Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Тихомирова И. И. «Они приближали День Победы»

Сегодня, когда Русское историческое общество поставило цель – развитие исторического сознания наших школьников, привитие уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, к их боевым и трудовым традициям, – особенно важно знакомить детей с настоящей, а не придуманной в угоду кому-то историей Родины. Для того, чтобы первые впечатления о Великой Отечественной войне легли в основу исторического сознания нынешних детей, мы и даём убедительные в своей подлинности первоисточники темы «дети и война». Долг сегодняшних взрослых и их детей – сохранить верность тем, кто сражался, добывая победу в жестокой войне, кто спас от фашизма на том витке истории всё человечество.

Полный текст

Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»

Кризис детского чтения как одно из проявлений общего кризиса культуры в России на Российском Литературном собрании, прошедшем в ноябре 2013 года в Москве, был признан проблемой государственной важности, приравненной к делу обеспечения национальной безопасности страны. Детское чтение и воспитание подрастающего поколения были тесно увязаны между собой. Подчеркивалось, что негативизм к чтению и демотивация детей к учебе, утрата смысла великих слов: любовь, дружба, честь, совесть и др., заполнение речевого пространства детской жизни флюидами ненависти и вражды, отчуждение детей друг от друга, – это явления одного порядка.

 

Подробнее...

Тихомирова И.И. «Школа эмоциональной культуры читателя»

Великий знаток души человеческой Ф.М. Достоевский полагал, что эмоции составляют самую существенную часть психики человека, более значимую, чем рассудок. Эмоциональное начало пронизывает все стороны человеческого «Я», его нельзя отделить ни от характера человека, ни от его поведения, ни от отношения к миру и, следовательно, – к книге и чтению.

Полный текст

Тихомирова И. И.  Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми

Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения – очень сложная задача, значительно более сложная, чем, ставшая привычной информационная работа и освоение новых технологий. Воспитание детей требует от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.

Полный текст

Тихомирова И.И. «Воспитательный потенциал художественной литературы»

Чтение книг оказывает особенно большое влияние в детстве. Пережитое и усвоенное в эту пору отличается большой психологической устойчивостью... Впечатления, полученные от глубоко затронувшего душу произведения, способны регулировать поведение подростка, страховать его от дурных влияний. Литература – это образное отражение действительности, …это творчество писателя, требующее ответного творчества читателя.

Полный текст

Тихомирова И.И. «Литературные герои как модели поведения для читающего ребенка»

Какую бы книгу ни читал ребенок, главными для него всегда остаются литературные герои, их поступки и взаимоотношения. Особенно любимы герои-сверстники. Именно они более всего оказывают на юного читателя свое влияние. Осознает ли библиотекарь, какой огромный воспитательный ресурс находится в его руках?

Полный текст

Тихомирова И.И.  «Культура чтения: западные и российские традиции»

Без чтения – нет образования. Этот тезис ставит чтение в центр деятельности всех учебных заведений, придает формированию культуры чтения методологическое значение. Западная и российская модели культуры чтения не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Наша задача не подменять российскую модель западной, к чему имеется тенденция, а умело совмещать их, интегрировать.

Полный текст

Тихомирова И. И.  «Одаренный ребенок и библиотека»

Почему ряды талантливых наших читателей, получив образование, развив в себе творческие способности, должны пополнять ряды ученых чужих стран, а не России? Разве для модернизации зарубежных стран мы их растим? И вот здесь мы сталкиваемся с необходимостью сочетать развитие талантов с их воспитанием, с привитием в них любви к своему Отечеству, с желания посвятить именно ей "души прекрасные порывы"

Полный текст

Тихомирова И.И.  «Гуманно мыслить научить»

Гуманным называют человека, способного к состраданию, к отзывчивости, к милосердию. Сегодня, когда в обществе, в том числе и в детской среде, «раздора много, а любви негусто», проблема этической культуры, основанной на постулатах ценности каждой человеческой личности, особенно обострилась.

Полный текст


Тихомирова И.И. «Библиотечная педагогика, или воспитание книгой» (к 80-летию автора)

Цель нового пособия, о котором представлена информация – помочь библиотекарю, работающему с детьми и юношеством, осознать свой педагогический потенциал и его уникальность, раскрыть сущность руководства чтением как ведущего педагогического звена библиотечной деятельности, показать его психологические основы и методические ресурсы, конкретизировать отдельные направления взаимодействия библиотекаря с читающими детьми на материале литературных произведений.

Полный текст

Тихомирова И.И. «Детская литература о духовном мире читающего ребенка»

От того, замрет ли сердце ребенка при чтении от счастья, или у него при одной мысли об этом занятии начнется депрессия – зависит судьба и самой литературы, и его, читателя, собственная судьба, а через миллионы судеб – судьба всей страны, ее будущее.

Полный текст