Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Попова Тамара Ивановна,

преподаватель истории,

председатель региональной общественной

организации «Культурная инициатива»

г. Тамбов

Предисловие:

 

Сказ об Улье культуры


Трудно жилось простым людям в далеком XVIII веке в период крепостных порядков.

Один помещик владел имением под Тамбовом с крепостными крестьянами. Однажды приехал к нему в гости сосед и стали они играть в карты. Проигрался помещик в пух и прах. Решил поставить на кон своего работника с женой, да и их проиграл. А сына их, Ваню, не отдал, сделал пастушком. Однажды Ваня потерял из стада одну овцу. Может, где заблудилась, а может, волки в лес утащили. Разозлился барин, избил мальчика, посадил его на цепь и велел не давать ни воды, ни хлеба. Умирал Ваня от таких издевательств, вот уже губы и горло его пересохли, не мог он слова вымолвить, и только глаза умоляюще смотрели на людей. Никто не помог ему, потому что боялись хозяина. В это время заехал к помещику богатый и важный господин из города, жалко стало ему мальчонку, выкупил он его у помещика за сто рублей, отвез в город и отдал на воспитание в одну бездетную семью. Этим добрым барином был сам губернатор Г.Р.Державин. Благодарны ему были Ваня и приемные родители, часто его вспоминали в своих молитвах.

Однажды Ване приснился странный сон: как будто приходит он к Г.Р.Державину в красивый дом, а во дворе толпятся люди. Среди них он увидел своего бывшего хозяина, который кричал: «Почто мальчонку забрал, отдай!». А другие хором кричали: «Почто в карты играть, людей крепостных обижать запрещаешь? Убьем тебя!». Выбежал Г.Р.Державин со двора, и побежал с Ваней к реке. Переправились они на другой берег и видят – на берегу женщина красоты неописуемой сидит, покрывало вышивает. А рядом с ней серебряный улей. Из него пчелки вылетают и подают ей разноцветные нити. Из тех нитей получаются на покрывале дивные узоры, деревья, птицы, животные и люди. Все, как живые. Жаром горит герб Тамбовский и гербы уездных городов.

Была та женщина самой Владычицей культуры. Сказала она: «Как наполнится Улей культуры, дошью я покрывало, и исчезнет на земле зло, ненависть и невежество. А вы мне помогайте, знания и опыт приобретайте, любовь и добро распространяйте». И так на душе у Вани хорошо, светло стало, а Г.Р.Державин говорит ему: «Я скоро уеду, но вернусь к улью культуры Тамбова, не забывай меня».

Проснулся Ваня и рассказывает сон приемным родителям. Те только вздохнули и произнесли: «Сон-то в руку, довели злодеи дело до суда, уезжает наш губернатор». Но Ваня не расстроился, он знал, что вернется Гавриил Романович. Главное, сохранить в сердце благодарность и память о нем.

 

Сказ о трёх Иванах


Однажды царь Руси Московской призвал к себе воеводу Тамбовского и стал с боярами дознание вести: почему земля Тамбовская оскудела, Правда Строгая и Красота Ненаглядная покинули её? Ничего не мог ответить воевода. Царь грозно сдвинул брови и велел воеводе срочно найти Правду Строгую и Красоту Ненаглядную и вернуть их на землю Тамбовскую, а иначе не сносить ему головы.

Всю обратную дорогу раздумывал воевода, как исполнить царский приказ. Три дня не пил и не ел, три ночи глаз не смыкал – всё думал: кого послать на поиски Правды Строгой и Красоты Ненаглядной. На четвертый день велел пригласить из города Козлова Ивана – сына солдатского, из селения Рассказово – Ивана, сына крестьянского, а из города Моршанска – Ивана, сына купеческого. Полна была слухами земля Тамбовская об их удали и силе молодецкой. Приехали три Ивана к воеводе, выслушали его и опечалились. Где искать Правду Строгую и Красоту Ненаглядную, как их вернуть!?

Вот Иван – крестьянский сын и говорит: «А не пойти ли нам на Красное озеро к ведунье? Может быть, она что-нибудь подскажет?»

Встретила ведунья гостей молча, усадила за стол дубовый, покрытый скатертью кружевной, напоила их квасом душистым с мятой, который силу богатырскую прибавляет, внимательно выслушала и сказала: «Трудное испытание вас ждет. Не одну дорожку и тропинку вы пройдете, не одного пособника Кривды победите, пока найдете Правду Строгую и Красоту Ненаглядную. Испытает вас Правда Строгая, загадает вам загадки». Затем ведунья открыла шкатулку драгоценную и достала из нее колосок пшеничный, меч булатный и платок шёлковый. Колосок пшеничный подала она Ивану – крестьянскому сыну со словами: «В трудную минуту он тебе поможет». С теми же словами подала она платок шёлковый Ивану – сыну купеческому, а меч булатный – Ивану-сыну солдатскому. Указала дорогу ведунья и отправила Иванов искать Правду Строгую и Красоту Ненаглядную.

