Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11 КЛАССОВ

Н.К. РЕРИХ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Авторский курс канд.культуролог.наук В.Л. Мельникова, Ю.Ю. Будниковой, Н.В. Куклик

(Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов)

 

АННОТАЦИЯ

Вклад в культурологию семьи Рерихов, воспитанной на лучших традициях Петербурга – города, которому принадлежит уникальное место в процессе усвоения и преображения различных культурных традиций – неоспорим. Для методиста-культуролога эта семья интересна, прежде всего, тем, что не осталось почти ни одной мировой культуры, оказывающей реальное влияние на формирование современного человеческого сознания, которая не была бы рассмотрена и осмыслена этой плеядой ученых, художников, мыслителей. Поэтому пройти «по следам» их опыта – задача, которая может помочь систематизации и нахождению общих корней в калейдоскопе культур, который на первый взгляд кажется противоречивым и бесконечным, но обнаруживает закономерности, определенные тенденции и общие базовые ценности под лучом сознания, способного к анализу и синтезу.

Академик Д.С. Лихачев, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Почетный член Исполкома Международной Лиги Защиты Культуры сказал слова, которые как нельзя лучше отражают актуальность предлагаемого курса:

«Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования <…> Нашему народу сейчас особенно нужно обретение высших духовных ценностей и идеалов, без которых немыслимо творческое созидательное строительство будущего. Только в святынях культуры – источник животворных сил возрождения единого самосознания народа. Принадлежность к будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Воистину пророческими были слова Н. К. Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ КУРСА:

Развитие творческих способностей, аналитического и ассоциативно-образного мышления, ознакомление с частью мирового культурного наследия, развитие социальной активности, воспитание личностей с культурными приоритетами в жизни.

 

ЗАДАЧИ КУРСА:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Дать представление о культуре и ее роли в человеческой жизни.

2. Познакомить с культурами разных эпох и народов через призму творчества одной русской семьи художников, ученых, мыслителей, путешественников, общественных деятелей.

3. Развить в учащихся желание участвовать в той или иной форме в создании культурных ценностей.

4. Помочь учащимся понять, что решение собственных жизненных проблем возможно через освоение культурного опыта предшественников.

3.Привлечь школьников к самостоятельному дальнейшему изучению разных культур, к участию в культурной жизни школы, города, объяснить какими способами и методами и где они могли бы это сделать, ознакомить с организациями, которые могли бы им помочь.

 

ОБУЧАЮЩИЕ:

1.Овладение методом анализа и синтеза на предложенном материале.

2.Овладение методом ассоциативно-образного мышления.

3.Овладение исследовательскими навыками.

4.Овладение навыками толерантного подхода при взаимодействии с явлениями и носителями других культур и цивилизаций.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Курс рассчитан на 20 часов (10 двухчасовых занятий) и предполагает лекционные, лекционно-семинарские занятия. Занятия проводятся в культурологическом аспекте. Обращается внимание на ценности культуры того или иного региона, народа, периода, всей мировой культуры в целом сквозь призму творческого наследия семьи Рерихов.

Попутно раскрывается конкретный вклад Рерихов в науку (археология, история, востоковедение, лингвистика, этнография, агробиология, география, философия), искусство (литература, живопись, графика, сценография), образование и общественную жизнь тех стран, где они жили.

Для адекватного представления желательно техническое оснащение в виде медиапроектора, подсоединённого к компьютеру. Возможно использование Интернета.

Практическая методическая рекомендация: как показывает преподавательская практика, не следует одновременно вести рассказ о предмете и показывать изображение. Эти вещи следует разнести, т.к. обычно учащиеся воспринимают что-либо одно, в случае, если есть изображение, они обращают внимание только на него. Каждый урок сопровождается иллюстративным материалом, однако задачей ведущего будет отобрать некоторое количество файлов в соответствии с конкретным содержанием урока. Обычно, в течение двух академических часов усваивается не более десяти изображений.

 

ФОРМЫ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В связи с краткостью курса оценка результатов обучения проводится в форме устного опроса, тестирования и письменных домашних заданий.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате посещения курса «Рерихи и мировая культура» учащиеся должны:

1. Знать научную терминологию, связанную с проблемами изучения различных культур и культуры вообще.

