Русская школьная библиотечная ассоциация создала проект «Читающая мама – читающая нация» (разработчики Т.Д.Жукова и И.И.Тихомирова). Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей.

Предлагаем Вашему вниманию новую работу известного российского ученого, специалиста в области психологии детского чтения И.И. Тихомировой «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика». В данной статье раскрывается принципы методики обучающей практики, основанной на соединении педагогики чтения с этикой и включающей в себя пошаговые действия, адаптированные к конкретным условиям.

 

Материнские чтения в контексте воспитания:
обучающая практика

Тихомирова Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук,

Санкт-Петербург

 

Кризис детского чтения как одно из проявлений общего кризиса культуры в России на Российском Литературном собрании, прошедшем в ноябре 2013 года в Москве, был признан проблемой государственной важности, приравненной к делу обеспечения национальной безопасности страны. Детское чтение и воспитание подрастающего поколения были тесно увязаны между собой. Подчеркивалось, что негативизм к чтению и демотивация детей к учебе, утрата смысла великих слов: любовь, дружба, честь, совесть и др., заполнение речевого пространства детской жизни флюидами ненависти и вражды, отчуждение детей друг от друга, – это явления одного порядка. Доминантой в решении проблемы воспитания единодушно была названа литература.

Говоря о мерах выхода из создавшегося положения, участники Собрания сделали акцент на школе, конкретно, на учителе литературы, полагая, что при определенном изменении программы и отмене ЕГЭ по литературе, только от него будет зависеть изменение положения в лучшую сторону. Учитель – ключевое звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь, называемую Детское чтение. Лишь Президент РФ В.В.Путин в своем выступлении упомянул библиотеку, сказав, что надо активнее использовать ее возможности. Что касается семьи, то этот участник литературного воспитания детей не был назван никем.

В этой связи стоит вспомнить, что в конце 19-го века, когда в России наблюдался не меньший, чем сегодня, кризис детского чтения, а схоластическая система литературного образования была схожа с нынешней, Виктор Петрович Острогорский (1840–1902), педагог и общественный деятель, главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение», обратил свой взор на родителей и прежде всего, на главный центр семьи – мать, которая более, чем кто либо другой, заинтересована в воспитании своих детей. Он стал через журнал посылать матерям письма обучающего характера, как можно в домашних условиях через организацию семейного чтения помочь детям в литературном образовании и читательском развитии, как использовать книгу в воспитательных целях. Необходимость обратиться именно к матерям как первым воспитательницам своих детей он объяснил так: «Как бы ни был хорош отец, я все-таки утверждаю, что в домашнем воспитании в детях благородного эстетического настроя первая и главная роль всегда будет принадлежать именно матери». При этом он указывал на одну из важных причин гибельного положения семейного чтения – неподготовленность матери к воспитанию детей средствами литературы. При педагогической неграмотности родителей семейное чтение не даст положительных результатов. Осознав это, Острогорский взял на себя помощь в организации и содержании семейного чтения, используя в качестве средства воспитания художественную литературу.

Вспоминая это движение матерей в защиту детского чтения, у руля которого встал В.П.Острогорский, Русская школьная библиотечная ассоциация в 2011 году создала проект «Читающая мама – читающая нация» (разработчики Т.Д.Жукова и И.И.Тихомирова). Особое внимание в проекте было обращено на молодых матерей, чье детство совпало с перестройкой 90-х годов в России. Нынешние молодые мамы не получили прививки книгой в детские годы и оказались безоружными в читательском воспитании собственных детей. Целое поколение родителей оказалось потерянным для проведения и организации семейных чтений. Оно отдало это дело на откуп учителей, не учитывая, что нынешнее школьное образование оказалось не способным решить эту задачу.

Основная из обучающих практик, заложенных в проект «Читающая мама – читающая нация», была организована на страницах журнала «Читайка». Вкладка в журнал «Подсказки для взрослых» в течение более двух лет (этот процесс продолжается и настоящее время) вела разговор с родителями и более всего с матерями на тему «Добру отроем сердце», реализуемую через совместное чтение и обсуждение в семье литературных произведений. Цель «Подсказок» – научить родителей, как без назиданий и внушений говорить с детьми на нравственные темы, как использовать для этого совместное чтение с ребенком художественных произведений, как сопровождать его обсуждением поведения литературных героев, оценивать и раскрывать характер отношения их со сверстниками и взрослыми, как учиться на этом опыте.

