Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

О системе интегрального образования Индии и опыте работы одной из передовых индийских школ

Санкт-Петербург первым из регионов России установил прямые научные связи с Индией.

В результате большой подготовительной работы, организованной Комитетом по науке и высшей школе, в 2001 году была подписана Программа сотрудничества между Санкт-Петербургом и Индией в сфере науки, техники и образования. В Объединенный Координационный Комитет (ОКК, российская сторона), вошли ведущие ученые города, деятели культуры, представители промышленных кругов. Координатором ОКК с российской стороны является вице-президент РАЕН, вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры, Председатель Комиссии по электронике Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, проф. Г.Н. Фурсей.

В рамках осуществления поставленных этой Программой задач по сотрудничеству, предлагаем в общих чертах ознакомиться с наиболее перспективной, с нашей точки зрения, концепцией интегрального образования, реализуемой в Индии, а также с работой одной из передовых индийских школ.

 

«Самым правильным педагогическим средством следует считать умение воспитателя заинтересовать ребенка тем, чему он хочет его обучить, пробудить в нем любовь к труду и стремление расти духовно и физически. Привить ребенку любовь к учению – это, в действительности, самый дорогой подарок, какой только можно ему сделать, он должен любить учиться, учиться всегда и везде».

«Одна капля практики лучше, чем океан теорий».

(Мирра Альфасса, 1878-1973)

 

Индийская философская мысль XIX-XX веков, совпавшая с эпохой просветительства, уделяла серьезное внимание проблеме воспитания гражданина нового типа – это была самая главная проблема для Индии, стремящейся освободиться от колониального порабощения, а потом построить новую независимую Индию. Основная идея, вокруг которой осуществлялся поиск, это проведение линии целостного, гармоничного восприятия мира. Именно это мировосприятие явилось притягательным зерном для европейской мысли XX века, испытывающей большие противоречия. Особое, благоговейное отношение к природе, присущее мироощущению индийца, стало той плодородной почвой, на которой выросло европейское экологическое сознание.

В настоящее время в различных учебных заведениях Индии находит все более широкое применение уникальная система интегрального образования. Целью его является воспитание высоко развитой личности, обладающей глубокой осознанностью, широтой взглядов, чувствованием прекрасного, обширными знаниями, пониманием жизни, отменным физическим здоровьем.

Одна из таких концепций образования была разработана в Международном Образовательном Центре им. Шри Ауробиндо (г. Пондичери, штат Тамил Наду, Индия). Она основывается на представлении о ребенке как о воплощенной душе, обладающей в качестве инструментов разумом, жизненной энергией и телом. Задача образования – помочь ребенку осознать свою задачу в жизни и осуществить гармоничное и всестороннее, «интегральное» развитие и одухотворение всего своего существа, всех инструментов – ментального, витального и физического – стать прекрасной во всех отношения личностью на основе раскрытия и проявления своего истинного «я» и своей высшей духовной сути.

В основе интегрального образования лежит развитие пяти главных направлений – по числу основных видов деятельности человека, разворачивающихся на соответственных планах существования: физическом, витальном, ментальном, психическом и духовном. Эти пять компонентов выступают во времени как определенные этапы общего процесса воспитания, следующие друг за другом в хронологическом порядке по мере взросления человека, однако, это вовсе не означает, что каждая последующая сменяет предыдущую, полностью вытесняя ее – воспитание во всех этих направлениях, которые именно дополняют друг друга, продолжается всю жизнь.

 

В течение многих лет центры интегрального образования функционируют в Дели, в Бангалоре и других городах. Система интегрального образования находит свое применение и развитие и в международном городе Ауровиле (штат Тамил Наду, Индия) – проекте ЮНЕСКО и Министерства образования Индии.

Заслуживает особого внимания опыт работы одной из ведущих школ Индии, которую называют также одной из лучших школ в мире. Эта школа, носящая имя известного индийского философа Ауробиндо Гхоша, расположена в Бангалоре – крупном промышленном и культурном центре Индии. Как рассказывает ее директор Адити Васиштха, школа начала свое существование в 1967 году, где обучалось несколько детей трехлетнего возраста. По началу она росла медленно, и лишь с 1977 года школа стала уверенно развиваться и утверждаться на тех основах и формах реализации, которую можно сегодня наблюдать. Именно с этого момента началось тесное сотрудничество со Святославом Николаевичем Рерихом, который принимал самое активное участие в становлении школы. В ней реализовались многие прекрасные идеи в плане духовно-этического воспитания.