2. Уметь разбираться в самом общем виде в характерных особенностях отдельных культур.

3. Уметь сопоставить явления одного порядка в различных культурах.

4. Освоить сведения по истории культуры.

5. Ориентироваться в творческом наследии Н.К. Рериха.

7. Знать основные имена и названия, знаковые для тех или иных культур.

8. Понимать роль духовной составляющей в историческом бытии.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия Кол-во часов
1. Понятие культуры. Культуры разных стран и народов. Рериховская концепция культуры. 2
2. Вводное занятие о семье Рерихов, их истоках и результатах жизни и творчества.  2
3. Семья Рерихов и Санкт-Петербург. Два века культурных накоплений.  2
4. Культура Руси–России и творчество Н.К. Рериха. Русь славянская. Историко-художественная поездка Рерихов «за стариной» в 1903-1904 гг. по древнейшим городам Российской империи. Вклад Н.К. Рериха в храмостроительство.  2
5. Север в творчестве Н.К. Рериха (звериный стиль, Финляндия, Карелия, скандинавская культура).    2
6. Н.К. Рерих и Европа (поездки в Германию, Италию, Францию, Швейцарию, Бельгию и др. страны, мотивы европейского искусства в творчестве Н.К. Рериха). 2
7. Н.К. Рерих в Америке. О вкладе в культуру США (в т.ч. культура североамериканских индейцев и художественное творчество Н.К. Рериха). 2
8. Рерихи и Индия. 2
9. Монголия и Тибет в научной и художественной деятельности Рерихов.    2
10. Итоговое занятие. «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают». Н.К. Рерих о мире через культуру.  2

 

 Первое, второе и последнее занятия носят вводный и обобщающий характер, остальные в основном придерживаются хронологического или геокультурного принципа. Для каждого занятия имеются приложения (тексты статей, репродукции картин, слайд-шоу, фильмы), которые подробно раскрывают некоторые подтемы, а также план ведения занятия с примерным рекомендуемым текстом урока. Каждый урок снабжен списком литературы, касающейся именно этой темы (и использовавшейся при подготовке примерного текста урока). В последнем разделе данного элективного курса – «Информационное обеспечение» – полужирным шрифтом выделены 9 основных книг, посвященных жизни и творчеству Н.К. Рериха, на которые прежде всего может опираться методист в плане общей подготовки к курсу.

 

 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

 

Тема 1. Понятие культуры. Культуры разных стран и народов. Рериховская концепция культуры.

            

В начале занятия преподавателю рекомендуется рассмотреть определение культуры, даваемое различными источниками, и провести сравнительный анализ. Содержание занятия: основные цивилизации и типы культур, существовавшие и существующие на Земле. Различие между цивилизацией и культурой. Рериховское определение культуры. Анализ статей Н.К. Рериха о культуре («Твердыня Пламенная», «Культура – почитание Света», «Культура – сотрудничество», «Град Светлый» и др.). Следует объяснить, в чем Н.К. Рерих видел смысл культуры, и какое место он отводил культуре в жизни отдельного человека и человеческого сообщества. Духовная составляющая культуры. Соотношение культуры и эволюции человека как вида.

 

Тема 2. Вводное занятие о семье Рерихов, их истоках и результатах жизни и творчества.

 

Цель занятия – дать общее представление о жизненном пути, творческих и научных интересах семьи Рерихов, прежде всего, Н.К. Рериха, ставшего символом деятеля культуры и знаменем борьбы в защиту культурных достижений.

Содержание занятия: дореволюционный период жизни и творчества; странствия семьи по миру; общественная деятельность. Творческое и научное наследие Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рериха, С.Н. Рериха. Каждый из членов семьи внес свой вклад в достижение целей, поставленных Н.К. Рерихом.

Новые понятия: Сотворчество. Учение Живой Этики.

 

Тема 3. Семья Рерихов и Санкт-Петербург. Два века культурных накоплений.

 

Цель занятия – показать культурный контекст жизни Санкт-Петербурга эпохи «Серебряного века». Н.К. Рерих – активный участник художественной и общественной жизни нашего города конца XIX – начала ХХ века.