Организация обучения родителей проходила в разных вариантах. В первом случае, занятия в «Подсказках» непосредственно были ориентированы на родителей. Те из них, кто получал журнал «Читайка», обучались через журнал. Материалы отдельных занятий с родителями публиковались также в журнале «Семья и школа». Тех, кто не выписывал названные журналы, обучались через библиотекарей, если эти журналы имелись в школьных и детских библиотеках, и библиотекари могли учебные материалы рекомендовать родителям, а в случаях необходимости – комментировать их. Частично обучение шло через родительские собрания, посвященные детскому чтению. Начало проведению собраний городского масштаба было положено на Камчатке, в рамках Форумов Школьных библиотек в 2012, 2013 годах, с участием разработчиков проекта «Читающая мама – читающая нация». Несколько раз разработчики встречались с библиотекарями, работающими с детьми в других городах, и проводили на местах обучение библиотекарей.

В качестве обучающего материала для чтения был использован малый жанр литературы – рассказ, наиболее оперативный и удобный для использования в домашних условиях. А из методов было предложено чтение вслух с последующим обсуждением прочитанного произведения. Учитывая нелюбовь нынешних детей к чтению вообще и особый страх перед толстыми книгами, в программе ставилась задача прививать вкус к чтению полноценной литературы и ее осмыслению, начиная с малых доз, полагая, что они послужат «приманкой» к чтению более объемных произведений. Особое внимание в программе было уделено подросткам, чье поведение, как известно, вызывает повышенную тревогу общества.

 Обучающая практика, основанная на соединении педагогики чтения с этикой, включила в себя несколько пошаговых действий, адаптируемых к конкретным условиям. Перечислим их:

1. Выбор воспитательных модулей, актуальных для современных подростков. Например: «Доброта», «Правда», «Совесть», «Красота», «Сила воли» и др.

2. Обоснование важности и раскрытие сущности каждого модуля.

3. Подбор художественно полноценных произведений для подростков, написанных в жанре рассказа и соответствующих теме модуля.

4. Анализ и аннотирование рассказов в контексте воспитательного модуля.

5. Формирование концепции и логики разговора с подростком, диктуемой содержанием выбранного произведения.

6. Формулировка «рабочих» вопросов для обсуждения произведения.

7. Подбор и составление списка дополнительной литературы по обсуждаемой теме.

Выбор модулей продиктован необходимостью осмыслить основные категории нравственности и соотнести их с вопросами воспитания подростков. Предполагалось, что каждый из модулей должен был стать для ребенка открытием нравственных ценностей. Одновременно с выбором модуля ставилась задача соотнести его с имеющимися художественными произведениями, написанными в жанре рассказа и несущими в себе психологически убедительное и образное разрешение тех или иных нравственных проблем. В каждый модуль включено по нескольку рассказов с тем расчетом, чтобы последующий рассказ дополнял предыдущий, раскрывая тему модуля с новой стороны и в новом нравственном ключе.

В целом перед взором читателя проходил своего рода кинолента с разными жизненными сценариями и моделями поведения большого количества литературных героев-подростков, изображенных писателями-гуманистами. Каждый рассказ – это открытие новых характеров, неповторимых душевных состояний, определенных решений нравственных коллизий. Предполагалось: чем больше школьник прочитает или прослушает рассказов о разных жизненных ситуациях и конфликтах, происходящих в детской среде, чем больше в ходе обсуждений откроет новых смыслов в изображенных писателями событиях, тем богаче будет опыт его социального поведения, сопережитый с литературными сверстниками.

Мы искали рассказы в художественном, психологическом и нравственном отношении безупречные. С этой целью мы обратились к признанным мастерам названного жанра – отечественным писателям второй половины 20-го века, чьи произведения, адресованные детям, переиздаются до сих пор. В их плеяду входят такие писатели как В.Астафьев, В. Распутин, В.Солоухин, Ю.Нагибин, В.Драгунской, В.Голявкин, Ю.Томин, Р.Погодин, С.Вольф и многие другие. Их произведения, проникнутые гуманностью и актуальные для своего времени, не только не устарели, но еще более стали актуальными для нашего времени – времени духовного вакуума и обесценивания нравственных ценностей. Частично были использованы и произведения современных детских писателей. Среди них рассказы Н.Васильевой, Т.Кудрявцевой, В.Злотникова.

