Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Судьба наследия Рерихов – пример реального отношения властей к соотечественникам

 

В нынешние времена стоимость картин, которые Николай, Юрий и Святослав Рерихи подарили России, в случае продажи на международных аукционах, исчислялась бы колоссальными суммами, в общей сложности превышающими миллиард долларов. Ответная благодарность выразилась в требовании убрать из центра Москвы памятники Николаю, Елене, Юрию и Святославу Рерихам. Показательно, что по времени это требование, озвученное при полном одобрении Минкультуры Государственным музеем Востока, совпало с проходившим в столичном Центре международной торговли очередным Всемирным конгрессом российских соотечественников, собравшим представителей русского зарубежья со всех континентов.

Вообще это тоже очень знаково – проводить Всемирный конгресс в центре международной торговли. Торговля – самое подходящее слово, открывающее путь к главному смыслу публично не афишируемой, но реальной российской идеологии, разлагающей страну сверху донизу. Поскольку продается сейчас все, то и о наследии Рерихов приходится говорить с упоминанием долларового эквивалента – на понятном рыночным людям языке, хотя ценность этого наследия не отражается исключительно в стоимости картин. Рерихи дали миру очень много – своим творчеством и жизнями они показали путь в гармоничному, гуманному обществу, без насилия и войн, с возможностями процветания всех без исключения народов.

По делам узнаете их – эта христианская заповедь, увы, забывается, когда речь идет о Рерихах. Они оставили нам наследие высочайшего уровня. Через него Россия получила громадный приоритет в области культуры – той сфере, откуда произрастает вся гуманитарная среда, формирующая мировоззрение, а, в конечном счете, жизнь людей и их поведение. Именно здесь – главное поле битвы за будущее. Поэтому ПРЕДАТЕЛЬСКОЕ, КОЩУНСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ РЕРИХОВ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ЕСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ НИКАКОГО ОПРАВДАНИЯ.

Руками Министерства культуры разрушено практически все, что Рерихи так хотели сохранить. Уничтожен общественный Музей имени Николая Рериха, основанный его младшим сыном Святославом. Ранее – обманут Юрий Рерих, передавший картины для государственного музея, который так и не был создан. Квартира Юрия Рериха разграблена. Государственный Музей Востока присвоил отданные на временное хранение принадлежащие Святославу Рериху картины, часть из них пропала. Государство СИЛОЙ присвоило переданное Святославом Рерихом в Международный Центр Рерихов картины и архивы. В нарушении распоряжения Елены Рерих государственные мужи публикуют ее дневники, хотя автор наложила запрет на досрочную публикацию. Одна за одной идут попытки дискредитации и уничтожения Международного Центра Рерихов – организации, основанной Святославом Николаевичем Рерихом и работающей исключительно на благо культуры.

Все это – реальное отношение к соотечественникам. Медовые речи с трибуны Всемирного конгресса уже не вызывают прежних восторгов. Показательно, что в комментариях, которые оставляли в СМИ участники форума, не раз отмечалось, что неплохо бы правильные слова в отношении русского зарубежья подкреплять такими же делами. Расхождение стало слишком заметным, слишком.

В последние годы образ Русского Мира, который подразумевался как мир объединения русского зарубежья с русским миром России, явно потускнел. Не в последнюю очередь потому, что из Москвы идет импульс о замене внутри самой России русского на российское, а в такой концепции русскому зарубежью подобающего места не предусмотрено. Русский мир сегодня стоит скорее на прошлом, чем на настоящем – он стоит на колоссальном наследии русской культуры, которое остается прочной нитью, связывающего русского человека с Россией. Это то, что не зависит от властей совершенно. И Ясная Поляна, и домик Чайковского в Клину, и Михайловское будут близки человеку русской культуры при любом правлении.

Еще несколько лет назад многие публичные люди, формирующие в стране общественное мнение, выражали надежду на то, что Россия явит новую идею, которую мир воспримет как спасительное средство от надвигающегося хаоса и разложения. Однако такая идея не явлена, и вместо этого мы видим, как любимая нами Родина становится жертвой сонма ненасытных и беспощадно разъедающих ее жучков. Они бдительно охраняют свою пищу и пресекают любые попытки спасти все то, что нам так дорого. Наследие Рерихов в России оказалось, без преувеличения, самой крупной жертвой, имеющей прямое отношение к русскому зарубежью.

Увы, драма наследия Рерихов в России не есть случайность. Рерихи, при всем, что они были деятелями культуры мирового уровня, не переставали считать себя русскими людьми и не прерывали духовную связь со своей Родиной. Их жизненный путь и мировоззрение являет собой практический пример реализации той самой новой идеи, способной оттянуть нашу цивилизацию от края пропасти. Через Рерихов мы видим возможность великолепного сочетания русского и мирового, гармонию коллективного и индивидуального, идеального и практического.

Так нарочито, так демонстративно отвергнуть все, что было сделано Рерихами, поругать то, чему они служили, разрушить то, что они создавали, есть выражение ярости, с которой высокопоставленное гнилье отторгает спасительное средство. Их мир рушится, и этого уже не скроешь. Но они до последнего держатся за свою власть, за свои привилегии, за свой торгашеский дух.

С каждым форумом, собирающем соотечественников в российской столице, для культуры остается все меньше места. Это плохой знак. Он означает, что связи русского зарубежья с Россией ослабевают. Но что же скажет Россия миру, если предложенная ее властью повестка даже самому близкому зарубежью становится все менее интересна?

 

Источник:

Drolma1 – https://cont.ws/@drolma1/1133850