Содержание занятия:
Константин Федорович Рерих – петербургский нотариус. Два века династии Рерихов в Санкт-Петербурге.
Н.К. Рерих и антрополог, археолог коллекционер князь П.А. Путятин. Семьи Путятиных – Голенищевых-Кутузовых – Шапошниковых – Митусовых.
Годы учебы Николая Рериха в петербургском университете. Круг преподавателей.
Н.К. Рерих в Академии художеств. А.И. Куинджи. Соученики Рериха по группе Куинджи – художники Б. Васильев, Богаевский и др.
Н.К. Рерих и старейшее художественное объединение России Общество поощрения художеств (ИОПХ). Рерих – директор Рисовальной школы ИОПХ.
Н.К. Рерих – театральный декоратор (оперные, балетные, драматические спектакли для петербургских театров).
Рерих и семья Римских-Корсаковых (в т.ч. постановки опер Н.А. Римского Корсакова «Снегурочки», «Сказки о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже»). Рерих и Стравинский.
Н.К. Рерих и «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже и Лондоне.
Н.К. Рерих – председатель объединения «Мир искусства» (1913).
Н.К. Рерих – основатель или один из создателей более 10 обществ, музеев, образовательных учреждений в Петербурге (в т.ч. Музей истории Петербурга).

 

Тема 4. Культура Руси–России и творчество Н.К. Рериха. Русь славянская. Историко-художественная поездка Рерихов «за стариной» в 1903-1904 гг. по древнейшим городам Российской империи. Вклад Н.К. Рериха в храмостроительство.

 

Цель занятия – продемонстрировать, что Рерих явился одним их тех представителей русской образованной элиты, художественной интеллигенции конца XIX века, кто первыми поднял вопрос об идущем процессе утери национальных корней, традиций, образов – а, следовательно – национального самосознания. Найти общечеловеческое в своем, национальном, проникнуться образами народной красоты и от них подняться до понимания красоты всемирной – сверхзадача «русской темы» в творчестве художника.

Содержание занятия: появление темы Руси славянской, языческой в творчестве Рериха (дипломная работа «Гонец. Восстал род на род»). Восхищение архитектурным наследием русской старины и непрестанные усилия по возбуждению общественного внимания к проблемам его сохранения, борьба с забвением собственного эстетического прошлого. Возникновение темы «Святой Руси» в творчестве Рериха, которая накануне и во время первой мировой, а затем и второй мировой войн сливается с темой апокалипсической, пророческой. Работы Рериха по созданию эскизов для храмовых росписей и мозаик. Проекты храмов. Образы русских святых в творчестве Н.К. Рериха. Серия “Sancta” (1922). Образ Града Небесного.

Новые понятия: Неорусский стиль, неонациональный стиль, Пречистый град (Белый град, Святой град).

 

Тема 5. Север в творчестве Н.К. Рериха (звериный стиль, Финляндия, Карелия, скандинавская культура).

 

Цель занятия – показать особую роль и исключительную разработанность этой темы в творчестве художника. Если бы Н.К. Рерих не поехал на Восток и не получил известность как «певец Гималаев», он остался бы в истории русской живописи как «певец Севера».

Содержание занятия: происхождение рода Рерихов, раннее зарождение интереса к «варяжской» теме. С 1906 по 1910 г. Н.К. Рерих пишет ряд картин, посвященных теме походов и быта викингов. Археология – основа знаний Рериха о культуре Севера. Рерих-археолог. Статьи Рериха об искусстве Каменного века («интернациональность камня»). Путешествия по Финляндии, статья «Древнейшие финские храмы», общение с деятелями финской культуры. Отражение северной мифологии в творчестве Рериха. Жизнь в Карелии в 1916–1918 гг. (карельский цикл картин). Отражение северной темы в театрально-декорационном искусстве Рериха («Пер Гюнт»).

Новые понятия: Звериный стиль.

 

Тема 6. Н.К. Рерих и Европа (поездки в Германию, Италию, Францию, Швейцарию, Бельгию и др. страны, мотивы европейского искусства в творчестве Н.К. Рериха).

