Одаренный ребенок и библиотека

 Тихомирова Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы

Санкт-Петербургского государственного университета

культуры и искусств

 

«Почему ряды талантливых наших читателей, получив образование, развив в себе творческие способности, должны пополнять ряды ученых чужих стран, а не России? Разве для модернизации зарубежных стран мы их растим? И вот здесь мы сталкиваемся с необходимостью сочетать развитие талантов с их воспитанием, с привитием в них любви к своему Отечеству, с желания посвятить именно ей "души прекрасные порывы"».

 *   *   *

 

Курс на выявление, поддержку и развитие одаренных детей в сегодняшней России не случаен. Он неразрывно связан с инновационным развитием страны. Рассматриваются вопросы построения индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, эффективные технологии и методики, реализующие идею индивидуального обучения, методики обучения в малых группах: кружках, клубах, студиях, лабораториях и др. Для одаренных детей открываются специальные школы. В Санкт-Петербурге, например, при одном из физико-технических лицеев открыт Центр по работе с одаренными детьми, где кроме преподавателей ведут занятия студенты и аспиранты. В обычных школах для наиболее способных учеников выделяются отдельные классы. Создаются новые возможности для развития личности в системе дополнительного образования, позволяющего включать ребенка в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. В помощь работе с такими детьми с 2002 года выходит научно-практический журнал «Одаренный ребенок», где есть рубрики, адресованные учителям, родителям, воспитателям, где в каждом номере даются портреты одаренных детей, раскрываются их специфические черты, освещаются индивидуальные пути к творчеству, определяются показатели одаренности.

Как значится в «Педагогической энциклопедии» (ред. Р.Корсини и А.Ауэрбах, 2003), под одаренными имеются в виду дети, которые в дошкольном или школьном возрасте проявили актуальные или потенциальные способности, свидетельствующие о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская деятельность. Одаренные дети отличаются высокой любознательностью, большим словарным запасом, нестандартным мышлением, упорством в достижении результата в сфере, которая им интересна. В интеллектуальном развитии такие дети обычно на два года обгоняют сверстников. Однако не это главное. Главное – стремление ребенка к творчеству, к самореализации, желание следовать зову сердца.

Отличительная черта одаренных детей, независимо от сферы их интересов, – активность воображения. Воображение, как выявили ученые, активизирует другие высшие психические функции человека. Если мысленно поставить воображение в центр модели деятельности сознания одаренного ребенка, то от центра идут стрелочки к аналогиям и ассоциациям, к восприятию, к памяти и мышлению, эмоциям и мотивам. Воображение выполняет интегрирующую функцию деятельности мозга. Под влиянием воображения сознание одаренного ребенка активизируется в целом и реализуется в творческом акте. (Графическая модель интегрирующей роли воображения представлена научным сотрудником Центра непрерывного художественного образования М.Е.Велтистовым на страницах «Одаренный ребенок», 2009, № 5)

Реализация творческого потенциала ребенка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него актуализируют творческие способности читателя. Человек научается думать, переживать, включаться в другие жизни, и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности. Нынешний спад общего развития детей, учение без интереса, тенденция на антиинтеллектуализм в подростковом сообществе, нелюбовь к «ботаникам», нельзя объяснить в отрыве от кризиса чтения, от отрицательной динамики отношения школьников к этому виду деятельности. Все чаще раздаются голоса, что нация раскалывается на два мира: читающих и не читающих людей, между которыми образуется пропасть. В связи с создавшимся положением приходит на память идея Лауреата Нобелевской премии в области физики, академика В.Л. Гинзбурга, его проект развития творческого потенциала нации за счет детского чтения и библиотеки. Он считал: одаренный ребенок это, прежде всего, читающий ребенок. Именно в чтении он реализует свои способности, развивает личностные интеллектуальные задатки. Схожую мысль высказывал и американский педагог Глен Доман. Он говорил: «Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса – и вы поймете, что их всех объединяет. Понять это несложно – они все умеют читать лучше всех остальных». О роли детского чтения для вхождения в науку рассказал Фазиль Искандер в рассказе «Авторитет», герой которого ученый-физик. Анализируя свой путь в сферу научных знаний, он пришел к выводу, что начало этого пути было заложено в его детском чтении и связано с прочитанными любимыми книгами. Именно они рождали в нем состояние вдохновения, какое позже он испытывал при занятии наукой. Счастье этого состояния, испытанного еще до физики в детские годы, и вывело его позже на путь увлечения научной деятельностью.

