Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Тепина Олеся,

6-а класс, гимназия № 652, Санкт-Петербурга

Человек культурный это…
или Проект памятника человеку, который будет жить всегда

 

Сочинение ко Дню Культуры - 2019

 

Я живу в культурной столице России – Санкт-Петербурге, в городе, который существует уже три столетия. И за триста лет кто только не оставил след в этом царстве рек, каналов, мостов и дворцов! Петр сзывал в свой Парадиз лучших архитекторов и ученых. Они создавали парадную, пышную столицу новой империи. Шли годы. Город преображался. В нем, так уж сложилось исторически, всегда жили представители разных народов и культур, и все они привносили что-то свое особенное, обживая то пространство, которое называли своей новой родиной. И каждый народ, живший на невских берегах, воспитывал славных сынов и дочерей, которые делами своими прославляли Петербург. Так создавалось мультикультурное пространство города, вытачивался временем Образ петербуржца. Карл Росси, Карл Брюллов, Дмитрий Шостакович… Как много имен людей, вписанных в Книгу петербургской славы! Многим выдающимся деятелям искусства и науки, политикам и полководцам поставлены памятники. Талантливые люди оставили уже свой след в истории, в памяти благодарных горожан. Годами и веками складывался Образ Северной Венеции: рисунок ее мостов, набережных, домов, ее музыка и литература. А мы живем среди этой красоты, впитываем ее, воспитываемся ею.

 На дворе 21-й век. Я живу в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Район не новый. Ровесник города. А вот новых улиц немало. Есть у нас, например, проспект Культуры. Проспект как проспект. Ничем не примечателен, на мой взгляд. Нет на нем интересных домов, памятников архитектуры, как в центре города. Грустно и обидно. Потому что проспект Культуры есть, а вот памятника культурному человеку нет на этой улице. Вы спросите, наверное, зачем нужен памятник не композитору, например, а ПРОСТО КУЛЬТУРНОМУ ЧЕЛОВЕКУ? Какова его роль в городе, в этом спальном районе, посреди однотипных домов?

А я считаю, что такой памятник нужен, так как необходим нам в городе Культурный Человек. Да и не один, а как можно больше. Почему? Да на них, на скромных, вежливых, образованных, тонко чувствующих прекрасное, лежит особая ответственность за наш город, его будущее. Они, люди культуры, сохранят и передадут потомкам особый петербургский климат доброжелательности, наш воздух, наэлектризованный идеями, наше мужество. На каждой улице и в каждом доме найдется всегда один, а то и несколько таких петербуржцев. Вот им и нужно поставить памятник. Но не для них! А для всех нас, молодых и старых. Чтобы мы жили со вниманием к истинным культурным петербуржцам, не распускались, следили бы за своей речью, не мусорили словами и вещами, совершали бы красивые поступки… Памятник необходим, поскольку там, где есть проспект Культуры, непременно будет и город Великой Культуры, город культурных людей.

Но если с вопросом о том, быть или не быть памятнику Культурному Человеку (петербуржцу), мне все понятно, то как же с тем – чтό из себя будет представлять такая скульптура?

Пожалуй, пофантазирую немного. Итак, постамент должен быть из гранита. Он твердый и наш. Как наше небо, наша стойкость, как воды Невы. А на нем высечены слова: «Я не из Красной книги». В Красную книгу помещают исчезающие виды животных и растений. Многие думают, что культурных людей очень мало, что это явление очень редкое, краснокнижное. Я с этим не согласна. Когда человек будет читать слова на пьедестале и видеть личное местоимение «я», то он будет понимать, что это написано про него самого, а не про кого-то другого, незнакомого. Таким образом этот памятник будет воспитывать, и культурных людей станет больше. Читая, каждый будет словно приносить клятву верности Великой Культуре от первого лица.

Я полагаю, что воображаемый скульптор должен изваять мужчину (Петербург ведь тоже мужского рода). Средних лет. Одетого скромно и со вкусом в классический современный костюм (стиль присущ нашим горожанам). Голова слегка наклонена вперед. Взгляд глубоких, умных глаз обращен на нас, тех, кто будет на него смотреть с уважением и надеждой. Одна рука дружелюбно тянется к нам, будто приглашая идти по дороге Добра. А в руке – Сердце. Для меня оно – символ хороших человеческих качеств: доброты, сострадания, взаимопомощи, любви. Эти душевные свойства есть у не сгибаемых под тяжестью проблем и неудач людей, стремящихся сделать мир чуточку добрее. Сплетенное из толстой проволоки, Сердце на ладони обязательно должно гореть, как у Данко, любовью к людям. Памятник, по моей мысли, будет современным, интерактивным. Лампочка внутри сердца горит не всё время, а лишь тогда зажигается, когда кто-нибудь приближается к скульптуре. Так Человек Культурный будто приветствует своего единомышленника, признается ему в любви.

В другой руке – книга, символ знаний: только умный человек способен принять умное решение. Мне представляется, что это будут «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева, ученого, интеллигента, мудреца. Почему же эта книга? Возможно, именно там, в этом сборнике, содержатся своеобразные заповеди культурного человека.

Теперь порассуждаю немного о том, насколько высоким должен быть памятник. Мне кажется, он мог бы быть лишь чуть-чуть выше обычного человека (вроде он такой же земной, как и мы, но выше нас всех на голову по уровню своего духовного развития). Это для того, чтобы мы стремились тоже расти в широком смысле этого слова, то есть подтянутся до его уровня.

Так, я полагаю, должен выглядеть памятник культурному петербуржцу. Надеюсь, что какого-нибудь современного и неравнодушного скульптора заинтересует мое сочинение, и на проспекте Культуры найдется место для реализации такого проекта. А потом, когда памятник Культурному Человеку будет установлен, проходя или проезжая мимо этого места, люди задумаются о том, являются ли они культурными. Им ли поставлен памятник? И тогда, возможно, в моем городе станет со временем больше добрых и светлых людей, которые не дадут исчезнуть культурной столице.