 

Цель занятия – показать обширные знания Н.К. Рериха в области европейской культуры, продемонстрировать, что он сам был наследником лучших европейских традиций. Учащиеся должны понять, что художник одинаково глубоко усвоил как европейскую культуру, так затем и восточную, что позволило ему со знанием дела проводить художественные и духовные параллели, делать выводы об общих корнях и устремлениях, применять методы синтеза в искусствоведческом и философском анализе.

Содержание занятия: вводная часть, Н.К. Рерих и Италия (изучение памятников культуры, образ св. Франциска Ассизского в творчестве Рериха), Н.К. Рерих и Франция (учеба в Париже у Фернана Кормона (1900); образ святой Женевьевы; образ Жанны д'Арк), Бельгия (рериховские эскизы декораций к пьесам М. Метерлинка, образ старого Брюгге, Комитет Пакта Рериха в Брюгге), Германия (общение с немецкими учеными-археологами, лечение на водах в Нейенаре (1911), поездки по немецким городам; эскизы к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда»), Англия (участие в выставках и дягилевских постановках; Рерихи в Лондоне в 1919–1920 гг., первая встреча с Великими Учителями).

Новые понятия: Гуманизм. Европейское Возрождение.

 

Тема 7. Н.К. Рерих в Америке. О вкладе в культуру США (в т.ч. культура североамериканских индейцев и художественное творчество Н.К. Рериха).

 

Цель занятия: показать, как русская семья, носительница лучших петербургских традиций и петербургского опыта диалога и взаимодействия культур смогла не только занять свою нишу в американском обществе, но и значительно повлиять на духовную жизнь США. «Войдя в культурную жизнь Америки, Н.К. Рерих осветил прекрасным светом ее новые чаяния. Здесь каждый человек, несущий в своем сердце огонь устремления к благу человечества, следует за его знаменем. Во всем мире пожинают плоды от посеянных Рерихом семян». (М.М. Лихтман, американский пианист, сотрудник Музея им. Николая Рериха в Нью-Йорке).

Содержание занятия:
Нью-Йорк. 1920–1923. Создание Музея им. Николая Рериха; основание Института объединенных искусств; создание Международного художественного центра «Corona Mundi» («Венец мира») и союза творческих работников «Сor Ardens» («Пылающее сердце»); организация издательств Roerich museum Press и «Алатас». Разработка программы Международной Лиги культуры.
Путешествие к берегам Атлантического океана (о-в Мичиган) и в район Большого каньона (Санта-Фе). Общение с северо-американскими индейцами, изучение их культуры (серия рисунков и статьи).
Подписание Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников во время вооруженных конфликтов (Пакта Рериха) 15 апреля 1935 г. в Белом доме под председательством президента США Ф. Рузвельта. Общение с политическими кругами Америки (переписка Е.И. Рерих с президентом Рузвельтом, поддержка министром сельского хозяйства Уоллесом второй Центрально-Азиатской (Маньчжурской) экспедиции).
Высказывания Н.К. Рериха об Америке.

 

Тема 8. Рерихи и Индия.

 

Цель занятия – раскрыть одну из наиболее важных тем в творчестве и биографии художника – тему Индии, т.к. для многих людей имя Рериха ассоциируется именно с этой страной.

Содержание занятия:
Появление темы Востока в творчестве Н.К. Рериха. Интерес к духовному наследию Востока в русском образованном обществе.
Индийская философия и поэзия Рериха.
1923 год. Путешествие по Индии.
1924–1925 гг. Рерихи в Дарджилинге, Сиккиме, Ладаке.
После возвращения из экспедиции. Кулу. Институт «Урусвати».
С.Н. Рерих и Индия.

Новые понятия: Брахман, атман – ключевые понятия индийской философии. Йога. Карма.

 

Тема 9. Монголия и Тибет в научной и художественной деятельности Рерихов.

 

Цель занятия – рассказать об уникальной экспедиции, организованной академиком Н.К. Рерихом через труднодоступные регионы Срединной Азии (Рерихи были первыми европейцами, прошедшими по некоторым районам Тибета), о ее научных задачах, о духовном единстве огромного региона, связанного общим учением, данным Буддой, о своеобразии культур Монголии и Тибета.