О начале пути ребенка к творчеству через чтение подтверждают и многие реальные портреты одаренных детей. Возьмем для примера портрет Вики («Одаренный ребенок». – 2008.– № 5. – С.158-160). Как рассказывает ее мама, читать она научилась в четыре года, проявляя неуемное любопытство и настойчивость в учении. Ей было интересно, как какие-то «букашки» складываются в слова, приобретают смысл, а много слов – в увлекательные истории. В детском саду она читала вслух детям всей группы. На основании читательского развития была из средней группы сразу переведена в подготовительную, минуя старшую группу. Дома она читала «запоем», т.е. сосредоточенно и не отрываясь от книги часами. В школе была отличницей по всем предметам, участвовала и побеждала во множестве Олимпиад и конкурсов, участвовала во Всероссийском фестивале юных математиков, в 9 классе стала лауреатом премии губернатора Ростовской области. Уместно привести и высказывание семиклассника Павла Бойкова из Великих Лук о роли чтения: «Каждый делает себя как личность по-своему. Можно выплеснуть свои способности в творческих работах, в технике, посвятить себя искусству. Я же формирую себя под впечатлением прочитанного. Для меня чтение книг – это каждый раз глоток свежего воздуха… А читать – значит творить. Это действительно так. Это здорово!» («Библиополе». – 2010. – № 7. – С.6) Импульс к творчеству, полученный в ходе чтения, усиливаясь и укрепляясь, способен двигать читателя к «творчеству жизни» (термин Н.А.Рубакина). Свидетельством тому жизнь замечательных людей и жизнь замечательных читателей, у которых есть чему поучиться.

Особое значение для развития одаренности ребенка имеет творческое чтение. Результаты моей многолетней работы по творческому чтению, развитие которого я считаю делом преимущественно библиотекаря, показали, что именно оно более всего содействует выявлению, поддержке и развитию способностей ребенка к созидательной деятельности. Структура процесса творческого чтения и модель деятельности сознания одаренного ребенка, где интегрирующим центром является воображение, полностью совпадают. Тут и там на основе воображения возникают аналогии и ассоциации, тут и там большое значение имеют эмоции и память, восприятие и самосознание, мотивация и мышление, интерес и интуиция. Процессы, происходящие в сознании ребенка и процессы деятельности мозга творящего ребенка оказываются идентичными. Находясь у руля чтения, предоставляя свободу для самовыражения ребенка по следам прочитанного, библиотекарь, может быть, не осознавая этого, развивает человеческие таланты. В этом плане книга «Как воспитать талантливого читателя» (2009), состоящая из двух частей «Чтение как творчество» и «Растим читателя-творца»  – книга не только о чтении, но и о взращивании одаренных детей России.

