Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Актуальность  рериховской концепции Культуры для современной школы


 Бахтибекова Маргарита Николаевна
,

Почетный работник образования РФ,

заместитель. председателя Пензенского регионального отделения

Международной Лиги защиты Культуры,

г. Пенза

Современная российская школа за последние 20 лет так и не нашла определенной концепции развития и образования подрастающего поколения. Поиск, конечно, идет, но выливается он, скорее, в поиск моделей, форм, западных образцов. И как-то немодно говорить сейчас о самой основе воспитания – о культуре. Мне возразят, что школьников водят в театр, в кино, в цирк, и даже раз в год в филармонию. Но могут ли эти разовые выходы по-настоящему воспитать?

Начать задумываться над этой проблемой, видимо, необходимо с понимания самой культуры.

Н.К. Рерих, великий русский художник, культурный и общественный деятель, один из крупнейших мыслителей ХХ века, в своих философско-художественных очерках изложил смысл истинной Культуры, её космическую роль в человеческой эволюции. Он постиг её философское значение и стремился в своем творчестве показать это другим.

Рериховская концепция Культуры основана прежде всего на тонком и точном осознании понятий: культура и цивилизация. Смешение их – одно из заблуждений, широко распространенных в ученых и общественных кругах самых разных направлений. Например, в Философском энциклопедическом словаре, изданном в Москве в 1983 г., говорится: «Цивилизация – синоним культуры, уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры».

Н.К. Рерих писал: «Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова «Культура» словом «цивилизация». При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «Культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни». Николай Константинович обратил наше внимание на то, что слово «культура» происходит от двух санскритских слов: «культ» - всем нам известное «почитание» и «Ур» - свет. Следовательно, культура есть почитание Света. Под Светом понимается все лучшее, что есть в человеческом существовании: глубокая вера, широкое познание, искусство, нравственность. Конечно, при таком понимании культуры человек уже не сможет приравнять её к цивилизации.

Проблему, что есть Культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление духа, а цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех её материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Здесь уместно вспомнить слова Н. Бердяева: «Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на технику жизни». Современная жизнь являет тому наглядный пример. Мы видим, как под напором этих «средств жизни» отступает нравственность, духовность, как на первый план выходит материальное благополучие любым путем, как пышным цветом цветет двойная мораль. Многие думают, что этот негативный процесс можно остановить опять же развитием экономики, реформами и т. п. Рерих в своих очерках обращает внимание на то, что во взаимодействии культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных. «Будем помнить завет Света, - пишет он, - что прежде всего самое важное для нас будет дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте – богатство».

В рериховской концепции Культуры обращает на себя внимание содержательная наполненность этого понятия. В современном обществе Культуру воспринимают (часто отождествляя её с искусством) как нужный, но не столь жизненно важный компонент в общей системе ценностей общества, таких, как политика, экономика, социальные вопросы. Зачастую Культуре придается характер элитарный или прикладной, украшательский.

Но, по мнению Н.К. Рериха, а теперь уже и многих передовых ученых, Культура – это способ организации жизненного пространства, это жизненная сила и необходимая матрица для решения многих сложных проблем общества и индивида. Культура способна соединять дифференцированные части в единое целое, причем не смешивая его в однородную массу, а осуществляя великий принцип в жизни – единство в многообразии. И если Культура обладает свойством трансформировать хаос в гармонию, следовательно, она создает необходимые условия для поступательного движения общества. Приняв Культуру как жизненную необходимость, общество устремится вверх по спирали эволюции. Но стоит лишь отодвинуть на задний план вопросы культуры, как сразу же включается инволюционное, то есть, обратное движение по спирали вниз, что, в конечном счете, приводит к духовному и нравственному падению общества, к его разложению.

Такое осознание поднимает планку Культуры очень высоко. И это необходимо сегодня, так как просто устремлять общество к образованности, к культурности уже недостаточно, слишком сильны признаки разложения. Необходимо искать глубинные основы Бытия, чтобы общество сознательно поворачивалось в сторону Культуры.

В очерках Рериха четкость научного мышления органически сочетается с поэтической образностью формы. Культуру он называл «Садом Прекрасным», ставя на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. И мы видим, как необходим сегодня этот принцип, когда Красота попирается безобразием. Уродливые герои мультфильмов и иллюстраций, дикая музыка, вульгарная речь – все это антиподы Красоты, следовательно, разрушители гармонии духа. «Осознание Красоты спасет мир», - повторил Рерих с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от просто системы к Красоте. А Красота познается человеком лишь через Культуру.

Неотъемлемой частью Культуры являются такие высокоэнергетические явления человеческого духа, как сердечность и любовь. Без этих качеств, утверждает Рерих, нет культурного человека. В рериховской богатой и многоцветной палитре Культуры нет места бездуховным, сухим «образованцам», нет места тем, кто знает тонкости этикета, но не имеет представления о тех Высших силах, которые заключены в нем самом. «Духовность, религиозность, - пишет Н.К., -подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в Саду Прекрасном?» Значит, высокой планке определения Культуры должен соответствовать и сам носитель её – человек. Рерих дает замечательную формулу: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культура». Сам Н.К. Рерих являл собой образец именно культурного человека. На протяжении истории только отдельные представители человечества соответствовали этому высокому званию.

Таким образом, в своих очерках Н.К. Рерих выработал совершенно новую концепцию Культуры, имеющую практическое эволюционное значение, опираясь на которую можно в полной мере содействовать прогрессивному развитию общества, в том числе и разработке концепции образования и воспитания.

 

Бахтибекова М.Н. Актуальность рериховской концепции культуры

для современной школы // Идеи Пакта Культуры и современность:

Материалы Международной научно-общественной конференции