Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 К историческим истокам знака Знамени Мира:

Ю.Н. Рерих о тамге Тамерлана    

Кулакова Елена Станиславовна,

кандидат искусствоведения,

руководитель Народного музея семьи Рерихов, библиотеки им. Д.С.Лихачева,

г. Новокузнецк

 


В начале 1930-х годов Юрий Николаевич Рерих, как и вся семья Рерихов, активно занимался вопросами, связанными с утверждением Пакта по защите культурных ценностей и символики Знамени Мира. Он поддерживал работу Международных конференций за Пакт Рериха в Бельгии и Америке, был в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ним. В 1931 году президенту Международного Союза за Пакт Рериха, члену Королевской археологической академии Бельгии Камиллу Тюльпинку он писал: «Наш Институт («Урусвати» – Е. К.) желает присоединиться к Конференции Пакта Мира Рериха, которая будет проводиться осенью в Брюгге, и поддержать высокие культурные идеи, сформулированные этой Конференцией. Поэтому мы высылаем Вам вложенные 100 франков в качестве взноса для участия в Конференции. Мы будем рады, если Вы сможете по почте держать нас в курсе всех новостей относительно деятельности Конференции» [1, с. 133].

 Юрий Николаевич подвигал друзей к написанию статей о Пакте Рериха и Знамени Мира. Особенно часто он поощрял к такой деятельности британского полковника А.Е. Махона, владельца имения в Кулу и соседа Рерихов. «Рады слышать, что Вы послали две статьи о Пакте и Знамени, поскольку этот предмет, таким образом, будет продолжать привлекать к себе внимание общественности, – писал он в 1936 году Махону. – Похоже, людям постоянно нужно об этом напоминать, ибо, в противном случае, калейдоскопическая природа нынешних событий отвлечёт их и заставит об этом забыть» [2, с. 99].

 В письмах сотрудникам Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Юрий Николаевич пояснял созидательное, эволюционное значение культурного строительства под Знаменем Мира, которое, по его представлению, было связано со словом «подвиг». Из писем ясно видно, что для него, говоря словами Людмилы Васильевны Шапошниковой, «Пакт Рериха не только юридический документ, но и целое явление, связанное с метаисторическим познанием и с космической эволюцией» [3, с. 86]. «Пока лучшие умы сосредотачиваются на разрушении, Знамя Мира профессора Рериха провозглашает созидательную цель культурного достижения, поднимает культурные ценности и заставляет людей осознать безумие разрушения, – писал он в 1931 году. – Уничтожая вооружения и трусливо убегая в безопасное место, под прикрытие безответственных слов и заявлений, мы никогда не достигнем цели “мира без войны”. Пожалуйста, напомните нашим молодым друзьям из группы Кеттнера, что только созидательная эволюция и культурное воспитание приведут к новой эре. Великие времена небывалого культурного роста приближаются, и мы должны подготовиться, чтобы быть достойными красивой и высокой идеи, выраженной русским словом “ПОДВИГ”» [1, с. 149].

 Юрий Николаевич Рерих хорошо знал исторические истоки знака Триединства, запечатлённого его отцом на Знамени Мира – «замковом камне» [4, с. 50] Пакта. Один из них восходит к знаменитой тамге Тамерлана.

«Тамга Тамерлана состоит из того же знака, – писал Н.К. Рерих. – Знак трёх сокровищ широко известен по многим странам Востока» [5, с. 202-203]. В Самарканде ещё до эпохи Темура его широко использовали в качестве орнамента, например, в росписи чаши с изображением птиц (X в.) [6, с. 88] и в украшении стен дворца Саманидов (IX в.) [7, с. 365]. Однако только Темур утвердил этот символ на государственном уровне.

 

                

 

Размышляя над смысловым значением знака Триединства, можно сказать, что, не смотря на различные толкования его у разных народов, знак везде является выражением духовного начала. В письме А.М. Асееву Николай Константинович Рерих писал:

«Сам знак Трёх Сфер объясняется настолько различно в разных странах, что не могу не привести Вам несколько из этих объяснений:

а) трёхперстный Знак православного Крестного Знамения;

б) католический знак Троицы;

в) тамга Тамерлана;

г) знак трёх сокровищ Востока;

д) знак Трёх Вершин;

е) прошлое, настоящее и будущее;

ж) религия, искусство и наука;

з) истина, красота и справедливость;

и) мировое единение;

к) истина, красота и добро.

Даже из этих предположений Вы видите, что Знак устремляет сам по себе различных людей к своеобразно добрым мыслям. И это уже благо» [8, с. 27-28].

