Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Совершенствование личности как основа психопрофилактики:

работа над собой

Оковы привычек

Уварова Лариса Ивановна,

Санкт-Петербургская Академия постдипломного

педагогического образования

 

Отложив умную книгу, человек, занялся своими заботами, и, обратившись к обычному образу мысли и действий, в очередной раз не заметил, что, будучи внешне свободным, он пребывает в оковах рабства, и ежедневно, ежечасно он служит своим привычкам, которые продвижения в духе ему не дают – об этом он просто не думает.

Сколько раз в течение дня мы позволяем себе отяготиться обидами или выражаем нетерпимость и легкомыслие, насмешливость и осуждение! Допускаем уныние, опасение и раздражительность, проявляем недовольство и сердимся, забывая о том, что «сердце не любит этого корня»… И многое, многое мы допускаем, не придавая значения «мелочам» в обиходе и даже считая их неизбежными. И все оттого, что это стало привычным, а привычное не замечают.

Глубокий смысл содержится в слове «привычка», и он не усвоен людьми. Но масса привычек самости, незамеченных и неосмысленных, тайно влияет на духовный процесс, и опасным, невидимым грузом лежит на тех, кто идет по пути совершенствования.

Рычагом воспитательной деятельности называл привычки известный педагог К.Д. Ушинский. Это же можно отнести и к самовоспитанию. Казалось бы средство, признанное столь действенным, достойно большего внимания, но вопрос этот в науке разработан явно недостаточно.

*  *  *

Проблемы самосовершенствования не являются частным делом одного человека – сознательная и кропотливая работа личности по улучшению своих качеств приносит необходимое оздоровление в окружающую обстановку, состоянием которой сегодня не на шутку встревожено мыслящее человечество.

В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость… Пути решения этих и других проблем, связанных с девиантным (отклоняющемся) поведением, а также разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того многочисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать в законодательных актах и нормативах все случаи жизни. О самом же важном и простом – и самом неотложном – ни в прессе, ни на конференциях почти не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые, безусловно, пытаются искать ответы и в психологии, но проблемы сводятся, как правило, к всевластному житью-бытью, и перекраиваются старые методики, которые основаны на давно отживших представлениях о жизни – на предрассудках. Однако новый век и утверждающийся Новый Мир приносят обновление – новые знания и новое решение проблем, которое – в самой основе человека, в основе его внутреннего мира и в осознании необходимости работы над собой, работы каждого по самосовершенствованию, в устремлении к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

 

ПРИВЫЧКА ОБИХОДА  ЕСТЬ ВРАГ ЭВОЛЮЦИИ

В основании эволюции, всякого развития, лежит усовершенствование, и задача человека в связи с этим – подняться в своем самосознании до оценки своих нравственных качеств, освободиться от ненужных поступков и действий, сопровождающих человека в каждодневности и ограничивающих его духовный рост. До той поры, пока человек не осознал этого и не избавился от столь вредного груза, он находится на низшей ступени эволюции. «Животный человек есть совокупность привычек» – в этом заключается суть рассматриваемого вопроса[1].

Проблема состоит в том, что эти, казалось бы, невинные и, на первый взгляд, малые, неконтролируемые сознанием действия, могут создавать культ рабства, и такое рабство заключается не в купле-продаже, но в невидимом и утонченном унижении личности.

Главное, что это внутреннее рабство, как правило, самой личностью не осознается. Но враг, о котором не ведаем, намного опаснее явного вредителя – об этом надо помнить, как и то, что «малый скорпион поражает не меньше большого, если он не замечен», гласит мудрость.

Кроме того, малые привычки самости – главные помехи сотрудничества, а оно, сотрудничество – это важно осознать – является основой продвижения общества. Доброжелательство есть главный принцип сотрудничества, и пока большинство людей не овладеет «искусством великого творчества отношений между людьми»[2], обществу не построить Новый Мир – мир красоты, мир высокой культуры.

 Основой такого творчества являются искренность и простота – иначе говоря, сердечность – эти качества ценятся людьми больше всего, и благодаря именно им отношения между людьми складываются должным образом. Однако проявиться столь прекрасным качествам в жизни мешают вполне определенные, но мало осознанные действия и поступки – привычки самости.