Показателен опыт всемирно известного японского скрипача и педагога С.Судзуки. До 17 летнего возраста он занимался тем, что покрывал лаком скрипки в фирме своего отца. Может быть, он так бы и специализировался на этой работе в дальнейшем. Но судьба дала ему в руки томик Л.Толстого, содержащий дневники писателя. С этим томиком Судзуки не расставался. «В определенном смысле можно даже сказать, что я родился в этот год и стал человеком…Толстой дал моей душе пищу», – писал он. Особенно его поразили строчки: «Предавать себя хуже, чем предавать друга». Другим фактом, содействующим стремлению Судзуки к высоким целям, была услышанная им музыка «Аве Мария» Шуберта. Она открыла глаза юноши на красоту. Он понял, что подлинная суть искусства – это выражение и актуализация личности человека во всей ее полноте. В юноше произошла настоящая внутренняя революция. Он стал учиться играть на скрипке. Одновременно он увлекся работой с детьми. Именно в работе с детьми в нем зародилась мысль воспитания талантов, которое впоследствии стало делом всей его жизни. Воспитание талантов, как он считал, это, прежде всего, привитие детям высоких ценностей, благородства души, развитие эмоциональной сферы. Большое значение имеет сила примера. Важно, чтобы ребенок, глядя на поразивший его образец, мог сказать: «Я тоже хочу». Судзуки убедился, что ребенку для своего развития важно, чтобы его окружали умные люди. Особое значение в развитии талантов он отводил искусству и прежде всего – музыке. Если Толстой стоял у истоков его судьбы, то самой судьбой стала для него музыка. Он полагал, что движущей силой интуиции, какая была у Эйнштейна, тот обязан своим увлечением музыкой. Музыка Моцарта давала будущему ученому-физику ответы на самые насущные вопросы бытия: рождения и смерти, счастья и одиночества, всемогущества грусти, учила любви к ближнему. (Судзуки С. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов. – Мн.: Попурри, 2005) Я думаю, что и искусство слова, отвечающее общим законам искусства, имеет возможность не меньше музыки развивать личность. Об этом говорят воспоминания великих людей о своем детском чтении.

Опыт развития талантов показывает, что главной помехой на этом пути являются стандарты. Одаренный ребенок тем и отличается, что мыслит не так, как все. Обучение, построенное на стандартах и усвоении конкретных фактов, на соответствующей системе оценок, тормозит самостоятельную мысль ученика, препятствует самореализации школьников, их личностному росту, раскрытию творческого потенциала. В этом отношении библиотека для развития талантливых детей имеет много преимуществ. Начать с того, что она работает без стандарта и всецело исходит из интересов ребенка. А интерес – это главный стимул к творчеству. Без интереса нет созидания. «Если мир будет жить по законам, которые выдвигает на первый план интересы детей, то мои мечты о взращивании талантов, не останутся просто мечтами»,  – говорил упомянутый С.Судзуки, вырастивший из детей сотни выдающихся музыкантов, известных во всем мире. Выдвигая на передний план именно интересы детей, предоставляя свободу ребенку для выбора интересной и значимой для него книги и свободу для самовыражения своих собственных мнений и впечатлений от прочитанного, библиотека создает условия для развития одаренных детей. Первый вопрос, какой обычно задает библиотекарь пришедшему в библиотеку читателю, это вопрос: «Что тебя интересует?». Особенно это касается так называемого досугового чтения. Отталкиваясь именно от интереса ребенка, библиотекарь строит весь процесс взаимодействия с ним, выходящий за рамки школьных заданий.

Ставка на интерес тесно связана с использованием игровых форм деятельности ребенка в библиотеке. Многие специалисты, занимающиеся проблемой одаренных детей, говорят о благотворном влиянии игры на развитие ребенка. Не случайно в последние годы появилось несчетное количество изданий, содержащих сценарии разнообразных игр, в том числе и игр, связанных с книгой и чтением. Уже одно название игровых журналов, какие можно найти в детской библиотеке, говорит за себя. Вот некоторые из них: «Игра и дети», «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Игровая библиотека». Много сценариев игр печатается на страницах журналов «Школьная библиотека», «Читайка», «Семейное чтение». Однако разнообразие игр, используемых в библиотеке, не всегда нацелено на развитие творческих задатков ребенка. Многие из них, особенно так называемые викторины, которыми увлекаются современные библиотекари, ориентированы лишь на воспроизведение конкретных фактов из прочитанных книг. В них преобладают вопросы, предполагающие ответы «правильные» и «неправильные». Можно сказать, что викторины являются своего рода прообразом ЕГЭ, с его вопросами «что?», «кто?», «где?», «когда?», «сколько?» и т.п. Эти вопросы не взывают к активности ума, в них нет ориентации на самостоятельную мысль, выдумку, находчивость. Игры, нацеленные на развитие талантов – это игры другого типа. Они ставят читателя в проблемную ситуацию, требуют не однозначного ответа, поиска причинно-следственных связей, гипотетического, или так называемого дивергентного мышления. Мастером развивающих библиотечных игр в России вправе назвать Сафонову Наталью Константиновну – специалиста из Челябинска. Ее игровой опыт с использование «если бы», «как бы» нацелен на вхождение в пространство искусства, т. е. в мир условностей, каким является художественное преображение реальности. Она убедилась, что игровое мироощущение открывает ребенку «двери во многие книги, предоставляя ему сюжеты, персонажи, языковую инструментовку. (См. Сафонова Н.К. «Выиграть читателя» //Растим читателя-творца. – М.: РШБА. 2009 – С.115-123).         Большое значение для развития талантов имеют сюжетно-ролевые игры, построенные на активности воображения. В этом плане показательной является работа Централизованной библиотечной системы города Златоуста Челябинской области с юношеством. Эта библиотека в конкурсе «Свершения и мечты молодых библиотекарей» была отмечена специальным дипломом. Ролевая игра «Кто мы, славяне?», например, временно превращала аудиторию в древнеславянских богов или рядовых славян, в наглядных образах представляла обычаи наших предков. По такому же принципу строилась игра «Кафе "Бродячая собака": век спустя», в которой каждая группа читателей представляла одно из литературных направлений Серебряного века: символистов, акмеистов, футуристов и их взаимоотношения.

