Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Барышева Тамара Александровна
доктор психологических наук,
профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка
Института детства, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

 

Котова Светлана Аркадьевна,
кандидат психологических наук, доцент,
зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка
Института детства, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

 

Личностносозидающая роль художественного образования

 

Аннотация: В статье раскрываются новые стратегические цели государственной политики в сфере культуры и художественного образования. Показана роль художественного образования в формировании нового поколения, подготовки его к вызовам будущего.

Ключевые слова: культурная политика, художественное образование, самоактуализирующаяся личность

 

Трансформации социально-экономических устоев жизни человечества привели к осознанию новых вызовов, стоящих перед будущими поколениями. Целью воспитания в ХХI веке стало развитие самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности, формирование «человека культуры», интегрирующего в своем сознании и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности. Эта новая масштабная задача требует незамедлительного и принципиального переосмысления обществом, государством и системой образования места и значения художественной культуры и художественного образования. Если мы хотим сохранить себя в будущем в качестве наследников отечественной и мировой культуры, то художественное образование должно стать безусловным приоритетом государственной образовательной, точнее – культурно-образовательной политики. В подобной ситуации трансформации в сфере культуры, адекватные современным социальным реалиям, выглядят неизбежными и закономерными. Не случайно 2014 год был объявлен в России годом культуры.

Государство стремится превратить культурную политику в сильный фактор построения демократического общества, уточнить цели культурной политики, сделав их более ориентированными на новаторство; пересмотреть организационные и финансовые условия ее реализации; осуществить всемерную поддержку культурной деятельности; укрепить индустриализацию культуры; определить новые меры, стимулирующие культурную активность населения. По указу президента РФ были предприняты активные шаги по разработке Концепции государственной политики в сфере культуры. В мае 2014 г. был опубликован проект Основ государственной культурной политики, подготовленный рабочей группой во главе с Руководителем Администрации Президента Сергеем Ивановым [1]. Во вводной части проекта отмечается: «Россия – государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире. Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны. Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. В равной степени невозможно утверждение общенациональной идеологии развития без формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности… Будущее России зависит от успешного решения задач воспитания, развития творческих способностей каждого человека и создания благоприятных условий для их реализации».

Целью государственной культурной политики, заложенной в проекте Концепции, стало « духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры» .

Концепция ориентирует на « создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности» .

Стратегическими задачами государственной культурной политики сегодня определены следующие:

1. Сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа.

2. Развитие и защита русского языка – государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, – как основы гражданского и культурного единства Российской Федерации.

3. Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России.

4. Поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды.

6. Развитие русской и национальных культур народов России, создание условий для профессиональной творческой деятельности, для творческой самодеятельности граждан, сохранение, создание и развитие необходимой для этого инфраструктуры.

7. Поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности.

8. Практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждениями и благами культуры.

9. Создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды.

10. Поддержка научных исследований в сфере искусства и культуры.

11. Развитие образования в сфере искусства и культуры.

Государственная культурная политика сегодня призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного образования через развернутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие, т.е. и дети, которые не планируют становиться профессионалами.

Художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека. Искусство с древнейших времен является средством познания человеком себя и окружающего мира. Искусство, художественная деятельность выступают благоприятной сферой развития внутренних условий реализации возможностей человека, источником гармонизации социальных отношений [2]. Художественное произведение трактуется как «художественное высказывание», объект художественно-эстетического восприятия, а процесс творчества в искусстве как преобразование наблюдений, впечатлений, фактов действительности и создание новой, художественной реальности [3].

В широком социальном контексте художественное образование рассматривается как процесс передачи новому поколению социального, культурного, исторического и онтологического опыта. Образы и фрагменты картин мира, которые демонстрирует искусство, усваиваются на уровне обыденного сознания гораздо легче тех, что предоставляют, скажем, научная теория или политическая концепция. Идеи и чувства, выраженные в художественной форме, обладают более мощной силой воздействия и «заражения». Для ребенка художественное образования – это наиболее эффективный путь соединения с национальным сознанием, с национальной картиной мира.

Включаясь в художественную деятельность, ребенок перерабатывает как личный, так и предложенный взрослыми жизненный опыт, выстраивая некую новую реальность – «художественный мир». Освоение разнообразных способов преобразования художественного материала позволяет ребенку увидеть неочевидное в привычном, открыть новые возможности «соединения материи», неожиданные качества явлений, оригинальные сочетания и, в конечном итоге, овладеть универсальными «технологиями» творческой деятельности. Только общение с искусством открывает перед ребенком возможности духовного сотворчества, постижения сложнейших процессов духовной жизни. В момент переживания художественного смысла произведения искусства человек получает потенциальную возможность трансцендентного переживания, а испытывая катарсис, может выйти на новый виток развития и включить новый духовный опыт в свой экзистенциальный мир [4]. Кроме того, художественная коммуникация разворачивается как творческое общение, смысл которого – «обратная связь», «эмоционально-смысловое сотворчество» с Другим в себе и вне себя [3]. Обучение художественной коммуникации предоставляет ребенку возможность услышать как Другого, так и самого себя.

Основными функциями художественного образования являются:

культурологическая, обеспечивающая связь личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения и овладения им художественной культурой;

образовательная, направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности;

воспитательная, формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства;

коррекционная, содействующая удержанию здорового образа жизни, профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии [5].

В процессе художественно-творческого развития ребенок проходит несколько эволюционных этапов:

Первый этап – «Пробуждения творческого Я», накопления сенсорного, эмоционального, познавательного опыта. Важными моментами этого периода являются разнообразное эстетическое пространство и импульсы пробуждения художественно-познавательных интересов.

Второй этап – «Подражания, имитаций», освоения эстетических эталонов и способов художественно-творческой деятельности.

Третий этап – «Преобразования», применения освоенных эталонов, экспериментирование в новых, значимых для ребенка условиях в соответствии с актуальными интересами и возможностями.

Четвертый этап – «Индивидуализация», становление «творческого Я» ребенка, определения им своей индивидуальности.

Различные виды художественной деятельности (художественное конструирование, изобразительное творчество, музыкальная, театральная деятельность и др.) обладают существенным потенциалом гармонизации эмоциональной сферы, интеллектуальных и энергетических ресурсов ребенка. При этом каждый вид художественной деятельности имеет свою «доминанту» и направлен на определенный потенциал развития. Так рисование развивает визуальный интеллект, музыка – динамические интеллектуальные ресурсы и эмоциональную сферу, театрально-игровая деятельность направлены на развитие коммуникативных умений и саморегуляции.

Практика школ искусств, где увеличен объем художественного образования, показала, что они:

• помогают учащимся легче адаптироваться в школе;

• создают безопасное пространство для общения и условия для самовыражения;

• развивают мотивацию к непрерывному самообразованию;

• объединяют детей совместной деятельностью;

• способствуют повышению уверенности в своих силах и развитию сотрудничества;

• помогают преодолеть трудности в общении и успешно интегрироваться в социальную среду.

Модернизация содержания художественного образования связана с развитием инновационного образования, интеграционными, интерактивными программами, внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс. В сфере художественного образования применимо большое разнообразие разработанных образовательных технологий. Особенно важно обновить программно-методическое обеспечение, содержание, формы и методы художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений, издавать интерактивные учебники, учебные пособия нового поколения. Отметим наиболее яркие направления развития:

– Существенное расширение присутствия искусства в общеобразовательной школе за счет введения новых предметов и частичной переориентации уже существующих;

– Разработка единых концептуальных и методических основ творчески ориентированного преподавания разных искусств при широкой вариативности конкретных программ и методик:

– обогащение образовательной среды ребенка за счет выделения внеурочной и досуговой деятельности;

– расширение палитры конкурсов, особенно всероссийских;

– использование информационных ресурсов в художественном образовании;

– новые формы фиксации творческих достижений учащихся;

– развитие социокультурного проектирования;

– расширение форм сотрудничества и партнерства при реализации задач художественного образования, опора на широкие общественные ресурсы.

 Еще одним аспектом, важным для обсуждения, является признание того, что художественное образование предполагает использование высококультуро- и наукоемких технологий и предъявляют существенные требования как к оснащению образовательного процесса, окружающей среды, так и к подготовке специалиста их реализующего [2]. Такая подготовка может осуществляться в высшем педагогическом образовании на уровне магистратуры. В РГПУ им. А.И. Герцена уже несколько лет успешно идет обучение по программе «Развитие креативности ребенка в полихудожественной среде» по направлению «Педагогика». Данная магистратура создает базу для развития междисциплинарных исследований в области арт-педагогики, познания психодиагностических и созидающих возможностей изобразительного творчества.

 

Библиографические ссылки:

  1. Проект Основ государственной культурной политики // Режим доступа: http://state.kremlin.ru/face/21027 Дата обращения: 20.01.2015.
  2. Прохоров С.А. Теория и история искусства – важнейшие компоненты художественного образования //Мир науки, культуры и образования. – №3(34) 2012. С.214-243.
  3. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт //Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2012.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986.
  5. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М. : Академия, 2001.
 
Источник:
Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка.
Том 1. Выпуск 1. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2015. – С.3-10.