Содержание занятия: Н.К. Рерих – член комитета по строительству буддийского храма в Санкт-Петербурге (1912; Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К. Рериха (1925–1928 гг., цели и результаты; исследования в Монголии, в Тибете); буддизм; вклад Ю.Н. Рериха в востоковедение.

Новые понятия: Шамбала, Майтрейя.

 

Тема 10. Итоговое занятие. «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают». Н.К. Рерих о мире через культуру.

 

Предыстория и содержание  Пакта Рериха. Идеи Пакта на современном этапе (Гаагская конвенция 1954 года, Декларация прав культуры Д.С. Лихачева).

О знаке Триединства (Знак Знамени Мира). Универсальный символ, объединяющий различные культуры.

Художественный цикл «Знамена Востока» – живописное выражение идеи общечеловеческих основ разных религий, являвшихся главным вдохновителем и заказчиком произведений искусства.

Культурные достижения – универсальная основа дружеского диалога и взаимопонимания разных наций, религий, стран.

Просмотр слайд-шоу «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают (Н.К. Рерих)».

Просмотр фильма о Н.К. Рерихе.

 

 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Литература[1]:

  1. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1973. / Серия: Жизнь замечательных людей.
  2. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. – 3-е изд., доп. – Самара, 1996.
  3. Благово Н.В. Семья Рерихов в гимназии К.И. Мая. – СПб.: Наука, 2006.
  4. Бондаренко А.А., Мельников В.Л. Рерих и университет. – СПб, «Вышний Волочёк», 2002.
  5. Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
  6. Знамя Мира: Сб. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005.
  7. Иванов Вс. Из неопубликованного: Рерих – художник, мыслитель; Сказание об Антонии Римлянине; Воспоминания, рассказы и поэма. – Л.: 1991.
  8. Князева В.П. Николай Константинович Рерих. 1874–1947: Жизнь и творчество. – Л.- М.: Искусство, 1963.
  9. Князева В.П. Николай Рерих. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1968.
  10. Короткина Л.В. Рерих в Петербурге – Петрограде. – Л.: Лениздат, 1985.
  11. Короткина Л.В. Творческий путь Николая Рериха: [Альбом]. – СПб.: «АРС», 2001.
  12. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; Под ред. А.П. Алексеева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
  13. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. – Новосибирск, 1993.
  14. Маточкин Е.П. Н.К. Рерих: Поэзия старины. – Самара: Агни, 2004.
  15. Маточкин Е.П. Святые русской земли [ в т-ве Н.К.Рериха ]. – Самара: Агни, 2007.
  16. Маточкин Е.П. Николай Рерих: Мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. – Самара: Агни, 2005.
  17. Митусова Л.С. О прожитом и судьбах близких: Воспоминания. Кн.1. / Отв. ред. и авт. предисл. Б.С.Соколов. – СПб.: Изд.Рериховск. центра СПбГУ – Вышний Волочёк: «Ирида-Прос», 2004.
  18. Николай Рерих в русской периодике. 1891–1918. Выпуски I–V. – СПб.: ООО «Фирма Коста», 2004–2008.
  19. Пакт Рериха: 70 лет. Материалы Межд. научно-практической конференции 15 апреля 2005 г. в СПб Доме юриста. – СПб.: Изд. Рериховск. центра СПбГУ, 2005.
  20. Петербургский Рериховский сборник. Вып. I–VI. – 1998–2008.
  21. Полякова Е.И. Николай Рерих. – М.: Искусство, 1973.
  22. Полякова Е.И. Николай Рерих. 2-е изд. – М.: Искусство, 1985. – 304 с.: ил. (Жизнь в искусстве).
  23. Рерих Е.И. Знамя преподобного Сергия Радонежского. – Звенигород: Изд. Вост. Рерих. О-ва «Урусвати», 2004.
  24. Рерих Е.И. Знамя Преподобного Сергия Радонежского: Сборник / Сост. Е.И. Рерих. – М.: Новосибирск: Изд.Сибирск. Рериховск. о-ва, Сибирь XXI век, Гелиос, 1991.