Природе творческих игр, связанных с чтением, близка театрализация, предполагающая развитие способности ребенка к перевоплощению. Особенно популярен среди детей кукольный театр. Он используется во многих детских библиотеках России. К мысли о необходимости его создания пришли и некоторые школьные библиотеки. Так, библиотека школы № 64 Нижнего Новгорода, превратившись в Центр креативности, реализуя прием РТВ (развитие творческого воображения) создала школьный кукольный театр «Живая сказка». Репетиции кукольных спектаклей превращены здесь в фейерверк юмора, актерских находок, создания неповторимых образов. Дети, склонные к журналисткой деятельности, привлечены библиотекарем к работе редколлегии школьной газеты «РИТМИКА». Каждое заседание газетчиков превращено в активную дискуссию, отстаивание собственных взглядов и формулирование нестандартных тем. Стоит прислушаться к выводам, какие сделала заведующая библиотекой этой школы, рассказав нам о своей работе: «Отработанные в Центре методики будут способствовать развитию не только внутренней одаренности детей, но и популяризации русской литературы, сохранению чистоты русского языка, а в перспективе – появлению в российской политике и общественной жизни людей с нестандартным мышлением, направленным на позитивные изменения в жизни страны и общества» (Сачкова М.Н. Школьная библиотека – центр креативности //Школьная библиотека. – 2010, № 6-7, С.115-118).

 С игровыми формами работы библиотеки тесно связано проведение  конкурсов, в которых дети охотно участвуют. Конкурсы мобилизуют поиски участников, учат проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. Масштаб конкурсов ширится. Порой он приобретает всероссийский характер, каким, например, стал конкурс «100 сказок о книге и чтении», инициированный Русской школьной библиотечной ассоциацией. Итоги конкурса, разработанного профессором Ю.Н. Столяровым, превзошли самые оптимистические ожидания. В общей сложности было прислано около полутора тысяч работ с рисунками, поделками, текстами отзывов. Конкурсом было охвачено 70% территории России. Он привлек к чтению сказок несколько десятков тысяч детей и оставил в их сердцах положительный заряд. Подводя итоги конкурса, Ю.Н. Столяров сказал: «В целом конкурс продемонстрировал, что возможность для привлечения детей к чтению имеется, важно только найти к ним соответствующий подход».

Одним из таких подходов и являются конкурсы. Говоря о положительном влиянии на чтение конкурсов, хотелось бы заметить, что участие в них мотивируется чаще всего желанием победить –  победа становится самоцелью. В ней задействованы механизмы, не связанные с развитием одаренности. Кроме того, конкурсы инициируются и разрабатываются не детьми, их предлагают взрослые. Участие в них не всегда совпадает с интересами и творческими задатками самих детей. Им приходится решать поставленные извне задачи, а не порожденные ими самими. По-настоящему творческий человек озабочен воплощением своего собственного замысла. У него другие мотивы. А это значит: надо при проведении конкурсов больше опираться на идеи самих детей, на их собственные проекты.

