Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Слова ребенка о смысле жизни - лакмус для современников

Все-таки это неординарное явление.

Миша Дудкин, малыш, дошкольник, совершил этим летом сильный поступок: он обратился через Интернет к миру взрослых с вопросом о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ и своим ответом на него.

С жарким чувством и детской непосредственностью, всем своим видом подчеркивая значительность слов, делая паузы и заглядывая в экран, словно в глаза того, кто по ту сторону видеокамеры, бросает значимые, чрезвычайно важные слова – туда, в мир. Услышим ли?

«Смысл жизни – первое - чтобы любить…», - начинает малыш, легко и естественно произнося сокровенные для всех землян слова и всей дальнейшей яркой речью своей давая понять - жизнь надо строить на ОБЩЕЕ благо.

«Когда ты живешь, ты можешь спасать мир. Если ты этого хочешь…»

Вы хотите, чтобы жизнь стала лучше? Не только в своей стране, но и во всем мире…

Чтобы будущее было светлым и необыкновенным по нашим возможностям… чтобы мы умели летать! Хотите?

Примерно так, только другими словами, вложив глубокое содержание в обращение к людям, сумел выразить малыш свою великую (совсем не по возрасту) мысль.

Как тут не вспомнить – «устами младенца глаголет Истина».

С большой убежденностью говорит, словно знает (не потому, что кто-то ему сказал, но видно – он знает), что жизнь будет и дальше, потом. Но только для этого надо ее НАСТРОИТЬ. Потому что – если иначе – жизнь разрушится.

«Если вы все-таки хотите, чтобы мы продолжали свой род…и жили дальше…то, пожалуйста… настройте мир! Постарайтесь настроить ВЕСЬ мир! - в том числе и СЕБЯ! – на улучшение этого мира».

«Я хочу, чтобы все поняли, в чем смысл жизни!» - восклицает юный оратор, заканчивая по всем правилам искусства мышления - тем, с чего начал.

«Интернет разнесет это по всему миру…»

Прекрасная цель оказалась у маленького БОЛЬШОГО человека!

Не зря говорят, что дети – это большие люди. Им свойственны большие мысли.

А взрослые почему-то «минимизировали» себя, по словам педагога М.П.Щетинина, – они уменьшились до социальной функции, со щемящей тоской вспоминая свою огромность, утраченную в детстве у оставленных синих гор.

 

Речь малыша о смысле жизни, как индикатор, стала лакмусовой бумажкой для взрослых: любим ли мы детей? Понимаем ли, что происходит?

 

Мнения взрослых  разделились – на тех, кто восхищается поступком и словами Миши: «Правильно мыслит!» и тех, кто не соглашается (!) - потому, что не принимает и не понимает взгляда: жизнь – понятие вечное. Именно из этой позиции исходит желание малыша и его взрослых единомышленников  преобразовать жизнь,  начав с себя. Иначе – зачем совершенствоваться?

Кроме этогофилософского вопроса, причинами неприятия слов ДОБРА, произнесенных РЕБЕНКОМ (вдуматься только, какой абсурд в этом неприятии!), могут быть разные обстоятельства, например, страх перед мыслями о будущем, страх нового. Пусть взрослые увидят в себе это и постараются победить:  страх нецелесообразен – он притягивает к себе несчастье.

Но такой причиной может быть и самая заурядная зависть: «если мои дети не могут так говорить и мыслить, как Миша, значит, этот ребенок плох».

И это могут произносить вовсе не невежественные люди, но очень даже «просвещенные» и так называемые «культурные». В поведении малыша, умеющего мыслить во Благо и способного на Поступок, усматривается некий «криминал», ему приписываются грешки взрослых (!!). Он подозревается в чем-то неприличном.

Но где же ГЛАЗ ДОБРЫЙ (о чем мы писали уже в предыдущих заметках), где же любовь к детям, к добру?

Усмотреть именно плохое, быть настроенным на худшее, но не на лучшее – значит, не пытаться мыслить ВВЫСЬ. Но именно этому надо учиться.

 

 «Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей.

Это самое великое из всех дел человеческих».

 

 Пусть эта крылатая фраза как можно чаще звучит в нашей жизни.

 -------------------------------------------------------------------------------

P.S. Большое спасибо доброму и смелому мальчику Мише!

Главное - теперь не придется никому доказывать, что те сочинения о смысле жизни, которые пишут дети в Санкт-Петербурге на конкурс ко Дню Культуры, писали за них не взрослые, а они сами умеют так размышлять.

Идет новое поколение, идут Новые Дети. Встретим их улыбкой и с готовностью: пусть миру будет хорошо!

Л.Уварова,

ответственный редактор журнала

«Педагогика Культуры»