  25. Рерих Е.И. Основы буддизма (Жизнь и Учение Будды). – СПб.: 1992.
  26. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. – М.: Сфера, 1999.
  27. Рерих Н.К. Берегите старину. – М.: МЦР, 1993.
  28. Рерих Н.К. Восток – Запад. – М.: МЦР, Бисан-Оазис, 1994.
  29. Рерих Н.К. Гималаи – Обитель Света. Адамант / Пер. с англ. – Самара: Агни, 1996.
  30. Рерих Н.К. Держава Света. – М.: Сфера, 1999.
  31. Рерих Н. Держава света. Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992.
  32. Рерих Н. Древние источники: Сказки, легенды, притчи. – М.: МЦР, 1995.
  33. Рерих Н.К. Душа народов. – М.: МЦР, Бисан-Оазис, 1995.
  34. Рерих Н. К. Зажигайте сердца! Сборник / Изд. 2-е. – М.: Молодая Гвардия, 1978.
  35. Рерих Н.К. Из литературного наследия: Сборник. – М.: Изобр. искусство, 1974.
  36. Рерих Н.К. Избранное / Сост.: В.М. Сидоров – М.: Сов. Россия, 1979.
  37. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: МЦР, Бисан-Оазис, 1994.
  38. Рерих Н.К. Молодому другу. – М.: МЦР, 1993.
  39. Рерих Н.К. Наставление ловцу, входящему в лес: Сборник / Сост. и коммент. Д.Н. Попова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  40. Рерих Н. К. Об искусстве: Сборник статей / Предисл. А.Д. Алехина, сост. С.А. Пономаренко. – 2-е изд., испр. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. – 2005.
  41. Рерих Н. К. Листы дневника. Том первый. – М.: Международный Центр Рерихов – 1995.
  42. Рерих Н. К. Листы дневника. Том второй. – М.: Международный Центр Рерихов – 1995.
  43. Рерих Н. К. Листы дневника. Том третий. – Международный Центр Рерихов – 1996.
  44. Рерих Н. К. Культура и цивилизация – М.: Международный Центр Рерихов – 1994.
  45. Рерих Н.К. Пути благословения. – М.: Сфера, 1999.
  46. Рерих Н.К. Сердце Азии. – СПб, 1992.
  47. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. – М.: Сфера, 1999.
  48. Рерих Н.К. Урусвати. – М.: МЦР, 1993.
  49. Рерих Н.К. Химават. – Самара: Агни, 1995.
  50. Рерих Н.К. Художники жизни. – М.: МЦР, 1993.
  51. Рерих Н.К. Человек и природа. – М.: МЦР, фирма Бисан-Оазис, 1994.
  52. Рерих Н.К. Шамбала. – М.: изд. МЦР, 1994.
  53. Рерих Ю.Н. Буддизм и культурное единство Азии: Сб. статей. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002.
  54. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. – Самара: Агни, 1994.
  55. Рерихи. Восток – Запад. / Cост. Д.Н.Попов, В.А.Росов. – М.: Изд. ГМВ, – 2006.
  56. Рериховское наследие. Труды конференции. I, II, III, VI. – СПб.: 2004 – 2008.
  57. Рудзитис Р. Николай Рерих. Мир через Культуру / Пер. с латышск. – Минск: Лотаць, 2002.
  58. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999.
  59. Сойни Е.Г Николай Рерих и Север. – Петрозаводск: Карелия, 1987.
  60. Сойни Е. Северный лик Николая Рериха. – Самара: Агни, 2001.
  61. Утренняя звезда: Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. – № 2–3. – 1997.
  62. Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. – Самара: Агни, 1996.


 

Видеофильмы:

«Время собирать камни…» – документальный фильм о Пакте Рериха. Режиссёр Валерий Шатин, 2007 год.
«Письмена. Николай и Святослав Рерихи». 2005 год.
«Художник Николай Рерих». СССР, 1958 год
«Николай Рерих». Студия «Киевнаучфильм», 1976 год

 _______________________________________

 [1] Полужирным шрифтом для удобства методиста выделены базовые издания, содержащие максимум информации по различным темам в форме, наиболее приемлемой для проведения школьного урока. Все перечисленные издания имеются в научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов.