Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Музейный клуб как форма работы музея с населением


Борисова Валерия Леонидовна
,

заведующая научно-просветительным отделом

Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника,

Ленинградская область

 

На Северо-Западе России, совсем недалеко от северной столицы – Санкт-Петербурга, находится село Старая Ладога – первая столица Руси. Первенство это по времени основания среди русских городов подтверждено учеными-археологами. Древний град Ладога существовал уже в 753 году, т.е. намного раньше Новгорода и Пскова. Именно сюда был призван легендарный Рюрик, отсюда берет начало русская государственность.

В течение нескольких столетий, вплоть до начала XYIII века, город Ладога был торгово-ремесленным центром, защитой северных рубежей страны. При царе-реформаторе Петре I Ладога превратилась уже в село с названием Старая Ладога.

Сегодня на территории села протяженностью чуть больше двух верст вдоль берега седого Волхова, можно увидеть языческие курганы, монастырские комплексы, храмы домонгольской эпохи…

Традиционными, почти «классическими», формами научно-просветительной работы Староладожского историко-архитектурного и археологического музея являются экскурсии и лекции. Они – эти формы – своеобразные «долгожители», которые, тем не менее, все еще актуальны. Но меняющийся мир ставит перед музейными работниками новые задачи: чтобы привлечь посетителя, а также реализовать в полной мере свою именно образовательную, просветительскую миссию, необходимо искать новые, интересные формы работы.

Основной принцип работы любой музейно-педагогической деятельности – предоставление возможности посетителям заниматься тем, что их интересует, создать условия для их самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей[1].

Идея создания любительского клуба на базе Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника не была внезапной, спонтанной. Она – по сути, долгожданное и желанное дитя. Споры, сомнения, оттачивание каких-то моментов – все это длилось достаточно долго. Первопричиной, пожалуй, послужило то, что приоритетом массовой работы научно-просветительного отдела стала работа с местным населением. Наш музей, несмотря на его популярность в последние годы, расположен в сельской местности, где жители не имеют возможности часто посещать музеи, выставки, театры. Это значит, что именно музей-заповедник «Старая Ладога» должен стать и театром, и филармонией, и диспут-клубом…

На протяжении многих лет научно-просветительная деятельность музея-заповедника «Старая Ладога» была активной, переживала творческую эволюцию, но, в то же время, находилась в определенных границах относительно форм работы с посетителем. Сегодня необходимыми и почти классическими можно назвать тематические и обзорные экскурсии, циклы лекций по истории и культуре; интересным и, по мнению педагогов, весьма полезным является профориентационный курс «Хранители вечности» для старшеклассников. Поистине ярким и незабываемым зрелищем являются ежегодные фольклорно-исторические праздники, которые по инициативе музея проводятся в Старой Ладоге более десяти лет.

Особенностью Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника является то, что он расположен в сельской местности, одновременно «деля» пространство с жителями села. Этот факт порождает и спорные вопросы (например, согласование зон землепользования), и – будем откровенны – иногда даже конфликты между местными жителями и музеем.

В основном, образовательные и досуговые программы ориентированы на учащуюся молодежь – школьников, студентов. А вот взрослые, особенно местная интеллигенция, оказались в своеобразном информационном и культурном «вакууме». Причина сложившейся ситуации в том, что культурно-просветительные учреждения провинции сегодня, к сожалению, далеко не всегда могут удовлетворить все растущие интеллектуальные запросы населения. Ни в коем случае нельзя ставить это в вину клубным работникам. При большой загруженности клубов и домов культуры, библиотек, обширном плане работы, перечне мероприятий, и, в то же время, небольшом штате, вероятно, они просто физически не в состоянии изыскать время для разработки новой концепции дифференцированного подхода к посетителю, зрителю, слушателю.

Исходя из вышеперечисленных позиций, стали ясны и стоящие перед нашим музеем задачи:

1. Преодолеть так называемую «полосу отчуждения» между музеем и местной общественностью.

2. Предложить качественно улучшить, дополнить и усовершенствовать мероприятия, проводимые культурно-просветительными учреждениями микрорегиона.

Иначе говоря, мероприятия клуба при музее не должны быть сугубо информационными или развлекательными, каждая встреча – это настоящее «погружение» в мир культуры прошлого, «прогулки» по улицам десятого или же девятнадцатого века, «визит» в старинную лавку, контору или чайную. В этом – специфика и возможности музея, которые необходимо использовать и популяризировать.

Будущему музейному клубу любителей истории и культуры было дано название «Тысячелетие», и для начала надо было сформировать «состав» – в него вошли студенты вузов, учителя общеобразовательной и музыкальной школ.