Огромное значение в деле развития талантов в библиотеке имеет  общение библиотекаря с читателем и читателей – между собой. Я имею в виду не столько профессионально ритуальное общение: читал или не читал, что бы ты хотел и что тебя интересует, но прежде всего личностное живое общение читающих людей. Это общение ситуативное, его подсказывает сама жизнь и те реальные условия, в которых происходит встреча интересных друг другу людей. В живой речи, – как указывал С.Л. Вальдгард, автор книги «Психология чтения», – важна интонация, логические ударения, мимика и жест. Здесь есть возможность переспросить автора, возразить ему, получить от него разъяснения, поставить вопрос. Жизнь показывает, что именно в таком непринужденном общении, связанном с интересами общающихся людей, более всего нуждаются наши дети. Специфика живого общения – его импровизация, зависимость от ситуации, в которой оно проходит, непредсказуемость содержания разговора. Только в этом случае, как говорят специалисты, возникает синергетика. Общение, при котором воспроизводятся личности, относят к бесписьменной, не тиражированной культуре. Ни один человек не похож на другого в мышлении и реакциях. Вот почему живое общение уникально. В этой уникальности общающихся людей – притягательная сила диалога. В школе ребенок преимущественно включен в организованный уроком диалог, в нем личностного аспекта мало. Над ребенком, желающим высказаться, тяготеет оценка. Его одаренность в режиме урока остается не востребованной. В библиотеке – другое дело. Здесь для личностного общения – полная свобода. Опыт чтения одного собеседника перемежается с опытом другого. Возникают неожиданные связи, аналогии и ассоциации, в которых проявляется читательский талант говорящих.

Важное место в общении библиотекаря и читателя имеют вопросы. Как считал Сократ, вопрос – сложнее ответа. Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы. Всякое спрашивание есть знание о незнании, а мир незнания – безбрежен. Искусство спрашивания – это умение видеть проблему так, как не увидели ее другие. Библиотечные мероприятия, связанные с постановкой вопросов (викторины, обсуждения книг, опросы, диспуты), обычно предполагают вопросы, идущие со стороны библиотекарей, и очень редко строятся на вопросах самих детей. Отдать авторство постановки вопросов самим детям – значило бы несравненно больше для их интеллектуального развития, чем предлагать им готовые вопросы, составленные не ими.

Библиотекарю, думающему о поддержке одаренных детей, необходимо обратить особое внимание на такую форму их деятельности, как читательский отзыв. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.Ожегова, отзыв – это отклик, отзвук, мнение. В отличие от рецензии, в которой важна объективная оценка литературного произведения, в отзыве ценится субъективный взгляд читателя, его рефлексия, продиктованные личностным восприятием текста. Учитывая, что одно и то же произведение вызывает у каждого читателя свой ряд эмоций, определяет свой характер внутренней жизни, свои опросы и ответы, то и отзывы, если в них преодолен стереотип, отличаются неповторимостью и уникальностью. Доминанта отзыва – живое лицо его автора. Рассказывая о своем впечатлении от книги, читатель, так или иначе, рассказывает о себе. Он дополняет книгу своими воспоминаниями, догадками, представлениями. Чем правдивей и сильней книга, с одной стороны, чем тоньше и сложнее духовный мир читателя, с другой, тем больше ответного, своего рождает художественный текст в его душе. И как бы косвенно с текстом ни были связаны мысли и переживания читателя, они – единственное свидетельство того, что заложенное писателем живет и дает свои всходы. Связь восприятия с внутренним миром человека делает читательский отзыв незаменимо ценным документом для всех, кто ищет таланты. В отзыве виден человек в момент его счастливого сближения с искусством. Он раскрывает то индивидуальное во внутреннем мире читателя, без чего невозможен личностный контакт с ним на почве литературы. Отзыв обычно сопровождается самораскрытием читателя, осознанием себя в контексте прочитанной книги. Отталкиваясь от текста, читатель, наделенный воображением, нередко дополняет прочитанное, проецирует дальнейшие события и линии судьбы героя. Отзывы, если они написаны сердцем, несут на себе печать индивидуальности читателя, его самостоятельной мысли, раскрывают самобытность его таланта.