 Какой смысл вкладывал в этот знак Амир Темур? Доподлинно нам это неизвестно. Посол короля Кастилии Руи Гонсалес де Клавихо в своём произведении «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура» (1403 – 1406) объясняет происхождение символа на тамге великого полководца так: «…Герб Тамурбека – три круга <…> Это значит, что он царь трёх частей света, и этот герб он приказал делать на всех монетах и на всех предметах, которые изготавливаются по его приказанию <…> Эти три кружочка наподобие буквы “О” встречаются и на царских печатях, и он приказывает [тем народам], которые облагаются данью, чтобы также ставили [этот знак] на своих монетах» [7, с. 367]. «Другие считают, – пишет в своей документально-исторической повести, посвящённой Темуру, Хилда Хукхэм, – что треугольник из малых кругов представляет Сахиб Кирана, Властителя Счастливых Созвездий трех планет. Этот символ появлялся со словами “Расти-Руст”, означавшие “В правде безопасность”, и которые окружали треугольник. Темуридские монеты в Британском музее носят этот девиз; это же видно и на письмах Темура королю Франции, Карлу VI Валуа, написанных на персидском языке. Девиз этот видел и Клавихо во дворце Темура, построенном на родине Темура в Шахрисябзе» [9, с. 80].


Если рассматривать знак Тамги Амира Темура в контексте Пакта Рериха и Знамени Мира, то можно говорить о его космизме и о причастности великого полководца к эволюционным процессам своего исторического времени. «Представляется возможным предположить, что знак Триединства указывает в Небеса, на звездное Небо, – отмечает философ О.А. Уроженко. – Он своеобразно проецирует на Землю священное, глубоко сакральное и известное мифологии практически всех народов Планеты созвездие Трех Магов – Пояс Ориона. В Знамени Мира, Знамени Культуры этот знак прямо называет не метафорические, а онтологические корни/основания Культуры, он непосредственно адресует к “далеким и высоким ее источникам”. Он указывает на реальность таких выражений, как “Космос Культуры” или “Культура – космическое наследие человечества”. Как Красоту, Любовь, Истину, музыку сфер, Культуру “нельзя создать только от Земли”. Культура нисходит из космических далей. Она – космическое наследие человечества. Череда Учителей, сияя “жемчугом междупланетным”, доносит ее до Земли, и священное Знамя Культуры становится прямой манифестацией Лучей этой беспредельной Космической Иерархии» [4, с. 47-48].


Амир Темур, следуя велению Космоса, с одной стороны, по словам Н.К. Рериха, исполнял роль «дезинфектора» [10, с. 208–209], разрушая города из эволюционной необходимости очищения, с другой, – созидателя – строителя государства и государственности. «Темур был в одно и то же время беспощадным разрушителем и ревностным строителем, – отмечает В.В. Бартольд; – им воздвигались величественные постройки с великолепными садами, восстанавливались города и селения, устраивались и исправлялись оросительные системы; по выражению официальной истории, он не допускал, чтобы пропадали даром участки земли, где вообще была возможна культура. Созидательная деятельность столь же поражала воображение, как разрушительная. С именами Тимура и его потомков связана одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры» [11, с. 84].

 Темур славился толерантностью к другим народам. Под его эгидой мирно уживались и христиане, и идолопоклонники, и мусульмане. «Пей из одной чаши, но покрывайся платами всех народов», – гласила надпись на золотой чаше, поднесённой в дар послами от Старца Горы Чингисхану [12]. Именно так поступал и Амир Темур, чтя Иерархию и проявляя веротерпимость, что характеризует его как истинного Вождя. В возглавляемом им огромном государстве Мавераннахр «вольно или невольно, происходило объединение разных народов, этносов и племён, представители которых привозились Тимуром из покорённых стран и городов. Они исповедовали разные религиозные учения, говорили на разных языках, но между ними существовало и нечто общее. Этим общим было СОЗИДАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, которое создавали подлинные мастера, истинные художники, имена которых остались неизвестны» [11, с. 104].

 Так в контексте Пакта Рериха, который, становится «не только важным юридическим документом, но рычагом переустройства жизни, мировым, международным импульсом для приведения в действие “поворотного рычага мира”, “точкой опоры”, которую искал Архимед, чтоб развернуть Землю на новый виток эволюции» [4, с. 50], знак тамги Амира Темура, запечатлённый в ХХ веке на Знамени Мира, указывает на причастность великого полководца к эволюционным процессам, связанным с преображением жизни в согласии с велением Космоса.

