Предвестники Великого Перехода

Бак Виктория Федоровна,

учитель школы № 11 г. Артемовска, Украина

 

Человечество подобно ткачу, работающему на станке времен с изнанки.
Придет день, когда, взирая на другую сторону ткани, человечество узрит картину дивную и величавую, вытканную на протяжении веков его собственными руками, причем само оно не ведало ничего, кроме путаницы нитей на изнанке ткани. В этот день человечество преклониться перед Провидением, проявляющим себя в нем самом.

Ламартин

Бывают в жизни особые минуты, когда в душе и окружающем мире воцаряется покой и благоговейный трепет перед красотой и целесообразностью всего сущего, тогда из глубины сознания возникает вопрос: «Зачем люди приходят на Землю? Зачем эти войны, страдания, трепет первого поцелуя, радость рождения и горе смерти?» Хочется понять, в чем смысл существования человечества и мой как части этого человечества. Каждый год, отправляясь в поход по древним горным городам Крыма, хочу соприкоснуться с тайной рождения, жизни и гибели этносов – тавры, скифы, готы, греки и римляне приходили и уходили, оставляя после себя не только развалины древних исаров и храмов, но и то, что так влечет меня сюда, – особый героический дух человечества, такой же непостижимый, как красота местных гор. Материя, «проработанная человеческим духом», даже после ее разрушения хранит на себе отпечаток духа, в пространстве остается прообраз того, что было и тогда «страдания наши превращаются в счастье для тех, кто будет жить после нас». В горах, под звездным небом, у разрушенного исара, особенно искренне и чисто мыслится о том, что есть, было и будет со всеми нами.

 

 Я, учитель биологии, осмысливаю свое место на Земле, и оно удивительно соединяется с местом всех тех, кто жил и будет на ней жить. Ощущение единства со всем человечеством дает силы и наполняет верой в то, что все происходящее с нами, людьми, имеет Высший смысл, без которого не было бы ничего, что мы называем Проявленной Вселенной.

 Школьному учителю приходится каждый день сталкиваться с Будущим в лице своих учеников.

 За последние 10-15 лет ученики изменились. Они стали свободнее в своих размышлениях, у них отсутствует страх подчинения, они энергичны и имеют силы для преобразования мира, который устроен, по их мнению, не всегда правильно. Современные ученики скептически относятся к прошлому, строго судят взрослых и готовы отстаивать свою точку зрения, не взирая на авторитеты, всеми доступными методами.

 

  С конца 90-х годов XX столетия во многих источниках начинает появляться информация о необычных детях, отличающихся от своих сверстников по психологическим параметрам, а также и по анатомо-морфологическим признакам.

 В настоящее время, практически не осталось ни одной мамы, которая не слышала бы о феномене «дети индиго». Началась даже некая мода на то, что все поступки современных детей объясняются с точки зрения их причастности к поколению «детей индиго». Пересмотра учебных программ не происходит, официальная педагогика хранит молчание, а учебные заведения, в основном, провозглашая индивидуально – личностный подход, продолжают работать по-старому, изменяя подходы в образовании по форме, а не по сути. Мы столкнулись с ситуацией, когда действительно имеет место появление необычных детей, и следует серьезно изучить этот феномен, чтобы понять, как измениться нам, взрослым, чтобы связь ученик-учитель не прервалась, и дети нового уровня сознания захотели у нас учиться.

 Бесспорным является тот факт, что человечество как вид стоит на рубеже серьезных перемен, перемены эти должны позволить существовать человечеству в новых геофизических и космических условиях. Трудно прогнозировать, какими будут эти условия, но они должны способствовать тому, чтобы человечество сознательно участвовало в процессах эволюции. Существенным изменениям подвергнется способ мышления и структура сознания. Лучшие нравственные человеческие качества: альтруизм, любовь к ближнему, творчество, – станут естественной потребностью людей земли. Ноосфера – оболочка Земли, созданная творческой человеческой мыслью, будет обладать способностью ускорять эволюционный процесс.

 В.И. Вернадский в «Трудах по философии естествознания» отмечает: «Взрывы научного творчества, повторяющиеся через столетия, указывают на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу. Их нарождение есть реальный факт, теснейшим образом связанный со структурой человека, выраженной в аспекте природного явления»[1].

  Приведу некоторые наблюдения из своей педагогической деятельности, которые характеризуют детей Нового сознания.

  Можно назвать год, с которого, по моим наблюдениям, начался активный приход детей нового сознания – это 1990-й. В 2006/2007 учебном году они заканчивают 11-й класс и скоро вольются во взрослую среду, которая не готова к их независимости, широте взглядов и способности соединять несоединимое. Детей этих не так много, как можно прочесть в некоторых источниках, но они при своем небольшом количестве создают особую среду в классе, которую боятся или – в лучшем случае – могут принимать учителя. Любить эту среду сложно, так как она требует от учителя колоссального напряжения внутренних сил и постоянного поиска. Один урок, проведенный в классе, где есть такие дети, стоит целого рабочего дня. У меня всегда такое чувство, что несколько пар глаз просвечивают меня как рентген. Когда смотришь в глаза таким детям, то создается впечатление, что они уже все знают.

 Когда я начинала работать с этими детьми, меня поразило их нравственное чутье на ложь в человеческих отношениях. Взрослому достаточно было хотя бы мысленно солгать, соблюдая при этом внешние приличия, как ребенок тут же отвечал протестующим поведением. Взрослому, который связан с таким ребенком, нужно иметь четкую внутреннюю иерархию ценностей и перестать лгать даже в мелочах; его жизнь должна соответствовать нравственному идеалу, и строить ее нужно по законам нравственности, умея при необходимости честно признать свои ошибки.

  Другое удивительное качество этих детей – умение чувствовать чужую боль как свою и переживать нравственные мучения из-за несовершенства мира. Как следствие этого – внешняя грубость, желание скрыть свои переживания, если рядом люди, а когда такой ребенок остается один на один с самим собой – ночные страхи и переживания. Такие дети очень тонко чувствуют все происходящее вокруг, поэтому учителю следует беречь их чувства, осторожно и внимательно подбирать рассказы для чтения, быть аккуратным в выражениях. Однажды ученик 3-го класса после нашего общего знакомства с «Маленьким принцем» сказал, что больше никогда не будет читать эту книгу, так как у нее печальное окончание, а когда он задумался, наклонив голову набок, то в глазах у него застыла печаль мудрого старца. Я не пожалела, что это произведение заставило маленького философа сострадать герою литературного произведения, но задумалась над тем, как тонко он чувствует. Еще мне очень захотелось защитить всех этих детей от нас, взрослых, от наших методик, нашей уверенности в том, что мы знаем, как надо жить, учить и воспитывать.

  Еще одно качество таких детей – умение отстаивать свою точку зрения в любых, самых безвыходных ситуациях и не подчиняться необоснованным требованиям. Взрослому, который пытается что-либо доказать такому ребенку, нельзя допускать раздражения и нравственного превосходства. Терпеливая беседа, а не спор могут помочь и взрослому, и ребенку; если же просто избегать острых углов в беседах, чтобы не возникло конфликта, то ребенок сам их будет искусственно создавать, пока не получит ответ на спорный вопрос. Взрослому обязательно нужно разговаривать, а не отмалчиваться; бурная реакция ребенка, наоборот, может судить лишь о том, что информация усваивается и принимается к сведению. Недавно мы долго беседовали с одиннадцатиклассниками о Великой Отечественной Войне и роли советского народа в победе. Ребята владеют самой разнообразной информацией и не хотят принимать на веру те истины, которые для меня бесспорны. Беседу они вели умно и аргументировано, я очень переживала, потому что мне больно, как сейчас переворачивается наша история, но я также приводила четкие аргументы. Мне показалось, что подростки сознательно «загоняют меня в угол», чтобы от взрослого услышать аргументированную правду – им так нужно, чтобы хотя бы кто-то стоял до конца в своих суждениях, не скатываясь до осуждения и взаимных обид. Таким способом они получают необходимую для себя информацию и формируют свое представление о мире, в котором обязательно присутствует Истина.

  Еще одно интересное качество таких детей – нравственное чутье на ложь в науке и способность учиться особым способом, известным только им.

 К сожалению, школьные учебные программы, при всей их насыщенности и сложности, практически лишены нового содержания, отвечающего современной парадигме науки, в них имеет место излишняя детализация и, самое главное, отсутствует целостный подход. Школьники учат большое количество частностей, что приводит к формированию мозаичной картины мира. Дети современного уровня сознания обладают целостным мышлением, они протестуют против разделения мира на живое и мертвое, полезное и вредное. Редукционисткая, механистическая логика предмета, при которой объект или явление бесконечно дробится на частности, чужда им.

 Дети не хотят учиться еще и потому, что наука лишена Высшего Начала, в ней отсутствует одухотворенность, а они приходят в мир с осознанием этого Высшего Начала и чувством Веры. Изначально целостное мышление детей нового сознания, их вера в одухотворенность Вселенной и чувство взаимосвязи всего сущего заставляют учителя изменять содержание предмета и подходы к образованию еще до того, как будут приняты соответствующие директивы Министерства Образования, а они обязательно будут приняты, иначе дети просто перестанут ходить в школу. Они будут постигать мир своими более естественными способами. Выход из этой ситуации есть – создание интегрированных курсов, объединяющих науки о природе с учетом современного уровня развития естествознания, и делать это следует уже сейчас, не ожидая, когда будут приняты новые учебники и программы.

  Кратко отмечу, что на уроках в своей практике я использую дополнительный материал ко многим темам по расширению содержания школьного курса биологии с точки зрения общих законов развития Мироздания. Теории морфогенетического поля Н.Гурвича и волнового генома П.Гаряева, особенности проявления закона Иерархии в живых системах, мораль и геном, символизм ДНК, законы симметрии в живой природе, числовые отношения в биологии, особая роль сердца в организме человека, Великое – в малом: Вселенная и клетка, синергетика – универсальный эволюционизм, законы эволюции человечества, золотое сечение в живых системах, Жизнь – вечное отрицание энтропии, Пространство и Время в биологии, энергоинформационные взаимосвязи в биоценозах – это небольшой перечень тем, которыми дополняю содержание школьного курса биологии.

 Моя жизнь – это уроки; какие захватывающие минуты приходится переживать, когда касаешься вопросов, пока еще отсутствующих в учебниках! В классе исчезает скука, весь мир торжествует и звенит от радости, а дети не замечают звонка и хотят, чтобы урок продолжался.

 Логика постижения предмета у детей нового сознания часто отличается от логики учителя – им нельзя ничего навязать или заставить, учителю нужно запастись терпением и уметь слушать учеников, давать им право на свой личный способ познания, не торопиться с выводом – правильно, неправильно.

  Хочется отметить еще одно особенное качество детей нового уровня сознания:  творческая и художественная одаренность, умение видеть прекрасное в окружающем мире и воплощать его в своих произведениях, потребность в философских обобщениях и выводах. О таких детях раньше говорили, что они «правополушарные», им не нужна математика, это гуманитарии – лирики, которых меньше, чем «левополушарных технарей».

 Интересно, что дети нового уровня сознания проявляют одинаковые успехи как в математике, так и в гуманитарном виде деятельности. Только математику они блестяще познают в школе, а художественные наклонности развивают после школы. Наши школы, в основном, направлены на развитие интеллекта, тогда как тонко чувствующие дети нуждаются в нравственно-духовных знаниях. Выход из этой ситуации – создание интегрированных курсов, направленных на удовлетворение потребностей детей в культуро-этических и философских знаниях.

 В течение восьми лет пытаюсь осуществлять такой курс: для 1-7 классов – «Мир Красоты», для 8-11 – «Зерцало юности». Многому приходится учиться у детей, прислушиваться к их внутреннему состоянию и вспоминать себя в их возрасте. Уроки становятся прожитой жизнью, появляется опыт, уходит страх, и приходит уверенность, что дети и я нужны друг другу. Скажу откровенно – мне очень трудно, но в глубине души живет уверенность, что продолжать нужно. Пройдет еще 10-15 лет, и детей нового типа мышления будет еще больше – школа должна жить и меняться вместе с жизнью. Я одна из многих учителей, которым каждый день приходится смотреть в глаза будущему, а будущее ставит один и тот же вопрос: «Чему ты можешь научить?»

  Еще одно качество, которое свойственно в разной степени практически всем детям, а детям нового уровня сознания, в особенности: они никогда не будут подчиняться абсолютной власти только потому, что так принято. И. Павлов утверждал, если применять тугое пеленание для новорожденных, то у них начинает формироваться рефлекс подчинения. Тугое пеленание младенцев сейчас воспринимается как насилие над личностью новорожденного, которое тормозит его развитие, наверное, современные новорожденные дети, если бы к ним вновь массово начали применять тугое пеленание, просто разрывали бы пеленки – так сильно их стремление к свободе и развитию.

 Авторитарная педагогика похожа на тугое пеленание, которое уже не соответствует уровню развития детей и даже вредит им. Если мы будем продолжать следовать авторитарным методам, то погибнем вместе с ними, а дети будут жить и развиваться без нас – такова колоссальная сила сопротивления и энергия ответа детей нового уровня сознания. Выход есть – это глубокое переосмысление роли учителя при обращении к наследию педагогов-классиков, опыту Ш.А. Амонашвили и использование в своей педагогической деятельности гуманно-личностного подхода.

  В заключении можно сделать следующие выводы:

 Что необходимо делать нам, взрослым, чтобы дети нового уровня сознания захотели быть рядом с нами?

Возможно, именно сейчас, на наших глазах, в мир приходят Предвестники Великого Перехода, необыкновенные дети, и это не плод фантазии отдельных ученых, а определенная закономерность Природы, по словам К.Э.Циолковского, «… человек настраивается природой в определенном тоне, это, безусловно, мажорный тон, требовательный тон, а не мольба о помиловании. Так заявляет о себе новая космическая эра, к которой мы подходим, медленно подходим, но верно»[2].

 


 [1] Шапошникова Л.В. Великое Путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. – С. 341-342, 350.

[2] Там же – С. 490.

 


Педагогика Культуры № 5 (2006)

Печать