До сих пор в школе ощущается незримое присутствие С.Н. Рериха. С большой любовью и благодарностью говорят о нем учителя и директор школы. Святослав Николаевич бывал в школе ежедневно, его посвящали во все дела, и каждый его приход был большим праздником для детей и учителей. Сам Святослав Николаевич о школе говорил так: «На опыте нашей школы я вижу: то, что дается в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда… Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обучение, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения».

Вот как описывает свои впечатления от посещения школы в 1995 году педагог из Владивостока:

«Когда я оказалась в школе, Индия со всеми ее контрастами и проблемами как бы осталась за порогом, а здесь царил свой особый мир, непривычный для наших школ. Мир, полный любви, красоты, радости и какого-то очень бережного отношения к ребенку, где незнакомо такое чувство, как страх, где дети и учителя – это одна большая и дружная семья, где все пронизано единым стремлением к чему-то более прекрасному и совершенному.

Эта школа – настоящий храм красоты. Все утопает в зелени, в цветах. На первом этаже, во внутреннем дворике – настоящий сад, где много роз. Среди растений – две древние каменные скульптуры из индийского храма. По всем этажам развешаны репродукции картин разных художников. Кроме картин можно увидеть красивые виды природы, изображения звездного неба, цветов, детей и животных. Есть специальный стенд, куда прикалываются вырезки из журналов и газет со статьями о последних научных открытиях и достижениях. На первом этаже около приемной хранятся подарки со всего мира. Тут же стоит небольшой столик, на котором находится ваза с цветами, книга, бумага и карандаши. Здесь можно в свободное время позаниматься. Естественно, такая свободная, полная доверия атмосфера поражает. И ни одному ребенку не придет в голову мысль что-либо взять и испортить».

Важнейшая роль в школе отводится эстетическому развитию учащихся, пониманию красоты во всех ее аспектах, привнесению Прекрасного во все проявления жизни. Имеются прекрасные лаборатории, библиотеки, танцзал, «комнаты безмолвия», в которых воспитанник имеет возможность полностью сосредоточиться на своей работе или просто побыть в тишине, наедине с самим собой. Очень много занятий на свежем воздухе. Большое внимание уделяется и физическому развитию детей.

Преподаватели стараются максимально ориентировать учащихся на самообразование, чтобы они сами открывали в себе и реализовывали собственный путь развития.

Основные направления развития каждого ученика:

– рост осознанности по отношению к миру вокруг и внутри себя путем самонаблюдения, творческого самовыражения, самоисследования и т.д.;

– восприятие и понимание красоты во всех ее формах – красоты природы, произведений искусства, красоты форм, красоты мыслей, чувств, слов, поступков, и т.д.;

– развитие умственных способностей: анализа, осмысления, понимания, выражения, концентрации, независимого и самобытного мышления, сравнения, отбора, суждения;

– воспитание характера, чтобы ученик мог, по словам Шри Ауробиндо, «вырасти прямым, открытым, искренним, честным, достойным человеком, готовым к восхождению в божественную природу».

Только лишь одно образование не является самоцелью в этой школе. По этому поводу Адити Васиштха говорит, что образование без нравственного воспитания, без духовности – это все равно, что птица с одним крылом. Главное в работе с детьми – это любовь. Ошибся ребенок, поправь, но главное, люби его. И это не просто слова.

По всем коридорам, в классах размещены доски, на которых цветными мелками раз в неделю пишутся изречения этически-философского содержания. Например:

«Главное – не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего».

«Бесцельная жизнь всегда жалка».

«Переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир».

«Вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо».

«Если ты можешь всегда улыбаться жизни, жизнь всегда будет улыбаться тебе».

Ребята видят эти высказывания каждый день, и таким образом происходит самовоспитание. Также дети ведут дневники, в которых есть страница, куда они сами записывают разные изречения.

С ребятами регулярно проводятся нравственные беседы. Они пишут домашние задания, в которых размышляют о жизни и смерти, добре и зле, мужестве и малодушии. Всем детям советуют проводить один час в день в молчании.

Один из главных методов в обучении – метод постоянного поощрения. Например, задают десять вопросов. Если ребенок отвечает только на два вопроса из десяти, его не ругают, а говорят: «Какой ты молодец, что ответил на два вопроса».

С самого начала в детях воспитывается веротерпимость. Также в детях с самого раннего возраста воспитывают безбоязненное отношение к смерти в очень простой и доступной форме. Например, пожилой учитель может так объяснять маленькому ученику: «Я уйду, но скоро снова вернусь и буду маленьким мальчиком, и мы будем вместе с тобой играть».