Много пришлось пройти им дорожек-тропинок, совершить подвигов, победить слуг Кривды хромоногой, прежде чем добрались они до страны Высоких Гор. Верхушки тех гор покрыты вечными снегами, сверкающими как алмазы на солнце. Видели Иваны, как на склонах гор люди обрабатывают землю, пасут скот, изготавливают что-то в своих мастерских. И все-то они делают с любовью и песней, ловко и умело. Учителями-наставниками их являются святые: Николай Угодник, Илья Пророк и Георгий Победоносец.

Красота Ненаглядная и Правда Строгая жили в резном тереме. Терем окружал сад, а в саду цвели необыкновенной красоты цветы. Их тонкий аромат распространялся вокруг и веселил сердце. На ветвях деревьев сидели птицы с разноцветным оперением и пели звонкие песни. По тропинкам гуляли павлины и разные чудные звери. Они не боялись людей, понимали человеческую речь.

Подивились всему этому Иваны. Ласково встретила их Правда Строгая, посадила на лавки, покрытые узорчатыми тканями, спросила, что привело их в столь далекую страну. Рассказали Иваны о том, как долго они искали страну Высоких Гор, сколько слуг Кривды одолели, чтобы вернулись Красота Ненаглядная и Правда Строгая на землю Тамбовскую. Предложила им Правда Строгая пройти испытания, отгадать загадки.

Первым испытания проходил Иван-сын крестьянский. Ему нужно было ответить, кто самый богатый, щедрый и бескорыстный на свете? Нащупал Иван – крестьянский сын колосок в кармане, что дала ему ведунья. Вытащил его и прижал к груди. Как жаром обдало его: вспомнился дом родной, пашня, над которой утром туман поднимается, колосящуюся пшеницу, васильки, ромашки во ржи, темные решетки подсолнуха с оранжевыми язычками лепестков, сад с румяными яблоками и сочными вишнями, лес с грибами и ягодами, и понял Иван – крестьянский сын, что самой богатой, щедрой и бескорыстной на свете является Земля-Матушка. Кормит, поит, одевает, лечит она людей, не требуя ничего взамен.

Правда Строгая, как прочитала его мысли, и говорит: запустели поля Тамбовские, заросли кустарником и деревьями, оскудела земля от плохого обращения с ней. Стоят избы заколоченные, темные, не дымят трубы зимой, не веселит огонь в печи, не выгоняют скот на пастбище летом, не жужжат пчелы над ульями. Ушли люди из сел, из деревень, бродят как неприкаянные, счастье потерявшие. Много тебе придется потрудиться, чтобы привести всё в порядок, и тогда вернется к людям Красота Ненаглядная.

Вторым испытание проходил Иван – купеческий сын. Ему нужно было найти ответ на вопрос: кто милее всех на свете? Вынул он платок, что дала ведунья, отер лицо, и вспомнились ему страны, где бывал он с товарами, ярмарки шумные. Вот привез он шубы из волчьих шкур на ярмарку в Архангельск. Волки в Тамбовских лесах водились особые, с густым подшерстком, поэтому шубы из волчьих шкур были теплые и имели большой спрос в северных странах. Завидев Ивана, кричали иностранные купцы: «Эй, тамбовский волк, иди сюда, торговать будем», били его по плечу, ладились о цене. Вспомнилась ему и Астрахань, из которой вез он в Москву рыбу, икру красную и черную в бочках, проезжал по улице Большая Астраханская через Тамбов, останавливался в Гостином дворе, чтобы дать отдохнуть лошадям, попить чайку с баранками, и такая тоска его охватила, так захотелось ему на родину. Понял он, что хорошо быть гостем в других странах, но милее всего родная земля Тамбовская. Правда Строгая вторит его мыслям: тоска по родине – тоска лютая, не каждый с ней может справиться. Не спокойно сейчас на торговых дорогах земли Тамбовской. Разбойный люд грабит и обижает простой народ. Много мздоимцев развелось, слово честное купеческое не держат. Купцы всегда были предприимчивые, всё новое, полезное всегда подмечали, да в дело пускали, а теперь только и думают, как кошельки набить. Когда будешь наводить порядок, призывай меня, и я незримо буду помогать тебе. Тогда вернется Красота Ненаглядная на землю Тамбовскую.

Ивану – солдатскому сыну был задан вопрос: что нужно беречь и защищать больше, чем саму жизнь? Взялся за рукоятку меча Иван – солдатский сын и вспомнил, как в бою, истекая кровью, падали его товарищи на сырую землю, и просили оставшихся в живых защитить их семьи, детей и жён. Понял Иван – солдатский сын, что не щадили они своей жизни, защищая родную землю. Ради её свободы совершаются героические подвиги. А Правда Строгая молвит: «Не только внешние враги могут грозить земле Тамбовской, внутренние же по страшнее. Сеют они везде хаос, распространяют скверну, одурманивают сознание людей зельем приворотным. Жёнки, как змеи ядовитые, убивают свой приплод, родители детей бросают, делая их сиротами, изгоняют из дома любовь и верность. Трудно тебе будет Иван – солдатский сын, но ты не отчаивайся и призывай меня, Правду Строгую.

Когда победим мы всех врагов, тогда вернется Красота Ненаглядная на Землю Тамбовскую.

Ждет – не дождется земля Тамбовская своих Иванов.