Распространенной формой выявления и развития художественной одаренности детей в библиотеке являются их рисунки. Редкая библиотека не использует выставки детских рисунков по следам почитанного. Если бы сегодня кто-то заглянул в СПб Центральную городскую детскую библиотеку им. А.С.Пушкина, то в отделе для младшего возраста увидел бы выставку красочных рисунков, выполненных на больших листах и посвященных сказкам А.С.Пушкина. Выставка приурочена к заседанию Ассамблеи пушкинских библиотек, состоявшуюся в конце октября в Санкт-Петербурге. Как известно, способность к художественно-изобразительной деятельности у детей особенно широко и ярко проявляется в возрасте 6-9 лет. Это психологически обосновано тем, что словарный запас ребенка в передаче чувств, настроений и мыслей невелик, как недостаточны и его языковые возможности. Превращая свои зрительные образы в рисунок, осмысляя опыт читательских впечатлений, ребенок создает объект заново, каким он видит и чувствует его сам. Неслучайно Л.Выготский назвал детский рисунок застывшей, изображенной речью. Пользуясь известным психологическим термином, возраст младшего школьника можно назвать «сенситивным». Как утверждает педагог А.А.Мелик-Пашаев, первое, что надо сделать библиотекарю – выявить одаренность ребенка. Она проявляется в ярко выраженной устойчивой склонности ребенка к рисованию, в чувстве удовлетворения, какое он испытывает от этих занятий. Потенциал и вектор художественного развития в этом деле более значимы, чем уровень наличных достижений ребенка. При оценке рисунка важно обращать внимание, как читательские впечатления ребенок преобразует в рисунок, каков был замысел, и как он решен. Взрослым надо видеть не только рисунок, но и ребенка в нем. Видеть в рисунке проекцию становления способностей, предостерегать авторов от попыток копирования иллюстраций, выполненных художниками.

Став подростком, начитанный и одаренный школьник часто прибегает к  литературному творчеству, тем более, если языковое развитие позволяет ему это. Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения. Но есть и другой путь – «от маленького писателя к большому читателю». Таким путем, например, ведет своих подопечных психолог из Российской государственной детской библиотеки О.Л.Кабачек, побуждая их к написанию сказок. Для руководителей детским литературным творчеством главное – почувствовать за несовершенством формы стихотворения или рассказа собственный поиск ребенка, поддержать саму попытку его нарисовать словами картину, передать чувство, создать выразительную словесную форму, отозваться строчками на жизненные явления, выразить свое неповторимое отношение к ним.

 

Объять опыт библиотек в поддержке и развитии талантливых детей в одной статье невозможно. Но об одном начинании все же необходимо сказать. Я имею в виду организацию кружков, клубов, студий при библиотеке. Именно они – эти организованные по интересам детей малые группы чаще всего бывают очагами развития талантов. Каких только кружков сейчас нет в библиотеках! И «Читалочка» и «Креатив», и «Колокольчик», и «Дебют» и многие, многие другие. Особенно они множатся в последнее время в школьных библиотеках, давая основания руководителю кружка, в случае разработанной им и утвержденной программы, получить статус педагога дополнительного образования.

