Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Материалы по рубрикам

 Эволюционная необходимость одухотворения научных знаний в свете идей мыслителей-космистов*

Чирятьев Михаил Николаевич,

вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,

чл.-корр. Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ),

советник РАЕН, Санкт-Петербург

 

 Стремительное развитие и яркие достижения науки, происшедшие за полвека, начали качественно изменять, научную картину мира. Исследования микромира выявили парадоксы, связанные с измерением квантовых объектов, но и привели к нахождению практически важных свойств наноструктур. Сюрпризы, переворачивающие представления о нашей Вселенной, преподнесли и астрофизики открытием «темной материей» и «темной энергией», которые составляют 95 процентов массы Вселенной. Новых мировоззренческих и научных представлений требуют и исследования ряда биологических и психических свойств человека, в том числе, изучение разносторонней деятельности человека в космическом пространстве побуждает нас пересмотреть и расширить сложившиеся в науке представления о резервных возможностях и свойствах сознания человека. Научно-технические достижения нашей цивилизации порождают не только новые возможности материального прогресса и внешнего комфорта, но, одновременно, вызывают глобальные проблемы – создают новое разрушительное оружие, наносят ущерб окружающей среде, угрожают физическому и психическому здоровью людей, провоцируют стихийные и техногенные угрозы, то есть нарушают складывавшийся миллионы лет оптимальный для жизнедеятельности и эволюционного развития баланс процессов взаимодействия и энергообмена косного и живого вещества в разных оболочках биосферы и ноосферы и даже в космическом пространстве. Это и многое другое свидетельствует о том, что научное знание подошло к пределам, требующим для сохранения жизни на земле коренного пересмотра смыслов и стратегии развития. Около достигнутых наукой границ открываются не только странные проявления природы материи, но и совершенно новые состояния Бытия, для постижения которых нужно изменяться нам самим. Ориентиры для этих изменений дает сама жизнь, требующая сознательного возвращения научного познания в единое поле Культуры, являющейся, по выражению Н.К. Рериха, почитанием Света, основой Бытия, синтезом возвышенных и утонченных достижений, спасением, двигателем и Сердцем. В наше время Культура вступила в острый конфликт с машинной цивилизацией. Господствовавший около 450 лет в науке рациональный способ познания, основанный на критериях материалистического механистического мировоззрения, стал приводить к саморазрушению рациональности по мере вынужденного выхода за границы системы "априорных" критериев, так как развитие внутри этой системы утрачивало способность эффективно оценивать ее динамику и качественные изменения. Таким образом проявляется действие  теоремы Геделя о неполноте, ибо природа  мышления человека гораздо полнее и насыщеннее его аксиоматически-дедуктивной формы. Чрезмерные логизированность, приземленность и прагматизм науки, как и догматизация религий, мешают космизации мышления, расширению сознания. Для восстановления утраченной целостности познания, рациональность должна войти в творческий синтез с интуицией, с очищенными возвышенными чувствами и руководствоваться духовными критериями.  В современных исследованиях природы, человека и космоса все больше находим аналогий с представлениями мыслителей древнего Египта, Греции, Китая и Индии. Появление теории относительности, ряда исследований в квантовой физике (квантовой нелокальности) стали вынуждать к пересмотру понятия физической реальности – отличающегося от его классического определения. Новый подход призывал учитывать сознание наблюдателя при анализе квантового измерения. Родственные представления возникли и с появлением антропного принципа в космологии. В макромире стало проявляться нечто единое и всеобъемлющее. Следующий шаг сделала синергетика в развитии постнеклассической научной парадигмы для сближения свойств объекта с качествами сознания исследующего их субъекта. Так как развитие от классической до постнеклассической науки было связано с совершенствованием инструментов, приборов, технологий, да и самих научных методов, то следует признать, что главенствующая роль в познании должна быть отведена совершенствованию самого естественного и потенциально всемогущего инструмента, данного человеку эволюцией, – мысли. Науке предстоит обратиться к самому человеку, к его внутренним творческим духовным возможностям, к поиску путей сотрудничества с основными созидательными силами Космоса, к познанию качественно иных миров, неизвестных науке форм материи, энергии, сознания и жизнедеятельности. Е.И. Рерих писала: "Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом...».[1] В первой половине ХХ века в России сложились все предпосылки для духовно-революционного преобразования научной картины мира. Основным творческим импульсом для развития этого процесса явились труды русских мыслителей – космистов: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского, Н.А. Бердяева, семьи Рерихов и других. Как отмечали П.Гуревич и Д.Бом: "Не подлежит сомнению, что мир находится на пороге новой парадигмы. Эта смена, судя по всему, будет иметь невиданные масштабы, поскольку в корне изменит все наши воззрения на мир, природу, человека. Вполне возможно, что она устранит пропасть между древней мудростью и современной наукой, между восточной мистикой и западным прагматизмом".[2]Мыслители-космисты прозревали, что качественно новая ступень познания, связанная с космическим мышлением, откроет перед исследователем духовное богатство культурного синтеза, сгармонизирует его внутренний мир, даст интуитивные возможности непосредственного постижения, вернет подлинные смыслы развития, приведет к овладению новыми тонкими энергиями, поднимет завесу между мирами, соединит его сознание с более совершенными формами жизни следующих ступеней эволюции, поможет создать целый ряд метанаук, озарит его мощью живой и разумной красоты Космоса. Процесс постижения космического пространства изменяет масштабы нашего сознания, ибо когда душа и мысль познают мироздание, они обнаруживают в себе его свойства. Новые методы научного познания, направленные к поиску единства, к постижению многообразных соответствий между человеком и космосом, к благому преображению жизни заложены в трудах космистов, особенно, в уникальном творческом наследии семьи Рерихов. Острее возникает вопрос об этике ученых и ответственности всех людей перед природой, сообществом, перед их личным эволюционным призванием.