Дети обучаются в школе с трех лет. Принимаются все желающие, но с каждым ребенком при поступлении беседует директор, записывая свои наблюдения, которые ведутся до окончания школы. В настоящее время в школе учится более 2500 человек.

Школа – частная, работает по государственной программе. Оплата за обучение 150 рупий в месяц (5 долларов). Каникулы в школе с 1 по 20 октября и с 1 апреля по 1 июня (это самое жаркое время на юге Индии). В течение года, кроме экзаменов – небольшие тестирования. Помимо своего родного языка, дети изучают английский, хинди и санскрит, который изучается с 12 лет.

Школа состоит из двух зданий, которые имеют свои имена – «Прогресс» и «Гармония». Классы большие по 30-35 человек. Школьный день начинается в 9.20 утра с поднятия флага школы, когда все собираются на спортивной площадке во внутреннем дворе школы на пятиминутную молитву. Поскольку в каждой индийской семье есть свой семейный алтарь, то и все индийские дети приучены к молитвам. После молитвы дети расходятся по классам. После четырех уроков – ланч. Столовой в школе нет; дети приносят из дома в специальных термосах еду, приготовленную руками матери. После обеда и перерыва на отдых снова четыре урока. Получается, что в школе дети находятся целый день. Как утверждают учителя, эта нагрузка для детей небольшая, так как после каждого занятия точными науками идет урок изобразительного искусства или музыки, или игры.

В школе придают, как отмечалось выше, большое значение физической активности. Для гармоничного развития ребенка необходимо, наряду с духовным и умственным, полноценное физическое развитие. Никто в школе не кричит на бегающих детей, не пытается их останавливать. Во время обеденного перерыва ребята проводят время на спортивной площадке.

Дети от трех до семи лет занимаются с 8.30 до 12.00 часов. И это не детский сад, а настоящие уроки. Четырехлетние дети учатся писать буквы и цифры. Малыши много занимаются рукоделием, рисованием, разрабатывают моторику руки. Рисуют не только кисточкой и карандашом, но и своими пальцами. Много поют и танцуют. Языки начинают учить с трех лет. Изучают природу. Есть у малышей отдельный предмет, на котором они учатся говорить, пересказывая истории и сказки.

Раз в неделю каждый ребенок должен поработать определенное время в читальной комнате библиотеки, где он самостоятельно учится работать с книгами, конспектирует, занимается самообразованием.

С раннего детства особое внимание в Бангалорской школе уделяется развитию трудовых и художественных навыков. Дети здесь работают на земле, выращивают цветы, сельскохозяйственные культуры и очень много работают в различных мастерских. Они расшивают ткани, занимаются мозаикой, рисованием картин для дизайна, учатся танцам, музыке, декламации, игре на музыкальных инструментах. У них есть самодеятельный театр, хор; они выпускают свой журнал, радиогазету; устраивают большие спортивные и музыкально-танцевальные праздники.

В школе существует система патронажа старших над младшими. Малышами фактически занимаются старшеклассники, а учителя руководят этим процессом и помогают при возникающих затруднениях.

По субботам ведется серьезная работа с родителями, когда они встречаются с учителями и директором. На этих встречах родителям даются советы по вопросам воспитания. О недостатках ребенка говорится очень корректно и бережно, и конечно в отсутствии ребенка.

Руководит школой коллектив учителей-единомышленников, который формировался в течение нескольких лет при самом глубоком внимании и непосредственном участии Святослава Николаевича Рериха и Совета попечителей. Много желающих работать в Банголорской школе. Преподавателей в школу отбирает директор в основном по двум критериям: первый – это любовь к детям, второй – учитель не должен иметь ограниченное, узкое мировоззрение.

Учитывая высокий уровень подготовки выпускников Бангалорской школы и осуществляя принцип преемственности начальной, средней и высшей школ, в Бангалорском университете был открыт колледж для учеников, окончивших школу им. Ауробиндо Гхоша. Этот колледж готовит преподавателей, способных продолжить распространение интегрального образования в других школах.

 

Использованная литература:

1. Шри Ауробиндо, Мать. «Воспитание личности». Пер. с англ. и фр. – СПб: Адити, 1999, 139 с.

2. Мельгунов Д.В. Система интегрального образования в Индии. – «Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании». Мат-лы науч.-практ. конференции, 9-10 янв. 2001. – СПб.: «Левша. Санкт-Петербург», 2001, с. 167-172..

3. Юматова Е. Опыт индийских школ им. Ауробиндо Гхоша. – «Перед Восходом», 1996, № 10, с. 5-7.