Изначально у нас были сомнения по поводу некоторой «избранности» участников клубных мероприятий, которую можно было объяснить вполне объективной причиной – площадь помещения не позволяла вместить более 30 человек. Однако, этот факт придавал событию одну немаловажную особенность: получалось, что быть членом музейного клуба престижно.

В небольшом населенном пункте всевозможные новости распространяются быстро. Едва мы успели подготовить и провести первое мероприятие, на котором присутствовали 32 человека, как уже на следующий день в музее стали раздаваться телефонные звонки:

– Кого вы принимаете в клуб «Тысячелетие»?

– А на мартовский вечер еще можно попасть?

– Будет ли еще «Вечер старинной музыки?»

Уже тогда мы поняли, что, конечно же, будем повторять, будем приглашать все новых и новых людей, желающих увидеть, узнать, обсудить что-то новое и необычайно интересное.

Таким образом, в январе 2005 года клуб любителей истории и культуры «Тысячелетие» начал свою работу; членами его стала сельская интеллигенция и студенческая молодежь. Мероприятия клуба не носят пассивно-информационного характера, они побуждают к действию, поиску, активному участию. Формы предлагаемых членам клуба мероприятий различны: это и камерный вечер старинной музыки, где члены клуба – только слушатели и зрители; и салон «Мне досталось в наследство…», где каждый может проявить активность и поведать, например, всем о преданиях и истории своей семьи, показать семейные реликвии. Летом, во время проведения археологических раскопок, несомненно станет интересной и полезной так называемая «Прогулка в прошлое тысячелетие» – неформальная встреча с молодыми учеными-археологами непосредственно на раскопках. Когда же завершится сезон летних отпусков, мы снова пригласим в музей теперь уже не только постоянных членов клуба, но и их семьи.

В данном случае связь с аудиторией не может быть односторонней. В результате подобных встреч, бесед появляются записи, воспоминания, фонд музея пополняется новыми фотографиями, документами, предметами, а это особенно важно в краеведческой фактографии. Но, пожалуй, самое главное – принципиально меняется отношение жителя Старой Ладоги к окружающему пространству; приходит сознание того, что камень, курган или монастырская часовня имеют уникальную ценность, неподвластную материальной оценке, и сохранить их – дело его чести[2].

И если раньше мы могли с горечью наблюдать, как сельчане буквально стороной обходят музей, считая его чем-то ирреальным, как сами же захламляют территорию села, решая свои бытовые проблемы (например, строительство гаража чуть ли не в историческом центре Ладоги), то сегодня все обстоит иначе.

Конечно, за короткое время не изменить отношение и поведение в лучшую сторону абсолютно всех, но теперь – именно после наших первых встреч с членами клуба, после того, как ярко была представлена наша повседневная работа, – у нас появились друзья и даже круг заинтересованных посетителей, которые возвращаются к нам снова и снова. И если раньше «Книга отзывов» музея содержала только записи, сделанные иногородними гостями, то теперь в ней можно найти и такие отклики самих ладожан:

«Особенно интересно сегодня было узнать о том, что почти 400 лет тому назад в Ладоге побывали французы, которых, в отличие от Наполеона, русская зима не испугала. Раньше я об этом не знала. Приятно и почетно быть членом музейного клуба. Я очень рада, что удалось многое узнать о хранилищах музея, увидеть новые предметы из фондов. Подумала – я ведь тоже могу пополнить музейную коллекцию, большинство моих предков – из этих мест, остались фотографии, письма, вещи из старого бабушкиного дома. Спасибо вам, обязательно приду снова! В. Коноплева»

Клуб «Тысячелетие» успешно стартовал, но, скорее всего, в процессе его деятельности будут появляться новые темы (вероятно, подсказанные самими ладожанами) и, вероятно, возникнут новые формы.

Музей – хранилище исторической памяти, а мы, сотрудники музея, – хранители времени и… строители будущего. Бесспорно, важно то, что наша основная задача сегодня осознается посетителем и получает его оценку. Нам удалось сделать главное – заинтересовать и привлечь единомышленников и помощников.

________________________________

1 Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н., Герасименко Е.Е. Музейная педагогика. – СПб.:  Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, 2000, с.12.

2 Борисова В.Л. Роль провинциального музея в формировании чувства национального самосознания.//Материалы третьего Круглого стола «Музей и проблемы “культурного туризма”». – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2005, с.14.


От редакции:

Домом всех Муз называли в Древней Греции Музейон (Музей). Секрет успеха музейной педагогики, по-видимому, прежде всего, – в самих педагогах, их творческом горении, но если смотреть глубже, он кроется и в том союзе, что был указан еще в древности самими Музами  – в единстве Познавательного и Прекрасного, – это то, что всегда притягивает людей, является духовным магнитом, спасительным и благотворным, дающим людям дополнительную силу в сложные времена социальных переустройств.