При отборе рассказов для чтения и обсуждения их в семье мы исходили из следующих критериев:

– чтобы тематика рассказа была близка детям и культивировала традиционные ценности;

– чтобы рассказ можно было прочитать целиком за несколько минут и по свежим впечатлениям обсуждать;

– чтобы рассказ был художественно совершенным и содержал сюжетную нестандартность, обостряющую интерес школьника и пробуждающую желание откликнуться;

– поднимая важные проблемы гуманизации детского сознания, надо было, чтобы автор не давал готовых решений, а предоставлял читателям самим думать, отстаивать свою позицию и через активность размышления и сопереживания с литературными героями делать самостоятельные выводы;

– отражая разные варианты и нюансы человеческих отношений, рассказ был бы близок опыту подростков и мог вызвать у них жизненные ассоциации;

– ни одно из включенных в модуль произведений не должно повторять другого в решении нравственных проблем.

Найти такие рассказы было все равно, что найти крупинку золота в груде песка. Помогали в этом случае библиографические разыскания и собственный читательский багаж. Из последних изданий, в которых сделана подборка книг о проблемах детства по тематическому признаку, использованы пособия И.Н.Тимофеевой «Дети. Время. Книга» (2009), Т.И.Михалевой «Современный подросток в современном мире» (2007), ее же подборка книг, опубликованная на страницах журнала «Школьная библиотека, посвященная взаимоотношениям подростков с родителями «Дети и родители» (2011), М.С. Костюхиной «Детская литература о проблемах детства» (2003)

Так было составлено десять тематических модулей, включивших в общей сложности более 50 названий рассказов. В совокупности сформировался своеобразный банк отраженных в литературе типичных ситуаций, с которыми подросток сталкивался или мог столкнуться на протяжении своей жизни. Для тех, кого тема модуля могла заинтересовать и вызвать желание выйти за рамки жанра рассказа, каждый модуль сопровождался списком дополнительной литературы по аналогичной теме.

Особое внимание в данной обучающей практике уделено характеру и логике вопросов для обсуждения. Они были нацелены не на пересказ прочитанных текстов и не на анализ стилевых особенностей произведения (что обычно делает учитель в школе), а на налаживание диалога между произведением и читателем. На то, чтобы провоцировать споры, рождать самостоятельные мысли, активизировать нравственные поиски, побуждать задуматься о людях и о самих себе, вызвать потребность высказывать свои суждения в диалоге с другими. В целом вопросы нацелены на разговор о жизни, о нравственных ценностях, о смыслах изображенных в рассказах событий.. Но это не абстрактные суждения этического характера, а суждения, опирающиеся на образную конкретику литературного произведения. Своими вопросами составитель подсказывал родителям, на что обратить внимание, с чем сравнить, о чем напомнить, опираясь на текст рассказа, чтобы вызвать образ, тронуть сердце, возбудить мысль. Задача вопросов – не голую мораль выискивать в тексте рассказа, а возбудить впечатления от прочитанного, ввести произведение в сознание читателя, чтобы оно ввело в душу ребенка целый мир новых чувств и мыслей.

Вопросы к обсуждению сформулированы так, что ни на один вопрос нет в тексте готового ответа. Ответы должны рождаться в суждениях самих читателей. В этом плане они позволяют многое узнать о нравственном облике самих участников обсуждения.

Каждое обсуждение – своего рода педагогический эксперимент, выявляющий нравственные представления юных читателей, их способности вести диалог, ориентироваться в разных точках зрения по одному и тому же вопросу. Для этой цели в перечень вопросов к читателям, когда это было уместно, вводились вопросы личного порядка, такие как:

«Что для вас означает понятие "Честное слово"?»

«Как вы преодолеваете страх и мобилизуете себя на решительный поступок?»

«Как вы разрешаете ваши конфликты с друзьями?»

«Как понимаете слова: "сострадание", "благородство", "великодушие"?»

Часть вопросов направлена на связь произведения с личным опытом читателей:

«Бывало ли такое с вами?» «Испытывали ли вы сами или наблюдали у других нечто подобное?»

Многие вопросы ориентированы на выявление чувств детей:

«Какой эпизод рассказа или событие произвели на вас особенно сильное впечатление?»

«За кого из героев вы больше всего переживали?»

Немало использовано вопросов, стимулирующих воображение читателей:

«Что, по-вашему, произойдет с героями за рамками произведения, как сложатся их дальнейшие взаимоотношения?»

«Как вы представляете себе того или иного литературного героя, как бы вы его нарисовали, если бы были художниками?»

«Если бы вы оказались на месте героя, как бы поступили – так, как он, или иначе?»

Мы стремились вопросами не только выявить и возбудить впечатления от прочитанного, но и укрепить способность мыслительную, связанную с оценкой поведения литературных героев:

«Прав ли был литературный герой в своем поведении, как иначе он должен был поступить, одобряете или осуждаете его поступок?»

«Как повлияло происходящее в рассказе событие на его участников и как на вас?»

Вместе с детьми мы искали причинно-следственные связи в поведении и умонастроении литературных героев, и потому многие вопросы начинались со слова «Почему?»:

«Почему герой действовал так, а не иначе, какими соображениями он руководствовался?»

«Почему у него возникали такие мысли и чувства, а не другие? Чем они обусловлены?»

Обсуждение – это не хаотический набор вопросов, не привычная викторина и не пересказ сюжета литературного произведения – это система логически связанных между собой вопросов, основанных на понимании сущности процессов восприятия художественного произведения как особого рода образного познания, связанного с поисками смысла прочитанного произведения. К решению поставленной в произведении проблемы читатель приходит не интеллектуально, а путем сопереживания героям, включения в более высокую, чем привычную, систему ценностей. Происходит расширение границ детского сознания, помогающие читателю не только разобраться в мотивах поведения персонажей, но и осознать свои. Совершается то, что называется универсалиями смыслов. Так происходит регуляция сознания и поведения читателя, так вызывается творческая доминанта. Абстрактные рассуждения этического характера здесь сводятся к нулю, должна работать сама образная система произведения.

Мы назвали разработанные нами вопросы «рабочими» потому, что в реальной практике и конкретных условиях семьи перечень вопросов и их общая логика могут корректироваться. Это зависит от реакции читателей, высказанных ими соображений, которые способны изменить ход обсуждения. В этой ситуации огромная роль принадлежит ведущему обсуждение. Как участник обсуждения он должен быть открыт читателю и откровенен в собственном опыте прочтения рассказа. Важно понимать, что проблемы литературных героев – это и проблемы самих участников обсуждения. Совместный разговор взрослых и детей о литературных героях, общие переживания вокруг прочитанного материала – это эмоциональная привязка членов семьи друг к другу и лучшая профилактика негативных реакций детей на жизненные невзгоды.

Стоит прислушаться к совету, какой дал упомянутый нами Виктор Петрович Острогорский, говоря о семейном чтении и участии в нем матери. Чтобы установить связующую нить между матерью и ребенком, надо учиться вместе, как он говорил, «радоваться радостям литературных героев, скорбеть их печалями, ужасаться преступлением и смеяться над пороками и заблуждениями, восторгаться высокими поступками вымышленных героев». Общие переживания и общие размышления исповедального характера – лучшие скрепы семьи.

Изложенная и проверенная опытом обучающая практика «Добру откроем сердце: школа материнского чтения» (автор И.И.Тихомирова) готовится к изданию в издательстве «Школьная библиотека» в качестве методического пособия для руководителей детского чтения и для всех тех, кто заинтересован сделать нынешнее юное поколение читающим и одновременно интеллектуально и духовно состоявшимся.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (фрагменты материала пособия*)

Тихомирова И.И.

 СОВЕСТЬ, ИЛИ СУД НАД СОБОЙ

 «От человека утаишь, а от совести не скроешь» (Русская пословица)

Введение в тему

Побудительной силой утверждения в человеке добра является совесть – работа самосознания и чувство вины из-за собственного ошибочного поведения. Это гнев, обращенный внутрь себя. Одно из определений слова «Совесть» в словаре В.Даля гласит: «Признание своей ошибки, совершенного проступка». Иначе говоря, совесть – это осознание человеком зла, умышленно или нечаянно причиненного другому человеку или животному. И не только осознание, но и страдание, и боль по поводу боли другого, виновником которой являешься ты сам. Чувство вины, раскаяния, нравственные муки – могучие силы духовной жизни человека. Смысл слова «совесть» Михаил Пришвин видел в том, что оно передает «весть» от человечества к человеку, и человек, принимая эту весть и разделяя ее, соответственно оценивает свои поступки. Пушкин сравнивал совесть с когтистым зверем, скребущим сердце. Если это так, то зачем она нужна человеку?

Ответить на этот вопрос помогут художественные произведения. Предлагаемые для обсуждения с детьми рассказы показывают, что развитие личности растущего человека, его социализация совершается в преодолении внутренних противоречий, в борьбе мотивов, в нравственной самооценке. С одной стороны человеку хочется доказать себе, что «он ни при чем», что он не виноват в совершенном действии. Но с другой стороны некий тихий голос тайно твердит, что все-таки он виноват, и этот голос не дает ему покоя. Нужно определенное мужество, чтобы признать свою вину. И это признание, как говорил о нем русский философ Иван Ильин, очистительно. Оно рождает чувство ответственности, которое будет стоять на страже каждого нового поступка. Вместе с этим оно рождает понимание другого человека, его душевного состояние так, как если бы вина другого была его собственной. Эмоциональные искания в детской душе, недовольство собой, порой бывают глубоки и остры. Проникнувшись ими, разделив их с литературными героями в процессе чтения, юные читатели обогащаются опытом их разрешения, лучше узнают духовные возможности собственной личности. Помогая детям в процессе обсуждения вдуматься в тончайшие сферы переживаний персонажа-человека, библиотекарь, учитель, родитель расширяют эмоциональный диапазон души ребенка, обогащают его нравственную культуру, гуманизируют сознание, направляют на путь добрых поступков.

На эту тему предлагаем обсудить следующие рассказы:

1. Голявкин В. Совесть.

2. Астафьев В. Зачем я убил коростеля?

3. Осеева В. Бабка.

4. Солоухин В. Ножичек с костяной ручкой.

5. Нагибин Ю. Старая черепаха.

6. Вольф С. Подарочек.

7. Васильева Н. Полынья.

С текстами рассказов, а также с аннотациями и вопросами можно ознакомиться в журнале «Читайка», 2012, № 1 (вкладка)

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Аннотации, вопросы и тексты рассказов:

Ю.Нагибин «Старая черепаха» и В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

 

Юрий Нагибин «Старая черепаха»

В рассказе Ю.Нагибина идет речь об осознании ребенком своей вины перед старой, мало подвижной черепахой Машкой, которую он променял на две маленькие быстрые черепашки. Очень они ему понравились: с ними было интересно играть. На старой можно было только сидеть или стоять. Для игры она не годилась. Когда он принес домой двух черепашек, отдав за них старую, мать огорчилась, но он не понял, почему. Ему казалось, что ничего плохого он не сделал. Правда, когда он передавал старую черепаху новому владельцу, у него замерло дыхание и стало пощипывать в носу, но он не придал этому значения. Он был счастлив и полюбил эти маленькие существа, о чем признался матери. От нее вместо похвалы услышал: «Выходит, старый друг не лучше новых двух». Вечером, лежа в постели и укрывшись одеялом, он начал обдумывать эти слова и уговаривать себя, что ничего дурного он не сделал. У старой черепахи он стал выискивать ее отрицательные качества. И все-таки не спокойно стало у него на душе: новым хозяевам он не объяснил, как надо за ней ухаживать, как кормить. Если неправильно, она может умереть. И чем больше думал об этом, тем сильнее чувствовал недовольство собой. Впервые Васе стало казаться, что он сделал то, чего нельзя было делать. Ему пришла в голову мысль, что мир существует не только для него, но и он – для мира. Возникшее чувство вины подняло его с кровати. Он засунул маленьких черепашек к себе под рубашку и направился к дому, где находилась старая черепаха, чтобы забрать ее у нового хозяина, а ему вернуть молодых. И хотя ночью ему было страшно, он заставил себя идти. Он не знал, что за ним следует его мать, чтобы издали охранять его и чтобы не помешать своим окриком «первому доброму подвигу своего сына». На этой фразе заканчивается рассказ, оставив читателю возможность поразмыслить над ним и продолжить его сюжет.

Вопросы к обсуждению:

– 1. Почему мама Васи была недовольна, что он променял старую черепаху на двух молодых? Оправдываете ли вы его поступок?

– 2. Как вы понимаете пословицу «Старый друг лучше новых двух»? Почему изменилось отношение Васи к самому себе, когда он понял, что поступил не так, как гласит пословица?

– 3. Разделяете ли вы намерение Васи вернуть старую черепаху? Почему он решил это сделать?

– 4. Что означают слова: «Не только мир существует для тебя, но и ты – для мира»? Какое отношение они имеют к Васе? А может быть, они имеют отношение к каждому из нас?

– 5. Что заставило Васю вскочить с кровати и идти по ночным улицам, чтобы вернуть черепаху?

– 6. Почему мама не окликнула своего сына, а лишь издали охраняла его? Поддерживаете ли вы ее мысль, что сын совершил первый подвиг?

– 7. Как вы думаете, удалось ли Васе вернуть старую черепаху? Давайте вместе продолжим сюжет рассказа.

 

Владимир Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

Рассказ построен на воспоминании автором случая из его собственного детства. Когда ему было 8 лет и ходил он во второй класс, привезли ему из Москвы красивый перочинный ножичек с костяной ручкой и зеркальными лезвиями. Он стал для мальчика настоящим сокровищем, и он широко его использовал в своих мальчишеских делах. Даже учителю ножичек пригодился для оттачивания карандашей. Мальчик всегда носил его в сумке. И вот однажды в сумке ножичка не оказалось. Обнаружил он это на уроке. И первая мысль, какая пришла ему в голову, что ножичек украли. Он сказал об этом учителю. В классе начался допрос – кто взял ножичек. Но никто не признался. Не дала искомый результат и проверка сумок и парт учеников. И в тот момент, когда уже почти все ученики были проверены, ножичек выскользнул из одной из тетрадок хозяина. Этот факт шокировал мальчика. Вместо радости начались терзания. Он не знал, как ему поступить: сознаться, что ножичек нашелся, или промолчать. Ему проще было промолчать, но тогда останется впечатление, что в классе есть воришка. Из-за несчастного ножичка учеников обыскивали, ставили их в унизительное положение, сорвали урок. Хоть и неосознанно, но мальчик причинил классу зло. Признаться, что ножичек нашелся, значит поставить себя под удар, вызвать гнев и учеников и учителя. И все-таки он выбрал второе, чем вызвал возмущение всех присутствующих. Учитель выгнал его из класса. И вместо того, чтобы бежать домой и выплакаться там, он встал около дверей школы, готовый на добровольную казнь – выслушивать упреки, проходящих мимо одноклассников: «Эх ты!».

В центре обсуждения рассказа дилемма: как поступить – выгородить себя, поставив под удар класс, или снять с класса позор ценой собственного унижения. Мальчик выбирает второе: совесть не позволила ему промолчать о находке, т.е. солгать, хоть и хотелось ему, чтобы и ножичек, и он сам «провалились бы сквозь землю».

Вопросы к обсуждению:

– 1. Почему ножичек с костяной ручкой был мальчику так дорог? В чем была его ценность?

– 2. Какие чувства испытал мальчик, когда обнаружил исчезновение ножичка? Приходилось ли вам испытывать подобное в жизни?

– 3. Как он реагировал на обыск одноклассников, какие чувства он испытывал при этом? Почему он испытывал неловкость, отчужденность свою от класса в этот момент?

– 4. Почему признаться, что ножичек нашелся, было так «ужасно» для него? И почему все же он заставил себя признаться?

– 5. Вместо того, чтобы скорее убежать домой и там придти в себя, он остался стоять у дверей школы, готовый казнить себя укорами одноклассников и учителя. Как вы думает, почему он так поступил? Поддерживаете вы его поступок или осуждаете?

– 6. Виноват ли мальчик? Если «да», то в чем его вина?

 


*Материал пособия опубликован в журнале «Читайка», 2012, № 1 (вкладка)

 


Педагогика Культуры № 20 (2014)

Печать