Размышляя о выработке новой мирной стратегии освоения космоса в ее гуманитарных и культурных аспектах, следует вспомнить о первой в истории космической культурной программе: “Космос-Человек-Культура”  [3], которая была нами подготовлена и проведена космонавтами А.Н. Баландиным и А.Я. Соловьевым в 1990 году в течение 6 месяцев на борту орбитальной станции «Мир». Программа была призвана дать новый одухотворяющий импульс космическим исследованиям, которые, кроме научно-технического значения, должны были приобрести и крайне необходимое культурно-гуманистическое содержание. Программа способствовала решению глобальной задачи – создание ценностных критериев общепланетарной родовой нормы. Символом Программы стало впервые поднятое над планетой Знамя Мира – знак защиты общечеловеческих культурных ценностей и вдохновенный призыв к сознательному обретению людьми духовного единения и Мира через Культуру.

В настоящее время популяризацию, развитие и практическую реализацию мировоззренческих основ новой одухотворенной науки, заложенных в трудах космистов и в творческом наследии семьи Рерихов, осуществляет  неправительственная организация при ООН Международный Центр Рерихов. По решению Международной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI  века» МЦР совместно с Российской академией наук, Российской академией естественных наук, Российской академией космонавтики им. К.Э.Циолковского создал «Объединенный научный центр проблем космического мышления». При МЦР сформирован Ученый Совет, в который вошли авторитетные ученые, представляющие разные области знаний, объединенные целью научной разработки и воплощению в жизнь идей Учения Живой Этики и космического мышления, формирования новой системы познания и методологии науки, истоки которых прослеживаются в трудах космистов и в великих Учениях Востока. Одним из важнейших направлений научной деятельности является возрождение работ, созданного Рерихами в 1928 г. в индийской высокогорной долине Кулу Института Гималайских исследований «Урусвати».[4]


[1] Рерих Е.И. Письма. Том.1. – М.: МЦР, 1999. – С. 91.

[2] Гуревич П.С., Бом Д. Философия и мистика // Новые идеи в философии. – М.: Наука, 1991. – 245 с.

[3] Баландин А.Н., Чирятьев М.Н., Беляк Н.В., Лебедев Г.С. Знамя Мира в Космосе // Защитим Культуру. Материалы междунар. обществ.-науч. конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. 1995. – М.: МЦР, 1996. – С.185-191.

[4] Шапошникова Л.В. Свет Утренней Звезды //Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – М.: МЦР. 2005. – С.79-115.


* Данные тезисы доклада опубликованы: Abstracts of the 2nd International Sympoisium “Space & Global Security of Humanity”, Riga, Latvia, 5-9 July 2010, Riga: 2010. pp.156-158.

 


Педагогика Культуры № 11 (2011)

Ссылки

           

 

         baner akademiya    Планета доброты