То же веление Космоса звучит в ХХ веке, но уже на новом эволюционном витке, в философии космической реальности, выражением которой становятся Пакт Рериха и Знамя Мира. Пакт и Знамя Мира отражают великие Космические законы, в частности закон Единства. «На Единстве зиждется все утвержденное Бытие, – говорится в Живой Этике. – Орудующий закон настолько мощен, что созидание космическое держится на этом принципе. Во всем своем проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу. Этот великий закон есть Венец Космоса» [13]. Знамя Мира «как символ Вечности и Единения» [14, с. 105] отражает единство прошлого, настоящего и будущего человечества, единство его Культуры, проявленной в бесконечном многообразии.


С позиции культурного Единства, с позиции метаистории Юрий Николаевич Рерих исследовал в своих трудах культурные и исторические особенности Азиатского континента, основываясь на Живой Этике – первом Учении Востока, реализующим себя через науку Запада. «Только тот, кто одинаково хорошо понимает культуру и традиции Запада и Востока, только тот, кто чувствует себя там и здесь как дома и умеет находить быстро общий язык со всеми, в состоянии реально содействовать гармонии явления “Восток-Запад”, а потом и его реальному синтезу, – отмечает Л.В. Шапошникова. – Таким человеком был Николай Константинович Рерих, который сделал так много для установления взаимопонимания между странами Востока и Запада, который прошел по своему магическому мосту и принял активное участие, может быть, в самом важном энергетическом процессе нашего века, создании синтетического учения, приемлемого и Западом и Востоком. Он принес в нашем веке Западу зов Востока. И сумел заставить его услышать» [15, с. 21]. И Юрий Николаевич Рерих, как и его отец, смог осуществить в себе самом синтез восточного и западного мышления, показав пример человека будущего, человека Новой Эпохи, в которой синтетическое мышление будет присуще всем жителям Земли.

 Учёный в своих исследованиях указывает на духовные традиции, связывающие в единое целое огромные территории, неисчислимые поколения и, казалось бы, удалённые во времени и пространстве исторические судьбы.

Обладая синтезом познания, объединяющим умозрительные нахождения Востока и эмпирические открытия Запада, широким космическим мировоззрением, Юрий Николаевич Рерих вложил немало плодотворных идей в творческую деятельность Института Гималайских исследований «Урусвати», директором которого он состоял в 1930-х годах. В основе научных исследований института лежала методология новой системы познания – Живой Этики, или философии космической реальности.

 Так символ Космической эволюции, запечатлённый на тамге Амира Темура и на Знамени Мира, стал ведущим и в жизнедеятельности великого полководца XIV века, и крупнейшего учёного-востоковеда ХХ века Юрия Николаевича Рериха. Оба они каждый в свою эпоху принимали участие в метаисторическом процессе, реализуя на практике космический закон: Высшее в эволюции ведёт за собой низшее. Именно связь с Высшим и синтез легли в основу научной деятельности Юрия Николаевича Рериха, раскрывшей творческий потенциал и пути новой одухотворённой науки, о которой говорят Авторы Живой Этики. Его научный и жизненный опыт могут служить примером для всех, ищущих новых путей к познанию Истины.

 

     Литература:

1. Рерих Ю.Н. Письма: в 2 т. Т. I. – М.: МЦР, 2002.

2. Там же.

3. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха: Материалы междунар. обществ.-научн. конференция. – М.: МЦР, 2011.

4. Уроженко О.А. Пакт охранения Культуры/Пакт Н.К. Рериха как выражение философии космической реальности // Культура и мир – священный оплот человечества: Материалы VIII Международного научно-общественного форума, посвященного 75-летию Пакта Культуры (Пакта Рериха). Дели – Кулу – Шимла – Калимпонг. 22 окт.-5 ноября 2010 г. – Пермь: Изд. Богатырев П.Г., 2012.

5. Рерих Н.К. Знаки // Н.К. Рерих. Листы дневника: в 3 т. – Т. 1. М.: МЦР, 1999.

6. Символ Знамени Мира: ступени тысячелетий / авт.-сост., отв.ред.: А.П. Соболев. – СПб.: 2010.

7. Монасыпова Н.Р. Знак Триединства в культуре народов Средней Азии // 75 лет Пакту Рериха. – М.: МЦР, 2011.

8. Оккультизм и Йога: в 2 т. Т. 2. – М.: Издательство «Сфера», 1996.

9. Хукхэм Х. Властитель семи созвездий. – Ташкент: Издательство «Адолат», 1995.

10. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. – Рига: Виеда, 1992.

11. Расулова Т.С. Амир Тимур – светоч Азии или знаки судьбы Сахибкирана. – Ташкент: Издательство «Musiqa», 2011.

12. Учение Живой Этики. Сердце, 295.

13. Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. II, 449.

14. Рерих Н.К. Знамя Мира // Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995.

15. Шапошникова Л. Магический мост синтеза // Н.К. Рерих. Восток-Запад. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994.