об этом писала Елена Ивановна Рерих. Наша задача в данный исторический период – проводить разъяснительную и просветительскую работу для всех, кто готов к восприятию новой философской концепции.

Международный Центр Рерихов выпускает научное издание Учения Живой Этики. Проведена большая исследовательская работа по изучению рукописных и архивных материалов. В опубликованных томах учтены все пометки, изменения, дополнения, сделанные рукой Е.И. Рерих. Книги имеют предисловие, комментарий, приложение, справочный аппарат и представляют собой самое точное научное издание Живой Этики.

К изданиям таких книг, их оформлению и наполнению нужно относиться внимательно, с научным подходом, а не с потребительским. От этого зависит формирование мировоззрения и мышления читателей.

Авторы, составители, издатели! Будьте корректны и этичны, когда беретесь за такие работы и прикасаетесь к великим именам. Изучайте их труды, берите с них пример, расширяйте сознание и совершенствуйтесь!

 

Литература:

1. Письма Елены Рерих. В 2-х т. Т.2. – Минск: 1992. – С. 354.

2. См.: Логинова М.Ю. Систематизация книг Живой Этики в таблицах ББК // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.4. – М.: МЦР, 2007. – С. 616-627.

 

________________________

* reader - электронные устройства для чтения электронных книг (прим.ред.)

 

Источник:
 http://www.icr.su/rus/protection/reviews/vorobjeva/

 


Педагогика Культуры № 17 (2013)

Печать