Чтобы оправдать название данной статьи, необходимо хотя бы кратко сказать об организации самого пространства библиотеки, которое содействовало бы развитию способностей детей. Думать о своем пространстве, о его новой модели библиотекарей заставила сама жизнь. От этого зависит популярность библиотеки среди детей и юношества и даже вопрос: быть или не быть библиотеке вообще. Правильно организованное пространство – пусковой механизм, усиливающий или тормозящий стремление к творчеству. Решая вопрос об организации пространства, многие библиотеки, работающие с детьми, пришли к выводу – дать детям в библиотеке свободу для самовыражения, следовать за интересами ребенка. Это значит – пустить в ее стены детский смех, разрешить двигаться, переговариваться, делиться впечатлениями. Читать – если интересно. Говорить – если хочется. Спрашивать, писать, рисовать – если просит душа. Таким путем, например, решила идти Российская государственная детская библиотека, создавшая проект «Неформальная библиотека» и впустившая в свое библиотечное пространство юношеские объединения – противников формализма. На территории РГДБ обосновался Гитарный клуб «Перебор», объединивший участников разных возрастных групп. В этом клубе не только читают стихи, общаются, но и поют. Подобное явление можно наблюдать в Централизованной библиотечной системе города Беломорска Республики Карелия. В ней поддерживаются различные направления музыкальных субкультур, таких, как рэп и рок. Библиотека становится креативным центром для молодых музыкантов и привлекательным для посетителей библиотеки – подростков и молодежи. Многие библиотеки выделяют залы для детского творчества, какой, например, есть в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке, где создана «Мастерская Данилки и Марьюшки». В ней дети из разного природного материала делают рукописные самодельные книги, там же сочиняют истории, пишут стихи, сказки, создают своими руками открытки, закладки, плакаты, обложки, рисуют и раскрашивают картинки, включаются в собеседование с героями любимых книг. Объявив 2009 год Годом талантливого чтения, библиотека поставила задачу: «Разбудить волшебников, которые спят глубоко в сердце каждого ребенка». И прежде всего – библиотекаря, способного заражать своим творчеством детей и развивать их природную одаренность. Ставку на одаренных детей, какую сделала наша страна, в этой библиотеке осуществляется давно и успешно.

Закачивая, мне хочется сказать, что современные библиотекари, работающие с детьми и молодежью, начинают все больше осознавать свою роль в поддержке и развитии одаренных детей. Появилось уже немало статей библиотекарей, раскрывающих такой опыт. Интересным опытом в этом плане поделилась библиотекарь Подпорожской центральной районной библиотеки Ленинградской области Н. Маркова (На путях к неизведанному. Через чтение – к развитию личности// «Библиотечное дело». – 2010. – № 22. –С.16-18). Библиотека не только сопровождает таланты, создает условия для их самореализации, но, включенная в проект «Золотые запасы Подпорожья» (речь идет о золотых медалистах), прослеживает их путь, когда они в силу разных причин, покидают библиотеку. Библиотекарь с гордостью говорит о том, что почти все они закончили престижные вузы России, защитили диссертации и живут теперь кто в Англии, обучая студентов в Кембридже, кто стажируется в США, кто-то в Таиланде, кто-то уехал учиться в Хельсинки. Библиотекарь радуется их успеху, гордясь, что и ее труд вложен в этих умных людей. Но мне от ее радости хочется плакать. Почему ряды талантливых наших читателей, получив образование, развив в себе творческие способности, должны пополнять ряды ученых чужих стран, а не России? Разве для модернизации зарубежных стран мы их растим?

И вот здесь мы сталкиваемся с необходимостью сочетать развитие талантов с их воспитанием, с привитием в них любви к своему Отечеству, с желания посвятить именно ей «души прекрасные порывы». Одаренность сама по себе – не безусловная ценность: смотря на что она направлена! Она может обернуться во зло, как это произошло с гениальным Гренуем из романа Зюскинда «Парфюмер».

Великий швейцарский ученый К.Г. Юнг говорил: «Многие проблемы воспитания одаренных детей, пожалуй, в наибольшей степени связаны с развитием эмоциональной сферы, чувств и переживаний… Дары сердца зачастую не столь явны и навязчивы по сравнению с интеллектуальными или техническими способностями. Они часто остаются в тени. Озабоченные воспитанием взрослые даровитость ума ценят выше даровитости сердца. Хотя именно она выдвигает весьма высокие требования к взрослым».

Не информация и технологии и даже не достижения одаренных детей должны ставиться библиотекарем во главу угла своей деятельности по выращиванию талантов, а сама личность ребенка, его духовный мир, мир его стремлений и ценностей. Надо растить как «человека мира», так и гражданина нашей страны, которая сегодня, как никогда раньше, нуждается в молодых талантах. Наша задача – растущую энергию одаренных детей направить на повышение интеллектуальной мощи устремленной к прогрессу России.

 


Педагогика Культуры № 11 (2011)

Печать