 

«ОТМОЙТЕ ГРЯЗЬ ПРИВЫЧЕК»

«Привычки к добрым и недобрым делам исключительно властвуют над людьми», замечено мудрецами. Привычки связаны с образом жизни людей и проявляется через потребности, интересы и стимулы. Согласно словарям, привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие обычными, постоянными; это автоматизированные действия, сформировавшиеся в результате многократного повторения, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью; это принятая, но не природная потребность. Бытует выражение: привычка – вторая натура (природа).

Как частное исходит из общего, так поступки человека, его поведение зависит от мировоззрения, так и негодные, дурные привычки рождаются от предрассудков. «Жизнь большинства людей основана на предрассудках», гласит мудрость. Избавление от устаревшего и искаженного представления о действительности – это является первой и необходимой ступенью на пути развития личности и общества. «Познайте мир в действительности, и тем освободитесь от оков рабства, – учили древние. – Научитесь мыслить широко и свободно».

Обидчивость, лень, несдержанность, раздражительность, опасение, нечестность, многословие,– все это привычки обихода, большинство которых основано на самости-эгоизме и на невежестве. Все они, так же как и корыстолюбие, грубость, сквернословие должны быть порицаемы. И в первую очередь необходимо искоренить допотопные привычки: курение, пристрастие к вину, еде, а также пересуды и сплетни, обороты мелких, ненужных дел, осуждение и гнев – можно ли это совместить это с ростом сознания?

Особенно надо сказать о вреде лжи. Люди справедливо сравнивают безнравственное поведение с грязью, сталкиваясь с этим явлением в жизни. Так, в наши дни широко распространено выражение: «грязные технологии». Однако, свою нечистоплотность ложь, чаще всего, искусно прикрывает разноцветными одеждами и всевозможными масками. И в самом деле, вряд ли можно встретить человека, проявляющего нечестность, который в жизни солгал только раз. Поведение, маскирующее неискренность – лукавство, лицемерие, притворство, фальшь (много названий у одного и того же!) – у иных это стало привычкой, освоенной еще в детстве, где окружение вполне способствовало такому усвоению.

Атавизм и семья, школа и, в целом, социум дают наросты привычек.

Нужно, чтобы молодое поколение знало о космическом вреде лжи. Не только нравственные поучения могут глубоко запасть в сознание, но научное указание на непоправимый вред изменит мышление молодежи.

Надо учесть, что по одиночке привычки не существуют. Например, ложь, как замечено, всегда идет об руку со страхом. Паника, ужас – лишь крайности страха, но в обыденной жизни это привычка постоянной тревоги, боязни и опасения за свое личное благополучие. Где угодливое лепетание, малодушие, торопливая суета – там тот же идол страха, который разнообразен, как и ложь.

Все это рождается самостью-себялюбием и, как было отмечено выше, невежественностью. Именно непросвещенностью в области духовных законов и нежеланием их узнать – какое бы при этом человек ни имел образование – можно объяснить поведение, продиктованное самостью. Оно всегда напоминает судороги («будто кто-то дергает» – описывает словарь В.И. Даля такое поведение – беспокойные, суетливые действия, словно у марионетки или паяца, лишенных самостоятельности, действующих не по своей воле). Такое поведение вызывает неукрощенная самость у всякого, кто допускает в своих чувствах, к примеру, зависть, ревность или обиду. Это приводит к ненужным, лишним действиям, а они – эти судороги самости – ведут к осложнениям и заставляют в дальнейшем весьма сожалеть о своих поступках.

Лучшим же «украшением» самости-эгоизма является нетерпимость. В ней заключаются задатки самых дурных действий, преграждающих путь к совершенствованию и сотрудничеству – властолюбие, высокомерие, неблагодарность, неуважительное отношение к людям, умаление достоинств сотрудника и возвеличивание своих и т. п. Такое поведение могут позволить себе только невежественные люди – те, кто не осознал еще значение и цели эволюции, в том числе и собственного развития, кто далек от истинного понимания духовности.

«Нетерпимость ограничивает умы и увековечивает предрассудки», – писал французский философ-просветитель Дени Дидро, ярко и точно описав в своих заметках характер нетерпимого человека: это тот, кто «вбил себе в голову», что вся мораль покоится лишь на его представлении об истине; для него неверующий – любой, кто не верит в то, во что верует он сам, и такой человек уже есть враг самой истины; «он является величайшим злодеем, величайшим преступником в этом мире – нельзя любить его, помогать ему, нельзя жить вместе с ним»3.

Несчастье человечества состоит в том, что многие сильные личности, приверженные даже к светлой идее, понимают ее слишком односторонне, нетерпимо и узко, и отсюда все разрушительные действия.

Конечно, побороть все негодные привычки одним ударом вряд ли возможно, потому надо приняться за искоренение самого неотложного – необходимо изгнать нетерпимость. Именно она становится сегодня главным препятствием в созидании новых, творческих отношений, в построении нового, более совершенного общества. Поэтому нужно считать особенно важным и неотложным осмысление этого явления, осознание и применение в жизни принципов терпимости и дружелюбия.

 

«НЕ АСКЕТИЗМ, НО РАЗУМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЕЩАМИ»

Известный метод античного мира «Познай самого себя» приобретает сегодня особую важность: «Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир».

Этому способствует не узкое, но расширенное понимание действительности, осознание психической энергии и углубленное самоисследование. Все это даст непоколебимую убежденность в необходимости действий по духовному очищению, утвердит целесообразность и обострит чувство ответственности, обеспечит самодисциплину и надлежащий самоконтроль, что и подготовит в будущем успех. Расширение сознания начинается именно с освобождения от предрассудков, а от них, как считают мыслители, «никогда не поздно отказаться» (Г.Д. Торо).

Человеку, свободному от предрассудков – то есть тому, кто усвоил взаимную зависимость всего сущего в мироздании, кем осознаны великая ответственность человека на Земле и существование миров надземных, кем воспринято понятие Высшего Начала, и мысль признана как главный двигатель – такому человеку освобождение от ненужных привычек, мешающих строить жизнь и добрые взаимоотношения, вполне под силу. И начав процесс самоосвобождения, ему не придется прибегать к насилию над собой, ибо известно: каждое насилие обречено на реакцию, и всякая насильственность осуждена.

В то же время, нужно быть готовым к тому, что изгнание некоторых привычек совсем не легко, и на пути самосовершенствования и очищения каждого из нас ждет немало трудностей. Одной из них является то, что дурные привычки имеют особенность возвращаться, и требуется упорная борьба с самим собою, суровость к себе и умение не потакать своим слабостям. Не об этом ли многотрудном процессе писал классик русской литературы – «выдавливать из себя по капле раба»? (А.П. Чехов). Другой же классик по этому поводу шутил: «Привычка есть привычка, ее из окна не выбросишь; привычку нужно шаг за шагом выманивать из дома» (М. Твен).

Здесь без того, что называют самодисциплиной, не обойтись. Но пусть кому-то не покажется это посягательством на его свободу. Именно с осознания цели эволюции человечества, с понимания истинной свободы и разницы между этим великим понятием и той распущенностью – своеволием, которое принимают подчас за свободу воли, и нужно начать процесс очищения, дарующий радость.

И все же духовное развитие, расширение сознания осуществляется не только работой труженика-ума, но и путем открытого сердца – открытого Красоте окружающего мира. «Устремляясь к прекрасному, мы улучшаемся», говорили великие. Пусть красота будет нашим критерием – и поступков, и мыслей.

Не самоистязание, но самоосвобождение, и озарение, которое даруется свыше как награда за духовные усилия. Мучительный и тягучий процесс накопления доброй привычки, – напутствуют мудрые, – превращается в радостное, мгновенное озарение сознания тогда, когда пробуждается «огонек в сердце».

 «Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию», – повторим за мыслителем древности.

_____________________________________

1 Письма Елены Рерих. В 2 т. Том 1. – Минск: ПРАМЕБ, 1992, с.129.

См. также на страницах журнала фрагменты из книги Л. Толстого «Путь жизни».

2 Письма Елены Рерих. Том 1 – Новосибирск : Изд-во «Вико», 1992, с. 147.

3 Дидро, Дени. Избранное. – М.: Изд-во АН СССР, 1956, с. 246, с. 261.